Умный парк и благоустроенная стоянка человека

20 октября в Доме на Брестской стартовал XII фестиваль «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома». Традиционный смотр ландшафтных проектов в этом году дополнен конкурсом студенческих работ и инсталляциями на вполне экологичную тему «Стоянка человека».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

21 Октября 2011
mainImg
Фестиваль, который проводится уже 12 лет подряд, до недавнего времени оставался единственным национальным смотром ландшафтных архитекторов. Теперь у них еще есть «Зеленый проект», однако там упор делается на инновационность и экологичность проектов, поэтому результаты кропотливой работы по созданию образа парка и сада по-прежнему можно увидеть только в Доме на Брестской. И результаты эти традиционно предсказуемы: на каждые 15-20 проектов буйства камней и зелени приходится 3-4 по-настоящему интересных работы, которые всерьез могут претендовать на награды фестиваля. Все больший процент номинантов с каждым годом составляют и градостроительные объекты – комплексные реновации городских скверов, парков и территорий, которые раньше вовсе не были озеленены, – но даже это не способно повлиять на общую умильно-камерную тональность фестиваля. Вот как большинство взрослых непроизвольно начинают сюсюкать, сталкиваясь с маленькими детьми, так и работа с почвой и растениями, видимо, настраивает архитекторов на тот особый бескрайний лиризм, которому не в состоянии противостоять ни чувство меры, ни зачастую, увы, вкус как таковой.

Любопытно, что это относится как к самим проектам (а на просторах того же Подмосковья по-прежнему активно создаются и японские сады камней, и французские парки, и пещеры в стиле хоббитов), так и к их подаче: редко какой участник не напишет на переливающихся всеми оттенками зеленого планшетах о том, что сад есть «зеркало души» и главное место ее отдохновения, или не напомнит о том, что природа – самое дорогое сокровище человечества. Признаться, концентрация подобных прописных истин, начертанных особо крупными шрифтами, а также лозунгов типа «Позови меня, тихая природа…» или «Твори добро» на фестивале почти запредельная и заставляет с утроенным тщанием искать проекты, отличные от дружно зеленеющего большинства.

С одной стороны, это фестивали лэнд-арта – «Архстояние», «Города», «Самара NEXT», – каждый из которых выставил в Доме на Брестской по 1-2 планшета (правда, тех, кто на прошлой неделе ходил на «Зодчество», неизбежно ждет ощущение дежа вю, ибо планшеты те же). С другой, малые архитектурные формы, разработанные для программы «Дачный ответ», – например, беседка в виде половины домика архитектора Алексея Николашина или круглый двухэтажный павильон с лестницей Татьяны Кононовой (бюро Proektor). Очень близка им по жанру и беседка-яхта Ивана Качалова – с камбузом (зоной барбекю), кают-компанией для шумных посиделок и верхней палубой, на которой можно уединиться. Но справедливости ради заметим, что эти безусловно очень стильные и элегантные объекты к ландшафтной архитектуре имеют отношение крайне опосредованное и с тем же успехом могут участвовать (а некоторые и участвовали) в других, не менее известных фестивалях Дома на Брестской – «Под крышей дома», например, или «Азбука загородного строительства». Куда ближе к тематике фестиваля и тем интереснее проекты студии Rombostyle (приусадебная территория одного из коттеджей в Горках-10») и компании ООО «Философия дизайна» (ландшафтный проект в Жуковке XXI век), где характер ландшафта полностью обусловлен архитектурой коттеджа и становится органичным продолжением пластики и геометрии возведенного на участке объема.

Нельзя не назвать и несколько наиболее интересных градостроительных проектов, представленных на конкурс «Взгляда из дома». Это и комплексное благоустройство микрорайона №52 в Марфино бюро «Планар» (замечательные деревянные беседки, придуманные в рамках проекта уже «засветились» в мае этого года на конкурсе «АРХИWOOD 2011»), и реновация зеленых насаждений Московского зоопарка («Моспроект-4»), и развитие селитебной территории Волоколамска (группа студентов 3 курса МАрхИ), и «Парк-отель» от мастерской «ДК-стиль», состоящий из множества крошечных домиков, рассыпанных по щедро озелененной территории. Есть, конечно, в этой категории и более «державные» проекты – например, «Парк Победы» в Минске, или парк на территории Министерства энергетики Республики Татарстан. А международный опыт российских ландшафтников представлен на этот раз двумя проектами: «Русским садом» на территории парка «Сады мира» в Берлине-Марцан («Моспроект-4») и, что довольно неожиданно, российским культурно-духовным центром в Париже («Арх Груп»), точнее, его ландшафтной концепцией.

Самая горячая «ландшафтная» тема этого года – реконструкция ЦПКиО им. Горького – легла в основу проекта «Умный парк» Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна. Правда, студенты подошли к задаче шире и рассмотрели типологию современного городского парка в целом как своего рода «реанимационного отделения» для экологии мегаполиса. 17 лучших работ выставлены на антресольном этаже зала макета Москвы, и это едва ли не самая живописная часть фестивальной экспозиции. По фантазийности и инновационности с ней может соперничать разве что экспозиция работ учеников школы «Старт», которые создали проекты «живых» зданий, например, «дома-клевера» или «дома-дерева».

Ну, и совсем никакими условностями не были скованы участники так называемого «неконкурса фестиваля» – парада инсталляций на тему «Стоянка человека». Выбранная куратором Сергеем Яраловым тема позволила молодым архитекторам всласть поразмышлять над тем, какую роль ландшафт играет в настоящем и будущем человечества. Ответы на этот вопрос, как водится, получились очень разными, а объединяет их чувство юмора и нетривиальный взгляд на привычные вещи. Для кого-то «стоянка человека» – это собрание семейных реликвий, для кого-то скоростные лифты, пущенные прямо между деревьев, а для кого-то и просто стена с большим объявлением, от которого каждое следующее поколение может оторвать «язычок» с мудрым или смешным изречением.

Основная экспозиция фестиваля «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома». Фото А.Мартовицкой
Конкурс проектов «Умный парк»
Инсталляция «Человек. Стоянка. Лыжи». Арх.: Алексей и Наталья Петровы
Инсталляция «Упаковка содержания». Арх.: Евгений Барсуков
Инсталляция «Биографические данные». Арх.: Наталия Хлебцевич
Инсталляция «Депо для людей». Арх.: Иван Тихонов


21 Октября 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.