На территории России, по официальной статистике, 801 малый город, в которых суммарно проживает около 20% населения страны, но комплексного анализа, карты и структурированной информации по этим территориям не существует.
Наринэ Тютчева предложила разделять малые города по принципу сценариев их формирования. Это: моногорода, сформировавшиеся в результате индустриализации, наукограды и исторические поселения, в том числе не имеющие официального статуса. По ее словам, возможно морфологическое подразделение городов на эволюционировавшие исторически и созданные искусственно. Сейчас сценарии развития не всегда однозначны – даже город со стремительно убывающим постоянным населением может быть популярной дачной или туристической локацией.
В ходе исследования команда Наринэ Тютчевой сформировала список основных вызовов, с которыми сталкиваются современные малые города и поселения:
- Отсутствие картины будущего, оценки роли малых городов в системе расселения в масштабе страны. Отсутствие решений о том, все ли малые города нуждаются в сохранении, и по каким сценариям. Возможно, нужно признать тот факт, что некоторые из них обречены на вымирание или полное перепрограммирование.
- Экстенсивное развитие, потеря агропасторального ландшафта, который зачастую играет ключевую роль в формировании облика малого города.
- Транспортная доступность – во многих случаях она затруднена. Иногда это серьезный ограничитель развития, а иногда – единственная возможность для сохранения самобытной среды.
- Отсутствие подробных неформальных регламентов сохранения и реновации исторических построек в большинстве малых городов.
- Отсутствие возможностей для локальных производств и подготовки квалифицированных кадров, которые помогали бы в сохранении исторических материалов, методик постройки и культурных традиций, специфических для каждого региона.
- Недостаток квалифицированных кадров управления территориальным развитием малых городов. Именно они должны заниматься малыми городами, а региональные власти – поддерживать их и выступать в роли помощников.
По его словам, Палех – это сердце русской культуры, известное своими художественными традициями.
Выкупив 24 гектара земли в Палехе, Андрей Самонаев вместе с командой единомышленников разработал проект креативно-туристического кластера, который расположится на месте ветшающего Льнозавода, прекратившего свою работу в 1990-х годах. Центром проекта станут образовательно-культурный центр дизайна и ремесел и ландшафтный парк с арт-объектами, их дополнят арт-резиденции, лекторий, коворкинг, фермерско-гастрономический кластер, арт-отель и туристическая инфраструктура.
Архитектор Наталья Масталерж, NOWADAYS office, посвятила изучению Палеха летнюю школу для студентов-стажеров бюро. Первым фокусом экспедиции молодых архитекторов стал диалог с местными жителями об их отношениях с городом, историях их семей и о том, какие потребности по адаптации традиционных построек к современной жизни они ощущают. Второй задачей стала «инвентаризация среды» – документация традиционных элементов деревянных зданий, обмеры, чертежи фасадов и характерных декоративных деталей локального архитектурного наследия. Результатом работы стал объект, созданный стажерами совместно с художницей Анной Гросицкой, работающей с текстилем – совместное вышивание силуэта главной улицы города.
В планах Натальи Масталерж – разработка неформальных регламентов реновации и поддержания локальной архитектуры, помощь населению Палеха в адаптации традиционных деревянных построек к комфортным условиям без потери их уникальной идентичности.
Александр Ивакин и его проект «ДАЛЬ» работает с преображением исторических территорий и сохранением наследия на всех этапах. «ДАЛЬ» 23 раза становились победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях от Министерства строительства РФ. Чтобы увеличить объем частных инвестиций в объекты исторического и культурного наследия в малых городах, команда проекта «ДАЛЬ» запустила социальную инициативу – telegram-канал «Дом вдали», где публикуются объявления об исторической недвижимости, выставленной на продажу.
Александр перечислил неархитектурные факторы территории, которые имеют наибольшее значение для успешности предпринимательского проекта в наследии – это:
- Процент сохранности исторической среды
- Трафик и возможность его получить
- Культурный потенциал места и сила туристического бренда
- Частная предпринимательская инициатива
- Качество концепции приспособления и реставрационных работ
- Уровень и масштаб проводимых событий
Наталья Сидорова, DNK ag, рассказала о поиске уместности нового высказывания в соседстве с исторической средой на примере проекта Остров в Наро-Фоминске, который архитектурное руководство Московской области называет не иначе как образцовым.
Архитектурные решения DNK ag вырастают из характера пространства и порождают новые сценарии жизни. Это проект о жизни на берегу реки и взаимодействии с ней. Работу над проектом начинали с концепции набережных и общественных пространств, которые реагируют на природное и историческое окружение, а затем, с учетом тех же принципов, переходили к планированию жилой застройки. Ее силуэт формируют разнообразные кварталы среднеэтажной застройки и чуть более высокие доминанты с панорамными видами на набережную и природное окружение. Фасадные и стилистические решения вдохновлены многообразием фактур текстиля, которые когда-то производились на фабрике, а также элементами индустриальной архитектуры, отсылающими к прошлому места.
Набережная – главный прогулочный маршрут с разными типами пространств: городская набережная с кафе и магазинами, соединенная пешеходными мостами с территорией фабрики, активная набережная – пляж, спортивная зона, природная набережная. А непрямолинейность улиц создает разнообразие видовых перспектив, как в «историческом» городе.
Дарья Басанец, ведущий архитектор арт-группы Buro, показала примеры превращения исторических зданий в точки притяжения, повышающие туристическую привлекательность локации, в том числе – через наделение их неожиданными функциями.
Зеленоградск Калининградской области – один из малых городов, чей туристический поток значительно возрос в разы после инициативы арт-группы Buro. Они создали там Музей Курортной Моды в здании бывшего кинотеатра «Янтарь» 1960-х годов постройки, музей кошек «Мурариум» в водонапорной башне периода историзма, и еще около 10 частных музеев.
Сейчас в портфолио команды более 30 нестандартных музеев по всей России. Например, в Мышкине таким проектом становится арт-пространство «Нетюрьма», в Калужской области – Музей Мусора.
***
Каждый из спикеров рассказал о собственном опыте, однако все сошлись в одном – создание живых, интересных и перспективных проектов развития для малых городов невозможно без сочетания частных инициатив с государственной поддержкой, а также бережной работы с историческим наследием и культурным потенциалом места.