Апофеоз многофасадности

Новый офисный комплекс «Эрмитаж плаза» удачно объединяет аккуратное отношение к контексту с целым веером технологичных и современных фасадных решений

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

05 Февраля 2007
mainImg

Архитектор:

Владимир Лабутин
Игорь Шварцман
Сергей Киселев

Проект:

Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
Россия, Москва, Краснопролетарская, 2/4-6

Авторский коллектив:
Сергей Киселев, Владимир Лабутин, Наталья Хайкина, Галина Харитонова, Елена Дедюля
при участии: Дмитрия Дерябина
инженер: Игорь Шварцман

2005 – 2006

Заказчик: АОЗТ «Тизприбор»
Поставщики:
Компания “DORMA”
(крепление стекла- системы и фурнитура(сталь), автоматические входные группы и двери, доводчики, офисные перегородки, перегородки- трансформеры)

На Садовом кольце, неподалеку от театра кукол и музея прикладного искусства, появился оригинальный объект. Нечто овально-изогнутое, блестящее эффектной поверхностью дорогого структурного остекления. В соседстве с классицистическим флигелем музея и реконструированным шесть-семь лет назад угловым корпусом новое здание выглядит ультра-современно и безусловно привлекает внимание.

Тем самым выполняя свою основную задачу – ведь это фасад нового офисного центра, часть, призванная обозначить его присутствие на Садовом кольце. Внутри четыре этажа свободного пространства, которые могут стать идеальным пространством для презентаций и торжественных церемоний. Снаружи – вытянутый вглубь двора облицованный благородным темным кирпичом корпус, который со стороны Садового заостряется в виде асимметричного «носа», прикрытого гибким стеклянным экраном. Как будто дом «оплавился» от автомобильной суеты на главной магистрали московского центра. Стеклянный экран действительно защищает от шума. Он же обеспечивает пространство внутри дневным светом и видами на противоположную сторону Садовой-Каретной и сад «Эрмитаж», от соседства с которым происходит название нового офисного комплекса.

Получившийся фасад красив и современен, для центра Москвы это находка. Один из самых удачных вариантов встраивания современного здания в историческую застройку без потерь для обеих сторон. Когда застройка не теряет целостности, а новое здание – актуальности форм. По словам Сергея Киселева, объем возник из необходимости примирить строящееся офисное здание с соседней усадьбой Остерманов-Толстых (в ней находится музей прикладного искусства «на Делегатской»). То есть появление этого корпуса стало результатом обращения к  ставшему традиционным для московского центра приему «размывания» силуэта новой постройки, края которой ступенчато понижают, «растворяют» в историческом окружении. Удивительно, но механизм, призванный затушевать и спрятать новое строение в данном случае превратился в собственную противоположность, в привлекающий внимание акцент. Усадьба при этом не пострадала, а скорее выиграла – ее стало лучше видно.

Встав рядом с флигелем музея на Делегатской, новая «плаза» демонстрирует тип фасада, почти всем статьям противоположного историческому. Во-первых, по отношению к офисному комплексу это не фасад, а скорее дворовый флигель, но оказавшись на выигрышном месте, он становится центром внимания. Во-вторых, здесь вместо фронтальной поверхности – выпуклый нос, недотягивающийся до «красной линии» улицы, вместо торжественного портика – стеклянные блики, дробящееся отражение, вместо ордерной тектоники несения – висящий непонятно на чем хай-тековский изогнутый экран. Это очень эффектная, хотя и небольшая часть комплекса.

Прямоугольный объем второго, основного корпуса протянулся вдоль Краснопролетарской (Пименовской) улицы, на которую он выходит длинным шестиэтажным фасадом. Уличный фасад здания рассчитан на две точки зрения – пешехода и проезжающего мимо автомобиля. Соответственно три нижних этажа немного отодвинуты от «красной линии», освобождая тротуар, из их стекло-металлической поверхности на уровне второго этажа в мерном ритме выступают небольшие прямоугольные эркеры. В нижний ярус включены два фасада, оставшиеся от небольших домов начала XX века: их светлая плитка входит в резонанс с гладким темным кирпичом новой поверхности, из которой они выступают, как  драгоценные вкрапления. Все вместе создает для идущего ощущение в меру разнообразного и сомасштабного человеку пространства городской улицы, как будто архитекторы специально вчитывались в тексты Д.С. Лихачева.

Верхняя часть здания, «предназначенная» для рассматривания из машин, облицована благородным юрским камнем, светлая плоскость выступает вперед из темного, кирпично-стеклянного основания. Ее масштаб укрупнен, четыре этажа трактованы как два яруса, ритм тонких оконный вертикалей (за каждым – 2 этажа) намеренно сбит, но несильно, для того, чтобы внести немного разнообразия, не более того.

Противоположный дворовый фасад решен совершенно иначе. Его задача, по словам Сергея Киселева – максимально сгладить соседство нового офисного комплекса для исторической усадьбы Остерманов-Толстых, «спрятать» новую постройку. Привычная контекстуальная задача и здесь получила красивое и необычное решение. Пять верхних ярусов прикрыты горизонтальными лентами стекла, плоскости повернуты под ощутимым углом повернуты вверх – чтобы отразить «…небо, много неба», которое и становится «фоном» для восприятия исторической усадьбы.

Офисному комплексу Сергея Киселева досталось выигрышное, но не очень удобное место, угол которого уже был занят. Длинный фасад по Краснопролетарской улице и минимальный «выход» на Садовое кольцо, соседство памятников архитектуры и не самых лучших, мягко говоря, домов последнего десятилетия – все это создавало кучу ограничений и сложностей, а в результате получился изящный и тонкий ансамбль, одна из особенностей которого – разнообразие фасадных решений с массой ассоциаций, но без каких-либо намеков на стилизацию.

zooming
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
zooming
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры


Архитектор:

Владимир Лабутин
Игорь Шварцман
Сергей Киселев

Проект:

Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
Россия, Москва, Краснопролетарская, 2/4-6

Авторский коллектив:
Сергей Киселев, Владимир Лабутин, Наталья Хайкина, Галина Харитонова, Елена Дедюля
при участии: Дмитрия Дерябина
инженер: Игорь Шварцман

2005 – 2006

Заказчик: АОЗТ «Тизприбор»
Поставщики:
Компания “DORMA”
(крепление стекла- системы и фурнитура(сталь), автоматические входные группы и двери, доводчики, офисные перегородки, перегородки- трансформеры)

05 Февраля 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.