Почти все бруталистские здания в Мадриде, построенные в 1960-х – 1980-х годах, в период постепенного освобождения Испании от франкизма, были спроектированы испанскими, или даже именно мадридскими архитекторами. К примеру, Фернандо Игерасом Диасом (Fernando Higueras Díaz) и Антонио Миро Вальверде (Antonio Miró Valverde), которые создали одно из наиболее представительных зданий в стиле брутализма во всей стране – Институт культурного наследия Испании (1964–1988). Это масштабное круглое сооружение прозвано «Терновый венец» из-за своего необычного завершения.
Те же авторы спроектировали жилой комплекс Edificio Princesa (1967–1974): его экспрессивный язык выражается в длинных балконах, которые «смягчают» висячие сады с вьющимися растениями.
Другое знаковое здание, возможно, самое известное из построенных в этот период, – высотный дом Torres Blancas (множественное число в названии напоминает о невоплощенном плане – построить две такие башни). Работа 1960-х годов архитектора Франсиско Хавьера Саэнса де Оисы (Francisco Javier Sáenz de Oíza), эта постройка высотой в 25 этажей (71 метр) – один из важнейших образцов органической архитектуры в Иберии, с ее переплетенными по вертикали цилиндрическими объемами, что напоминает об идеях японского метаболизма.
Совсем недалеко от Torres Blancas стоит производящая суровое впечатление штаб-квартира профсоюза UGT (Unión General de Trabajadores, 1977) архитектора Антонио Валехо Асеведо (Antonio Vallejo Acevedo). Здание предназначалось для существовавшего при Франко аналога профсоюзов, «Вертикального синдиката», системы контроля за трудящимися по отраслям, но в 1977, при переходе к демократии, он был распущен, и сооружение досталось социалистическому UGT.
Среди многочисленных модернистских церквей Мадрида особое место занимает Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Филипинас (1967–1970), церковь Богоматери архитектора Сесилио Санчеса-Роблеса Тарина (Cecilio Sanchez-Robles Tarín). Она демонстрирует сильное влияние Ле Корбюзье. На фасаде накладываются друг на друга лаконичные объемы, а в интерьере с волнообразными перекрытиями производит большое впечатление эффект рассеивающего полумрак солнечного света, который проникает сквозь проем над алтарем.
Церковь Санта-Ана-и-ла-Эсперанса в пригороде Мораталас построена чуть раньше (1965–1966) с тем же световым приемом в интерьере. В восточной стене устроены три ниши-апсиды, используемые в разных частях литургии. Автор проекта – Мигель Фисак Серна (Miguel Fisac Serna), важный и плодовитый архитектор.
Среди других его мадридских сооружений – здание лабораторий Jorba, прозванное «Пагода»: его снесли в 1999, несмотря на активные протесты. Сам Фисак считал снос местью влиятельной католической организации Opus Dei, членом которой он был с 1935 по 1955 годы.
В середине 1960-х Фисак также построил офисный корпус (ныне IBM), который до сих привлекает внимание в городской среде благодаря простому сочетанию «уголков», обращенных попеременно то внутрь, то наружу. В результате фасад получил динамику, а интерьер – естественное освещение. Недалеко находится здание Beatriz (архитектор Элеутерио Побласьон Кнаппе, Eleuterio Población Knappe, 1968–1976) с офисами и магазинами: здесь одинаковые детали-модули тоже определяют облик всего фасада.
Заслуживает особого упоминания жилой комплекс Torre de Valencia (1968–1973) по проекту Хавьера Карвахаля Феррера (Javier Carvajal Ferrer). Это 94-метровое сооружение недалеко от парка Ретиро обеспечивает квартиры максимумом солнечного света.
Также интересны корпуса университета Комплутенсе: факультета информатики (архитекторы Хосе Мария Лагуна Мартинес, José María Laguna Martínez, и Хуан Кастаньон Фаринья, Juan Castañón Fariña, 1971–1979) и факультета биологии и геологии (Фернандо Морено Барбера, Fernando Moreno Barberá, 1964–1969).
Единственная постройка в этой серии авторства зарубежных архитекторов – это замечательное здание Los Cubos (1974–1981, реконструировано в 2017–2020), спроектированное французским коллективом: Мишелем Андро (Michel Andrault), Пьером Пара (Pierre Parat), Айдином Гуваном (Aydin Guvan) и Аленом Капье (Alain Capieu). Андро и Пара многое проектировали на родине и за ее пределами, среди их работ – знаменитая церковь Мадонна-делле-Лакриме в Сиракузах. Первоначальное название Los Cubos – Edificio AGF, так как заказчиком была французская страховая компания Assurances Générales de France, что и определило выбор архитекторов. Эта постройка, наряду с влиянием метаболизма, напоминает о современном ему здании Министерства автодорог в Тбилиси.