Чандигарх: фрагменты модернистской утопии

Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.

Автор текста:
Роберто Конте

mainImg
Роберто Конте (Roberto Conte) (р. в 1980) занялся фотографией в 2006, исследуя промышленные руины в окрестностях Милана и постепенно расширяя область своей деятельности до других типов покинутых мест и сооружений по всей Европе и далее. Его особый интерес – к архитектуре XX века: от рационализма и конструктивизма эпохи авангарда до брутализма и советского модернизма. Снимки авторства Конте публиковались в различных журналах и книгах. В 2019, совместно с коллегой Стефано Перего, он выпустил книгу «Советская Азия» в издательстве FUEL (Архи.ру писал о ней).
 
Здание Верховного суда. Ле Корбюзье. 1951–1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

При разделении области Пенджаб в 1947 древний Лахор оказался на территории Пакистана, а индийская часть осталась без какого-либо крупного города и административного центра. Поэтому был необходим новый город – чтобы служить столицей индийских штатов Пенджаб и Харьяна и чтобы показать возможности, динамизм и современность новой Индии с Джавахарлалом Неру во главе. Этим городом стал Чандигарх, одно из самых знаковых мест в истории архитектуры модернизма.
 
Здание Верховного суда. Ле Корбюзье. 1951–1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Индийские власти сначала пригласили к сотрудничеству американского планировщика Альберта Майера и польского архитектора Мацея Новицкого, результатом чего стал проект под влиянием концепции города-сада, отмененный в связи с преждевременной смертью Новицкого. Затем за дело взялся коллектив во главе с Ле Корбюзье, куда входил его кузен Пьер Жаннере, а также Эдвин Максвелл Фрай и Джейн Дрю, супружеская пара британских архитекторов, которая участвовала в работе три года. Пьер Жаннере был особенно вовлечен в проект, посвятив ему почти полностью оставшиеся годы своей жизни – вовлечен настолько, что он завещал развеять свой прах над озером Сукна – водохранилищем в Чандигархе.
 
«Открытая рука». Ле Корбюзье. 1950–1965
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Не всегда помнят о важном факте: к западным архитекторам присоединилось много их индийских коллег. Местные власти особо оговорили в договоре с европейцами, что те должны поселиться на месте будущего Чандигарха на все время работы: только Ле Корбюзье был освобожден от этого обязательства. Индийские заказчики правильно считали создание нового города необыкновенной возможностью для обучения молодого поколения местных архитекторов, которые могли бы затем продолжить работу самостоятельно.
 
«Башня теней». Ле Корбюзье. 1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Чандигарх характеризует иерархическое разделение функций, основанное на сетке скоростных дорог: они разграничивают разные сектора одинаковых размеров. Конкретные архитектурные компоненты отражают в качестве «достопримечательности сектора» отличительные черты каждой зоны – жилой, рекреационной, коммерческой, общественно-административной или образовательной. Поэтому, наряду со знаменитым комплексом Капитолия, созданным Ле Корбюзье, исследование Чандигарха открывает очень большое число модернистских сооружений авторства европейских или индийских архитекторов, – часто почти забытых, но вызывающих интерес и удивление.
 
«Башня теней». Ле Корбюзье. 1957
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Наряду с повторяющимися по всему городу деталями, например, железобетонными балюстрадами, проемы которых позже были заложены кирпичом или закрыты металлическими деталями – очевидно, из соображений безопасности, можно найти и совершенно уникальные сооружения. Это башня Студенческого центра Пенджабского университета, пандус стадиона на окраине Чандигарха, различные типы жилой застройки, центр изучения наследия Махатмы Ганди «Ганди Бхаван» по проекту Пьера Жаннере, и многое другое.
 
Здание парламента. Ле Корбюзье. 1951–1965
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Спустя десятилетия после строительства Чандигарха не утихают споры по поводу использованной там градостроительной модели, а разнообразные реализованные архитектурные проекты до сих пор вызывают много интереса, как архитектурного, так и «визуального», и позволяют ощутить особое, уникальное очарование этого города, которое было знакомо и самому Пьеру Жаннере.

Литература:
Anupam Bansal, Malini Kochupillai. Architectural Guide Delhi. DOM publishers, 2013.
Vikramaditya Prakash. CHD Chandigarh. Altrim Publishers, 2014.
Fondation Le Corbusier – www.fondationlecorbusier.fr
Здание парламента. Ле Корбюзье. 1951–1965
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Башня на озере Сукна. Пьер Жаннере. 1960
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Эстрада. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. 1960
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Клуб на озере. Ле Корбюзье. 1964
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Дом типа 4-J. Пьер Жаннере. 1956
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Дом типа 4-J. Пьер Жаннере. 1956
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Административный корпус Пенджабского университета. Пьер Жаннере. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Студенческий центр Пенджабского университета. Бхану Матхур. 1975
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Стадион. Джиит Малхотра. 1960
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Многоквартирный дом для членов парламента. Пьер Жаннере. 1956 –1966
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Чандигархский музей архитектуры. Шивдатт Шарма. 1997. Проект создан под влиянием Цюрихского павильона Ле Корбюзье
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Аудитория при художественном музее. Ле Корбюзье. 1968
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Театр и кинотеатр «Ниилам». Адитья Пракаш. 1961
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Многофункциональный квартал. Ле Корбюзье. 1955
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
«Ганди Бхаван». Пьер Жаннере. 1962
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
«Ганди Бхаван». Пьер Жаннере. 1962
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net


13 Марта 2020

Автор текста:

Роберто Конте
comments powered by HyperComments
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Дворец культуры для новой эпохи
Реконструкция архитекторами gmp памятника послевоенного модернизма – Дворца культуры в Дрездене – названа в Германии лучшим сооружением года по версии Немецкого музея архитектуры.
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.