Чандигарх: фрагменты модернистской утопии

Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.

Автор текста:
Роберто Конте

mainImg
Роберто Конте (Roberto Conte) (р. в 1980) занялся фотографией в 2006, исследуя промышленные руины в окрестностях Милана и постепенно расширяя область своей деятельности до других типов покинутых мест и сооружений по всей Европе и далее. Его особый интерес – к архитектуре XX века: от рационализма и конструктивизма эпохи авангарда до брутализма и советского модернизма. Снимки авторства Конте публиковались в различных журналах и книгах. В 2019, совместно с коллегой Стефано Перего, он выпустил книгу «Советская Азия» в издательстве FUEL (Архи.ру писал о ней).
 
Здание Верховного суда. Ле Корбюзье. 1951–1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

При разделении области Пенджаб в 1947 древний Лахор оказался на территории Пакистана, а индийская часть осталась без какого-либо крупного города и административного центра. Поэтому был необходим новый город – чтобы служить столицей индийских штатов Пенджаб и Харьяна и чтобы показать возможности, динамизм и современность новой Индии с Джавахарлалом Неру во главе. Этим городом стал Чандигарх, одно из самых знаковых мест в истории архитектуры модернизма.
 
Здание Верховного суда. Ле Корбюзье. 1951–1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Индийские власти сначала пригласили к сотрудничеству американского планировщика Альберта Майера и польского архитектора Мацея Новицкого, результатом чего стал проект под влиянием концепции города-сада, отмененный в связи с преждевременной смертью Новицкого. Затем за дело взялся коллектив во главе с Ле Корбюзье, куда входил его кузен Пьер Жаннере, а также Эдвин Максвелл Фрай и Джейн Дрю, супружеская пара британских архитекторов, которая участвовала в работе три года. Пьер Жаннере был особенно вовлечен в проект, посвятив ему почти полностью оставшиеся годы своей жизни – вовлечен настолько, что он завещал развеять свой прах над озером Сукна – водохранилищем в Чандигархе.
 
«Открытая рука». Ле Корбюзье. 1950–1965
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Не всегда помнят о важном факте: к западным архитекторам присоединилось много их индийских коллег. Местные власти особо оговорили в договоре с европейцами, что те должны поселиться на месте будущего Чандигарха на все время работы: только Ле Корбюзье был освобожден от этого обязательства. Индийские заказчики правильно считали создание нового города необыкновенной возможностью для обучения молодого поколения местных архитекторов, которые могли бы затем продолжить работу самостоятельно.
 
«Башня теней». Ле Корбюзье. 1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Чандигарх характеризует иерархическое разделение функций, основанное на сетке скоростных дорог: они разграничивают разные сектора одинаковых размеров. Конкретные архитектурные компоненты отражают в качестве «достопримечательности сектора» отличительные черты каждой зоны – жилой, рекреационной, коммерческой, общественно-административной или образовательной. Поэтому, наряду со знаменитым комплексом Капитолия, созданным Ле Корбюзье, исследование Чандигарха открывает очень большое число модернистских сооружений авторства европейских или индийских архитекторов, – часто почти забытых, но вызывающих интерес и удивление.
 
«Башня теней». Ле Корбюзье. 1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Наряду с повторяющимися по всему городу деталями, например, железобетонными балюстрадами, проемы которых позже были заложены кирпичом или закрыты металлическими деталями – очевидно, из соображений безопасности, можно найти и совершенно уникальные сооружения. Это башня Студенческого центра Пенджабского университета, пандус стадиона на окраине Чандигарха, различные типы жилой застройки, центр изучения наследия Махатмы Ганди «Ганди Бхаван» по проекту Пьера Жаннере, и многое другое.
 
Здание парламента. Ле Корбюзье. 1951–1965
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Спустя десятилетия после строительства Чандигарха не утихают споры по поводу использованной там градостроительной модели, а разнообразные реализованные архитектурные проекты до сих пор вызывают много интереса, как архитектурного, так и «визуального», и позволяют ощутить особое, уникальное очарование этого города, которое было знакомо и самому Пьеру Жаннере.

Литература:
Anupam Bansal, Malini Kochupillai. Architectural Guide Delhi. DOM publishers, 2013.
Vikramaditya Prakash. CHD Chandigarh. Altrim Publishers, 2014.
Fondation Le Corbusier – www.fondationlecorbusier.fr
Здание парламента. Ле Корбюзье. 1951–1965
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Башня на озере Сукна. Пьер Жаннере. 1960
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Эстрада. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. 1960
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Клуб на озере. Ле Корбюзье. 1964
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Дом типа 4-J. Пьер Жаннере. 1956
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Дом типа 4-J. Пьер Жаннере. 1956
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Административный корпус Пенджабского университета. Пьер Жаннере. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Студенческий центр Пенджабского университета. Бхану Матхур. 1975
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Стадион. Джиит Малхотра. 1960
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Многоквартирный дом для членов парламента. Пьер Жаннере. 1956 –1966
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Чандигархский музей архитектуры. Шивдатт Шарма. 1997. Проект создан под влиянием Цюрихского павильона Ле Корбюзье
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Аудитория при художественном музее. Ле Корбюзье. 1968
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Театр и кинотеатр «Ниилам». Адитья Пракаш. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Многофункциональный квартал. Ле Корбюзье. 1955
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
«Ганди Бхаван». Пьер Жаннере. 1962
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
«Ганди Бхаван». Пьер Жаннере. 1962
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

13 Марта 2020

Автор текста:

Роберто Конте
comments powered by HyperComments
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.