English version

Александр Скокан: «Архитектурное сооружение всегда вырастает из места»

Бюро «Остоженка» – без преувеличения, одна из самых известных архитектурных мастерских современной России, пользующихся непререкаемым авторитетом в профессиональном сообществе. За более чем 20 лет своего существования она прошла путь от генпроектировщика района Остоженки до одного из разработчиков генплана Московской агломерации. О том, с чего начиналась мастерская, и о том, над чем ее коллектив работает сегодня, мы беседуем с главным архитектором «Остоженки» Александром Скоканом.

mainImg
Архи.ру: Александр Андреевич, давайте начнем с самого начала. Как возникло бюро, названное в честь конкретного района Москвы?

Александр Скокан: Заказчиком проекта планировки района Остоженка в конце 1980-х годов выступил Совет министров СССР. Как известно, эта территория не застраивалась с 1930-х годов – генплан 1937 года предусматривал, что по району Остоженки пройдет проспект от Дворца Советов до Лужников. Дворец в итоге не построили, а район так и остался нетронутым, зарос бурьяном и был, нужно сказать, очень живописным и по-настоящему московским. А Совмину нужно было где-то построить дома для своих шишек – к тому времени мода на проживание в самом центре города уже вовсю процветала, – поэтому выбор пал именно на Остоженку. План реконструкции этой территории был заказан МАрхИ, и в институте была создана для этого специальная бригада. В частности, в нее вошли Андрей Гнездилов и Раис Баишев, которые, в свою очередь, пригласили меня. Сначала это был НПЦ МАрхИ, а потом, когда проект был защищен и утвержден, мы решили существовать самостоятельно, и институт нас милостиво отпустил. Дальше случилось непредвиденное: Совмин был расформирован, политический строй поменялся, а мы остались со своим проектом на руках и вроде как стали главными специалистами по развитию Остоженки. В этот район сразу устремилось очень много инвесторов, и поначалу они все к нам прислушивались, а мы их консультировали, направляли и корректировали. Удивительное было время!

Архи.ру: Разработанный вами проект реконструкции Остоженки имел огромный резонанс в профессиональном сообществе. В чем именно, на ваш взгляд, заключались причины такого успеха?

А.С.: Мы поставили тогда перед собой очень конкретную, но не типичную для того времени задачу – восстановить историческую среду, причем в это понятие мы вкладывали не реставрацию особняков и не строительство новых объектов похожих габаритов, а восстановление именно градостроительной ткани района. В тогдашней Москве было принято мыслить или отдельными участками, или кварталами, а мы фактически ввели дополнительный масштаб, доказав, что каждый квартал состоит из землевладений с их уникальными границами и пропорциями. Правда, вместо буржуазного слова «землевладение» мы тогда говорили «композиционно-градостроительный модуль», но суть от этого не менялась – фактически мы попытались восстановить исконные градостроительные правила, по которым города всегда существовали. Мы не диктовали застройщикам, что именно можно строить на том или ином участке, а что нельзя, но мы, как бы сказали сейчас, определили градостроительный потенциал каждого участка. Учитывая инсоляцию, окружение и т.д. определили плотность, этажность и т.д. Дальше, конечно, у нас начались проблемы – постоянно приходили инвесторы и просили накинуть сотню-другую квадратных метров. Постепенно ситуация менялась, проекты согласовывались уже без нас, а мы стояли в стороне и наблюдали за тем, какая это страшная сила – деньги. И все же я убежден: если бы изначально не было проекта, который служил ограничивающим фактором застройки района, все было бы гораздо хуже.

Архи.ру: А вы сами согласны с определением нынешней Остоженки как «золотой мили»?

А.С.: С тем, что этот район не похож на все остальные, согласен. Правда, непохожесть эта имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Притчей во языцах стала пустынность Остоженки по вечерам и в выходные дни, и это, увы, результат, на который мы совсем не рассчитывали. Но как часть городской среды, мне кажется, это очень внятное и интересное место. Именно благодаря разработанным правилам, которые соблюдались и обеспечивали логичное развитие. Такая же попытка позже предпринимались на Цветном бульваре, но c меньшим успехом. Плюс мы в свое время делали аналогичное предложение для Замоскворечья, но там мы не стали генпроектировщиками района и опять же дальше концептуальных разработок дело не пошло. Так что, да, Остоженка – совершенно уникальное для Москвы место.

Архи.ру: Ваше бюро построило в районе Остоженки около 10 зданий, а всего по Москве порядка 60, однако в последние годы вы больше работаете в области. С чем это связано?

А.С.: Ну, я бы сказал, нас выжили из города. Стилистика, в которой мы работаем, как-то не очень соответствовала лужковской среде, мы всегда страдали плоскомордием, которое бывший мэр так сильно не любил. Правда, единичные проекты в столице еще делаем – сейчас, например, достраиваются дома на Смоленском бульваре и на Пречистенской набережной. Но основной полигон работы сейчас, действительно, в Подмосковье – мы проектируем в Видном, Одинцово, Балашихе, Мытищах, Люберцах.

Архи.ру: Александр Андреевич, вы считаетесь одним из основателей средового подхода в архитектуре, и именно он лежал в основе большинства ваших проектов, выполненных для исторического центра Москвы. Но, очевидно, работа в Подмосковье требует каких-то совсем иных алгоритмов?

А.С.: Алгоритм один – борьба с чрезмерными желаниями инвестора, который, овладев куском земли, пытается выжать из него максимум. К сожалению, существующие сегодня нормы настолько неконкретны, что запретить застройщику это делать невозможно. В результате мы постоянно проектируем больше, чем можем выдержать место, и гораздо больше, чем нужно для того, чтобы создать гуманную среду. Конечно, пытаемся изворачиваться и находить решения, которые хоть сколько-то компенсируют эту избыточную плотность. Вот, скажем, дом в Одинцово – более 180 тысяч квадратных метров. Как пластическая форма он интересен – гигантские проемы, консоли, игра с силуэтом и цветом. Но насколько в нем будет уютно и комфортно жить – это неизвестно? 

Конечно, при таких масштабах говорить о средовом подходе странно и глупо, но ключевым его качеством – уместностью – архитектор все-таки может и должен пользоваться, в этом я уверен. Этот дом, например, задуман как один из первых в городе, на въезде по Можайскому шоссе. Своего рода заглавная буква. А заглавная буква может быть эффектной, витиеватой, хотя мы следуем не только логике расположения объекта, но и самому участку застройки. Архитектурное сооружение всегда вырастает из места, из габаритов участка, из инсоляции. Даже если это монстр, то это монстр для конкретного места. Так что в основе своей мой подход к проектированию не изменился – учитываешь все обстоятельства, связанные с местом, временем, ситуацией, пространственным и временным контекстом.

Архи.ру: А вообще, на ваш взгляд, средовой подход как творческий метод еще актуален?

А.С.: Суть средового подхода заключалась в том, что среда – это больше, чем архитектура, фактически это и есть социальная жизнь. Мы никогда не проектировали изысканные штучки, которые бы вдохновляли архитектуроведов, –  мы пытались создать пространство для жизни. Сейчас же, мне кажется, средовой подход во многом стал политическим лозунгом, удобным основанием для архитектурной бюрократии и используется как оправдание системы согласований. Плюс сейчас в отечественной архитектуре в моде больше дизайнерский подход, т.е. проектирование именно «штучек». Лично мне, повторюсь, кажется, что это не выход – можно сделать прекрасный автомобиль – и он будет броско смотреться на любом фоне, и на историческом, и на хайтечном, но здание всегда продиктовано местом, в котором строится.

Архи.ру: Я так понимаю, дизайнерский подход вам не близок, но понятнее, чем, скажем, историзм? Я знаю, что однажды вы отказались спроектировать в начале Остоженки объект на месте сгоревшего диспансера, аргументировав свой отказ тем, что современной архитектуры там уже слишком много, а историческую вы делать не хотите и не будете.

А.С.: Да, я убежден в том, что архитектура должна отражать свое время. Впрочем, один раз мы все же согрешили. Проектировали здание на Тургеневской площади и среди множества вариантов нарисовали в том числе и один а ля исторический, а главный архитектор города сказал, что именно этот вариант он может согласовать без вынесения на Общественный совет и инвестор тут же на него согласился. Мы отказались заниматься реализацией этого варианта и вышли из проекта, и по нашим эскизам проект довел до ума кто-то другой – получилась типичная такая псевдоисторическая постройка. Честно, лично я всегда стараюсь обойти ее стороной.

Архи.ру: Если честно, историю про диспансер я вспомнила за тем, чтобы спросить у вас: то есть, ваш взгляд, современной архитектуры может быть много?

А.С.: Конечно, может. Понятие меры никто не отменял. И потом, современная постройка должна быть безукоризненного качества, чтобы иметь право существовать в историческом окружении, а вопрос качества – не проектирования даже, а реализации, – для нашей отрасли едва ли не самый болезненный. В отличие от западных коллег, российские архитекторы не могу контролировать выбор подрядчика и материалов, а так называемый авторский надзор чаще всего сводится к пустой формальности. Фактически наша ответственность заканчивается на чертежах, а уж если рабочку не дали сделать, то все, считайте, на объекте можно поставить крест.

Архи.ру: Построив 60 с лишним объектов, вы сколькими из них полностью довольны?

А.С.: Одним! Безукоризненно построен банк на Пречистенской набережной, наша первая реализация. Ко всем остальным объектам есть претензии по качеству и немалые.

Архи.ру: Ого! После такого признания мне даже страшно спрашивать вас о том, каковы, на ваш взгляд, перспективы профессии архитектора в России…

А.С.: В смысле количества работы перспективы хорошие. Еще очень долго будет, что проектировать и строить. Но насколько при этом строительство будет качественным – большой вопрос, поскольку реальных механизмов заставить застройщика выдавать качественное сооружение у архитектора нет. И существующий ныне дефицит жилья этой ситуации только способствует. Так что для самой архитектуры я ничего хорошего не вижу. Конечно, есть еще частная архитектура – дорогая, изысканная, образцовая, но тут проблемой нередко становится вкус заказчика, который еще далек от идеала.

Архи.ру: И в заключение хотелось бы спросить о работе над проектом планировки территории Московской агломерации. Договор на ее выполнение ведь уже заключен?

А.С.: Да. И материалы получены. Теперь мы сформулировали основные проблемы нашего города и пытаемся понять, какие из них поддаются архитектурному «лечению». Кризис транспортной системы, плохая управляемость территории, экологическая ситуация – они все лежат на поверхности. В общем, ищем, с чем и как может помочь справиться архитектура. Пока еще очень рано говорить о каких-то конкретных предложениях – мы только начали совместную работу с нашими партнерами, Институтом географии РАН и французскими градостроителями, – но саму идею расширения Москвы я приветствую. Причем не в нынешнем ее виде, когда на юго-запад бросается огромный протуберанец, а в принципе – город наконец-то прорвал кольцо. Фактически создан прецедент, юридическая возможность рассматривать город и область как единый организм. И этот протуберанец – лишь первая очередь на пути соединения города и его окрестностей.
Александр Скокан
zooming
Программа комплексной реконструкции Микрорайона № 17 «Остоженка». © ostarch.ru
zooming
Международный Московский Банк
zooming
Офисные здания во 2-ом Обыденском переулке
zooming
Офисное здание в 3-м Зачатьевском переулке
zooming
Офисное здание на Трубной улице
zooming
Жилой комплекс на улице Шаболовка
zooming
Административное здание на 1-ой Брестской улице
zooming
Жилой комплекс «Панорама» на улице Пресненский Вал
zooming
Жилой комплекс на Ленинградском проспекте
zooming
Офисное здание в Лесных переулках
zooming
Жилой комплекс в Борисоглебском переулке
zooming
Жилой дом на Ленинском проспекте
zooming
Торгово-деловой комплекс «Тульский» с подземной автостоянкой
zooming
Офисное здание на улице Щепкина, вл. 61/2
Офисное здание в Бутиковском переулке, 17-19

02 Апреля 2012

Похожие статьи
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.