09.12.2010

Рецензия на рецензию

Послевоенный модернизм это живая материя, – прямо-таки на наших глазах происходит его кристаллизация из недавнего настоящего в историю. Книга Феликса Новикова и Владимира Белоговского, изданная осенью, стала первым историческим исследованием на эту тему, и неудивительно, что рецензии на нее продолжают появляться. Еще один отзыв скоро появится в «Архитектурном вестнике», а мы публикуем здесь ответ на него, написанный одним из двух авторов книги, Феликсом Новиковым.

информация:

Советский модернизм: 1955-1985. Издательство «Татлин». Екатеринбург, 2010
Советский модернизм: 1955-1985. Издательство «Татлин». Екатеринбург, 2010
Дмитрий Фесенко прислал для знaкомства свой отзыв на книгу «Советский модернизм 1955 – 1985». Мне он показался предвзятым. В ответ попробовал не то, чтобы обосноваться, а просто утвердить свое право на собственную позицию. За сим получил 2-ю редакцию с цитируемыми фрагментами моего текста. Таким образом я невольно стал соавтором отзыва. А предвзятость при том, как была, так и осталась. Как быть?  И тут я вспомнил, как советские полководцы Отечественной войны, предвидя наступление,  непосредствен- но перед началом подавляли его артиллерийским огнем, снижая эффект атаки. И я решил поступить подобным образом – сделать встречный ход, упредить публикацию рецензии ответом на нее. Так-то лучше, чем потом «оправдываться». Отвечу по порядку упреков.

Упрек № 1 – В числе представленных в книге 100 сооружений отсутствуют работы В. Лебедева, А. Ларина, М. Былинкина и А. Щеглова. Нет павильонов М. Посохина в Монреале и Осаке, микрорайона «Лебедь» Меерсона, «Красной Пахры» и «Отрадного» И. Чернявского, Дома туриста В. Кузьмина, Дворца бракосочетаний Б. Устинова, пансионата «Понизовка» В. Жилкина.  Автор рецензии полагал, что это произошло невольно. Ничего подобного – вполне осмысленно. Я ведь ограничил число представляемых работ и потому, как я и написал в книге, за место в ней была межвидовая борьба. Оценки велись по мно- гим критериям. К примеру, конкурировали схожие формы Управления речного пароходства Максима Былинкина и Дворца выставок Витаутаса Чеканаускаса. По образной выразительности, чистоте стиля и качеству фото победил второй объект. Из работ Меерсона я предпочел дом на Беговой, у Чернявского «Вороново», а ложный пафос, названных советских павильонов, честно сказать, мне не по вкусу. Ну, и что? Антология эта моя и, стало быть, выбор мой. Но самое интересное другое.

Во втором абзаце своего текста Дмитрий Фесенко вспоминает об инициированной мною выставке «Советский модернизм», состоявшейся в 2006 году в МУАРе и каталоге, сделанном ее куратором Андреем Гозаком при участии журнала «Архитектурный вестник». Так вот, несмотря на участие в этом деле самого Дмитрия Фесенко, только Былинкин и «Отрадное» Чернявского присутствуют в каталоге. Всего остального перечисленного выше там нет, как нет. Получается что-то вроде «двойного стандарта».  Но сколько бы ни было подобных книг, они непременно будут разниться подбором объектов. Нормальное дело.

Упрек № 2 – В представленной панораме и сопроводительном тексте отсутствует упоми- нание о НЭР и – соответственно – стоящих за ним имен А. Гутнова, И. Лежавы, А. Бабурова, З. Харитоновой. А дальше сказано  «...как справедливо замечает  Ф. Новиков, градостроительная тематика в книге отсутствует, и было бы несколько странно делать для кого-либо – пусть и более чем достойного – исключение». Тогда о чем же речь? Замечу, что в тексте каталога Андрея Гозака при том же участии о НЭР тоже ни одного слова.

Упрек № 3 – Рецензент недоволен присутствием в книге аннотаций А. Иконникова и И. Шишкиной, извлеченных из их трудов. А по мне наоборот – оценки сделанные в советском прошлом тут вполне уместны. И если бы я нашел их для всей сотни, то сам не писал бы ни в коем случае. Тексты Иконникова весьма интересны, а некоторые из них красиво, можно сказать, вдохновенно написаны.

Упрек № 4 – Неоднородность технического качества фотографий. С этим согласен. Но как оно могло быть однородным, если съемки сделаны 30, 40, 50 лет назад, подчас любительским глазом и техникой. Главным было другое – свежий вид объекта, извлеченный из того вреиени. Найти эти фото было непросто. К слову сказать, это было увлекательное занятие – поиск в фондах МУАР, архитектурного кабинета ЦДА, в зеленоградском музее, в интернете, в домашних архивах потомства ушедших мастеров – были звонки по России и СНГ и по Америке тоже. Кое-что, нашлось в книгах и фотоальбомах и в каталоге Гозака, в том числе ( хотя и там отнюдь не все фотографии содержательно и качественно безупречны ). Понятно, что такой материал трудно «привести к общему знаменателю». И даже, как это справедливо замечено, несколько преувеличенные изображения концертно-спортивного комплекса в Ереване по своему романтизируют образ сооружения.

Конечно, издание несвободно от недостатков и кроме замеченной рецензентом опечатки, мы с Белоголовским (к сожалению «после драки») нашли еще три. Надо бы было устранить неуместного мужчину в интерьере фойе зеленоградского  концертного зала. Но самую большую досаду я испытываю оттого, что поздно отыскал нужный фон и слова к портрету Хрущева, дабы превратить его в нечто соответствующее сталинскому плакату. В итоге он попал в книгу без фона и должного лозунга.

А в рецензии утешает  ее последний абзац, который  начинается со слов: – «Все эти придирки не умаляют...», а далее говорится о добрых словах напутствия, которые предпослали альбому Чарльз Дженкс, Жан-Луи Коэн и Александр Рябушин. Но своих не нашлось. Впрочем, возможно, дело в том, что автор выступил в чуждом ему жанре. О положительном сказал сухо и кратко, а «придирки» получились педалирoванно и пространно.  Так или иначе, я не в обиде. Тем более, что должен быть благодарным Дмитрию Евгеньевичу за предоставленную мне возможность общения с читателями «АВ». Тридцать шесть номеров журнала содержат в себе мои «Письма из Рочестера» и прочие тексты – шесть лет сотрудничества. За это я ему искренне и глубоко признателен.

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Антон Яр-Скрябин
  • Всеволод Медведев
  • Иван Кожин
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Чобан
  • Наталья Сидорова
  • Зураб Басария
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Алексей Гинзбург
  • Павел Андреев
  • Сергей  Орешкин
  • Василий Крапивин
  • Олег Мединский
  • Олег Карлсон
  • Левон Айрапетов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Сенкевич
  • Константин Ходнев
  • Сергей Скуратов
  • Илья Машков
  • Юлия Тряскина
  • Арсений Леонович
  • Тотан Кузембаев
  • Владимир Биндеман
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Селивохин
  • Роман Леонидов
  • Вера Бутко
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Грень
  • Андрей Асадов
  • Никита Токарев
  • Сергей Кузнецов
  • Юлий Борисов
  • Владимир Плоткин
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Барклянский
  • Наталия Шилова
  • Александр Скокан
  • Полина Воеводина
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Антон Бондаренко
  • Николай Миловидов
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel
  • Комплекс апартаментов в микрорайоне Тушино
  • Павильон «Фермерия»
  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи