13.12.2010

Объемный тетрис

Над проектом жилого комплекса на Саввинской набережной архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» работала и раньше. Последний же вариант был выполнен для заказного конкурса, проведенного ОАО «Гардтекс», и в основу его композиции архитекторы положили комбинацию фигур знаменитого «Тетриса».

информация:

открыть большое изображение
В конкурсе на проект элитного жилого дома, который планируется построить на месте бывшей текстильной фабрики, участвовали 4 архитектурных бюро – «Сергей Скуратов Architects»ТПО «Резерв»«Богачкин и Богачкин» и «Сергей Киселев и Партнеры». О вариантах, разработанных первыми тремя, «Архи.ру» уже сделал подробные отчеты, которые можно найти по приведенным гиперссылкам. Разбор проекта «СКиП» мы сознательно оставили напоследок, поскольку в истории конкурса и развития данной площадки именно эта мастерская сыграла ключевую роль.

Впервые к работе над участком на Саввинской архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» была приглашена в 2002 году. Тогда инвестор планировал застроить всю набережную от так называемого «Японского дома» (арх. Андрей Боков) до 2-го Труженникова переулка, и проектировщики работали над концепцией развития этой территории. Среди множества вариантов того времени выделялось предложение с расположением по фронту набережной жилого комплекса, состоящего из двух частей, между которыми проходил бульвар, связывающий набережную с Большим Саввинским переулком (похожая градостроительная идея легла в основу проекта Сергея Скуратова «Эспланада») и домом повышенной этажности на углу набережной и 2-го Труженникова. Реализован тогда в итоге был только этот дом, позже собравший множество профессиональных наград. На остальной территории в разные годы архитекторы проектировали то жилые комплексы, то офисные, в зависимости от того, как менялась конъюнктура рынка и постепенно «съеживались» размеры участка. Пожалуй, самым заметным проектом этого периода был «дом-балка» – двухчастный объем, накрытый протяженным стеклянным «бруском» верхних ярусов. Автором этой идеи стал лично Сергей Киселев. Дом был утвержден и готов к реализации, однако позже заказчик захотел повысить его этажность, начался процесс пересогласования, и проект безнадежно увяз в инстанциях.

В разгар кризиса инвестиционная активность на участке прекратилась вовсе, а в начале лета этого года заказчик вновь вернулся к идее реконструкции фабричных корпусов. Правда, на этот раз на набережной было решено построить жилье самого что ни на есть элитного класса. Для мастерской это было трудное время – прошло чуть больше месяца с момента кончины Сергея Борисовича, и, возможно, именно поэтому, услышав о кардинальной смене концепции и крайне расплывчатых требованиях к архитектуре комплекса, Игорь Шварцман предложил заказчику провести заказной конкурс. Правда, вряд ли он тогда мог предположить, что именно «СКиП» в этом «дерби» будут сняты с дистанции первыми. Но сначала о самом проекте.

По глубокому убеждению архитекторов, в ряду столичных набережных Саввинская – играет отнюдь не главную роль, скорее, она всегда была фоновым элементом в общем строе архитектурной партитуры Москвы-реки, – и им казалось очень важным отразить это в облике нового комплекса. Иными словами, ставка изначально делалась на сдержанную архитектуру и деликатные методы градостроительного «имплантирования» жилого квартала в застройку набережной. В частности, это продиктовало постановку основного объема вдоль реки и ограничило его высоту высотой соседних зданий. Органично следовало отсюда и цветовое решение комплекса – он должен был быть светлым, как практически вся окружающая застройка. Хотелось архитекторам сохранить и зазор между первой и второй линиями застройки набережной, который сложился здесь исторически, из-за имеющегося довольно сильного перепада рельефа. Именно поэтому новые объемы сконцентрированы по периметру участка, и вся композиция строится на диалоге озеленения и привычной для жителей центра города плотной городской ткани с фиксированными границами квартала.

«Мы определили на генплане условную полосу принадлежности набережной и предложили застроить ее максимально плотно, собрав объемы таким образом, чтобы к воде был обращен единый фасад, – поясняет главный архитектор проекта Андрей Никифоров. – Вторая линия комплекса – дом по Большому Саввинскому переулку. Пространство же между домами – тот самый зазор, – превращается в полноценный ландшафтный парк». По диагонали участка, от набережной к переулку через парк идет эспланада, которая используется как рекреационная зона, а также позволяет обеспечить проезд пожарного транспорта. Для всех прочих машин парк закрыт – это стало возможным благодаря тому, что заезд в подземные гаражи осуществляется только с набережной и из переулка.

От улицы парк полностью скрыт благодаря стилобату, на котором стоит ориентированный вдоль реки корпус. На красной линии этот объем создает перепад в один этаж – в цокольном этаже размещаются художественная галерея, магазины и кафе, на подземном уровне – парковка. А выше объем распадается на четыре самостоятельных фрагмента. Дело в том, что глубина застройки, заданная фланкирующими участок зданиями, довольно существенна, и без дополнительных двориков и проемов новый жилой объем грозил оказаться «великой китайской стеной». Поэтому архитекторы разрезали воображаемый параллелепипед на несколько разных по своей форме частей и «растащили» их в разные стороны – так и появилась композиция, напоминающая фигуры компьютерной игры «Тетрис». Подобная компоновка жилых объемов неизбежно лишает некоторые квартиры видов на реку. И это именно тот пункт технического задания, который архитекторы сознательно нарушили. «Нам показалось, что вид на парк ничуть не менее ценен и что среди будущих жителей найдется немало тех, кто предпочтет уютный двор героическим видам панорам», – признается Андрей Никифоров.

Решение главного фасада корпуса, выходящего на набережную, подчеркнуто сдержанно, даже нейтрально. Этот эффект достигается за счет брутальной горизонтали стилобата, «западающего» первого этажа и широкой полосы этажа технического. И хотя теперь на стилобате размещены четыре отдельно стоящих объема, тема «балки», когда-то придуманная для этого места Сергеем Киселевым, в них по-прежнему угадывается. Она звучит едва уловимым эхо, напоминающим и о промышленном прошлом района, и о строгом характере его окружения, и о том, чему уже никогда не быть…

На фоне других проектов, участвовавших в конкурсе, работа мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» на первый взгляд действительно кажется скромной. Свой многолетний опыт изучения территории архитекторы направили на разработку концепции не столько эффектной внешне, сколько по-настоящему нужной и подходящей именно этому месту. В проекте «СКиП» досконально учтены и реальное состояние грунтов (а кому, как не мастерской, построившей здесь высотный дом, знать о них всё!), и наличие комплексной охранной зоны, и, конечно, характер застройки набережной. Там, где другие участники состязания действовали, скорее, интуитивно, исходя из своих ощущений от участка, «Сергей Киселев и Партнеры» использовали весь багаж накопленных знаний. Возможно, именно эта основательность в итоге и помешала выйти во второй тур проекту, уступившему более эффектным конкурентам.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
ситуационный план
ситуационный планоткрыть большое изображение
генеральный план
генеральный планоткрыть большое изображение
план первого этажа
план первого этажаоткрыть большое изображение
план типового этажа
план типового этажаоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Арсений Леонович
  • Антон Бондаренко
  • Илья Машков
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Барклянский
  • Александр Скокан
  • Антон Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Асадов
  • Олег Шапиро
  • Левон Айрапетов
  • Всеволод Медведев
  • Карен Сапричян
  • Андрей Гнездилов
  • Станислав Белых
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Асадов
  • Никита Токарев
  • Зураб Басария
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей  Орешкин
  • Полина Воеводина
  • Сергей Труханов
  • Анатолий Столярчук
  • Константин Ходнев
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Селивохин
  • Игорь Шварцман
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Бровкин
  • Никита Бирюков
  • Антон Надточий
  • Антон Ладыгин
  • Александр Попов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Екатерина Грень
  • Владимир Биндеман
  • Наталия Шилова
  • Алексей Курков
  • Василий Крапивин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Иван Кожин
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Сенкевич
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Карлсон
  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц

Постройки и проекты (новые записи):

  • Парк Domino
  • Wenlock Cross Hackney
  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Офисное здание M_Eins
  • Kölncubus Süd
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи