Ленинский проспект. Манифесты городских пересечений

Проекты студентов школы МАРШ по курсу «Проблемы урбанизма» за весенний семестр 2013 года были посвящены Ленинскому проспекту.

mainImg
О работе студентов на курсе «Проблемы урбанизма» рассказывают руководители курса Надежда Нилина и Ярослав Ковальчук:

«Курс «Проблемы урбанизма» состоит из двух взаимосвязанных частей – теоретической и практической. Теоретическая состоит из серии лекций об истории градостроительных идей – от движения за гигиену до движения за охрану окружающей среды. Она касается идей и основных понятий – таких как «плотность», «связность», «сетка». Параллельно студенты занимаются практической работой по анализу разных городов с точки зрения морфологии городской среды. В весеннем семестре мы рассматривали примеры Берлина, Чикаго, Гонконга, Нью-Йорка, Амстердама, Москвы. Сравнительный анализ этих городов позволил нам проследить их градостроительную эволюцию и применить теоретические знания к конкретным примерам.

Навык аналитической работы был применен к московской ситуации и затем был сделан следующий шаг – к конкретному предложению. Объектом работы был выбран Ленинский проспект. В то время как город мыслит его исключительно как транспортную артерию и намеревается превратить практически в хай-вей, мы рассматриваем эту магистраль как «общественное пространство». И все предложения делались именно в этом ракурсе. Главным «героем» этой работы был «человек неавтомобилизированный»: пенсионер, ребенок, инвалид, домохозяйка, гость столицы. Задачей проекта было показать, как можно улучшить среду в интересах приоритетных пользователей (не ущемляя, впрочем, прав автомобилистов). Деликатность избранных методов не отменяет их революционной сущности».
zooming
Ленинский проспект. Пересечения. © МАРШ
Ленинский проспект. Потоки. © МАРШ

Ленинский проспект – длинная и широкая (12.9 км / 108 - 120 м) улица, пересекающая 4 административных округа города Москвы.
  • Количество маршрутов общественного транспорта – 33 (23 автобусных, 6 троллейбусных, 4 трамвайных, но трамваи только пересекают Ленинский проспект).
  • Три основные полосы проспекта пропускают по 800 автомобилей в час.
  • Переходов через проспект всего 37 (18 подземных,18 наземных, 1 пешеходный мост).
  • 4 памятника, 54 примечательных здания и сооружения.
  • 2 существующие и 1 проектируемая станция метро.
  • В полосе шириной 1 км по обе стороны от проспекта проживает около 62000 человек.
  • Против проекта реконструкции проспекта было собрано 20000 подписей.
zooming
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь. Варианты решения проблем. © МАРШ

Концепция предлагаемого решения заключается в увеличении доли качественного общественного транспорта и в снижении количества частного автомобильного транспорта. Появление линии скоростного современного и экологичного, но при этом традиционного для Москвы трамвая, удобных парковок, сети велодорожек способны разрешить транспортную проблему без необходимости строительства тоннелей, многоуровневых развязок и виадуков. При этом формируется среда, удобная для людей, а не для машин.

Манифест городских пересечений:
  1. Улица должна стать пространством для комфортных передвижений разных групп пользователей.
  2. Улицы должны быть отделены от магистралей, насыщены необходимой плотностью пользователей, создавая единую систему работы всей сети городских улиц.
  3. Идеал свободы – соседства и сожительства.
  4. Градостроительные решения должны быть основаны на критическом подходе.
  5. Нравственное градостроительное/градопользовательское образование – необходимо учиться на чужих ошибках и осознавать ответственность принятых решений и количество людей, на которых они влияют.
  6. Все градостроительные решения должны проходить открытые и общественные слушания, активная позиция горожан – основной инструмент регулирования качества городской среды.
  7. Наука и технология должны стать инструментами урегулирования городских пересечений интересов и улиц, предотвратить конфликты и наладить сотрудничество.
  8. Новые градостроительные и инфраструктурные решения должны приниматься исходя из эволюции жизни общества и служить его интересам.
  9. Активное и внимательное использование городской среды должно стать инструментом постепенной, но постоянной реорганизации городов в лучшую сторону.
  10. Этому способствуют прогулки и понимание того, что город принадлежит тебе.
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь
Авторы: Даша Грудинкина, Аня Шевченко, Иван Греков, Кеша Падалко, Антон Кравченко, Саша Эминова.

Калужская площадь – старейший скейт спот (пространство, оборудованное для катания на скейтборде) Москвы. Памятник Ленину у метро Октябрьская – одно из старейших, если не самое старое, мест для катания в Москве. Скейтеры начали осваивать Калужскую площадь ещё с конца 80-х годов. На площади начинали свою карьеру многие пионеры отечественного скейт движения. За последние годы в Москве появилось множество новых скейт парков, но локальных мест в городе по прежнему не хватает. Площадь удобна для начинающих, и одно из основных её преимуществ для скейтеров – отсутствие большого транзитного движения пешеходов

Выявленные проблемы:
  1. Отсутствие наземных пешеходных переходов.
  2. Огромное, неиспользуемое пространство.
  3. Отсутствие связности общественного транспорта.
  4. Огромное количество неорганизованно припаркованных машин.
  5. Отсутствие удобной пешеходной зоны.
Предложения:
  1. Проецирование мультфильмов на здание библиотеки.
  2. Скоростные трамваи.
  3. Пространства для скейтбординга.
  4. Пространства для занятий современными видами спорта.
  5. Бережное отношение к культуре места.
  6. Проведение массовых развлекательных мероприятий.
zooming
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. Варианты решения проблем. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина
Авторы: Артем Слизунов, Лера Самович, Дима Столбовой, Ася Вайнберг, Юля Андрейченко, Алиса Старобина, Маша Карцева.

Выявленные проблемы:
  1. Несоразмерность среды человеку.
  2. Редкая и неудобная сетка пешеходных переходов.
  3. Отсутствие велосипедной инфраструктуры.
  4. Большое количество неиспользуемых территорий.
  5. «Площадь» не является площадью.
Предложения:
  1. Среда насыщается элементами, сомасштабными человеку: автобусными остановками, спортивными площадками, павильонами, переходами и etc.
  2. Частая сетка пешеходных переходов со светофорами замедляет траффик .
  3. Велосипедные дорожки и пандусы.
  4. Неиспользуемые площади отдаются под спортивные площадки, как альтернатива Нескучному саду.
  5. Частота пешеходных связей и спортивные площадки объединяют разрозненные территории в единое общественное пространство.
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект
Авторы: Ася Котенко, Тоня Хлызова, Женя Бакеева, Александра Ковалева, Юля Арнаутова, Леша Сироткин.

Разные группы людей могут находиться в одном и том же месте, где их пространства пересекаются. В случае нашего проекта это происходит на перекрестке, где горожане применяют разные способы и устройства для использования среды, определяют ими свое пространство. Мы решили посмотреть, что есть сегодня в их арсенале пространств и чего им не хватает на примере нашего перекрестка, сложившаяся среда которого, как и любое место в городе, крайне ранима. Мы избрали акупунктурный подход, сохраняя все важное и добавляя горожанам необходимые для общения с городом приспособления.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект
Авторы: Даниил Макаров, Алла Комарова, Наташа Бакаева, Настя Левщанова, Денис Макаренко.

Выявленные проблемы:
  1. Широкий тротуар используется для стихийной парковки. Выходы с тротуара на дорогу логически не связаны. Озеленение перекрывает зону видимости пешехода.
  2. Озеленение очень скудное и не выполняет положенных функций: улучшения микроклимата, шумозащиты, поглощения пыли, улучшения облика города.
  3. Короткие наземные пешеходные переходы побуждают пешехода не ждать переключения светофора и пересекать дорогу на красный свет.
Предложения:
  1. Введение скоростного трамвая, независимого от автомобильного движения.
  2. Создание «крепкого» пересадочного узла.
В новом предложении трамвай проходит по центру проспекта и на перекрестке Ленинского и Ломоносовского поднимается на эстакаду. Там располагается пересадочный узел, связанный с подземной перехватывающей стоянкой и ближайшими остановками автобуса и троллейбуса. На Ломоносовском появляется новая система распределения способов использования проспекта. От красной линии застройки к центру проезжей части располагаются: тротуар, велосипедная дорожка, общественный транспорт (автобусы/троллейбусы) и автомобильные полосы. В итоге, скорость потоков снижается от центра проезжей части и на тротуарах достигает минимума.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Предлагаемое решение включает в себя несколько аспектов: на всей протяженности появляется скоростной трамвай, имеющий несколько остановок, в том числе на Ломоносовском проспекте, на который приходится весь основной поток людей, стремящихся из области в центр. Автобусы, троллейбусы и трамвай, двигающийся вдоль Ломоносовского проспекта, выполняют вспомогательную роль по доставке людей из прилегающих районов к остановке скоростного трамвая.

Автомобили частично остаются на перехватывающих стоянках: на данном участке мы планируем связать ее с остановкой трамвая. Располагаться парковка будет под перекрестком, что позволит сразу же воспользоваться скоростным трамваем, поднявшись со стоянки к виадукам либо пешеходным переходам. Согласно общей концепции, на данном участке должно быть пересажено 8% потока людей с автомобиля на другие виды транспорта. При этом на данном пересечении движение продолжают только 36% условного автомобильного потока, идущего от МКАД.

Чтобы не задерживать трамвай светофорами и исключить его остановку во время возможных аварий на перекрестке (предполагается, что он будет ходить довольно часто и по строгому расписанию, т.к. только в это случае будет достигнута его эффективность), предлагается поднять его над перекрестком. Далее он движется на уровне земли, становясь действительно скоростным и независимым (идущим по выделенной полосе) видом транспорта.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Таким образом, на пересечении Ленинского с Ломоносовским проспектом, который является серединой пути из области в центр, создается удобное «Сплетение». Пешеходы имеют приоритет на движение. Все переходы остаются наземными, с регулировкой светофорами, виадуки нужны только для поднятия к платформе трамвая, находящейся в шаговой доступности от остановок автобусов и троллейбусов.

Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая
Авторы: Даниэль Баренбойм, Маша Тюльканова, Анна Козлова, Ника Баринова-малая, Таня Левченко, Даша Санникова.

Городская артерия рассекает Юго-западный лесопарк, разделяя лесной массив, прогулочную и пешеходную зону, преграждая путь животным и людям. Переход Ленинского проспекта – большая проблема для всех пользователей парка, решением которой является Эко-мост, он предназначен для перехода из одной половины в другую всех пользователей: от муравья до старушки.
Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая. Варианты решения проблем. Эко-мост. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + МКАД
Авторы: Максим Зуев, Андрей Свиридов, Снежана Копейкина, Королев Егор, Анна Мосенкова, Алина Морозова.

Выявленные проблемы:
  1. Проблемы перспективного строительства. В связи с планами по строительству трех станций метро вдоль Ленинского проспекта, близ развязки предполагается возникновение жилых кварталов и бизнес-парков, что еще больше обострит недостаток общественного транспорта на проспекте и создаст проблемы на выезде и въезде в город.
  2. Неэффективная транспортная развязка. Недостатки развязки: небезопасный левый поворот на 270 градусов, расположение въезда перед выездом, что может создать заторы и аварийные ситуации, пересечение затруднено для пешеходов (чтобы пересечь развязку, требуется пройти большое расстояние и при этом пересечь как минимум две боковых дороги).
  3. Дробление рекреационной зоны на 4 обособленные части. Отсутствие инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов. Магистрали разделяют парковую зону таким образом, что пешеходу практически невозможно попасть из одной части в другую. В результате чего лесные массивы с внешней стороны МКАД приобретают брошенный маргинальный вид и не пользуются спросом у жителей.
Предложения:
  1. Для решения проблемы развязки мы выбрали «одноточечную городскую развязку» (single point urban interchange). Она обеспечит непрерывное движение по Мкад. Перекресток контролируется всего одним светофором, имеющим три фазы движения. Дополнительные мосты сделают возможным пересечение проезжей части пешеходом и велосипедистом и соединят части лесопарка. У предполагаемой конечной станции метро Саларьево будет транспортно-пересадочный узел с возможностью пересадки с личного транспорта на метро и трамвай. Трамвай будет проходить посередине ленинского проспекта. От каждой остановки можно будет спустится по лестнице или в лифте в подземный переход, чтобы перейти дорогу на нужную сторону.
  2. На территорию накладывается сетка пешеходных и велосипедных дорожек, они связывают разделенные части рекреационной зоны, создавая комфортное для человека городское пространство.
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ


25 Июня 2013

comments powered by HyperComments
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.