Москва–Кассиопея

В Большом зале Артплея открылась инсталляция Юрия Аввакумова, посвященная 60-летию Тотана Кузембаева – «Гравитация».

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 В зале, где Артплей как правило проводит лекции и конференции, пол выстлан войлоком. Из динамиков раздается то птичье пение, то степные ритмы. Войлок покрывает ряды искусственных холмов, между которыми можно ходить, а можно лежать, глядя на потолок. Из камер, установленных в зените войлочных куполов, на прикрепленные к потолку круглые диски проецируются слайды с фотографиями домов Тотана Кузембаева: получается похоже на планеты в небе. На балконе зала развешаны графические листы Тотана Кузембаева, все 1998 года, на всех мелко-мелко контуром нарисован город, издали похожий на орнамент восточного ковра, но на листах уложенный в строгие то геометрические, то орнаментальные фигуры преимущественно астрального характера: спирали, квадраты и диски.
Пространство инсталляции. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Графика Тотана Кузембаева. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной

К юбилею и выставке издан каталог: завернутая в кусок войлока массивная книга с множеством картинок и минимумом текста. Слова (что-то вроде кураторского послания) написал Юрий Аввакумов. Здесь о детях, которые собрались дойти из степи до гор, поймали диких осликов, не дошли, вернулись – и о свойствах материалов по Витрувию. Про детей, про игрушечные кирпичики из глины, высушенные в спичечных коробках – реальные истории из детства Тотана Кузембаева, а Витрувий – он тут в некотором роде из-за гравитации (название, как следует из текста, предложил Тотан Кузембаев). Замысел инсталляции тоже практически расшифрован в кураторском послании: войлок – юрты, купола – степь, окошки с проекторами – отверстия «шанырак» в куполах юрт, «парящие изображения – город-мираж». Не очень понятно, как все-таки из гор, к которым шли дети, получился город – Аввакумов намекает на игру с корнями слов (гора–город) и тут же отвергает ее – в тюркских языках такого созвучия нет; город привязывается плохо, нелогично и все время норовит остаться в стороне (за горами?).
Круги на потолке. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной

Строго говоря, замысел инсталляции (авторами значатся Юр. Аввакумов и Тотан Кузембаев) очень ясен: в ней зашифрован путь архитектора, те самые 60 лет от казахской степи до московских вилл и венецианских инсталляций. Путь космический, фантастичность которого с каждым годом становится все ощутимее. От казахской степи до московской элиты (а Тотан Кузембаев сейчас – безусловно архитектор элиты) – дистанция по нашим временам непредставимая, как от земли до звезд или как для детей из степного аула до гор. В своих интервью Кузембаев нередко рассказывает о том, как он приехал в Москву учиться на художника, узнал что в Строгановке надо «принести натюрморт», а он не знал, что такое натюрморт, и поэтому выбрал МАрхИ – институт, где натюрморта приносить не надо было. Согласитесь, в наше время эта история звучит совершенно безумно. Сейчас, прямо скажем, такое невозможно. Космично. 

Так вот и инсталляция с ее названием «Гравитация» – о преодолении тяготения. Внизу казахская степь, мы на ней лежим, она притягивает, как земля. Вверху – звезды (точнее космос, мелодия сфер, что-то из «тайны третьей планеты»), московские «звездные» (а они безусловно такие и есть) проекты Тотана Кузембаева. Путь казалось бы непреодолим, и между тем преодолен, архитектор не говорит как, архитектор немногословен и охотно рассказывает только истории из детства, но показать может – вот она, гравитация преодолена. И в то же время, будучи преодоленным, притяжение сохраняет свою силу: силу воспоминаний детства, инаковости и внеположности казахской степи по отношению к столичной московской и – шире – европейской реальности.

Между тем Тотан Кузембаев очень европейский архитектор, что хорошо видно и по его деревянным загородным домам (Кузембаев не строит в городе и как будто даже не стремится) и по всем другим его работам: объектам, инсталляциям, графике. Не знаю, как это возможно «без натюрморта» при поступлении, но этот архитектор впитал европейскую культуру со всеми ее нюансами лучше многих москвичей. Впитал включая европейскую (!) любовь к ориентализму, и здесь возникает парадокс: время от времени ориентализм европейского толка толкает архитектора к тому, чтобы использовать себя самого как восточную достопримечательность – подобно тому, как многие современные художники используют себя в качестве экспоната инсталляций (например, подвешиваясь к голом виде на дерево, что мы недавно наблюдали на «Архстоянии»). Тотан, впрочем, до крайностей никогда не доходит. Воспоминания детства становятся для него материалом инсталляции – он имеет полное прирожденное право на этот экзотический материал, больше чем его московские или европейские коллеги, – право пережитого. А материал ложится в объект как часть мозаики (в портфолио Тотана есть целая серия картин-мозаик, набранных из разных вещей: земли, зерен, виниловых пластинок, старых башмаков), где-то приживается может быть чересчур экзотично (например, 4 года назад на венецианской биеннале Кузембаев показывал юрту с запорожцем внутри, что символизировало кочевую природу востока–запада), а где-то получается искренним и уместным – как например сейчас. Во всяком случае день рождения это правильный повод для воспоминаний о детстве.

Дихотомия восток–запад хорошо прочитывается и здесь, даже если проанализировать пространственные ощущения. Лично мне войлочный ковер, перед которым надо снимать тапки, по ощущениям напомнил скорее не степь, а мечеть. (Хотя здесь можно было бы, к примеру, вспомнить Иисуса Навина и сказать, что, заставляя посетителей снять обувь Тотан таким образом предлагает почтить его родную землю – степь в ее символическом воплощении.) Купола с испускающими свет окошками похожи на кровлю восточного базара (или бани, или двора мечети), нам, москвичам, с детства знакомые по фотографиям Бухары и Самарканда, а теперь – по путешествиям в Стамбул. Впрочем никогда! – подчеркнем это здесь – никакие намеки на восточную архитектуру не были замечены в проектах Тотана Кузембаева.

С другой пространство зала, полумрак, музыка, видеопроекции, лежание на полу – это все совершенно определенно отсылает нас к ощущениям венецианской биеннале, мероприятия более чем европейского, никак не восточного. Как будто входишь в один из залов Арсенала. Здесь ясно читается «венецианский» почерк Юрия Аввакумова, который с некоторого времени стал измерять многие свои вещи тем или иным венецианским модулем (делая экспозицию «Зодчества», он подчеркнуто заложил туда размеры павильона России в Джардини).

Все вместе получилось космично: взгляд из казахской степи в вечность и до какой-то степени демонстрация способности человека, мечтающего о горах и звездах, легко преодолевать барьеры и расстояния.

Выставка продлится до 28 августа.
Отдельно планируется более подробная монографическая выставка в Музее архитектуры
.
Круги на потолке. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Тотан Кузембаев (в центре) на открытии. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Лежащие на войлоке. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Рельеф пола; видны лучи из проекторов. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Лежащие на войлоке. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Рельеф войлочного пола. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Каталог Тотана Кузембаева в войлочной обертке. Выставка «Гравитация». Фотография Ю.Тарабариной
Каталог Тотана Кузембаева. Разворот. Фотография Ю.Тарабариной
Каталог Тотана Кузембаева. Разворот. Фотография Ю.Тарабариной

03 Августа 2013

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Пресса: Дом над болотом
В большом выставочном зале центра дизайна Artplay открылась выставка архитектора Тотана Кузембаева "Гравитация" — оммаж к 60-летию юбиляра сделан куратором Юрием Аввакумовым, старым другом и коллегой по "бумажной архитектуре", при поддержке фонда Исмаила Ахметова и галереи Musivum. Не смогла скрыть восхищения Анна Толстова.
Пресса: Гравитационное арт-вздутие пространства
Artplay ни на минуту не прекращает свою работу: он почти круглосуточно кишит всевозможными выставками, семинарами и мастер-классами. Здесь куча кафе, небольших магазинчиков со всякой всячиной. Но на третьем этаже одного из зданий бывшего завода тихо. И темно. Там появилось целое гравитационное поле — в Artplay начала работу выставка «Гравитация», приуроченная к 60-летию архитектора Тотана Кузембаева.
Технологии и материалы
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Сейчас на главной
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Несколько штрихов
Зона отдыха на берегу озера Тургояк создана малыми средствами, что не отменяет эффект преображения: насыпь, амфитеатр и несколько шезлонгов превратили бывший недострой в востребованную локацию.
Изобретая восток
Чтобы погрузить гостей ресторана Saiko в атмосферу азиатской роскоши, команда IZI Design самостоятельно спроектировала все элементы дизайна – от созданного вручную рельефа скалы на стенах до напечатанных с помощью 3D-принтера подставок для палочек.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.