Бетонный Мадрид

Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.

mainImg
Автор текста и фотографий – Роберто Конте.

Почти все бруталистские здания в Мадриде, построенные в 1960-х – 1980-х годах, в период постепенного освобождения Испании от франкизма, были спроектированы испанскими, или даже именно мадридскими архитекторами. К примеру, Фернандо Игерасом Диасом (Fernando Higueras Díaz) и Антонио Миро Вальверде (Antonio Miró Valverde), которые создали одно из наиболее представительных зданий в стиле брутализма во всей стране – Институт культурного наследия Испании (1964–1988). Это масштабное круглое сооружение прозвано «Терновый венец» из-за своего необычного завершения.
Институт культурного наследия Испании
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Институт культурного наследия Испании
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Те же авторы спроектировали жилой комплекс Edificio Princesa (1967–1974): его экспрессивный язык выражается в длинных балконах, которые «смягчают» висячие сады с вьющимися растениями.
Edificio Princesa
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Edificio Princesa
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Другое знаковое здание, возможно, самое известное из построенных в этот период, – высотный дом Torres Blancas (множественное число в названии напоминает о невоплощенном плане – построить две такие башни). Работа 1960-х годов архитектора Франсиско Хавьера Саэнса де Оисы (Francisco Javier Sáenz de Oíza), эта постройка высотой в 25 этажей (71 метр) – один из важнейших образцов органической архитектуры в Иберии, с ее переплетенными по вертикали цилиндрическими объемами, что напоминает об идеях японского метаболизма.
Torres Blancas
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Torres Blancas
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Совсем недалеко от Torres Blancas стоит производящая суровое впечатление штаб-квартира профсоюза UGT (Unión General de Trabajadores, 1977) архитектора Антонио Валехо Асеведо (Antonio Vallejo Acevedo). Здание предназначалось для существовавшего при Франко аналога профсоюзов, «Вертикального синдиката», системы контроля за трудящимися по отраслям, но в 1977, при переходе к демократии, он был распущен, и сооружение досталось социалистическому UGT.
Штаб-квартира профсоюза UGT
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Среди многочисленных модернистских церквей Мадрида особое место занимает Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Филипинас (1967–1970), церковь Богоматери архитектора Сесилио Санчеса-Роблеса Тарина (Cecilio Sanchez-Robles Tarín). Она демонстрирует сильное влияние Ле Корбюзье. На фасаде накладываются друг на друга лаконичные объемы, а в интерьере с волнообразными перекрытиями производит большое впечатление эффект рассеивающего полумрак солнечного света, который проникает сквозь проем над алтарем.
Церковь Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Филипинас
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Церковь Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Филипинас
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Церковь Санта-Ана-и-ла-Эсперанса в пригороде Мораталас построена чуть раньше (1965–1966) с тем же световым приемом в интерьере. В восточной стене устроены три ниши-апсиды, используемые в разных частях литургии. Автор проекта – Мигель Фисак Серна (Miguel Fisac ​​Serna), важный и плодовитый архитектор.
Церковь Санта-Ана-и-ла-Эсперанса
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Среди других его мадридских сооружений – здание лабораторий Jorba, прозванное «Пагода»: его снесли в 1999, несмотря на активные протесты. Сам Фисак считал снос местью влиятельной католической организации Opus Dei, членом которой он был с 1935 по 1955 годы.
Здание IBM
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Здание IBM
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

В середине 1960-х Фисак также построил офисный корпус (ныне IBM), который до сих привлекает внимание в городской среде благодаря простому сочетанию «уголков», обращенных попеременно то внутрь, то наружу. В результате фасад получил динамику, а интерьер – естественное освещение. Недалеко находится здание Beatriz (архитектор Элеутерио Побласьон Кнаппе, Eleuterio Población Knappe, 1968­–1976) с офисами и магазинами: здесь одинаковые детали-модули тоже определяют облик всего фасада.
Офисное здание Beatriz
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Офисное здание Beatriz
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Заслуживает особого упоминания жилой комплекс Torre de Valencia (1968–1973) по проекту Хавьера Карвахаля Феррера (Javier Carvajal Ferrer). Это 94-метровое сооружение недалеко от парка Ретиро обеспечивает квартиры максимумом солнечного света.
Жилой комплекс Torre de Valencia
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Жилой комплекс Torre de Valencia
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Также интересны корпуса университета Комплутенсе: факультета информатики (архитекторы Хосе Мария Лагуна Мартинес, José María Laguna Martínez, и Хуан Кастаньон Фаринья, Juan Castañón Fariña, 1971–1979) и факультета биологии и геологии (Фернандо Морено Барбера, Fernando Moreno Barberá, 1964–1969).
Факультет информатики университета Комплутенсе
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Факультет информатики университета Комплутенсе
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Факультет биологии и геологии университета Комплутенсе
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Факультет биологии и геологии университета Комплутенсе
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Единственная постройка в этой серии авторства зарубежных архитекторов – это замечательное здание Los Cubos (1974–1981, реконструировано в 2017–2020), спроектированное французским коллективом: Мишелем Андро (Michel Andrault), Пьером Пара (Pierre Parat), Айдином Гуваном (Aydin Guvan) и Аленом Капье (Alain Capieu). Андро и Пара многое проектировали на родине и за ее пределами, среди их работ – знаменитая церковь Мадонна-делле-Лакриме в Сиракузах. Первоначальное название Los Cubos – Edificio AGF, так как заказчиком была французская страховая компания Assurances Générales de France, что и определило выбор архитекторов. Эта постройка, наряду с влиянием метаболизма, напоминает о современном ему здании Министерства автодорог в Тбилиси.
Здание Los Cubos
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

12 Февраля 2021

«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.