Центробежное ускорение для Большой Москвы

В начале недели были подведены первые итоги исследования возможностей роста московской агломерации десятью международными командами архитекторов и градостроителей. По результатам голосования экспертов наибольший балл – 7,8 из 10 возможных набрала сборная в составе архитектурных бюро OMA и «Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens. Рассказываем вкратце обо всех 10 проектах.

mainImg
Команда ОМА, набрав 7.8 из 10 баллов, оторвалась от второго участника конкурса Ricardo Bofill (Испания) на 0,2, а от третьего – Antoine Grumbach et Associes (Франция) – на 0,4 балла. Таким образом, у первого этапа работы над «Большой Москвой» появилось три лидера, и один из них главный. Впрочем, несложно заметить, что различия в оценках невелики.

Основной причиной существующих проблем директор исследовательского центра OMA (Office for Metropolitan Architecture, Нидерланды) Рейнир де Граф (Rainier de Graaf), считает гипертрофированную роль центра Москвы. По его мнению, требуется развить центробежную силу, которая бы смогла усилить  периферию. Для этого голландские проектировщики предлагают на базе четырех московских аэропортов создать четыре крупных ядра с населением по 2.5 млн. человек. Надежную связь аэропортов с центром города обеспечивают аэроэкспрессы, у которых есть еще потенциал для дальнейшего развития. А для соединения аэропортов друг с другом предлагается использовать проектируемую ЦКАД. Возможность получения дополнительных инвестиций должны обеспечить логистические парки, в которых заинтересован бизнес. Каждая «Новая Москва» будет уникальной - с собственным набором функций и лицом. Они включат в себя «дачные города», которые станут частью московской агломерации еще и в административном отношении, что сделает эти территории привлекательными для постоянного проживания, например, пенсионеров. Новые рабочие места притянут сюда и более активное с экономической точки зрения население. Проектировщики отмечают, что представленная концепция поможет разгрузить центр – так, например, Садовому кольцу вернется, наконец, его  представительский вид.
Команда ОМА, «Стрелки», Юрия Григоряна и Siemens придумала для своей концепции логотип в виде стилизованных олимпийских колец.
zooming
Концепция OMA,«Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens - 4 «магнита», или логистических ядра, расположенных в стратегически важных районах аэропортов.

Выступление конкурсантов завершало бюро Ricardo Bofill (Испания), вошедшее в тройку лидеров. В развитии транспортной системы был сделан упор на формирование новых радиально-хордовых связей между аэропортами. Говоря о структуре присоединяемой территории, проектировщики предложили создать вытянутый в меридиональном направлении линейный полицентрический интегрированный в природную среду город с интеллектуальной системой общественного транспорта, высоким уровнем жизни и  разнообразными институтами.
Бюро Ricardo Bofill (Испания)предложило радиально хордовую структуру связей между аэропортами


Французские проектировщики Антуан Грумбах (Antoine Grumbach), Мишель Вильмотт (Michel Wilmotte) и Борина Эндрю (Borina Andrieu) из Antoine Grumbach et Associes (Франция), работа которых также вошла в тройку лидеров, считают идею строительства города с нуля губительной, поскольку динамика застройки всегда опережает развитие инфраструктуры.  Для присоединяемой территории они предлагают линейную концепцию «Большого Бульвара», который протянется от МКАД до Троицка.
Антуан Грумбах (Antoine Grumbach)и Борина Эндрю (Borina Andrieu.

Организация застройки этого коридора предполагает высокие показатели обеспеченности транспортной и рекреационной инфраструктурой – расстояние от застройки до магистралей и природных кластеров не должно превышать 500 м. А оптимальным вариантом команда считает определение границ агломерации при помощи наложения зоны полуторачасовой автомобильной доступности Москвы и территории с наиболее высокой плотностью населения. В результате получаем «яичницу», расползшуюся почти по всей Московской области, внутри которой сидит «спрут» с щупальцами, протянувшимися вдоль федеральных лучевых магистралей и «Большого Бульвара». Это многофункциональные зоны развития инновационных технологий, логистического и торгового комплексов и т.д.
Концепция Antoine Grumbach et Associes (Франция)- «Большой Бульвар» свяжет Москву и Троицк, а экспресс-дороги дойдут до Черного и Балтийского морей.

Особенно важными миссиями Борина Эндрю считает культурную и рекреационную, имея ввиду окрестные усадьбы, монастыри, леса и реки. По мнению французского коллектива, транспортный каркас требуется укрепить дополнительными магистралями с различными типами движения скоростного транспорта, в том числе концентрическими. Кроме того  планируется соединение трасс с экспресс-дорогами, которые могли бы связать водные пути: запад с востоком, Балтику и Северный Морской путь на севере с Черным морем на юге. На перекрестках этих дорог могут возникнуть новые вокзалы. Для всех видов общественного транспорта предлагается ввести единый тариф, что повысит спрос на его услуги.

Создание эффективной дорожной сети, ревитализация типовой застройки и бывших промышленных территорий, открытие земель «за оградами» и т.д. – все это даст городу возможности саморазвития.


Директор института ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН Владимир Коротаев видит основные проблемы в отставании дорожно-транспортного строительства на федеральном уровне и игнорирование столиц ближних субъектов как центров роста в схеме развития Московской области. Институт Градостроительства делает ставку на реализацию сложившейся кольцевой структуры. В дополнение к ней предлагается создать обходные кольца с последовательным увеличением их радиуса на 50 км, которые возьмут на себя логистическую нагрузку и выведут из города транзит. «В круге первом» окажутся города ближнего Подмосковья: Зеленоград, Троицк, Пушкино, Подольск. В следующем  -  Клин, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Обнинск. А самый большой «обруч» объединит центры соседних с Москвой областей. 
Концепция ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН - города-спутники Москвы станут центрами развития территории - контрмагнитами.

Команда мастерской Андрея Чернихова и Института территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург) предложила проект с центрами роста, образованными на пересечении концентрических магистралей и элементов сетчатой дорожной сети. Упор сделан на формировании «суперпериферирии» с такими же комфортными условиями и высокими социальными показателями, как и в Москве. Однако авторы видят не меньший смысл в решении имеющихся простых и очевидных проблем в нынешних городских границах. Создание эффективной дорожной сети, ревитализация типовой застройки и бывших промышленных территорий, открытие земель «за оградами» и т.д. – все это даст  городу возможности саморазвития и станет ответом в борьбе с оттоком квалифицированных профессионалов, рассогласованием интересов бизнеса, органов управления и городского сообщества. 
ООО «Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA А. А. Чернихова» разрабатывала концепцию совместно с ИТП «Урбаника».


Антон Финогенов («Урбаника»), подчеркивает, что планирование должно быть многовариантным, с большим количеством развилок возможных решений, которые пригодятся в будущем.

Итальянские архитекторы Бернардо Сеччи (Bernardo Secchi) и Паола Вигано (Paola Vigano) из Studio Associato Secchi-Vigano предложили большой выбор стратегий, учитывающих смещение приоритетов городского планирования в ту или иную сторону. Представители команды отмечают, что в Москве повторяются территориальные диспропорции всех без исключения мировых мегаполисов: западная и юго-западная части города – самые благополучные по сравнению с восточной и наиболее депрессивными северной и южной. Поэтому вектор развития, направленный на юго-запад, будет по-прежнему работать в рамках данной схемы. Паола Вигано предлагает вернуться к Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года, разработанному архитектором В.Н.Семеновым, в котором от города-ладони отходят «пальцы» - оси развития. По мнению команды, этот план очень схож с реализованной программой развития Копенгагена, которая оказалась успешной. В отношении же юго-западного «хвоста» было сделано предложение, продолжать усиление монументальной линии Кремль – Библиотека им.Ленина – Воробьевы Горы, т.е. создать здесь величавый и в то же время дружелюбный город, куда можно перенести те или иные институты, районы нового жилищного строительства. Эта кластерная модель подразумевает, что островки застройки будут связаны между собой зелеными коридорами.
Сеччи и Вигано оказались солидарны со многими коллегами в том, что главная проблема транспортной системы Москвы заключается в ее кольцевой структуре.
Концепция Studio Associato Secchi-Vigano (Италия)предлагает переход к сетчатой схеме со стройной иерархией, разнообразным набором видов комфортного и надежного общественного транспорта, большим количеством пересадочных узлов.


Коллектив МАрхИ разработал систему рокадно-природной организации территории. Нынешняя закрытая транспортная система нуждается в раскрытии, трансформации схемы в тангенсиально-хордовую. Главные рокады могут проходить как через центры регионов (и в масштабах Центрального федерального округа, и всей страны), так и по их окраинам, что перераспределит напряженность и обеспечит стимуляцию развития новых территорий. Таким же важным компонентом структуры профессор МАрхИ Никита Кострикин считает природные ландшафты. Что же касается границ агломерации, то команда выделяет по всей территории Московской области 18 социальных образований, сформировав их на основании объединения земель с суммарным населением в 1 млн. жителей.
Проект МАрхИ предполагает, в том числе, создать цепь сообщающихся между собой национальных парков, уделив особое внимание приволжским территориям.


Проектировщики Urban Design Associates видят перспективы создания городов-спутников не только в пределах присоединяемой территории, но и у основных транспортных магистралей Подмосковья. Как правило, населенные пункты вытянуты вдоль дорог и их внутренняя инфраструктура не получает разностороннего развития, оставаясь ориентированной только на магистраль-магнит. При этом между застроенными участками располагаются ничем необоснованные пустоты, которые нужно застроить и организовать многолучевые связи внутри подобных компактных кластеров. Их по проекту американского бюро будут окружать лесные комплексы.

UDA связывает проблемы столицы с кольцевой транспортной структурой в комплексе с одноцелевой застройкой городских районов и пригородов. Важно смешать функции, что  обеспечит более эффективное использование урбанистических территорий, сбалансировав количество населения по времени суток, сезонам года и т.д., Это послужит борьбе с причиной возникновения пробок. Команда отмечает, что методика планирования, в которой Москву сравнивают с другими агломерациями, кажется им неприемлемой – это тоже самое, что «пытаться натянуть шкуру тигра на слона», тогда как у каждого города имеется собственное ДНК.
Архитекторы Urban Design Associates считают, что необходимо повышение компактности урбанистических образований.


При определении границ Московской агломерации архитектурное бюро Остоженка исследовало природно-экологический, авто- и железнодорожный каркасы города и выяснило, что отчетливо прослеживаются как хорошо организованные «протуберанцы» за пределами города, так и «разрывы» внутри его границ.
Александр Скокан («Остоженка»)видит перспективу в природно-экологическом направлении развития города, в том числе и в виде разнообразных видов туризма.

Учитывая эти тренды, команда предлагает размещать составные элементы федерального центра на четырех перспективных территориях: ЗИЛ, не застроенный пустырь к югу от МГУ, земли охраняемой природной зоны «Москворецкая пойма (а именно остров, образованный петлей  Москва-реки и Карамышевским спрямлением, где сейчас здесь расположен поселок Терехово) и не застроенные земли городского поселения Рублево-Архангельское (между деревнями Захарково, Гольево, Архангельское, Новорижским шоссе и еще одним речным зигзагом). Железнодорожное  кольцо, при условии его эффективного вживления в систему общественного транспорта, должно сыграть важную роль в ревитализации центральных промзон.
Железнодорожное кольцо, при условии его эффективного вживления в систему общественного транспорта, должно сыграть важную роль в ревитализации центральных промзон.


Еще один французский коллектив – L'AUC – видит агломерацию в виде квадрата, смещенного на юго-запад. Кроме официально присоединяемой территории, квадрат покроет земли к югу и западу от Москвы примерно до бетонного кольца А-107.
Французские архитекторы из L’AUC представили концепцию «диалектического метрополиса».

Внутри квадрата находится круг, символизирующий территорию города в нынешних границах. Дальше взаимоотношения между этими фигурами развиваются почти как в «Супрематическом сказе про 2 квадрата» Эля Лисицкого – важно соблюсти баланс включения IN и EX территорий в структуру агломерации. Результатом будет А, т.е. «amenity» – дружелюбность, мягкость, приятность городской среды, для достижения которой необходима реализация пяти основных принципов:
  • повышение мобильности в пределах города за счет реализации полицентричности;
  • увеличение степени привлекательности для жителей, российских и иностранных туристов;
  • принцип «отрытого метрополиса», когда освоение единицы площади в EX зоне происходит параллельно с реконструкцией единицы площади внутреннего IN пространства;
  • одновременное движение к развитию высоких технологий и сохранению окружающей среды;
  • разработка стратегии развития мирового города, которая приведет к формированию устойчивой безграничной агломерации.
Концепция L’AUC: силовой вектор развития территории квадрата определяется коридором соединения аэропортов Внуково и Домодедово.

Подводя итоги можно заметить, что все команды, за исключением «ЦНИиП градостроительства», сходятся во мнении о необходимости перехода от кольцевой транспортной структуры к разветвленной сетевой. А в основе предложенных вариантов границ агломерации лежит все тот же транспортный каркас – кластеры роста лежат на пересечении и вдоль кольцевых и радиальных элементов, хордах связи между аэропортами.
В сентябре 2012 года пройдет выставка проектов, а окончательный вариант концепции намечено сформировать в начале 2013 года.

29 Апреля 2012

Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Выбран лучший сценарий развития Большой Москвы
5 сентября состоялось объявление победителей конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. Торжественная церемония прошла в павильоне Парка Горького, где сейчас экспонируются работы всех участников.
Город поколения Z
22 и 23 августа в столице прошел заключительный отчетный семинар конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. На нем участники состязания представили окончательные варианты своих предложений по развитию присоединенных территорий и созданию федерального правительственного центра. Публикуем рассказ о проектах первых четырех команд.
Большая Москва: день второй
25 марта, во второй день международного семинара, проведенного в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, участники продолжили дискуссию о проблемах, стоящих перед Большой Москвой.
Большая Москва: начало
В субботу и воскресенье, 24–25 марта, 10 архитектурных команд – участников разработки «концепции развития Московской агломерации» (проще говоря, «Большой Москвы»), докладывали экспертам и общественности о своих самых первых наблюдениях и выводах.
Десятка отважных для «Большой Москвы»
20 февраля были подведены итоги отборочного тура конкурса на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Право проектировать «Большую Москву» получили 10 архитектурных команд.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.