Ленинский проспект. Манифесты городских пересечений

Проекты студентов школы МАРШ по курсу «Проблемы урбанизма» за весенний семестр 2013 года были посвящены Ленинскому проспекту.

mainImg
О работе студентов на курсе «Проблемы урбанизма» рассказывают руководители курса Надежда Нилина и Ярослав Ковальчук:

«Курс «Проблемы урбанизма» состоит из двух взаимосвязанных частей – теоретической и практической. Теоретическая состоит из серии лекций об истории градостроительных идей – от движения за гигиену до движения за охрану окружающей среды. Она касается идей и основных понятий – таких как «плотность», «связность», «сетка». Параллельно студенты занимаются практической работой по анализу разных городов с точки зрения морфологии городской среды. В весеннем семестре мы рассматривали примеры Берлина, Чикаго, Гонконга, Нью-Йорка, Амстердама, Москвы. Сравнительный анализ этих городов позволил нам проследить их градостроительную эволюцию и применить теоретические знания к конкретным примерам.

Навык аналитической работы был применен к московской ситуации и затем был сделан следующий шаг – к конкретному предложению. Объектом работы был выбран Ленинский проспект. В то время как город мыслит его исключительно как транспортную артерию и намеревается превратить практически в хай-вей, мы рассматриваем эту магистраль как «общественное пространство». И все предложения делались именно в этом ракурсе. Главным «героем» этой работы был «человек неавтомобилизированный»: пенсионер, ребенок, инвалид, домохозяйка, гость столицы. Задачей проекта было показать, как можно улучшить среду в интересах приоритетных пользователей (не ущемляя, впрочем, прав автомобилистов). Деликатность избранных методов не отменяет их революционной сущности».
zooming
Ленинский проспект. Пересечения. © МАРШ
Ленинский проспект. Потоки. © МАРШ

Ленинский проспект – длинная и широкая (12.9 км / 108 - 120 м) улица, пересекающая 4 административных округа города Москвы.
  • Количество маршрутов общественного транспорта – 33 (23 автобусных, 6 троллейбусных, 4 трамвайных, но трамваи только пересекают Ленинский проспект).
  • Три основные полосы проспекта пропускают по 800 автомобилей в час.
  • Переходов через проспект всего 37 (18 подземных,18 наземных, 1 пешеходный мост).
  • 4 памятника, 54 примечательных здания и сооружения.
  • 2 существующие и 1 проектируемая станция метро.
  • В полосе шириной 1 км по обе стороны от проспекта проживает около 62000 человек.
  • Против проекта реконструкции проспекта было собрано 20000 подписей.
zooming
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь. Варианты решения проблем. © МАРШ

Концепция предлагаемого решения заключается в увеличении доли качественного общественного транспорта и в снижении количества частного автомобильного транспорта. Появление линии скоростного современного и экологичного, но при этом традиционного для Москвы трамвая, удобных парковок, сети велодорожек способны разрешить транспортную проблему без необходимости строительства тоннелей, многоуровневых развязок и виадуков. При этом формируется среда, удобная для людей, а не для машин.

Манифест городских пересечений:
  1. Улица должна стать пространством для комфортных передвижений разных групп пользователей.
  2. Улицы должны быть отделены от магистралей, насыщены необходимой плотностью пользователей, создавая единую систему работы всей сети городских улиц.
  3. Идеал свободы – соседства и сожительства.
  4. Градостроительные решения должны быть основаны на критическом подходе.
  5. Нравственное градостроительное/градопользовательское образование – необходимо учиться на чужих ошибках и осознавать ответственность принятых решений и количество людей, на которых они влияют.
  6. Все градостроительные решения должны проходить открытые и общественные слушания, активная позиция горожан – основной инструмент регулирования качества городской среды.
  7. Наука и технология должны стать инструментами урегулирования городских пересечений интересов и улиц, предотвратить конфликты и наладить сотрудничество.
  8. Новые градостроительные и инфраструктурные решения должны приниматься исходя из эволюции жизни общества и служить его интересам.
  9. Активное и внимательное использование городской среды должно стать инструментом постепенной, но постоянной реорганизации городов в лучшую сторону.
  10. Этому способствуют прогулки и понимание того, что город принадлежит тебе.
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь
Авторы: Даша Грудинкина, Аня Шевченко, Иван Греков, Кеша Падалко, Антон Кравченко, Саша Эминова.

Калужская площадь – старейший скейт спот (пространство, оборудованное для катания на скейтборде) Москвы. Памятник Ленину у метро Октябрьская – одно из старейших, если не самое старое, мест для катания в Москве. Скейтеры начали осваивать Калужскую площадь ещё с конца 80-х годов. На площади начинали свою карьеру многие пионеры отечественного скейт движения. За последние годы в Москве появилось множество новых скейт парков, но локальных мест в городе по прежнему не хватает. Площадь удобна для начинающих, и одно из основных её преимуществ для скейтеров – отсутствие большого транзитного движения пешеходов

Выявленные проблемы:
  1. Отсутствие наземных пешеходных переходов.
  2. Огромное, неиспользуемое пространство.
  3. Отсутствие связности общественного транспорта.
  4. Огромное количество неорганизованно припаркованных машин.
  5. Отсутствие удобной пешеходной зоны.
Предложения:
  1. Проецирование мультфильмов на здание библиотеки.
  2. Скоростные трамваи.
  3. Пространства для скейтбординга.
  4. Пространства для занятий современными видами спорта.
  5. Бережное отношение к культуре места.
  6. Проведение массовых развлекательных мероприятий.
zooming
Пересечение Садовое кольцо + Калужская площадь. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. Варианты решения проблем. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина
Авторы: Артем Слизунов, Лера Самович, Дима Столбовой, Ася Вайнберг, Юля Андрейченко, Алиса Старобина, Маша Карцева.

Выявленные проблемы:
  1. Несоразмерность среды человеку.
  2. Редкая и неудобная сетка пешеходных переходов.
  3. Отсутствие велосипедной инфраструктуры.
  4. Большое количество неиспользуемых территорий.
  5. «Площадь» не является площадью.
Предложения:
  1. Среда насыщается элементами, сомасштабными человеку: автобусными остановками, спортивными площадками, павильонами, переходами и etc.
  2. Частая сетка пешеходных переходов со светофорами замедляет траффик .
  3. Велосипедные дорожки и пандусы.
  4. Неиспользуемые площади отдаются под спортивные площадки, как альтернатива Нескучному саду.
  5. Частота пешеходных связей и спортивные площадки объединяют разрозненные территории в единое общественное пространство.
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Площадь Гагарина. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект
Авторы: Ася Котенко, Тоня Хлызова, Женя Бакеева, Александра Ковалева, Юля Арнаутова, Леша Сироткин.

Разные группы людей могут находиться в одном и том же месте, где их пространства пересекаются. В случае нашего проекта это происходит на перекрестке, где горожане применяют разные способы и устройства для использования среды, определяют ими свое пространство. Мы решили посмотреть, что есть сегодня в их арсенале пространств и чего им не хватает на примере нашего перекрестка, сложившаяся среда которого, как и любое место в городе, крайне ранима. Мы избрали акупунктурный подход, сохраняя все важное и добавляя горожанам необходимые для общения с городом приспособления.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Дмитрия Ульянова и Университетский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект
Авторы: Даниил Макаров, Алла Комарова, Наташа Бакаева, Настя Левщанова, Денис Макаренко.

Выявленные проблемы:
  1. Широкий тротуар используется для стихийной парковки. Выходы с тротуара на дорогу логически не связаны. Озеленение перекрывает зону видимости пешехода.
  2. Озеленение очень скудное и не выполняет положенных функций: улучшения микроклимата, шумозащиты, поглощения пыли, улучшения облика города.
  3. Короткие наземные пешеходные переходы побуждают пешехода не ждать переключения светофора и пересекать дорогу на красный свет.
Предложения:
  1. Введение скоростного трамвая, независимого от автомобильного движения.
  2. Создание «крепкого» пересадочного узла.
В новом предложении трамвай проходит по центру проспекта и на перекрестке Ленинского и Ломоносовского поднимается на эстакаду. Там располагается пересадочный узел, связанный с подземной перехватывающей стоянкой и ближайшими остановками автобуса и троллейбуса. На Ломоносовском появляется новая система распределения способов использования проспекта. От красной линии застройки к центру проезжей части располагаются: тротуар, велосипедная дорожка, общественный транспорт (автобусы/троллейбусы) и автомобильные полосы. В итоге, скорость потоков снижается от центра проезжей части и на тротуарах достигает минимума.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Предлагаемое решение включает в себя несколько аспектов: на всей протяженности появляется скоростной трамвай, имеющий несколько остановок, в том числе на Ломоносовском проспекте, на который приходится весь основной поток людей, стремящихся из области в центр. Автобусы, троллейбусы и трамвай, двигающийся вдоль Ломоносовского проспекта, выполняют вспомогательную роль по доставке людей из прилегающих районов к остановке скоростного трамвая.

Автомобили частично остаются на перехватывающих стоянках: на данном участке мы планируем связать ее с остановкой трамвая. Располагаться парковка будет под перекрестком, что позволит сразу же воспользоваться скоростным трамваем, поднявшись со стоянки к виадукам либо пешеходным переходам. Согласно общей концепции, на данном участке должно быть пересажено 8% потока людей с автомобиля на другие виды транспорта. При этом на данном пересечении движение продолжают только 36% условного автомобильного потока, идущего от МКАД.

Чтобы не задерживать трамвай светофорами и исключить его остановку во время возможных аварий на перекрестке (предполагается, что он будет ходить довольно часто и по строгому расписанию, т.к. только в это случае будет достигнута его эффективность), предлагается поднять его над перекрестком. Далее он движется на уровне земли, становясь действительно скоростным и независимым (идущим по выделенной полосе) видом транспорта.
zooming
Пересечение Ленинский проспект + Ломоносовский проспект. Варианты решения проблем. © МАРШ

Таким образом, на пересечении Ленинского с Ломоносовским проспектом, который является серединой пути из области в центр, создается удобное «Сплетение». Пешеходы имеют приоритет на движение. Все переходы остаются наземными, с регулировкой светофорами, виадуки нужны только для поднятия к платформе трамвая, находящейся в шаговой доступности от остановок автобусов и троллейбусов.

Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая
Авторы: Даниэль Баренбойм, Маша Тюльканова, Анна Козлова, Ника Баринова-малая, Таня Левченко, Даша Санникова.

Городская артерия рассекает Юго-западный лесопарк, разделяя лесной массив, прогулочную и пешеходную зону, преграждая путь животным и людям. Переход Ленинского проспекта – большая проблема для всех пользователей парка, решением которой является Эко-мост, он предназначен для перехода из одной половины в другую всех пользователей: от муравья до старушки.
Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + Улица Миклухо-Маклая. Варианты решения проблем. Эко-мост. © МАРШ

Пересечение Ленинский проспект + МКАД
Авторы: Максим Зуев, Андрей Свиридов, Снежана Копейкина, Королев Егор, Анна Мосенкова, Алина Морозова.

Выявленные проблемы:
  1. Проблемы перспективного строительства. В связи с планами по строительству трех станций метро вдоль Ленинского проспекта, близ развязки предполагается возникновение жилых кварталов и бизнес-парков, что еще больше обострит недостаток общественного транспорта на проспекте и создаст проблемы на выезде и въезде в город.
  2. Неэффективная транспортная развязка. Недостатки развязки: небезопасный левый поворот на 270 градусов, расположение въезда перед выездом, что может создать заторы и аварийные ситуации, пересечение затруднено для пешеходов (чтобы пересечь развязку, требуется пройти большое расстояние и при этом пересечь как минимум две боковых дороги).
  3. Дробление рекреационной зоны на 4 обособленные части. Отсутствие инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов. Магистрали разделяют парковую зону таким образом, что пешеходу практически невозможно попасть из одной части в другую. В результате чего лесные массивы с внешней стороны МКАД приобретают брошенный маргинальный вид и не пользуются спросом у жителей.
Предложения:
  1. Для решения проблемы развязки мы выбрали «одноточечную городскую развязку» (single point urban interchange). Она обеспечит непрерывное движение по Мкад. Перекресток контролируется всего одним светофором, имеющим три фазы движения. Дополнительные мосты сделают возможным пересечение проезжей части пешеходом и велосипедистом и соединят части лесопарка. У предполагаемой конечной станции метро Саларьево будет транспортно-пересадочный узел с возможностью пересадки с личного транспорта на метро и трамвай. Трамвай будет проходить посередине ленинского проспекта. От каждой остановки можно будет спустится по лестнице или в лифте в подземный переход, чтобы перейти дорогу на нужную сторону.
  2. На территорию накладывается сетка пешеходных и велосипедных дорожек, они связывают разделенные части рекреационной зоны, создавая комфортное для человека городское пространство.
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ
Пересечение Ленинский проспект + МКАД. Варианты решения проблем. © МАРШ

25 Июня 2013

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.