В число финалистов (полный список можно изучить на сайте Москомархитектуры) вошли четыре российских коллектива – архитектурное бюро «Остоженка», ООО «Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA А.А.Чернихова», ЦНИИП градостроительства и Московский архитектурный институт. Правда, ни одна из этих организаций не планирует выступать в конкурсе самостоятельно – понимая, что для разработки столь масштабного и многопланового проекта, как «Большая Москва», необходимы эксперты самого разного профиля, россияне заручились поддержкой иностранных коллег. Отметим, что аналогичным образом поступили и большинство зарубежных бюро, отобранных редакционной комиссией, так что в составе европейских и американских команд в конкурсе на лучшую концепцию развития Московской агломерации также примут участие и россияне – например, «Проект Меганом», Group Ark, ООО «Бернаскони» и ООО «Объединенные проекты».
При изучении списка финалистов в глаза сразу бросается разнородность отобранных коллективов. Так, например, «Остоженка» заручилась поддержкой Института географии РАН, ведущего специалиста по транспорту Александра Стрельникова, директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Владимира Княгинина и разработчиков концепции развития «Большого Парижа» Ateliers Lion Associes. Как нам рассказал руководитель бюро Александр Скокан, приняв решение участвовать в конкурсе, «Остоженка» сразу стала изучать опыт «Большого Парижа» и из множества разработанных для него проектов выбрала наиболее близкий себе по духу и мировоззрению. Автором такого проекта и оказалось Ateliers Lion Associes, которое, в свою очередь, пригласило в качестве консультантов компанию La Société du Grand Paris, ответственную за проект и строительство транспортной сети расширяемой столицы Франции и госструктуру по благоустройству района La Défense EPADESA.
Самой интернациональной оказалась команда Андрея Чернихова: к работе над «Большой Москвой» этот архитектор пригласил коллег из США (Diller Scofido + Renfro), Хорватии (Tower 151 Architects), Болгарии (Projects EOOD), Дании (Juul-Frost Architects), Великобритании (McAdam Architects). В разговоре с Архи.ру Андрей Александрович признался, что отбор велся преимущественно по принципу личного знакомства: с кем-то из названных проектировщиков Чернихов уже сотрудничал раньше, с кем-то общался в рамках «Премии Чернихова». «Если же говорить о профессиональных качествах приглашенных коллег, то все это люди, обладающие нестандартным мышлением и самым широким кругозором, а их проекты отличаются скрупулезностью проработки. Кроме того, мы посчитали необходимым привлечь к работе над концепцией порядка 12 российских экспертов в области урбанистики, геополитики и экономики, хорошо представляющих себе реальные потребности будущей агломерации».
А вот МАрхИ, который сам по себе собрание всевозможных экспертов, пригласил в соавторы всего одно архитектурное бюро – это Devereux Architects из Ирландии, участвовавшие в 2010 году в международном конкурсе на лучшую концепцию развитию 179-го квартала Перми. ЦНИИП градостроительства также сделал ставку на минимум помощников – вместе с институтом в конкурсе будут участвовать японская компания NIKKEN SEKKEI, которая, в частности, проектирует на пересечении Волгоградского проспекта и Третьего транспортного кольца квартал «Метрополия», и английское бюро RTKL, в России пока больше всего известное проектом подземного торгового комплекса под Павелецкой площадью.
Помимо соавторов «Остоженки», в числе отобранных команд оказалось еще три разработчика концепции развития «Большого Парижа» – итальянцы Studio Associato Bernardo Secchi Paola Viganò (кстати, единственная из 10 команд, решившая работать над проектом самостоятельно), а также французы Antoine Grumbach et Associes (пригласили Wilmotte&Associes, Высшую школу экономики и московскую мастерскую «Линия») и L'AUC, в тандеме с которыми, в частности, будет работать Борис Бернаскони. Также в числе будущих авторов «Большой Москвы» оказались легендарное бюро OMA (выступает в предсказуемом тандеме с Институтом «Стрелка» и «Проектом Меганом»), испанец Рикардо Бофилл, планирующий использовать в работе над проектом опыт развития Барселоны, и объединенная команда урбанистов из Канады, Великобритании и США под руководством Urban Design Associates. Кроме того, четыре бюро комиссия по результатам сводной оценки заявок рекомендовала пригласить для участия в семинарах конкурса на правах консультантов. Это ООО «ГРАН» и «SPEECH Чобан & Кузнецов» (Россия), Gregotti Associati International SRL (Италия) и Пекинский проектный институт по проектированию городского строительства (Китай).
То, что комиссия отдала предпочтение именно авторам «Большого Парижа», отнюдь не случайно: комплексное управляемое расширение французской столицы – та модель, по образу и подобию которой намерена развиваться и Москва. Конечно, не все парижские ноу-хау применимы в российских широтах, но сам конкурс на лучшую концепцию агломерации проводится именно по схеме, придуманной и реализованной в 2007–2010 годах французскими властями. В частности, идея о параллельной работе над проектом сразу десяти команд, среди которых не выбирается одна лучшая, позаимствована именно у них. С точностью до евро совпадают и суммы гонораров участников – команды, отобранные Москвой, также получат за свои проекты по 250 тысяч евро.
Контракты с финалистами заказчик конкурса ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» заключит уже на этой неделе, 24 февраля. Затем в течение 6 месяцев каждая из команд должна будет разработать три логично дополняющих и развивающих друг друга проекта: самой московской агломерации, столицы с присоединенными территориями и нового федерального правительственного центра, который предполагается разместить на присоединенных землях. «Пока нет никакой ясности по поводу того, что именно нужно разрабатывать, не очень ясен также состав и характер подаваемых материалов, – поделился с Архи.ру Александр Скокан. – Вряд ли здесь нужны эффектные чертежи и визуализации, скорее, регламенты и рекомендации, но от Москомархитектуры пока очень сложно добиться внятных объяснений. Надеюсь, ситуация прояснится после подписания договора и проведения первого из обещанных семинаров».
Не ясно пока и то, кто именно будет оценивать итоговые работы отобранных команд. По словам Александра Кузьмина, состав жюри определится к лету этого года. «Пока точно могу сказать лишь то, что в него не войдут бюрократы из правительства Москвы, Московской области и федеральных структур. Это требование мэра Москвы Сергея Собянина», – цитирует главного архитектора Москвы агентство «Интерфакс».
Руководство Москомархитектуры обещает, что все проекты финалистов будут показаны на специальной выставке в сентябре 2012 года, а чуть позже жюри отметит в каждом из них наиболее интересные и применимые для Москвы разделы и решения. «То, что в конкурсе не будет победителя (как и в конкурсе на «Большой Париж»), кажется очень здравой и закономерной идеей, ведь проекты такого масштаба могут разрабатываться только коллегиально, – сказал в интервью Архи.ру профессор МАрхИ Вячеслав Глазычев. – Конечно, выбор комиссии вызывает определенные вопросы: не все команды одинаково известны и успешны именно на ниве градостроительства и урбанистики, но лично мне кажется огромным плюсом то, что и российские, и зарубежные бюро, за редким исключением, решили выступать командами, причем командами довольно большими. Это не просто разомкнет наш привычный круг кулуарного проектирования, но и гарантирует разнообразие подходов к решению проблем Москвы».
Коллаж Ю.Тарабариной на основе фотосъемки sobesednik.ru и maca.ru