English version

Александр Скокан: «Архитектурное сооружение всегда вырастает из места»

Бюро «Остоженка» – без преувеличения, одна из самых известных архитектурных мастерских современной России, пользующихся непререкаемым авторитетом в профессиональном сообществе. За более чем 20 лет своего существования она прошла путь от генпроектировщика района Остоженки до одного из разработчиков генплана Московской агломерации. О том, с чего начиналась мастерская, и о том, над чем ее коллектив работает сегодня, мы беседуем с главным архитектором «Остоженки» Александром Скоканом.

mainImg
Архи.ру: Александр Андреевич, давайте начнем с самого начала. Как возникло бюро, названное в честь конкретного района Москвы?

Александр Скокан: Заказчиком проекта планировки района Остоженка в конце 1980-х годов выступил Совет министров СССР. Как известно, эта территория не застраивалась с 1930-х годов – генплан 1937 года предусматривал, что по району Остоженки пройдет проспект от Дворца Советов до Лужников. Дворец в итоге не построили, а район так и остался нетронутым, зарос бурьяном и был, нужно сказать, очень живописным и по-настоящему московским. А Совмину нужно было где-то построить дома для своих шишек – к тому времени мода на проживание в самом центре города уже вовсю процветала, – поэтому выбор пал именно на Остоженку. План реконструкции этой территории был заказан МАрхИ, и в институте была создана для этого специальная бригада. В частности, в нее вошли Андрей Гнездилов и Раис Баишев, которые, в свою очередь, пригласили меня. Сначала это был НПЦ МАрхИ, а потом, когда проект был защищен и утвержден, мы решили существовать самостоятельно, и институт нас милостиво отпустил. Дальше случилось непредвиденное: Совмин был расформирован, политический строй поменялся, а мы остались со своим проектом на руках и вроде как стали главными специалистами по развитию Остоженки. В этот район сразу устремилось очень много инвесторов, и поначалу они все к нам прислушивались, а мы их консультировали, направляли и корректировали. Удивительное было время!

Архи.ру: Разработанный вами проект реконструкции Остоженки имел огромный резонанс в профессиональном сообществе. В чем именно, на ваш взгляд, заключались причины такого успеха?

А.С.: Мы поставили тогда перед собой очень конкретную, но не типичную для того времени задачу – восстановить историческую среду, причем в это понятие мы вкладывали не реставрацию особняков и не строительство новых объектов похожих габаритов, а восстановление именно градостроительной ткани района. В тогдашней Москве было принято мыслить или отдельными участками, или кварталами, а мы фактически ввели дополнительный масштаб, доказав, что каждый квартал состоит из землевладений с их уникальными границами и пропорциями. Правда, вместо буржуазного слова «землевладение» мы тогда говорили «композиционно-градостроительный модуль», но суть от этого не менялась – фактически мы попытались восстановить исконные градостроительные правила, по которым города всегда существовали. Мы не диктовали застройщикам, что именно можно строить на том или ином участке, а что нельзя, но мы, как бы сказали сейчас, определили градостроительный потенциал каждого участка. Учитывая инсоляцию, окружение и т.д. определили плотность, этажность и т.д. Дальше, конечно, у нас начались проблемы – постоянно приходили инвесторы и просили накинуть сотню-другую квадратных метров. Постепенно ситуация менялась, проекты согласовывались уже без нас, а мы стояли в стороне и наблюдали за тем, какая это страшная сила – деньги. И все же я убежден: если бы изначально не было проекта, который служил ограничивающим фактором застройки района, все было бы гораздо хуже.

Архи.ру: А вы сами согласны с определением нынешней Остоженки как «золотой мили»?

А.С.: С тем, что этот район не похож на все остальные, согласен. Правда, непохожесть эта имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Притчей во языцах стала пустынность Остоженки по вечерам и в выходные дни, и это, увы, результат, на который мы совсем не рассчитывали. Но как часть городской среды, мне кажется, это очень внятное и интересное место. Именно благодаря разработанным правилам, которые соблюдались и обеспечивали логичное развитие. Такая же попытка позже предпринимались на Цветном бульваре, но c меньшим успехом. Плюс мы в свое время делали аналогичное предложение для Замоскворечья, но там мы не стали генпроектировщиками района и опять же дальше концептуальных разработок дело не пошло. Так что, да, Остоженка – совершенно уникальное для Москвы место.

Архи.ру: Ваше бюро построило в районе Остоженки около 10 зданий, а всего по Москве порядка 60, однако в последние годы вы больше работаете в области. С чем это связано?

А.С.: Ну, я бы сказал, нас выжили из города. Стилистика, в которой мы работаем, как-то не очень соответствовала лужковской среде, мы всегда страдали плоскомордием, которое бывший мэр так сильно не любил. Правда, единичные проекты в столице еще делаем – сейчас, например, достраиваются дома на Смоленском бульваре и на Пречистенской набережной. Но основной полигон работы сейчас, действительно, в Подмосковье – мы проектируем в Видном, Одинцово, Балашихе, Мытищах, Люберцах.

Архи.ру: Александр Андреевич, вы считаетесь одним из основателей средового подхода в архитектуре, и именно он лежал в основе большинства ваших проектов, выполненных для исторического центра Москвы. Но, очевидно, работа в Подмосковье требует каких-то совсем иных алгоритмов?

А.С.: Алгоритм один – борьба с чрезмерными желаниями инвестора, который, овладев куском земли, пытается выжать из него максимум. К сожалению, существующие сегодня нормы настолько неконкретны, что запретить застройщику это делать невозможно. В результате мы постоянно проектируем больше, чем можем выдержать место, и гораздо больше, чем нужно для того, чтобы создать гуманную среду. Конечно, пытаемся изворачиваться и находить решения, которые хоть сколько-то компенсируют эту избыточную плотность. Вот, скажем, дом в Одинцово – более 180 тысяч квадратных метров. Как пластическая форма он интересен – гигантские проемы, консоли, игра с силуэтом и цветом. Но насколько в нем будет уютно и комфортно жить – это неизвестно? 

Конечно, при таких масштабах говорить о средовом подходе странно и глупо, но ключевым его качеством – уместностью – архитектор все-таки может и должен пользоваться, в этом я уверен. Этот дом, например, задуман как один из первых в городе, на въезде по Можайскому шоссе. Своего рода заглавная буква. А заглавная буква может быть эффектной, витиеватой, хотя мы следуем не только логике расположения объекта, но и самому участку застройки. Архитектурное сооружение всегда вырастает из места, из габаритов участка, из инсоляции. Даже если это монстр, то это монстр для конкретного места. Так что в основе своей мой подход к проектированию не изменился – учитываешь все обстоятельства, связанные с местом, временем, ситуацией, пространственным и временным контекстом.

Архи.ру: А вообще, на ваш взгляд, средовой подход как творческий метод еще актуален?

А.С.: Суть средового подхода заключалась в том, что среда – это больше, чем архитектура, фактически это и есть социальная жизнь. Мы никогда не проектировали изысканные штучки, которые бы вдохновляли архитектуроведов, –  мы пытались создать пространство для жизни. Сейчас же, мне кажется, средовой подход во многом стал политическим лозунгом, удобным основанием для архитектурной бюрократии и используется как оправдание системы согласований. Плюс сейчас в отечественной архитектуре в моде больше дизайнерский подход, т.е. проектирование именно «штучек». Лично мне, повторюсь, кажется, что это не выход – можно сделать прекрасный автомобиль – и он будет броско смотреться на любом фоне, и на историческом, и на хайтечном, но здание всегда продиктовано местом, в котором строится.

Архи.ру: Я так понимаю, дизайнерский подход вам не близок, но понятнее, чем, скажем, историзм? Я знаю, что однажды вы отказались спроектировать в начале Остоженки объект на месте сгоревшего диспансера, аргументировав свой отказ тем, что современной архитектуры там уже слишком много, а историческую вы делать не хотите и не будете.

А.С.: Да, я убежден в том, что архитектура должна отражать свое время. Впрочем, один раз мы все же согрешили. Проектировали здание на Тургеневской площади и среди множества вариантов нарисовали в том числе и один а ля исторический, а главный архитектор города сказал, что именно этот вариант он может согласовать без вынесения на Общественный совет и инвестор тут же на него согласился. Мы отказались заниматься реализацией этого варианта и вышли из проекта, и по нашим эскизам проект довел до ума кто-то другой – получилась типичная такая псевдоисторическая постройка. Честно, лично я всегда стараюсь обойти ее стороной.

Архи.ру: Если честно, историю про диспансер я вспомнила за тем, чтобы спросить у вас: то есть, ваш взгляд, современной архитектуры может быть много?

А.С.: Конечно, может. Понятие меры никто не отменял. И потом, современная постройка должна быть безукоризненного качества, чтобы иметь право существовать в историческом окружении, а вопрос качества – не проектирования даже, а реализации, – для нашей отрасли едва ли не самый болезненный. В отличие от западных коллег, российские архитекторы не могу контролировать выбор подрядчика и материалов, а так называемый авторский надзор чаще всего сводится к пустой формальности. Фактически наша ответственность заканчивается на чертежах, а уж если рабочку не дали сделать, то все, считайте, на объекте можно поставить крест.

Архи.ру: Построив 60 с лишним объектов, вы сколькими из них полностью довольны?

А.С.: Одним! Безукоризненно построен банк на Пречистенской набережной, наша первая реализация. Ко всем остальным объектам есть претензии по качеству и немалые.

Архи.ру: Ого! После такого признания мне даже страшно спрашивать вас о том, каковы, на ваш взгляд, перспективы профессии архитектора в России…

А.С.: В смысле количества работы перспективы хорошие. Еще очень долго будет, что проектировать и строить. Но насколько при этом строительство будет качественным – большой вопрос, поскольку реальных механизмов заставить застройщика выдавать качественное сооружение у архитектора нет. И существующий ныне дефицит жилья этой ситуации только способствует. Так что для самой архитектуры я ничего хорошего не вижу. Конечно, есть еще частная архитектура – дорогая, изысканная, образцовая, но тут проблемой нередко становится вкус заказчика, который еще далек от идеала.

Архи.ру: И в заключение хотелось бы спросить о работе над проектом планировки территории Московской агломерации. Договор на ее выполнение ведь уже заключен?

А.С.: Да. И материалы получены. Теперь мы сформулировали основные проблемы нашего города и пытаемся понять, какие из них поддаются архитектурному «лечению». Кризис транспортной системы, плохая управляемость территории, экологическая ситуация – они все лежат на поверхности. В общем, ищем, с чем и как может помочь справиться архитектура. Пока еще очень рано говорить о каких-то конкретных предложениях – мы только начали совместную работу с нашими партнерами, Институтом географии РАН и французскими градостроителями, – но саму идею расширения Москвы я приветствую. Причем не в нынешнем ее виде, когда на юго-запад бросается огромный протуберанец, а в принципе – город наконец-то прорвал кольцо. Фактически создан прецедент, юридическая возможность рассматривать город и область как единый организм. И этот протуберанец – лишь первая очередь на пути соединения города и его окрестностей.
Александр Скокан
zooming
Программа комплексной реконструкции Микрорайона № 17 «Остоженка». © ostarch.ru
zooming
Международный Московский Банк
zooming
Офисные здания во 2-ом Обыденском переулке
zooming
Офисное здание в 3-м Зачатьевском переулке
zooming
Офисное здание на Трубной улице
zooming
Жилой комплекс на улице Шаболовка
zooming
Административное здание на 1-ой Брестской улице
zooming
Жилой комплекс «Панорама» на улице Пресненский Вал
zooming
Жилой комплекс на Ленинградском проспекте
zooming
Офисное здание в Лесных переулках
zooming
Жилой комплекс в Борисоглебском переулке
zooming
Жилой дом на Ленинском проспекте
zooming
Торгово-деловой комплекс «Тульский» с подземной автостоянкой
zooming
Офисное здание на улице Щепкина, вл. 61/2
Офисное здание в Бутиковском переулке, 17-19

02 Апреля 2012

Похожие статьи
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.