Ленинский проспект. Манифесты городских пересечений

Проекты студентов школы МАРШ по курсу «Проблемы урбанизма» за весенний семестр 2013 года были посвящены Ленинскому проспекту.

mainImg
0 О работе студентов на курсе «Проблемы урбанизма» рассказывают руководители курса Надежда Нилина и Ярослав Ковальчук:

«Курс «Проблемы урбанизма» состоит из двух взаимосвязанных частей – теоретической и практической. Теоретическая состоит из серии лекций об истории градостроительных идей – от движения за гигиену до движения за охрану окружающей среды. Она касается идей и основных понятий – таких как «плотность», «связность», «сетка». Параллельно студенты занимаются практической работой по анализу разных городов с точки зрения морфологии городской среды. В весеннем семестре мы рассматривали примеры Берлина, Чикаго, Гонконга, Нью-Йорка, Амстердама, Москвы. Сравнительный анализ этих городов позволил нам проследить их градостроительную эволюцию и применить теоретические знания к конкретным примерам.

Навык аналитической работы был применен к московской ситуации и затем был сделан следующий шаг – к конкретному предложению. Объектом работы был выбран Ленинский проспект. В то время как город мыслит его исключительно как транспортную артерию и намеревается превратить практически в хай-вей, мы рассматриваем эту магистраль как «общественное пространство». И все предложения делались именно в этом ракурсе. Главным «героем» этой работы был «человек неавтомобилизированный»: пенсионер, ребенок, инвалид, домохозяйка, гость столицы. Задачей проекта было показать, как можно улучшить среду в интересах приоритетных пользователей (не ущемляя, впрочем, прав автомобилистов). Деликатность избранных методов не отменяет их революционной сущности».
zooming
Ленинский проспект. Пересечения. © МАРШ
Ленинский проспект. Потоки. © МАРШ

Ленинский проспект – длинная и широкая (12.9 км / 108 - 120 м) улица, пересекающая 4 административных округа города Москвы.
  • Количество маршрутов общественного транспорта – 33 (23 автобусных, 6 троллейбусных, 4 трамвайных, но трамваи только пересекают Ленинский проспект).
  • Три основные полосы проспекта пропускают по 800 автомобилей в час.
  • Переходов через проспект всего 37 (18 подземных,18 наземных, 1 пешеходный мост).
  • 4 памятника, 54 примечательных здания и сооружения.
  • 2 существующие и 1 проектируемая станция метро.
  • В полосе шириной 1 км по обе стороны от проспекта проживает около 62000 человек.
  • Против проекта реконструкции проспекта было собрано 20000 подписей.
zooming
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь. Варианты решения проблем. © МАРШ

Концепция предлагаемого решения заключается в увеличении доли качественного общественного транспорта и в снижении количества частного автомобильного транспорта. Появление линии скоростного современного и экологичного, но при этом традиционного для Москвы трамвая, удобных парковок, сети велодорожек способны разрешить транспортную проблему без необходимости строительства тоннелей, многоуровневых развязок и виадуков. При этом формируется среда, удобная для людей, а не для машин.

Манифест городских пересечений:
  1. Улица должна стать пространством для комфортных передвижений разных групп пользователей.
  2. Улицы должны быть отделены от магистралей, насыщены необходимой плотностью пользователей, создавая единую систему работы всей сети городских улиц.
  3. Идеал свободы – соседства и сожительства.
  4. Градостроительные решения должны быть основаны на критическом подходе.
  5. Нравственное градостроительное/градопользовательское образование – необходимо учиться на чужих ошибках и осознавать ответственность принятых решений и количество людей, на которых они влияют.
  6. Все градостроительные решения должны проходить открытые и общественные слушания, активная позиция горожан – основной инструмент регулирования качества городской среды.
  7. Наука и технология должны стать инструментами урегулирования городских пересечений интересов и улиц, предотвратить конфликты и наладить сотрудничество.
  8. Новые градостроительные и инфраструктурные решения должны приниматься исходя из эволюции жизни общества и служить его интересам.
  9. Активное и внимательное использование городской среды должно стать инструментом постепенной, но постоянной реорганизации городов в лучшую сторону.
  10. Этому способствуют прогулки и понимание того, что город принадлежит тебе.
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь
Авторы: Даша Грудинкина, Аня Шевченко, Иван Греков, Кеша Падалко, Антон Кравченко, Саша Эминова.

Калужская площадь – старейший скейт спот (пространство, оборудованное для катания на скейтборде) Москвы. Памятник Ленину у метро Октябрьская – одно из старейших, если не самое старое, мест для катания в Москве. Скейтеры начали осваивать Калужскую площадь ещё с конца 80-х годов. На площади начинали свою карьеру многие пионеры отечественного скейт движения. За последние годы в Москве появилось множество новых скейт парков, но локальных мест в городе по прежнему не хватает. Площадь удобна для начинающих, и одно из основных её преимуществ для скейтеров – отсутствие большого транзитного движения пешеходов

Выявленные проблемы:
  1. Отсутствие наземных пешеходных переходов.
  2. Огромное, неиспользуемое пространство.
  3. Отсутствие связности общественного транспорта.
  4. Огромное количество неорганизованно припаркованных машин.
  5. Отсутствие удобной пешеходной зоны.
Предложения:
  1. Проецирование мультфильмов на здание библиотеки.
  2. Скоростные трамваи.
  3. Пространства для скейтбординга.
  4. Пространства для занятий современными видами спорта.
  5. Бережное отношение к культуре места.
  6. Проведение массовых развлекательных мероприятий.
zooming
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. Варианты решения проблем. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина
Авторы: Артем Слизунов, Лера Самович, Дима Столбовой, Ася Вайнберг, Юля Андрейченко, Алиса Старобина, Маша Карцева.

Выявленные проблемы:
  1. Несоразмерность среды человеку.
  2. Редкая и неудобная сетка пешеходных переходов.
  3. Отсутствие велосипедной инфраструктуры.
  4. Большое количество неиспользуемых территорий.
  5. «Площадь» не является площадью.
Предложения:
  1. Среда насыщается элементами, сомасштабными человеку: автобусными остановками, спортивными площадками, павильонами, переходами и etc.
  2. Частая сетка пешеходных переходов со светофорами замедляет траффик .
  3. Велосипедные дорожки и пандусы.
  4. Неиспользуемые площади отдаются под спортивные площадки, как альтернатива Нескучному саду.
  5. Частота пешеходных связей и спортивные площадки объединяют разрозненные территории в единое общественное пространство.
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект
Авторы: Ася Котенко, Тоня Хлызова, Женя Бакеева, Александра Ковалева, Юля Арнаутова, Леша Сироткин.

Разные группы людей могут находиться в одном и том же месте, где их пространства пересекаются. В случае нашего проекта это происходит на перекрестке, где горожане применяют разные способы и устройства для использования среды, определяют ими свое пространство. Мы решили посмотреть, что есть сегодня в их арсенале пространств и чего им не хватает на примере нашего перекрестка, сложившаяся среда которого, как и любое место в городе, крайне ранима. Мы избрали акупунктурный подход, сохраняя все важное и добавляя горожанам необходимые для общения с городом приспособления.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект
Авторы: Даниил Макаров, Алла Комарова, Наташа Бакаева, Настя Левщанова, Денис Макаренко.

Выявленные проблемы:
  1. Широкий тротуар используется для стихийной парковки. Выходы с тротуара на дорогу логически не связаны. Озеленение перекрывает зону видимости пешехода.
  2. Озеленение очень скудное и не выполняет положенных функций: улучшения микроклимата, шумозащиты, поглощения пыли, улучшения облика города.
  3. Короткие наземные пешеходные переходы побуждают пешехода не ждать переключения светофора и пересекать дорогу на красный свет.
Предложения:
  1. Введение скоростного трамвая, независимого от автомобильного движения.
  2. Создание «крепкого» пересадочного узла.
В новом предложении трамвай проходит по центру проспекта и на перекрестке Ленинского и Ломоносовского поднимается на эстакаду. Там располагается пересадочный узел, связанный с подземной перехватывающей стоянкой и ближайшими остановками автобуса и троллейбуса. На Ломоносовском появляется новая система распределения способов использования проспекта. От красной линии застройки к центру проезжей части располагаются: тротуар, велосипедная дорожка, общественный транспорт (автобусы/троллейбусы) и автомобильные полосы. В итоге, скорость потоков снижается от центра проезжей части и на тротуарах достигает минимума.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Предлагаемое решение включает в себя несколько аспектов: на всей протяженности появляется скоростной трамвай, имеющий несколько остановок, в том числе на Ломоносовском проспекте, на который приходится весь основной поток людей, стремящихся из области в центр. Автобусы, троллейбусы и трамвай, двигающийся вдоль Ломоносовского проспекта, выполняют вспомогательную роль по доставке людей из прилегающих районов к остановке скоростного трамвая.

Автомобили частично остаются на перехватывающих стоянках: на данном участке мы планируем связать ее с остановкой трамвая. Располагаться парковка будет под перекрестком, что позволит сразу же воспользоваться скоростным трамваем, поднявшись со стоянки к виадукам либо пешеходным переходам. Согласно общей концепции, на данном участке должно быть пересажено 8% потока людей с автомобиля на другие виды транспорта. При этом на данном пересечении движение продолжают только 36% условного автомобильного потока, идущего от МКАД.

Чтобы не задерживать трамвай светофорами и исключить его остановку во время возможных аварий на перекрестке (предполагается, что он будет ходить довольно часто и по строгому расписанию, т.к. только в это случае будет достигнута его эффективность), предлагается поднять его над перекрестком. Далее он движется на уровне земли, становясь действительно скоростным и независимым (идущим по выделенной полосе) видом транспорта.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Таким образом, на пересечении Ленинского с Ломоносовским проспектом, который является серединой пути из области в центр, создается удобное «Сплетение». Пешеходы имеют приоритет на движение. Все переходы остаются наземными, с регулировкой светофорами, виадуки нужны только для поднятия к платформе трамвая, находящейся в шаговой доступности от остановок автобусов и троллейбусов.

Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая
Авторы: Даниэль Баренбойм, Маша Тюльканова, Анна Козлова, Ника Баринова-малая, Таня Левченко, Даша Санникова.

Городская артерия рассекает Юго-западный лесопарк, разделяя лесной массив, прогулочную и пешеходную зону, преграждая путь животным и людям. Переход Ленинского проспекта – большая проблема для всех пользователей парка, решением которой является Эко-мост, он предназначен для перехода из одной половины в другую всех пользователей: от муравья до старушки.
Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая. Варианты решения проблем. Эко-мост. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + МКАД
Авторы: Максим Зуев, Андрей Свиридов, Снежана Копейкина, Королев Егор, Анна Мосенкова, Алина Морозова.

Выявленные проблемы:
  1. Проблемы перспективного строительства. В связи с планами по строительству трех станций метро вдоль Ленинского проспекта, близ развязки предполагается возникновение жилых кварталов и бизнес-парков, что еще больше обострит недостаток общественного транспорта на проспекте и создаст проблемы на выезде и въезде в город.
  2. Неэффективная транспортная развязка. Недостатки развязки: небезопасный левый поворот на 270 градусов, расположение въезда перед выездом, что может создать заторы и аварийные ситуации, пересечение затруднено для пешеходов (чтобы пересечь развязку, требуется пройти большое расстояние и при этом пересечь как минимум две боковых дороги).
  3. Дробление рекреационной зоны на 4 обособленные части. Отсутствие инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов. Магистрали разделяют парковую зону таким образом, что пешеходу практически невозможно попасть из одной части в другую. В результате чего лесные массивы с внешней стороны МКАД приобретают брошенный маргинальный вид и не пользуются спросом у жителей.
Предложения:
  1. Для решения проблемы развязки мы выбрали «одноточечную городскую развязку» (single point urban interchange). Она обеспечит непрерывное движение по Мкад. Перекресток контролируется всего одним светофором, имеющим три фазы движения. Дополнительные мосты сделают возможным пересечение проезжей части пешеходом и велосипедистом и соединят части лесопарка. У предполагаемой конечной станции метро Саларьево будет транспортно-пересадочный узел с возможностью пересадки с личного транспорта на метро и трамвай. Трамвай будет проходить посередине ленинского проспекта. От каждой остановки можно будет спустится по лестнице или в лифте в подземный переход, чтобы перейти дорогу на нужную сторону.
  2. На территорию накладывается сетка пешеходных и велосипедных дорожек, они связывают разделенные части рекреационной зоны, создавая комфортное для человека городское пространство.
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ

25 Июня 2013

comments powered by HyperComments
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
Технологии и материалы
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Сейчас на главной
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.