Большая Москва: начало

В субботу и воскресенье, 24–25 марта, 10 архитектурных команд – участников разработки «концепции развития Московской агломерации» (проще говоря, «Большой Москвы»), докладывали экспертам и общественности о своих самых первых наблюдениях и выводах.

mainImg
С момента объявления списка команд-участниц разработки концепции прошло чуть больше месяца, и результаты работы, конечно же, были очень предварительными. Это, первое, обсуждение однако заняло целых два дня (программу можно увидеть здесь) и стало скорее дискуссией о проблемах города и путях их решения. Команды проектировщиков рассматривали Москву на различных уровнях – мировом, европейском, государственном, региональном. Оценивали позиции столицы в различных рейтингах, сравнивали сегодняшнюю ситуацию и перспективы ее развития с опытом других мегаполисов. Обсуждали несовершенство столичной инфраструктуры, проблемы изолированности Москвы от области. Говорили, наконец, о необходимости более эффективного диалога между градостроителями и экспертами.

Напомним, в числе проектировщиков Большой Москвы есть как российские, так и иностранные архитекторы, причем среди последних преобладают разработчики концепции развития Большого Парижа – едва ли не самого близкого нам по идеологии и масштабу градостроительного проекта последнего десятилетия.

Знаменитый французский градостроитель Антуан Грумбах и приглашенный им в качестве партнера по разработке московского проекта не менее знаменитый проектировщик Жан-Мишель Вильмотт начали с изучения ключевых аспектов московской агломерации. Они изучили ее геополитическое положение по ночным космическим снимкам, сравнив полученные их с аналогичными снимками крупнейших европейских мегаполисов. Тут же выяснилась любопытнейшая вещь: если в Европе крупные города почти срастаются друг с другом (образуя «голубой банан», названный так специалистами по форме урбанизированной территории) – то в России светятся лишь две яркие точки, расположенные далеко друг от друга, Москва и Петербург. К примеру, между Лондоном, Парижем и Роттердамом, формирующими главный треугольник европейской агломерации, их жители могут перемещаться не дольше, чем за два часа, а на дорогу между Москвой и Петербургом уходит минимум 4 часа. В долгосрочной перспективе, по мнению Антуана Грумбаха, Россия могла бы сформировать собственные высоко урбанизированные зоны: российский «банан» следовало бы протянуть с юга на север через Сочи, Ростов-на-Дону, Москву и Петербург, а с запада на восток от Москвы через Нижний Новгород к Казани.

И все же в том, что Москва – мегаполис общемирового значения, у французских архитекторов никаких сомнений нет. К числу «признаков мирового города» они, в частности, отнесли культуру, по количественным и качественным параметрам развития которой российская столица уверенно опережает почти все другие города планеты.

Французские архитекторы уделили много внимания оценке связей города с природой, точнее даже – факту предопределенности города ландшафтом. Так, во Франции все границы регионов страны совпадают с долинами крупнейших рек, и именно речная система обеспечивает оптимальное сообщение между населенными пунктами. Тему рек затронули в своем докладе также и итальянские архитекторы Бернардо Сеччи и Паола Вигано. Они привели для примера Брюссель – бельгийскую, а теперь и общеевропейскую столицу, структура которой во многом определена конфигурацией долин трех рек, в пределах которых она находится. Сегодня Брюссель считается важнейшим перекрестком между крупнейшими европейскими агломерациями, в частности, Роттердамом, Парижем, Руром, Лондоном.
Жан Мишель Вильмотт (слева), Антуан Грумбах (в центре). Фотографии Анастасии Каркошкиной
Бернардо Сеччи, Паола Вигано

Обе упомянутые команды – французская и итальянская, также уделили много внимания проблемам транспорта. Бернардо Сеччи подробно рассказал о том, как сформировалась нынешняя транспортная структура «Большого Парижа»: изначально французская столица, как и Москва, имела радиально-кольцевую структуру, но на территории агломерации были выделены локальные центры, образовавшие в результате плотную сеть «магнитов» – элементов транспортной системы. Итальянцы также отмечают, что хотя сегодня и сложно представить город без машин, однако пешеходные зоны нужно постепенно создавать и расширять. Грумбах и Вильмотт заострили внимание на том, что транспортная сеть присоединяемой к Москве территории развита чрезвычайно слабо, настолько, что они считают возможным поднять вопрос о целесообразности расширения столицы именно на юго-запад области. По мнению архитекторов, лучше было бы развить транспорт в Москве, создав многоуровневые транспортные узлы, своего рода «город над городом». Это и дешевле, и удобнее, так как позволит связать в единую сеть разные виды транспорта. К слову, Сеччи и Вигано тоже недоумевают по поводу идеи экспансии города в неосвоенные с точки зрения инфраструктуры районы, в то время как в принятии решительных реабилитационных мер нуждается нынешняя территория города.
Рейнир де Грааф, ОМА

Знаменитое голландское бюро OMA работает над концепцией «Большой Москвы» совместно с институтом «Стрелка» и архитектурным бюро «Проект Меганом», а в качестве консультантов пригласило компании «Сименс» (транспортные системы и оборудование) и McKinsey&Company (оценка бизнес-эффективности). Команда детально изучила планы развития Москвы, разработанные и осуществленные с 1922 года, а также состояние нынешних урбанизированных территорий Подмосковья, и в качестве альтернативы протуберанцу на юго-запад области предложила идею развития мегаполиса равномерно в границах всего региона, что превратит его в крупнейший город мира, увеличив численность населения города до 19 миллионов человек. Главный потенциал развития подобного сверхмегаполиса OMA видит в объединении городских и подмосковных железнодорожных сетей и использовании сегодняшних лесных территорий как будущих рекреационных зон.
Владимир Коротаев

Партнерами ЦНИИП Градостроительства выступают японское архитектурное бюро Nikken Sekkei Ltd., британская архитектурно-дизайнерско-планировочная компания RTKL, а также международные консультанты по недвижимости Knight Frank. Глава института Владимир Коротаев в своем выступлении отметил, что приоритетом развития московской агломерации его команда считает повышение уровня жизни населения. Что же касается сравнения «Большой Москвы» с аналогичными мировыми проектами, то специалисты ЦНИИП Градостроительства пришли к выводу, что наиболее сопоставимым примером является Токио (где к городу также приделали «хвост», правда на северо-западе). Концепция развития Большого Токио была принята в 1958 году и с тех пор преодолела несколько этапов. В частности, с 1976 года развитие этой агломерации стало осуществляться по принципу многоядерности: в ее состав были включены окрестные самостоятельные города, а транспортная система дополнилась кольцевыми элементами. Современный этап развития Токийской агломерации, который начался в 1999 году, подразумевает создание структуры рассредоточенной региональной сети, включающей деловые и производственные центры и кольцевые опорные города с единой транспортной системой «Большого кольца», обеспечивающей кратчайшую связь между отдельными районами. На протяжении всего этого периода происходило рассредоточение различных столичных функций (промышленной, жилой, исследовательской, логистической, производственной, правительственной и т.д.). Экспертам ЦНИИП Градостроительства этот сценарий кажется наиболее подходящим для Москвы. Тем более, что на территории будущей Большой Москвы уже сегодня можно выделить некоторые функциональные центры, в частности подмосковные наукограды.
Андрей Чернихов

Архитектурная мастерская Андрея Чернихова для работы над концепцией развития Большой Москвы собрала вокруг себя команды из нескольких стран мира (США, Дании, Великобритании, Хорватии, Болгарии, Украины) и крупнейших российских специалистов (А.И. Трейвиша, А.М. Куренного, В.Н. Княгинина, Т.А. Касьяновой, Ю.В. Громыко, С.Н. Градировского). Так что эта группа разработчиков имеет в своем составе экономистов и географов, специалистов аграрной сферы, экологии, урбанистов, крупных градостроителей, проектировщиков дверных ручек, БАМа, Казани, аэропорта Домодедово, олимпийских сооружений в Сочи и авторов реконструкции Нью-Йоркской железнодорожной системы. По убеждению команды Андрея Чернихова самые серьезные проблемы создает разрыв между численностью населения и качеством жизни. За последние десятилетия Москва утратила свою роль «логистического центра» интеллектуальных, культурных, духовных ценностей и сегодня фактически занята только распределением товаров – считают архитекторы. Команда Чернихова уделила особое внимание идее развития московских промзон и зон отчуждения транспорта, в том числе набережных (хотя надо признать, что другие команды тоже поднимали тему неиспользованной земли). Эти территории сегодня мертвы, хотя и окружены полноценной инфраструктурой. Создание аналогичной инфраструктуры в юго-западном «хвосте» агломерации, по убеждению команды, потребует баснословных капиталовложений, которые, скорее всего, так и не будут найдены. Максимум, чем может закончится освоение данной территории, уверен Андрей Чернихов, – это строительство там очередных панельных массивов.

Итак, мы видим, что четыре из пяти команд, представивших свои предварительные размышления в прошедшую субботу, высказались против создания юго-западного «протуберанца» Москвы в пользу других решений. И только одна – ЦНИИП Градостроительства, нашла поддерживающую это решение аналогию в истории с Токио. О мнениях других пяти команд мы расскажем вскоре.

28 Марта 2012

Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Пресса: Агломерация – мера разумности
Слово «агломерация» возникало при обсуждениях городских проблем и прежде. Однако регулярно и напористо оно стало звучать из уст власть предержащих только недавно и применительно к самой большой российской агломерации – Московской. Минрегион предлагается узаконить само понятие агломерации, подготовил проект «дорожной карты» по их развитию и выработке особого градостроительного порядка для городских группировок.
Пресса: ""Большая Москва" получится, если у нее будет хозяин"
Экс-министр правительства Франции, посвятивший шесть лет разработке и продвижению проекта "Большой Париж", Морис Леруа будет работать советником вице-мэра Москвы по градостроительной политике на общественных началах. Первое интервью после назначения — "Огоньку".
Пресса: Марат Хуснуллин нашел советника в отставке
Как стало известно "Ъ", бывший министр по вопросам развития Большого Парижа Морис Леруа стал советником по градостроительному развитию вице-мэра и главы стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина. Господин Леруа может также возглавить бюро "Большая Москва", которое будет разрабатывать Генплан столицы с учетом присоединенных территорий.
Пресса: Смычка города с деревней
В Гостином Дворе прошел 2-й Российский инвестиционно-строи-тельный форум «РИСФ-2013», организованный Минрегионом, национальными объединениями строителей, проектировщиков и ведущими стройфирмами десятков регионов страны. На стенде «Москва» специалисты Москомархитектуры представили самые яркие инвестиционные проекты развития региона в рамках концепции новой Москвы.
Пресса: Вжик, вжик, вжик – уноси готовенького!
Давно прошли те времена, когда знаток искусств Григорий Ревзин воспевал стройные колоннады и гулкие анфилады. Сейчас он – боец, его слово – разящий булат. Именно такой человек нам был нужен, чтобы подвести итоги минувшего года в области архитектуры.
Пресса: Большая Москва не вышла из кабинетов
Одним из крупнейших для мэрии Сергея Собянина в 2012 году стал проект Большой Москвы. Площадь столицы официально увеличилась более чем вдвое, а власти не только пообещали перенести административный центр столицы за МКАД директивно, но и выяснили, как это лучше сделать, у ведущих архитектурных бюро на конкурсе концепций. Однако окончательного одобрения проекта со стороны Владимира Путина не последовало.
Пресса: Сиротский год
В этом году не только урбанистическая, но и архитектурная деятельность в России продемонстрировала свою бессмысленность. Не обошлось и без курьезов.
Пресса: Марат Хуснуллин о будущем промзон, расширении магистралей...
«Афиша» продолжает серию интервью с большими людьми из правительства Москвы. Заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал «Афише» о том, чем метро лучше автобусов, почему в промзонах строят жилые дома и зачем чиновники расширяют улицы.
Пресса: Большой Москве требуется большой орган
Проект Большой Москвы не сможет нормально развиваться без создания нового федерального ведомства из первых лиц столичных и подмосковных властей, правительства РФ и администрации президента. К такому выводу пришли руководство ГУП НИиПИ Генплана Москвы и столичные депутаты по итогам прошедшего конкурса концепций развития московской агломерации.
Пресса: Московия будущего: кольцевой центр и оси агломерации
Редакция «АВ», инициировавшая дискуссию вокруг перспектив развития Московской агломерации, продолжает получать «письма с мест». На этот раз содержательный отклик, представляющий собой, по сути, альтернативное проектное предложение, принадлежит молодому архитектору Николаю Коренькову.
Пресса: Столицу хотят «пронзить» городскими электричками
ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генплана» представил в мэрию официальный доклад по итогам конкурса концепций по развитию московской агломерации. В докладе, в частности, предлагается организовать три радиальных маршрута городских электричек.
Пресса: 7 вопросов о застройке Новой Москвы архитектору Александру...
Правительство Москвы тихо и незаметно завершило Международный конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации, или Большой Москвы. Он не внес ясность в то, как будут развиваться присоединенные к столице территории. Мэрия, тем не менее, обещает учесть те градостроительные предложения, которые эксперты сочли наиболее интересными. О том, нужны ли в принципе такие конкурсы и какой будет новая Москва, рассказал «РР» Александр Скокан — руководитель архитектурного бюро «Остоженка», одного из победителей конкурса.
Пресса: Большая Москва для юношества
Параллельно с официальным конкурсом концепций развития «Большой Москвы» информагентство «Архитектор» и Международная академия архитектуры провели аналогичный конкурс, но уже среди молодых архитекторов. Назывался он «Большая Москва: проект-манифест», был объявлен этой весной, а 25 октября его результаты показали депутатам Мосгордумы на специально организованном круглом столе. БГ ознакомился с проектами, вышедшими в финал, и попросил архитектора и дизайнера Эдуарда Хаймана их прокомментировать.
Пресса: «Москва и область не могут развиваться друг без друга»
Кардинальное изменение правительством Москвы градостроительной политики - главное достижение в данной сфере за прошедшие два года. Это с пониманием воспринято и жителями Москвы, и инвестиционно-строительным сообществом. Так считает руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Выбран лучший сценарий развития Большой Москвы
5 сентября состоялось объявление победителей конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. Торжественная церемония прошла в павильоне Парка Горького, где сейчас экспонируются работы всех участников.
Город поколения Z
22 и 23 августа в столице прошел заключительный отчетный семинар конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. На нем участники состязания представили окончательные варианты своих предложений по развитию присоединенных территорий и созданию федерального правительственного центра. Публикуем рассказ о проектах первых четырех команд.
Центробежное ускорение для Большой Москвы
В начале недели были подведены первые итоги исследования возможностей роста московской агломерации десятью международными командами архитекторов и градостроителей. По результатам голосования экспертов наибольший балл – 7,8 из 10 возможных набрала сборная в составе архитектурных бюро OMA и «Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens. Рассказываем вкратце обо всех 10 проектах.
Большая Москва: день второй
25 марта, во второй день международного семинара, проведенного в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, участники продолжили дискуссию о проблемах, стоящих перед Большой Москвой.
Десятка отважных для «Большой Москвы»
20 февраля были подведены итоги отборочного тура конкурса на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Право проектировать «Большую Москву» получили 10 архитектурных команд.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.