Здание Верховного суда. Ле Корбюзье. 1951–1957
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
При разделении области Пенджаб в 1947 древний Лахор оказался на территории Пакистана, а индийская часть осталась без какого-либо крупного города и административного центра. Поэтому был необходим новый город – чтобы служить столицей индийских штатов Пенджаб и Харьяна и чтобы показать возможности, динамизм и современность новой Индии с Джавахарлалом Неру во главе. Этим городом стал Чандигарх, одно из самых знаковых мест в истории архитектуры модернизма.
Здание Верховного суда. Ле Корбюзье. 1951–1957
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Индийские власти сначала пригласили к сотрудничеству американского планировщика Альберта Майера и польского архитектора Мацея Новицкого, результатом чего стал проект под влиянием концепции города-сада, отмененный в связи с преждевременной смертью Новицкого. Затем за дело взялся коллектив во главе с Ле Корбюзье, куда входил его кузен Пьер Жаннере, а также Эдвин Максвелл Фрай и Джейн Дрю, супружеская пара британских архитекторов, которая участвовала в работе три года. Пьер Жаннере был особенно вовлечен в проект, посвятив ему почти полностью оставшиеся годы своей жизни – вовлечен настолько, что он завещал развеять свой прах над озером Сукна – водохранилищем в Чандигархе.
«Открытая рука». Ле Корбюзье. 1950–1965
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Не всегда помнят о важном факте: к западным архитекторам присоединилось много их индийских коллег. Местные власти особо оговорили в договоре с европейцами, что те должны поселиться на месте будущего Чандигарха на все время работы: только Ле Корбюзье был освобожден от этого обязательства. Индийские заказчики правильно считали создание нового города необыкновенной возможностью для обучения молодого поколения местных архитекторов, которые могли бы затем продолжить работу самостоятельно.
«Башня теней». Ле Корбюзье. 1957
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Чандигарх характеризует иерархическое разделение функций, основанное на сетке скоростных дорог: они разграничивают разные сектора одинаковых размеров. Конкретные архитектурные компоненты отражают в качестве «достопримечательности сектора» отличительные черты каждой зоны – жилой, рекреационной, коммерческой, общественно-административной или образовательной. Поэтому, наряду со знаменитым комплексом Капитолия, созданным Ле Корбюзье, исследование Чандигарха открывает очень большое число модернистских сооружений авторства европейских или индийских архитекторов, – часто почти забытых, но вызывающих интерес и удивление.
«Башня теней». Ле Корбюзье. 1957
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Наряду с повторяющимися по всему городу деталями, например, железобетонными балюстрадами, проемы которых позже были заложены кирпичом или закрыты металлическими деталями – очевидно, из соображений безопасности, можно найти и совершенно уникальные сооружения. Это башня Студенческого центра Пенджабского университета, пандус стадиона на окраине Чандигарха, различные типы жилой застройки, центр изучения наследия Махатмы Ганди «Ганди Бхаван» по проекту Пьера Жаннере, и многое другое.
Здание парламента. Ле Корбюзье. 1951–1965
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Спустя десятилетия после строительства Чандигарха не утихают споры по поводу использованной там градостроительной модели, а разнообразные реализованные архитектурные проекты до сих пор вызывают много интереса, как архитектурного, так и «визуального», и позволяют ощутить особое, уникальное очарование этого города, которое было знакомо и самому Пьеру Жаннере.
Литература:
Anupam Bansal, Malini Kochupillai. Architectural Guide Delhi. DOM publishers, 2013.
Vikramaditya Prakash. CHD Chandigarh. Altrim Publishers, 2014.
Fondation Le Corbusier – www.fondationlecorbusier.fr
Здание парламента. Ле Корбюзье. 1951–1965
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Башня на озере Сукна. Пьер Жаннере. 1960
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Эстрада. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. 1960
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Клуб на озере. Ле Корбюзье. 1964
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Дом типа 4-J. Пьер Жаннере. 1956
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Дом типа 4-J. Пьер Жаннере. 1956
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Административный корпус Пенджабского университета. Пьер Жаннере. 1961
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Студенческий центр Пенджабского университета. Бхану Матхур. 1975
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Стадион. Джиит Малхотра. 1960
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Многоквартирный дом для членов парламента. Пьер Жаннере. 1956 –1966
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Чандигархский музей архитектуры. Шивдатт Шарма. 1997. Проект создан под влиянием Цюрихского павильона Ле Корбюзье
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Аудитория при художественном музее. Ле Корбюзье. 1968
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Театр и кинотеатр «Ниилам». Адитья Пракаш. 1961
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
Многофункциональный квартал. Ле Корбюзье. 1955
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
«Ганди Бхаван». Пьер Жаннере. 1962
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net
«Ганди Бхаван». Пьер Жаннере. 1962
Фото ©
Roberto Conte
www.robertoconte.net