Любопытно, что это относится как к самим проектам (а на просторах того же Подмосковья по-прежнему активно создаются и японские сады камней, и французские парки, и пещеры в стиле хоббитов), так и к их подаче: редко какой участник не напишет на переливающихся всеми оттенками зеленого планшетах о том, что сад есть «зеркало души» и главное место ее отдохновения, или не напомнит о том, что природа – самое дорогое сокровище человечества. Признаться, концентрация подобных прописных истин, начертанных особо крупными шрифтами, а также лозунгов типа «Позови меня, тихая природа…» или «Твори добро» на фестивале почти запредельная и заставляет с утроенным тщанием искать проекты, отличные от дружно зеленеющего большинства.
С одной стороны, это фестивали лэнд-арта – «Архстояние», «Города», «Самара NEXT», – каждый из которых выставил в Доме на Брестской по 1-2 планшета (правда, тех, кто на прошлой неделе ходил на «Зодчество», неизбежно ждет ощущение дежа вю, ибо планшеты те же). С другой, малые архитектурные формы, разработанные для программы «Дачный ответ», – например, беседка в виде половины домика архитектора Алексея Николашина или круглый двухэтажный павильон с лестницей Татьяны Кононовой (бюро Proektor). Очень близка им по жанру и беседка-яхта Ивана Качалова – с камбузом (зоной барбекю), кают-компанией для шумных посиделок и верхней палубой, на которой можно уединиться. Но справедливости ради заметим, что эти безусловно очень стильные и элегантные объекты к ландшафтной архитектуре имеют отношение крайне опосредованное и с тем же успехом могут участвовать (а некоторые и участвовали) в других, не менее известных фестивалях Дома на Брестской – «Под крышей дома», например, или «Азбука загородного строительства». Куда ближе к тематике фестиваля и тем интереснее проекты студии Rombostyle (приусадебная территория одного из коттеджей в Горках-10») и компании ООО «Философия дизайна» (ландшафтный проект в Жуковке XXI век), где характер ландшафта полностью обусловлен архитектурой коттеджа и становится органичным продолжением пластики и геометрии возведенного на участке объема.
Нельзя не назвать и несколько наиболее интересных градостроительных проектов, представленных на конкурс «Взгляда из дома». Это и комплексное благоустройство микрорайона №52 в Марфино бюро «Планар» (замечательные деревянные беседки, придуманные в рамках проекта уже «засветились» в мае этого года на конкурсе «АРХИWOOD 2011»), и реновация зеленых насаждений Московского зоопарка («Моспроект-4»), и развитие селитебной территории Волоколамска (группа студентов 3 курса МАрхИ), и «Парк-отель» от мастерской «ДК-стиль», состоящий из множества крошечных домиков, рассыпанных по щедро озелененной территории. Есть, конечно, в этой категории и более «державные» проекты – например, «Парк Победы» в Минске, или парк на территории Министерства энергетики Республики Татарстан. А международный опыт российских ландшафтников представлен на этот раз двумя проектами: «Русским садом» на территории парка «Сады мира» в Берлине-Марцан («Моспроект-4») и, что довольно неожиданно, российским культурно-духовным центром в Париже («Арх Груп»), точнее, его ландшафтной концепцией.
Самая горячая «ландшафтная» тема этого года – реконструкция ЦПКиО им. Горького – легла в основу проекта «Умный парк» Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна. Правда, студенты подошли к задаче шире и рассмотрели типологию современного городского парка в целом как своего рода «реанимационного отделения» для экологии мегаполиса. 17 лучших работ выставлены на антресольном этаже зала макета Москвы, и это едва ли не самая живописная часть фестивальной экспозиции. По фантазийности и инновационности с ней может соперничать разве что экспозиция работ учеников школы «Старт», которые создали проекты «живых» зданий, например, «дома-клевера» или «дома-дерева».
Ну, и совсем никакими условностями не были скованы участники так называемого «неконкурса фестиваля» – парада инсталляций на тему «Стоянка человека». Выбранная куратором Сергеем Яраловым тема позволила молодым архитекторам всласть поразмышлять над тем, какую роль ландшафт играет в настоящем и будущем человечества. Ответы на этот вопрос, как водится, получились очень разными, а объединяет их чувство юмора и нетривиальный взгляд на привычные вещи. Для кого-то «стоянка человека» – это собрание семейных реликвий, для кого-то скоростные лифты, пущенные прямо между деревьев, а для кого-то и просто стена с большим объявлением, от которого каждое следующее поколение может оторвать «язычок» с мудрым или смешным изречением.
Основная экспозиция фестиваля «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома». Фото А.Мартовицкой
Конкурс проектов «Умный парк»
Инсталляция «Человек. Стоянка. Лыжи». Арх.: Алексей и Наталья Петровы
Инсталляция «Упаковка содержания». Арх.: Евгений Барсуков
Инсталляция «Биографические данные». Арх.: Наталия Хлебцевич
Инсталляция «Депо для людей». Арх.: Иван Тихонов