20 октября в Доме на Брестской стартовал XII фестиваль «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома». Традиционный смотр ландшафтных проектов в этом году дополнен конкурсом студенческих работ и инсталляциями на вполне экологичную тему «Стоянка человека».
Основная экспозиция фестиваля «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома». Фото А.Мартовицкой
Фестиваль, который проводится уже 12 лет подряд, до недавнего времени оставался единственным национальным смотром ландшафтных архитекторов. Теперь у них еще есть «Зеленый проект», однако там упор делается на инновационность и экологичность проектов, поэтому результаты кропотливой работы по созданию образа парка и сада по-прежнему можно увидеть только в Доме на Брестской. И результаты эти традиционно предсказуемы: на каждые 15-20 проектов буйства камней и зелени приходится 3-4 по-настоящему интересных работы, которые всерьез могут претендовать на награды фестиваля. Все больший процент номинантов с каждым годом составляют и градостроительные объекты – комплексные реновации городских скверов, парков и территорий, которые раньше вовсе не были озеленены, – но даже это не способно повлиять на общую умильно-камерную тональность фестиваля. Вот как большинство взрослых непроизвольно начинают сюсюкать, сталкиваясь с маленькими детьми, так и работа с почвой и растениями, видимо, настраивает архитекторов на тот особый бескрайний лиризм, которому не в состоянии противостоять ни чувство меры, ни зачастую, увы, вкус как таковой.
Любопытно, что это относится как к самим проектам (а на просторах того же Подмосковья по-прежнему активно создаются и японские сады камней, и французские парки, и пещеры в стиле хоббитов), так и к их подаче: редко какой участник не напишет на переливающихся всеми оттенками зеленого планшетах о том, что сад есть «зеркало души» и главное место ее отдохновения, или не напомнит о том, что природа – самое дорогое сокровище человечества. Признаться, концентрация подобных прописных истин, начертанных особо крупными шрифтами, а также лозунгов типа «Позови меня, тихая природа…» или «Твори добро» на фестивале почти запредельная и заставляет с утроенным тщанием искать проекты, отличные от дружно зеленеющего большинства.
С одной стороны, это фестивали лэнд-арта – «Архстояние», «Города», «Самара NEXT», – каждый из которых выставил в Доме на Брестской по 1-2 планшета (правда, тех, кто на прошлой неделе ходил на «Зодчество», неизбежно ждет ощущение дежа вю, ибо планшеты те же). С другой, малые архитектурные формы, разработанные для программы «Дачный ответ», – например, беседка в виде половины домика архитектора Алексея Николашина или круглый двухэтажный павильон с лестницей Татьяны Кононовой (бюро Proektor). Очень близка им по жанру и беседка-яхта Ивана Качалова – с камбузом (зоной барбекю), кают-компанией для шумных посиделок и верхней палубой, на которой можно уединиться. Но справедливости ради заметим, что эти безусловно очень стильные и элегантные объекты к ландшафтной архитектуре имеют отношение крайне опосредованное и с тем же успехом могут участвовать (а некоторые и участвовали) в других, не менее известных фестивалях Дома на Брестской – «Под крышей дома», например, или «Азбука загородного строительства». Куда ближе к тематике фестиваля и тем интереснее проекты студии Rombostyle (приусадебная территория одного из коттеджей в Горках-10») и компании ООО «Философия дизайна» (ландшафтный проект в Жуковке XXI век), где характер ландшафта полностью обусловлен архитектурой коттеджа и становится органичным продолжением пластики и геометрии возведенного на участке объема.
Нельзя не назвать и несколько наиболее интересных градостроительных проектов, представленных на конкурс «Взгляда из дома». Это и комплексное благоустройство микрорайона №52 в Марфино бюро «Планар» (замечательные деревянные беседки, придуманные в рамках проекта уже «засветились» в мае этого года на конкурсе «АРХИWOOD 2011»), и реновация зеленых насаждений Московского зоопарка («Моспроект-4»), и развитие селитебной территории Волоколамска (группа студентов 3 курса МАрхИ), и «Парк-отель» от мастерской «ДК-стиль», состоящий из множества крошечных домиков, рассыпанных по щедро озелененной территории. Есть, конечно, в этой категории и более «державные» проекты – например, «Парк Победы» в Минске, или парк на территории Министерства энергетики Республики Татарстан. А международный опыт российских ландшафтников представлен на этот раз двумя проектами: «Русским садом» на территории парка «Сады мира» в Берлине-Марцан («Моспроект-4») и, что довольно неожиданно, российским культурно-духовным центром в Париже («Арх Груп»), точнее, его ландшафтной концепцией.
Самая горячая «ландшафтная» тема этого года – реконструкция ЦПКиО им. Горького – легла в основу проекта «Умный парк» Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна. Правда, студенты подошли к задаче шире и рассмотрели типологию современного городского парка в целом как своего рода «реанимационного отделения» для экологии мегаполиса. 17 лучших работ выставлены на антресольном этаже зала макета Москвы, и это едва ли не самая живописная часть фестивальной экспозиции. По фантазийности и инновационности с ней может соперничать разве что экспозиция работ учеников школы «Старт», которые создали проекты «живых» зданий, например, «дома-клевера» или «дома-дерева».
Ну, и совсем никакими условностями не были скованы участники так называемого «неконкурса фестиваля» – парада инсталляций на тему «Стоянка человека». Выбранная куратором Сергеем Яраловым тема позволила молодым архитекторам всласть поразмышлять над тем, какую роль ландшафт играет в настоящем и будущем человечества. Ответы на этот вопрос, как водится, получились очень разными, а объединяет их чувство юмора и нетривиальный взгляд на привычные вещи. Для кого-то «стоянка человека» – это собрание семейных реликвий, для кого-то скоростные лифты, пущенные прямо между деревьев, а для кого-то и просто стена с большим объявлением, от которого каждое следующее поколение может оторвать «язычок» с мудрым или смешным изречением.
Конкурс проектов «Умный парк»
Инсталляция «Человек. Стоянка. Лыжи». Арх.: Алексей и Наталья Петровы
Инсталляция «Упаковка содержания». Арх.: Евгений Барсуков
Инсталляция «Биографические данные». Арх.: Наталия Хлебцевич
Инсталляция «Депо для людей». Арх.: Иван Тихонов
|