13.12.2010

Объемный тетрис

Над проектом жилого комплекса на Саввинской набережной архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» работала и раньше. Последний же вариант был выполнен для заказного конкурса, проведенного ОАО «Гардтекс», и в основу его композиции архитекторы положили комбинацию фигур знаменитого «Тетриса».

информация:

открыть большое изображение
В конкурсе на проект элитного жилого дома, который планируется построить на месте бывшей текстильной фабрики, участвовали 4 архитектурных бюро – «Сергей Скуратов Architects»ТПО «Резерв»«Богачкин и Богачкин» и «Сергей Киселев и Партнеры». О вариантах, разработанных первыми тремя, «Архи.ру» уже сделал подробные отчеты, которые можно найти по приведенным гиперссылкам. Разбор проекта «СКиП» мы сознательно оставили напоследок, поскольку в истории конкурса и развития данной площадки именно эта мастерская сыграла ключевую роль.

Впервые к работе над участком на Саввинской архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» была приглашена в 2002 году. Тогда инвестор планировал застроить всю набережную от так называемого «Японского дома» (арх. Андрей Боков) до 2-го Труженникова переулка, и проектировщики работали над концепцией развития этой территории. Среди множества вариантов того времени выделялось предложение с расположением по фронту набережной жилого комплекса, состоящего из двух частей, между которыми проходил бульвар, связывающий набережную с Большим Саввинским переулком (похожая градостроительная идея легла в основу проекта Сергея Скуратова «Эспланада») и домом повышенной этажности на углу набережной и 2-го Труженникова. Реализован тогда в итоге был только этот дом, позже собравший множество профессиональных наград. На остальной территории в разные годы архитекторы проектировали то жилые комплексы, то офисные, в зависимости от того, как менялась конъюнктура рынка и постепенно «съеживались» размеры участка. Пожалуй, самым заметным проектом этого периода был «дом-балка» – двухчастный объем, накрытый протяженным стеклянным «бруском» верхних ярусов. Автором этой идеи стал лично Сергей Киселев. Дом был утвержден и готов к реализации, однако позже заказчик захотел повысить его этажность, начался процесс пересогласования, и проект безнадежно увяз в инстанциях.

В разгар кризиса инвестиционная активность на участке прекратилась вовсе, а в начале лета этого года заказчик вновь вернулся к идее реконструкции фабричных корпусов. Правда, на этот раз на набережной было решено построить жилье самого что ни на есть элитного класса. Для мастерской это было трудное время – прошло чуть больше месяца с момента кончины Сергея Борисовича, и, возможно, именно поэтому, услышав о кардинальной смене концепции и крайне расплывчатых требованиях к архитектуре комплекса, Игорь Шварцман предложил заказчику провести заказной конкурс. Правда, вряд ли он тогда мог предположить, что именно «СКиП» в этом «дерби» будут сняты с дистанции первыми. Но сначала о самом проекте.

По глубокому убеждению архитекторов, в ряду столичных набережных Саввинская – играет отнюдь не главную роль, скорее, она всегда была фоновым элементом в общем строе архитектурной партитуры Москвы-реки, – и им казалось очень важным отразить это в облике нового комплекса. Иными словами, ставка изначально делалась на сдержанную архитектуру и деликатные методы градостроительного «имплантирования» жилого квартала в застройку набережной. В частности, это продиктовало постановку основного объема вдоль реки и ограничило его высоту высотой соседних зданий. Органично следовало отсюда и цветовое решение комплекса – он должен был быть светлым, как практически вся окружающая застройка. Хотелось архитекторам сохранить и зазор между первой и второй линиями застройки набережной, который сложился здесь исторически, из-за имеющегося довольно сильного перепада рельефа. Именно поэтому новые объемы сконцентрированы по периметру участка, и вся композиция строится на диалоге озеленения и привычной для жителей центра города плотной городской ткани с фиксированными границами квартала.

«Мы определили на генплане условную полосу принадлежности набережной и предложили застроить ее максимально плотно, собрав объемы таким образом, чтобы к воде был обращен единый фасад, – поясняет главный архитектор проекта Андрей Никифоров. – Вторая линия комплекса – дом по Большому Саввинскому переулку. Пространство же между домами – тот самый зазор, – превращается в полноценный ландшафтный парк». По диагонали участка, от набережной к переулку через парк идет эспланада, которая используется как рекреационная зона, а также позволяет обеспечить проезд пожарного транспорта. Для всех прочих машин парк закрыт – это стало возможным благодаря тому, что заезд в подземные гаражи осуществляется только с набережной и из переулка.

От улицы парк полностью скрыт благодаря стилобату, на котором стоит ориентированный вдоль реки корпус. На красной линии этот объем создает перепад в один этаж – в цокольном этаже размещаются художественная галерея, магазины и кафе, на подземном уровне – парковка. А выше объем распадается на четыре самостоятельных фрагмента. Дело в том, что глубина застройки, заданная фланкирующими участок зданиями, довольно существенна, и без дополнительных двориков и проемов новый жилой объем грозил оказаться «великой китайской стеной». Поэтому архитекторы разрезали воображаемый параллелепипед на несколько разных по своей форме частей и «растащили» их в разные стороны – так и появилась композиция, напоминающая фигуры компьютерной игры «Тетрис». Подобная компоновка жилых объемов неизбежно лишает некоторые квартиры видов на реку. И это именно тот пункт технического задания, который архитекторы сознательно нарушили. «Нам показалось, что вид на парк ничуть не менее ценен и что среди будущих жителей найдется немало тех, кто предпочтет уютный двор героическим видам панорам», – признается Андрей Никифоров.

Решение главного фасада корпуса, выходящего на набережную, подчеркнуто сдержанно, даже нейтрально. Этот эффект достигается за счет брутальной горизонтали стилобата, «западающего» первого этажа и широкой полосы этажа технического. И хотя теперь на стилобате размещены четыре отдельно стоящих объема, тема «балки», когда-то придуманная для этого места Сергеем Киселевым, в них по-прежнему угадывается. Она звучит едва уловимым эхо, напоминающим и о промышленном прошлом района, и о строгом характере его окружения, и о том, чему уже никогда не быть…

На фоне других проектов, участвовавших в конкурсе, работа мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» на первый взгляд действительно кажется скромной. Свой многолетний опыт изучения территории архитекторы направили на разработку концепции не столько эффектной внешне, сколько по-настоящему нужной и подходящей именно этому месту. В проекте «СКиП» досконально учтены и реальное состояние грунтов (а кому, как не мастерской, построившей здесь высотный дом, знать о них всё!), и наличие комплексной охранной зоны, и, конечно, характер застройки набережной. Там, где другие участники состязания действовали, скорее, интуитивно, исходя из своих ощущений от участка, «Сергей Киселев и Партнеры» использовали весь багаж накопленных знаний. Возможно, именно эта основательность в итоге и помешала выйти во второй тур проекту, уступившему более эффектным конкурентам.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
ситуационный план
ситуационный планоткрыть большое изображение
генеральный план
генеральный планоткрыть большое изображение
план первого этажа
план первого этажаоткрыть большое изображение
план типового этажа
план типового этажаоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Магда Кмита
  • Вера Бутко
  • Александр Скокан
  • Магда Чихонь
  • Георгий Трофимов
  • Карен Сапричян
  • Владимир Ковалёв
  • Арсений Леонович
  • Сергей Чобан
  • Павел Андреев
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Переслегин
  • Владимир Биндеман
  • Иван Кожин
  • Станислав Белых
  • Александр Бровкин
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Игорь Шварцман
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Михаил Канунников
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Николай Миловидов
  • Никита Токарев
  • Андрей Романов
  • Сергей Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Шимон Матковски
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Юлий Борисов
  • Олег Карлсон
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Грень
  • Александр Попов
  • Тотан Кузембаев
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Бирюков
  • Илья Машков
  • Антон Надточий
  • Левон Айрапетов
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Плоткин
  • Зураб Басария
  • Алексей Иванов
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей  Орешкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Шапиро
  • Антон Яр-Скрябин
  • Петр Фонфара
  • Сергей Труханов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи