Центробежное ускорение для Большой Москвы

В начале недели были подведены первые итоги исследования возможностей роста московской агломерации десятью международными командами архитекторов и градостроителей. По результатам голосования экспертов наибольший балл – 7,8 из 10 возможных набрала сборная в составе архитектурных бюро OMA и «Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens. Рассказываем вкратце обо всех 10 проектах.

Автор текста:
Анастасия Каркошкина

29 Апреля 2012
mainImg
Команда ОМА, набрав 7.8 из 10 баллов, оторвалась от второго участника конкурса Ricardo Bofill (Испания) на 0,2, а от третьего – Antoine Grumbach et Associes (Франция) – на 0,4 балла. Таким образом, у первого этапа работы над «Большой Москвой» появилось три лидера, и один из них главный. Впрочем, несложно заметить, что различия в оценках невелики.

Основной причиной существующих проблем директор исследовательского центра OMA (Office for Metropolitan Architecture, Нидерланды) Рейнир де Граф (Rainier de Graaf), считает гипертрофированную роль центра Москвы. По его мнению, требуется развить центробежную силу, которая бы смогла усилить  периферию. Для этого голландские проектировщики предлагают на базе четырех московских аэропортов создать четыре крупных ядра с населением по 2.5 млн. человек. Надежную связь аэропортов с центром города обеспечивают аэроэкспрессы, у которых есть еще потенциал для дальнейшего развития. А для соединения аэропортов друг с другом предлагается использовать проектируемую ЦКАД. Возможность получения дополнительных инвестиций должны обеспечить логистические парки, в которых заинтересован бизнес. Каждая «Новая Москва» будет уникальной - с собственным набором функций и лицом. Они включат в себя «дачные города», которые станут частью московской агломерации еще и в административном отношении, что сделает эти территории привлекательными для постоянного проживания, например, пенсионеров. Новые рабочие места притянут сюда и более активное с экономической точки зрения население. Проектировщики отмечают, что представленная концепция поможет разгрузить центр – так, например, Садовому кольцу вернется, наконец, его  представительский вид.
zooming
Команда ОМА, «Стрелки», Юрия Григоряна и Siemens придумала для своей концепции логотип в виде стилизованных олимпийских колец.
zooming
Концепция OMA,«Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens - 4 «магнита», или логистических ядра, расположенных в стратегически важных районах аэропортов.

Выступление конкурсантов завершало бюро Ricardo Bofill (Испания), вошедшее в тройку лидеров. В развитии транспортной системы был сделан упор на формирование новых радиально-хордовых связей между аэропортами. Говоря о структуре присоединяемой территории, проектировщики предложили создать вытянутый в меридиональном направлении линейный полицентрический интегрированный в природную среду город с интеллектуальной системой общественного транспорта, высоким уровнем жизни и  разнообразными институтами.
zooming
Бюро Ricardo Bofill (Испания)предложило радиально хордовую структуру связей между аэропортами


Французские проектировщики Антуан Грумбах (Antoine Grumbach), Мишель Вильмотт (Michel Wilmotte) и Борина Эндрю (Borina Andrieu) из Antoine Grumbach et Associes (Франция), работа которых также вошла в тройку лидеров, считают идею строительства города с нуля губительной, поскольку динамика застройки всегда опережает развитие инфраструктуры.  Для присоединяемой территории они предлагают линейную концепцию «Большого Бульвара», который протянется от МКАД до Троицка.
zooming
Антуан Грумбах (Antoine Grumbach)и Борина Эндрю (Borina Andrieu.

Организация застройки этого коридора предполагает высокие показатели обеспеченности транспортной и рекреационной инфраструктурой – расстояние от застройки до магистралей и природных кластеров не должно превышать 500 м. А оптимальным вариантом команда считает определение границ агломерации при помощи наложения зоны полуторачасовой автомобильной доступности Москвы и территории с наиболее высокой плотностью населения. В результате получаем «яичницу», расползшуюся почти по всей Московской области, внутри которой сидит «спрут» с щупальцами, протянувшимися вдоль федеральных лучевых магистралей и «Большого Бульвара». Это многофункциональные зоны развития инновационных технологий, логистического и торгового комплексов и т.д.
zooming
Концепция Antoine Grumbach et Associes (Франция)- «Большой Бульвар» свяжет Москву и Троицк, а экспресс-дороги дойдут до Черного и Балтийского морей.

Особенно важными миссиями Борина Эндрю считает культурную и рекреационную, имея ввиду окрестные усадьбы, монастыри, леса и реки. По мнению французского коллектива, транспортный каркас требуется укрепить дополнительными магистралями с различными типами движения скоростного транспорта, в том числе концентрическими. Кроме того  планируется соединение трасс с экспресс-дорогами, которые могли бы связать водные пути: запад с востоком, Балтику и Северный Морской путь на севере с Черным морем на юге. На перекрестках этих дорог могут возникнуть новые вокзалы. Для всех видов общественного транспорта предлагается ввести единый тариф, что повысит спрос на его услуги.

zooming
Создание эффективной дорожной сети, ревитализация типовой застройки и бывших промышленных территорий, открытие земель «за оградами» и т.д. – все это даст городу возможности саморазвития.


Директор института ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН Владимир Коротаев видит основные проблемы в отставании дорожно-транспортного строительства на федеральном уровне и игнорирование столиц ближних субъектов как центров роста в схеме развития Московской области. Институт Градостроительства делает ставку на реализацию сложившейся кольцевой структуры. В дополнение к ней предлагается создать обходные кольца с последовательным увеличением их радиуса на 50 км, которые возьмут на себя логистическую нагрузку и выведут из города транзит. «В круге первом» окажутся города ближнего Подмосковья: Зеленоград, Троицк, Пушкино, Подольск. В следующем  -  Клин, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Обнинск. А самый большой «обруч» объединит центры соседних с Москвой областей. 
zooming
Концепция ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН - города-спутники Москвы станут центрами развития территории - контрмагнитами.

Команда мастерской Андрея Чернихова и Института территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург) предложила проект с центрами роста, образованными на пересечении концентрических магистралей и элементов сетчатой дорожной сети. Упор сделан на формировании «суперпериферирии» с такими же комфортными условиями и высокими социальными показателями, как и в Москве. Однако авторы видят не меньший смысл в решении имеющихся простых и очевидных проблем в нынешних городских границах. Создание эффективной дорожной сети, ревитализация типовой застройки и бывших промышленных территорий, открытие земель «за оградами» и т.д. – все это даст  городу возможности саморазвития и станет ответом в борьбе с оттоком квалифицированных профессионалов, рассогласованием интересов бизнеса, органов управления и городского сообщества. 
zooming
ООО «Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA А. А. Чернихова» разрабатывала концепцию совместно с ИТП «Урбаника».


Антон Финогенов («Урбаника»), подчеркивает, что планирование должно быть многовариантным, с большим количеством развилок возможных решений, которые пригодятся в будущем.

Итальянские архитекторы Бернардо Сеччи (Bernardo Secchi) и Паола Вигано (Paola Vigano) из Studio Associato Secchi-Vigano предложили большой выбор стратегий, учитывающих смещение приоритетов городского планирования в ту или иную сторону. Представители команды отмечают, что в Москве повторяются территориальные диспропорции всех без исключения мировых мегаполисов: западная и юго-западная части города – самые благополучные по сравнению с восточной и наиболее депрессивными северной и южной. Поэтому вектор развития, направленный на юго-запад, будет по-прежнему работать в рамках данной схемы. Паола Вигано предлагает вернуться к Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года, разработанному архитектором В.Н.Семеновым, в котором от города-ладони отходят «пальцы» - оси развития. По мнению команды, этот план очень схож с реализованной программой развития Копенгагена, которая оказалась успешной. В отношении же юго-западного «хвоста» было сделано предложение, продолжать усиление монументальной линии Кремль – Библиотека им.Ленина – Воробьевы Горы, т.е. создать здесь величавый и в то же время дружелюбный город, куда можно перенести те или иные институты, районы нового жилищного строительства. Эта кластерная модель подразумевает, что островки застройки будут связаны между собой зелеными коридорами.
Сеччи и Вигано оказались солидарны со многими коллегами в том, что главная проблема транспортной системы Москвы заключается в ее кольцевой структуре.
zooming
Концепция Studio Associato Secchi-Vigano (Италия)предлагает переход к сетчатой схеме со стройной иерархией, разнообразным набором видов комфортного и надежного общественного транспорта, большим количеством пересадочных узлов.


Коллектив МАрхИ разработал систему рокадно-природной организации территории. Нынешняя закрытая транспортная система нуждается в раскрытии, трансформации схемы в тангенсиально-хордовую. Главные рокады могут проходить как через центры регионов (и в масштабах Центрального федерального округа, и всей страны), так и по их окраинам, что перераспределит напряженность и обеспечит стимуляцию развития новых территорий. Таким же важным компонентом структуры профессор МАрхИ Никита Кострикин считает природные ландшафты. Что же касается границ агломерации, то команда выделяет по всей территории Московской области 18 социальных образований, сформировав их на основании объединения земель с суммарным населением в 1 млн. жителей.
zooming
Проект МАрхИ предполагает, в том числе, создать цепь сообщающихся между собой национальных парков, уделив особое внимание приволжским территориям.


Проектировщики Urban Design Associates видят перспективы создания городов-спутников не только в пределах присоединяемой территории, но и у основных транспортных магистралей Подмосковья. Как правило, населенные пункты вытянуты вдоль дорог и их внутренняя инфраструктура не получает разностороннего развития, оставаясь ориентированной только на магистраль-магнит. При этом между застроенными участками располагаются ничем необоснованные пустоты, которые нужно застроить и организовать многолучевые связи внутри подобных компактных кластеров. Их по проекту американского бюро будут окружать лесные комплексы.

UDA связывает проблемы столицы с кольцевой транспортной структурой в комплексе с одноцелевой застройкой городских районов и пригородов. Важно смешать функции, что  обеспечит более эффективное использование урбанистических территорий, сбалансировав количество населения по времени суток, сезонам года и т.д., Это послужит борьбе с причиной возникновения пробок. Команда отмечает, что методика планирования, в которой Москву сравнивают с другими агломерациями, кажется им неприемлемой – это тоже самое, что «пытаться натянуть шкуру тигра на слона», тогда как у каждого города имеется собственное ДНК.
zooming
Архитекторы Urban Design Associates считают, что необходимо повышение компактности урбанистических образований.


При определении границ Московской агломерации архитектурное бюро Остоженка исследовало природно-экологический, авто- и железнодорожный каркасы города и выяснило, что отчетливо прослеживаются как хорошо организованные «протуберанцы» за пределами города, так и «разрывы» внутри его границ.
zooming
Александр Скокан («Остоженка»)видит перспективу в природно-экологическом направлении развития города, в том числе и в виде разнообразных видов туризма.

Учитывая эти тренды, команда предлагает размещать составные элементы федерального центра на четырех перспективных территориях: ЗИЛ, не застроенный пустырь к югу от МГУ, земли охраняемой природной зоны «Москворецкая пойма (а именно остров, образованный петлей  Москва-реки и Карамышевским спрямлением, где сейчас здесь расположен поселок Терехово) и не застроенные земли городского поселения Рублево-Архангельское (между деревнями Захарково, Гольево, Архангельское, Новорижским шоссе и еще одним речным зигзагом). Железнодорожное  кольцо, при условии его эффективного вживления в систему общественного транспорта, должно сыграть важную роль в ревитализации центральных промзон.
zooming
Железнодорожное кольцо, при условии его эффективного вживления в систему общественного транспорта, должно сыграть важную роль в ревитализации центральных промзон.


Еще один французский коллектив – L'AUC – видит агломерацию в виде квадрата, смещенного на юго-запад. Кроме официально присоединяемой территории, квадрат покроет земли к югу и западу от Москвы примерно до бетонного кольца А-107.
zooming
Французские архитекторы из L’AUC представили концепцию «диалектического метрополиса».

Внутри квадрата находится круг, символизирующий территорию города в нынешних границах. Дальше взаимоотношения между этими фигурами развиваются почти как в «Супрематическом сказе про 2 квадрата» Эля Лисицкого – важно соблюсти баланс включения IN и EX территорий в структуру агломерации. Результатом будет А, т.е. «amenity» – дружелюбность, мягкость, приятность городской среды, для достижения которой необходима реализация пяти основных принципов:
  • повышение мобильности в пределах города за счет реализации полицентричности;
  • увеличение степени привлекательности для жителей, российских и иностранных туристов;
  • принцип «отрытого метрополиса», когда освоение единицы площади в EX зоне происходит параллельно с реконструкцией единицы площади внутреннего IN пространства;
  • одновременное движение к развитию высоких технологий и сохранению окружающей среды;
  • разработка стратегии развития мирового города, которая приведет к формированию устойчивой безграничной агломерации.
zooming
Концепция L’AUC: силовой вектор развития территории квадрата определяется коридором соединения аэропортов Внуково и Домодедово.

Подводя итоги можно заметить, что все команды, за исключением «ЦНИиП градостроительства», сходятся во мнении о необходимости перехода от кольцевой транспортной структуры к разветвленной сетевой. А в основе предложенных вариантов границ агломерации лежит все тот же транспортный каркас – кластеры роста лежат на пересечении и вдоль кольцевых и радиальных элементов, хордах связи между аэропортами.
В сентябре 2012 года пройдет выставка проектов, а окончательный вариант концепции намечено сформировать в начале 2013 года.


29 Апреля 2012

Автор текста:

Анастасия Каркошкина
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Расширение Москвы

Выбран лучший сценарий развития Большой Москвы
5 сентября состоялось объявление победителей конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. Торжественная церемония прошла в павильоне Парка Горького, где сейчас экспонируются работы всех участников.
Город поколения Z
22 и 23 августа в столице прошел заключительный отчетный семинар конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. На нем участники состязания представили окончательные варианты своих предложений по развитию присоединенных территорий и созданию федерального правительственного центра. Публикуем рассказ о проектах первых четырех команд.
Центробежное ускорение для Большой Москвы
В начале недели были подведены первые итоги исследования возможностей роста московской агломерации десятью международными командами архитекторов и градостроителей. По результатам голосования экспертов наибольший балл – 7,8 из 10 возможных набрала сборная в составе архитектурных бюро OMA и «Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens. Рассказываем вкратце обо всех 10 проектах.
Большая Москва: день второй
25 марта, во второй день международного семинара, проведенного в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, участники продолжили дискуссию о проблемах, стоящих перед Большой Москвой.
Большая Москва: начало
В субботу и воскресенье, 24–25 марта, 10 архитектурных команд – участников разработки «концепции развития Московской агломерации» (проще говоря, «Большой Москвы»), докладывали экспертам и общественности о своих самых первых наблюдениях и выводах.
Десятка отважных для «Большой Москвы»
20 февраля были подведены итоги отборочного тура конкурса на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Право проектировать «Большую Москву» получили 10 архитектурных команд.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.