Возможное будущее

19 марта в Москве были подведены итоги конкурса на лучшее предпроектное решение архитектурно-градостроительного развития бывшей промзоны на Бережковской набережной. Победителем стало бюро «Меганом».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
Конкурс в октябре прошлого года объявила инвестиционно-финансовая компания LIRAL, в собственности которой и находится промзона общей площадью 26 га в столичном районе Дорогомилово. На карте Москвы эта территория обозначена традиционным для производственных зон серым пятном, размеры которого впечатляют. Оно протянулось от Киевского вокзала до Третьего транспортного кольца, занимая все пространство между железной дорогой и Бережковской набережной. По своим габаритам этот участок сопоставим с территорией «Красного Октября», впрочем не только площадь делает его чрезвычайно значимым с градостроительной точки зрения, но и само расположение. Близость к таким трассам, как ТТК и Кутузовский проспект, а также соседство с одним из крупнейших вокзалов столицы, сразу позволяют причислить эту промзону к числу транспортно доступных, а выход к Москва-реке и расположение прямо напротив Новодевичьего монастыря наделяет ее не только эффектными видами, но и возможностью самой активно участвовать в формировании речного фасада города. Собственно, именно поэтому регенерация участка, который по решению правительства Москвы в ближайшие годы будет освобожден от производства, и стала предметом конкурса.

При участии Союза архитекторов России компания LIRAL провела закрытое состязание, к участию в котором пригласила семь команд – «Архитектурное бюро Асадова», «Меганом», ТПО «Резерв», «АрхПроект-2», «Творческие мастерские» под руководством Михаила Шубенкова, а также авторские коллективы под руководством Павла Андреева (Моспроект-2) и Вадима Ленка (Моспроект-4). Конкурс носил характер предварительной консультации, т.е. его главной целью стало определение предварительных параметров и функций застройки, которые затем лягут в основу тендера на разработку документов территориального планирования. Нельзя не признать, что для российского девелопмента это практика довольно редкая: обычно застройщики советуются с маркетологами, а не архитекторами. LIRAL же решила на первом этапе сделать ставку на архитекторов и их видение развития площадки, посчитав, что начать реорганизацию такой территории необходимо с разработки именно архитектурно-градостроительной идеи, которую далее оптимизируют с точки зрения экономики и маркетинга. «На данном этапе мы намеренно не ставили архитекторам жестких ограничений и требований, а лишь поделились с ними своими соображениями о перспективах развития территории, – поясняет директор по маркетингу и продажам компании Всеволод Степанов, – поскольку хотели, чтобы они проявили максимально творческий подход и предложили решения, которые не только учтут особенности градостроительной ситуации, но и новые веяния в урбанистике и пространственно–планировочной архитектуре». 

Разрабатывая концепции застройки бывшей промзоны, все семь команд руководствовались схожими принципами. Во-первых, с учетом представленных заказчиком материалов, отражающих существующее положение,  всем архитекторам было очевидно, что на территории такой площади не может преобладать какая-то одна функция, поэтому каждый из них предложил свой сценарий многофункциональной застройки: жилье, офисы, всевозможные общественные пространства и сервисные службы – фактически, проекты различаются лишь их соотношением в границах участка. Во-вторых, все команды учли близость обширного природного комплекса, включающего территорию Парка им. Горького и долину реки Сетунь от Воробьевых гор. Конечно, с точки зрения пешеходной доступности они расположены далеко друг от друга, но Москва-река и ее набережные объединяют разрозненные парки в единую экосистему, поэтому решение продлить этот зеленый протуберанец в прежде совершенно лишенную какой-либо растительности часть города выглядело не только самым логичным, но и наиболее гуманным по отношению к проектируемой территории. Но, как говорится, дьявол в деталях: соотношение озелененных и застроенных территорий во всех проектах получилось разное.  

Самым экспериментальным в этом смысле можно назвать проект «Творческих мастерских» Михаила Шубенкова, который предусматривает создание на всей территории единой мегаструктуры бионических форм с холмистой озелененной кровлей. Внутри футуристического комплекса предполагается разместить культурно–выставочный комплекс международного класса, а также общественный, развлекательный и спортивный центры.
Проект «Творческих мастерских» Михаила Шубенкова

Едва ли не самую плотную и традиционно московскую застройку территории предложил коллектив под руководством Павла Андреева. Обнеся участок по внешнему периметру вспомогательными нежилыми функциями (так, от железной дороги новый район предполагается отделить буфером многоэтажных парковок с озелененными кровлями), архитекторы всю его основную площадь дробят на самодостаточные кварталы с благоустроенными внутренними дворами, образующими сквозные зеленые оси. Ближе к Киевскому вокзалу и не подлежащему сносу зданию ТЭЦ сгруппированы офисные здания, а между собой жилой и деловой районы связаны зеленым бульваром, который «простреливает» насквозь до Третьего транспортного кольца. Эта ось уравновешена перпендикуляром второго бульвара, выходящего к новому пешеходному мосту, который архитекторы предлагают перебросить к Новодевичьему монастырю.
zooming
Проект авторского коллектива под руководством Павла Андреева (Моспроект-2)

Кстати, стоит отметить, что почти все проекты так или иначе решали проблему связи нового района с городом: одни команды за счет моста через Москва-реку, другие с помощью создания перехода через железнодорожные пути. Пожалуй, наиболее масштабно этот вопрос проработало «Архитектурное бюро Асадова», предложив свое излюбленное решение – накрыть часть железнодорожных путей обитаемой платформой, на которой могут разместиться деловые, выставочные и иные функции общей площадью до 1 млн. кв.м. Соседство с ТТК, в свою очередь, породило эффектно изгибающийся дом-стену: выполняя роль шумозащитного экрана, он одновременно обеспечит своим жильцам панорамный вид на Воробьевы горы. А необходимость защиты от прилегающей ТЭЦ сподвигло архитекторов спроектировать в восточной части участка развитый культурно-общественный центр. Таким образом, выставив «форпосты» со всех неблагоприятных сторон, команда Асадова получила комфортное внутреннее пространство, где основные жилые и общественные площади размещены вокруг озера в обширном парке.
Проект «Архитектурного бюро Асадова»
Проект «Архитектурного бюро Асадова»

Живописный парк с озером и развитой системой дорожек в основу генплана положил и архитектор Владимир Плоткин. Каплевидная форма участка подчеркнута с помощью зеленых насаждений и компоновки основных объемов: в «воронке», ближе всего к ТЭЦ, ТПО «Резерв» размещает общественно-деловые здания, формирующие почти сплошной фронт застройки, тогда как жилые дома, наоборот, подчеркнуто разнесены друг от друга и от водоема расходятся в разные стороны словно лучи солнца. В этом проекте предусмотрено сразу два пешеходных моста – и через реку, и через железную дорогу, к станции метро «Студенческая», – причем авторы и на них высаживают невысокие деревья.
Проект ТПО «Резерв»
Проект ТПО «Резерв»

Обитаемая зеленая платформа и линейные здания стали главной темой и проекта, разработанного командой Вадима Ленка. Зигзагообразные полностью остекленные здания динамично и где-то даже хаотично врезаются в рукотворный ландшафт, образуя сложную систему дворов и скверов. Многие объемы приподняты на опоры, что, по замыслу авторов, сделает территорию комплекса более доступной для горожан, а сама экспрессивность генплана, видимо, призвана подчеркнуть его современность и близость к Москва-сити.
Проект авторского коллектива под руководством Вадима Ленка (Моспроект-4).

Многоэтажный дом-экран, образующий в плане букву М, есть и в проекте бюро «АрхПроект-2». Правда, команда Алексея Шутикова трактовала таким образом не жилое, а офисное здание, зигзагообразные корпуса которого защищают территорию от шума железной дороги. От малоэтажной жилой застройки оно отделено бульваром, часть которого проложено прямо сквозь офисные корпуса. Под углом 45 градусов к нему проложена пешеходная торговая улица – образованный этими осями «створ» и должен стать эпицентром общественной активности нового района, а местом их пересечения служит площадь, сформированная 2-3-х этажными объемами сохраняемых исторических зданий, которые предполагается объединить стеклянным фасадом стилобата.
Проект бюро «АрхПроект-2»

Проект победителя конкурса бюро «Меганом» от всех представленных выше концепций, пожалуй, отличается только одним – его авторы не сосредотачивались на создании целостного архитектурного образа регенерируемой территории. Наоборот, понимая, что участвуют в конкурсе-консультации, они сделали ставку на стратегию постепенного перепрофилирования бывшей промзоны методом создания отдельных кластеров. Архитектурное решение зданий здесь, например, не проработано вообще: на визуализациях «Меганома» мы видим условные белые параллелепипеды, конусы и цилиндры. Суть проекта – в том, как именно эти объемы распределены по территории и какие пространства образуют внутри участка. Как нам рассказал руководитель авторского коллектива архитектор Юрий Григорян, в основу концепции преобразования положена преемственная сетка улиц и внутриквартальных проездов, которая позволит промзоне перевоплощаться постепенно. «Меганом» не настаивает на полном сносе существующих строений – наоборот, на первых этапах реализации проекта бюро предусматривает сохранение большинства объемов и их «осовременивание» с помощью объектов временной архитектуры. Новые пешеходные связи «Меганом» предлагает создать со «Студенческой», станцией МЖД и противоположной набережной.

Проект бюро «Меганом»

«Сейчас это относительно тихое и незаметное место в городе, но оно способно «активироваться» – и с помощью создания хотя бы одного пешеходного моста, и благодаря появлению внутри этой зоны пешеходной улицы», – поясняет Юрий Григорян. Логичным развитием территории в этом контексте выглядит и ее значительное озеленение – не усложняя проект ни насыпными холмами, ни озелененными кровлями, архитекторы тем не менее находят способ привести деревья в каждый переулок и каждый двор. «Работа «Меганома» была признана лучшей именно благодаря своему сбалансированному урбанистическому подходу, – комментирует Всеволод Степанов. – Этот проект показывает не только итог развития территории, но и сам процесс, дает, если можно так выразиться, промежуточные снимки, позволяющие инвестору видеть регенерацию в динамике и то, как новые строения приходят на смену сложившейся застройке, в определенные интервалы времени гармонично сосуществуя между собой».

Проект бюро «Меганом»

Впрочем, победа «Меганома» в конкурсе-консультации еще не означает, что регенерация промзоны на Бережковской набережной будет реализована по сценарию, предложенному этим бюро. Подведя итоги состязания, компания LIRAL намерена подробно исследовать все полученные концепции, уже с учетом экономической и маркетинговой составляющих, а также консультаций с Москомархитектуры, и объединить наиболее интересные и эффективные решения в итоговом проекте, который должен быть разработан к середине 2014 года. 


03 Апреля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Пресса: Финалисты конкурса на метро: PRIDE + A+3
Консорциум PRIDE + A+3, прошедший в финал международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка», отвечает на наш опросник про основные вызовы дизайна современных станций. Среди них — нормальная доступность, максимально подробная навигация и информации для туристов.
Пресса: Финалисты конкурса на метро: ПланАР
Художественные акции и выставки, продажа газет и воды, «дневное» освещение и наличие мест для ожидания, встреч и отдыха — что еще поможет сделать современные станции метро комфортными для пассажиров, беседуем с архитекторами студии «ПланАР», которая вошла в число 15 финалистов международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка».
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.