03.04.2013

Возможное будущее

19 марта в Москве были подведены итоги конкурса на лучшее предпроектное решение архитектурно-градостроительного развития бывшей промзоны на Бережковской набережной. Победителем стало бюро «Меганом».

информация:

открыть большое изображение
Конкурс в октябре прошлого года объявила инвестиционно-финансовая компания LIRAL, в собственности которой и находится промзона общей площадью 26 га в столичном районе Дорогомилово. На карте Москвы эта территория обозначена традиционным для производственных зон серым пятном, размеры которого впечатляют. Оно протянулось от Киевского вокзала до Третьего транспортного кольца, занимая все пространство между железной дорогой и Бережковской набережной. По своим габаритам этот участок сопоставим с территорией «Красного Октября», впрочем не только площадь делает его чрезвычайно значимым с градостроительной точки зрения, но и само расположение. Близость к таким трассам, как ТТК и Кутузовский проспект, а также соседство с одним из крупнейших вокзалов столицы, сразу позволяют причислить эту промзону к числу транспортно доступных, а выход к Москва-реке и расположение прямо напротив Новодевичьего монастыря наделяет ее не только эффектными видами, но и возможностью самой активно участвовать в формировании речного фасада города. Собственно, именно поэтому регенерация участка, который по решению правительства Москвы в ближайшие годы будет освобожден от производства, и стала предметом конкурса.

При участии Союза архитекторов России компания LIRAL провела закрытое состязание, к участию в котором пригласила семь команд – «Архитектурное бюро Асадова», «Меганом», ТПО «Резерв», «АрхПроект-2», «Творческие мастерские» под руководством Михаила Шубенкова, а также авторские коллективы под руководством Павла Андреева (Моспроект-2) и Вадима Ленка (Моспроект-4). Конкурс носил характер предварительной консультации, т.е. его главной целью стало определение предварительных параметров и функций застройки, которые затем лягут в основу тендера на разработку документов территориального планирования. Нельзя не признать, что для российского девелопмента это практика довольно редкая: обычно застройщики советуются с маркетологами, а не архитекторами. LIRAL же решила на первом этапе сделать ставку на архитекторов и их видение развития площадки, посчитав, что начать реорганизацию такой территории необходимо с разработки именно архитектурно-градостроительной идеи, которую далее оптимизируют с точки зрения экономики и маркетинга. «На данном этапе мы намеренно не ставили архитекторам жестких ограничений и требований, а лишь поделились с ними своими соображениями о перспективах развития территории, – поясняет директор по маркетингу и продажам компании Всеволод Степанов, – поскольку хотели, чтобы они проявили максимально творческий подход и предложили решения, которые не только учтут особенности градостроительной ситуации, но и новые веяния в урбанистике и пространственно–планировочной архитектуре». 

Разрабатывая концепции застройки бывшей промзоны, все семь команд руководствовались схожими принципами. Во-первых, с учетом представленных заказчиком материалов, отражающих существующее положение,  всем архитекторам было очевидно, что на территории такой площади не может преобладать какая-то одна функция, поэтому каждый из них предложил свой сценарий многофункциональной застройки: жилье, офисы, всевозможные общественные пространства и сервисные службы – фактически, проекты различаются лишь их соотношением в границах участка. Во-вторых, все команды учли близость обширного природного комплекса, включающего территорию Парка им. Горького и долину реки Сетунь от Воробьевых гор. Конечно, с точки зрения пешеходной доступности они расположены далеко друг от друга, но Москва-река и ее набережные объединяют разрозненные парки в единую экосистему, поэтому решение продлить этот зеленый протуберанец в прежде совершенно лишенную какой-либо растительности часть города выглядело не только самым логичным, но и наиболее гуманным по отношению к проектируемой территории. Но, как говорится, дьявол в деталях: соотношение озелененных и застроенных территорий во всех проектах получилось разное.  

Самым экспериментальным в этом смысле можно назвать проект «Творческих мастерских» Михаила Шубенкова, который предусматривает создание на всей территории единой мегаструктуры бионических форм с холмистой озелененной кровлей. Внутри футуристического комплекса предполагается разместить культурно–выставочный комплекс международного класса, а также общественный, развлекательный и спортивный центры.
Проект «Творческих мастерских» Михаила Шубенкова
Проект «Творческих мастерских» Михаила Шубенковаоткрыть большое изображение

Едва ли не самую плотную и традиционно московскую застройку территории предложил коллектив под руководством Павла Андреева. Обнеся участок по внешнему периметру вспомогательными нежилыми функциями (так, от железной дороги новый район предполагается отделить буфером многоэтажных парковок с озелененными кровлями), архитекторы всю его основную площадь дробят на самодостаточные кварталы с благоустроенными внутренними дворами, образующими сквозные зеленые оси. Ближе к Киевскому вокзалу и не подлежащему сносу зданию ТЭЦ сгруппированы офисные здания, а между собой жилой и деловой районы связаны зеленым бульваром, который «простреливает» насквозь до Третьего транспортного кольца. Эта ось уравновешена перпендикуляром второго бульвара, выходящего к новому пешеходному мосту, который архитекторы предлагают перебросить к Новодевичьему монастырю.
Проект авторского коллектива под руководством Павла Андреева (Моспроект-2)
Проект авторского коллектива под руководством Павла Андреева (Моспроект-2)

Кстати, стоит отметить, что почти все проекты так или иначе решали проблему связи нового района с городом: одни команды за счет моста через Москва-реку, другие с помощью создания перехода через железнодорожные пути. Пожалуй, наиболее масштабно этот вопрос проработало «Архитектурное бюро Асадова», предложив свое излюбленное решение – накрыть часть железнодорожных путей обитаемой платформой, на которой могут разместиться деловые, выставочные и иные функции общей площадью до 1 млн. кв.м. Соседство с ТТК, в свою очередь, породило эффектно изгибающийся дом-стену: выполняя роль шумозащитного экрана, он одновременно обеспечит своим жильцам панорамный вид на Воробьевы горы. А необходимость защиты от прилегающей ТЭЦ сподвигло архитекторов спроектировать в восточной части участка развитый культурно-общественный центр. Таким образом, выставив «форпосты» со всех неблагоприятных сторон, команда Асадова получила комфортное внутреннее пространство, где основные жилые и общественные площади размещены вокруг озера в обширном парке.
Проект «Архитектурного бюро Асадова»
Проект «Архитектурного бюро Асадова»открыть большое изображение
Проект «Архитектурного бюро Асадова»
Проект «Архитектурного бюро Асадова»открыть большое изображение

Живописный парк с озером и развитой системой дорожек в основу генплана положил и архитектор Владимир Плоткин. Каплевидная форма участка подчеркнута с помощью зеленых насаждений и компоновки основных объемов: в «воронке», ближе всего к ТЭЦ, ТПО «Резерв» размещает общественно-деловые здания, формирующие почти сплошной фронт застройки, тогда как жилые дома, наоборот, подчеркнуто разнесены друг от друга и от водоема расходятся в разные стороны словно лучи солнца. В этом проекте предусмотрено сразу два пешеходных моста – и через реку, и через железную дорогу, к станции метро «Студенческая», – причем авторы и на них высаживают невысокие деревья.
Проект ТПО «Резерв»
Проект ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Проект ТПО «Резерв»
Проект ТПО «Резерв»открыть большое изображение

Обитаемая зеленая платформа и линейные здания стали главной темой и проекта, разработанного командой Вадима Ленка. Зигзагообразные полностью остекленные здания динамично и где-то даже хаотично врезаются в рукотворный ландшафт, образуя сложную систему дворов и скверов. Многие объемы приподняты на опоры, что, по замыслу авторов, сделает территорию комплекса более доступной для горожан, а сама экспрессивность генплана, видимо, призвана подчеркнуть его современность и близость к Москва-сити.
Проект авторского коллектива под руководством Вадима Ленка (Моспроект-4).
Проект авторского коллектива под руководством Вадима Ленка (Моспроект-4). открыть большое изображение

Многоэтажный дом-экран, образующий в плане букву М, есть и в проекте бюро «АрхПроект-2». Правда, команда Алексея Шутикова трактовала таким образом не жилое, а офисное здание, зигзагообразные корпуса которого защищают территорию от шума железной дороги. От малоэтажной жилой застройки оно отделено бульваром, часть которого проложено прямо сквозь офисные корпуса. Под углом 45 градусов к нему проложена пешеходная торговая улица – образованный этими осями «створ» и должен стать эпицентром общественной активности нового района, а местом их пересечения служит площадь, сформированная 2-3-х этажными объемами сохраняемых исторических зданий, которые предполагается объединить стеклянным фасадом стилобата.
Проект бюро «АрхПроект-2»
Проект бюро «АрхПроект-2»открыть большое изображение

Проект победителя конкурса бюро «Меганом» от всех представленных выше концепций, пожалуй, отличается только одним – его авторы не сосредотачивались на создании целостного архитектурного образа регенерируемой территории. Наоборот, понимая, что участвуют в конкурсе-консультации, они сделали ставку на стратегию постепенного перепрофилирования бывшей промзоны методом создания отдельных кластеров. Архитектурное решение зданий здесь, например, не проработано вообще: на визуализациях «Меганома» мы видим условные белые параллелепипеды, конусы и цилиндры. Суть проекта – в том, как именно эти объемы распределены по территории и какие пространства образуют внутри участка. Как нам рассказал руководитель авторского коллектива архитектор Юрий Григорян, в основу концепции преобразования положена преемственная сетка улиц и внутриквартальных проездов, которая позволит промзоне перевоплощаться постепенно. «Меганом» не настаивает на полном сносе существующих строений – наоборот, на первых этапах реализации проекта бюро предусматривает сохранение большинства объемов и их «осовременивание» с помощью объектов временной архитектуры. Новые пешеходные связи «Меганом» предлагает создать со «Студенческой», станцией МЖД и противоположной набережной.

Проект бюро «Меганом»
Проект бюро «Меганом»открыть большое изображение

«Сейчас это относительно тихое и незаметное место в городе, но оно способно «активироваться» – и с помощью создания хотя бы одного пешеходного моста, и благодаря появлению внутри этой зоны пешеходной улицы», – поясняет Юрий Григорян. Логичным развитием территории в этом контексте выглядит и ее значительное озеленение – не усложняя проект ни насыпными холмами, ни озелененными кровлями, архитекторы тем не менее находят способ привести деревья в каждый переулок и каждый двор. «Работа «Меганома» была признана лучшей именно благодаря своему сбалансированному урбанистическому подходу, – комментирует Всеволод Степанов. – Этот проект показывает не только итог развития территории, но и сам процесс, дает, если можно так выразиться, промежуточные снимки, позволяющие инвестору видеть регенерацию в динамике и то, как новые строения приходят на смену сложившейся застройке, в определенные интервалы времени гармонично сосуществуя между собой».

Проект бюро «Меганом»
Проект бюро «Меганом»открыть большое изображение

Впрочем, победа «Меганома» в конкурсе-консультации еще не означает, что регенерация промзоны на Бережковской набережной будет реализована по сценарию, предложенному этим бюро. Подведя итоги состязания, компания LIRAL намерена подробно исследовать все полученные концепции, уже с учетом экономической и маркетинговой составляющих, а также консультаций с Москомархитектуры, и объединить наиболее интересные и эффективные решения в итоговом проекте, который должен быть разработан к середине 2014 года. 

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлия Тряскина
  • Василий Крапивин
  • Павел Андреев
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Васильев
  • Арсений Леонович
  • Игорь Шварцман
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Скокан
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Екатерина Грень
  • Антон Надточий
  • Алексей Курков
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Николай Миловидов
  • Никита Токарев
  • Наталия Шилова
  • Левон Айрапетов
  • Антон Ладыгин
  • Илья Машков
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Барклянский
  • Валерия Преображенская
  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Полина Воеводина
  • Никита Бирюков
  • Иван Кожин
  • Всеволод Медведев
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Плоткин
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Биндеман
  • Юлий Борисов
  • Никита Явейн
  • Александр Попов
  • Роман Леонидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Селивохин
  • Наталья Сидорова
  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Лукомский
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи