Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.12.2011

Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский замысел

Анна Мартовицкая
Объект:
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
Адрес:
Россия, Москва. ул. Новорязанская, 26-28, ул. Н.Басманная, 29
Клуб ветеранов внешней разведки (Многофункциональный центр «Линкор»)
Адрес:
Россия, Москва. Хорошевское ш., вл.38
Архитектор:
Валерий Лукомский
Мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Моспроект-4
Сити-Арх
Авторский коллектив:
Архитекторы: Кузьмин А., Боков А., Ленок В., при участии: Лукомский В., Адикаев В., Буш М., Гладких А., Козоброд Е., Фурсов В., Лютов Е. Инженеры: Елецкий Г., Буш М., Кречкович М.

Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.

Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архи.ру: Валерий Васильевич, как часто Ваша мастерская занимается рабочей документацией?

Валерий Лукомский: Практически каждый проект мы доводим до его логического завершения, проходя все ступени от идеи до реализации. Благодаря сильному штату (а в мастерской «Сити-Арх» на постоянной основе работает порядка 90 специалистов – архитекторов, конструкторов, инженеров), у нас есть все возможности для этого. Всего за время существования компании было спроектировано около 200 объектов, из них 87 – на стадии «Рабочий проект» с их последующей реализацией. Являясь открытой для сотрудничества компанией, мы всегда готовы принять участие в совместных проектах, интересных для нас. В числе таких работ – Клуб ветеранов внешней разведки на Ходынском поле, где мы работали совместно с коллегами из «Моспроект-4», (мы делали рабочую документацию) многофункциональный деловой центр на Новорязанской улице совместно с ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» и торговый центр в Жуковском, где авторами являлись коллеги из «Гражданпроекта».

Архи.ру: Чем работа над рабочей документацией чужого проекта отличается от работы над своим проектом?

В.Л.: В принципе нет такого понятия «чужой проект». Когда работаешь над проектом, неважно на какой стадии, он все равно становится родным и своим. Другое дело, являешься ли ты сам автором или продолжаешь авторский замысел. В последнем случае прежде всего необходимо досконально вникнуть во все нюансы авторского замысла. Мы давно сформулировали для себя основное правило работы с РД – довести до реализации проект, сохранив идею задуманную автором. Поэтому на протяжении всей работы мы тесно сотрудничаем с авторским коллективом, ставим авторов в известность о том, что именно делаем в данный момент, и согласовываем с ними необходимые изменения. Исключений нет. Более того, в случае с проектом Клуба ветеранов внешней разведки нас по итогам работы включили в состав авторского коллектива, поскольку мы смогли убедить заказчика в необходимости разработки нового варианта решения фасадов.

Архи.ру: Вы имеете в виду ту пятнистую черно-белую облицовку здания, которая маскирует систему окон?

В.Л.: Да, именно ее. Изначально фасады предполагалось сделать более однородными по цвету, светло-серыми, но мы с самого первого знакомства с объектом были убеждены в том, что он заслуживает более яркой палитры. К этому обязывает и само его расположение – здание «держит» весь участок, поэтому мы не жалели сил на взаимодействие с авторами проекта и разъяснительную работу с заказчиком. Когда уже были определены и новая палитра фасадов, и их материалы (стемалит плюс стекло), мы вместе с Андреем Боковым и Вадимом Ленком четыре раза выезжали на объект, вывешивали образцы и подбирали нужный оттенок.

Архи.ру: И все же приведенный Вами пример кажется мне, скорее, исключением из правила… Не секрет, что чаще архитектурный проект в процессе реализации если и изменяется, то в сторону упрощения и удешевления.

В.Л.: В этом смысле поручение разработки РД другому бюро для проекта может оказаться даже более выгодно. По крайней мере, когда заказчик просит меня что-то упростить в проекте или изменить, я лишь развожу руками: «Это не мой проект, я не могу в нем ничего менять, пожалуйста, общайтесь с авторами». И потом уже сообща с авторами мы отбиваемся от подобных «рацпредложений», отстаивая первоначальные идеи. Именно так, например, было в случае с деловым центром на Новорязанской улице: заказчик стремился заменить кирпич на более дешевые панели «под кирпич», но мы смогли отстоять первоначальный материал.

Архи.ру: Наверно, бывает и наоборот, когда проект приходится переделывать из-за того, что успели измениться противопожарные и прочие нормы?

В.Л.: Да, с этой проблемой мы тоже сталкиваемся. Нормы меняются не так уж часто, но учесть их на стадии «идеи» порой бывает очень трудно. Так что довести проект до «нормы» и есть наша задача. А вот замыслы заказчика меняются часто и порой кардинально. В Клубе ветеранов внешней разведки, например, нам пришлось перепроектировать практически всю «внутрянку» из-за того, что изменилось задание заказчика по планировке внутренних помещений. А в деловом центре на Новорязанской, действительно, вмешались нормы – проект разрабатывался в 2003 году, и с тех пор успели измениться требования и по противопожарной безопасности, и по количеству машиномест. Но, признаюсь, главная проблема здесь экономическая – как правило, стоимость объекта уже согласована с заказчиком, и вписать все эти переделки проекта в выделенный бюджет бывает очень сложно. Кроме того, проект, скорее всего, уже прошел экспертизу, а это значит, что все изменения необходимо согласовывать по новой.

Архи.ру: Фактически это время просто выпадает из творческой жизни бюро?

В.Л.: Для любого архитектора творчество, конечно, стоит на первом месте. Однако есть и будни, и работа на стадии «рабочая документация» является хорошей школой. В процессе разработки РД и последующего авторского надзора мы получаем уникальную возможность отслеживать многие технические и инженерные аспекты реализации архитектурного проекта. Те же мощности кондиционеров и вентиляции, например, которые зачастую закладываются в проект на основании примерных расчетов, – мы все показатели «обкатываем» на практике и в свои проекты потом включаем только проверенные данные. Это прекрасный шанс отточить свой профессионализм. Не меняя авторского замысла, мы разработаем каждую деталь проекта и будем точно знать, что благодаря именно нашей кропотливой и качественной работе объект состоялся.
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клуб ветеранов внешней разведки
Клуб ветеранов внешней разведки
Фотография с сайта www.mniip.ru
Клуб ветеранов внешней разведки
Клуб ветеранов внешней разведки
Фотография с сайта www.mniip.ru
Клуб ветеранов внешней разведки
Клуб ветеранов внешней разведки
Фотография с сайта www.mniip.ru