Проект команды под лидерством DNK ag – из тех, что вышли в «полуфинал» из семи претендентов.
Проект нашей команды вышел в полуфинал и мы презентовали его очно на градсовете Омска. Это было открытое и подробное обсуждение. Участники градсовета подчеркивали важность для будущего аэропорта как эффектного образа, так и реалистичности реализации с технической и бюджетной точки зрения.
Мы усовершенствовали достаточно инновационную технологию терминала, предложенную организаторами конкурса: визуальную ось «площадь перед терминалом – летное поле» трактовали как осевое пространство на всех трех уровнях, связав, таким образом, внешние и внутренние объемные решения. Мы предложили «раздвинуть» привычную структуру – так возник образ «инновационного портала» с активным пластическим рисунком в виде кругов – он подчеркивает тему быстрого перехода из одной точки в другую, который в наше время обеспечивает именно авиация. Конструктивно эта структура очень рациональна и реалистична, что облегчает реализацию проекта.
Кроме того, мы с коллегами представили аэропорт не только как транспортный узел, а как многофункциональный хаб, сопроводив транспортный и логистический функционал музейно-образовательным контентом.
Мы усовершенствовали достаточно инновационную технологию терминала, предложенную организаторами конкурса: визуальную ось «площадь перед терминалом – летное поле» трактовали как осевое пространство на всех трех уровнях, связав, таким образом, внешние и внутренние объемные решения. Мы предложили «раздвинуть» привычную структуру – так возник образ «инновационного портала» с активным пластическим рисунком в виде кругов – он подчеркивает тему быстрого перехода из одной точки в другую, который в наше время обеспечивает именно авиация. Конструктивно эта структура очень рациональна и реалистична, что облегчает реализацию проекта.
Кроме того, мы с коллегами представили аэропорт не только как транспортный узел, а как многофункциональный хаб, сопроводив транспортный и логистический функционал музейно-образовательным контентом.
Проект сделан в консорциуме: DNK ag привлекли VOX architects Бориса Воскобойникова и Марии Ахременковой – команду, искушенную в работе с V.I.P. и прочими особенными залами современных аэропортов, а также компанию Sila Sveta, обладающую опытом, в том числе международным, работы с музейными инсталляциями и медиа. Так что работа шла «на перекрестье» разных возможностей и даже профессий.
И надо сказать, что тема перекрестка – для проекта ключевая. Пересечение Иртыша и Транссибирской магистрали изображено на недавних гербах Омской области, утвержденных в 2003, и в 2020 годах, – и герб стал одной из отправных точек замысла.
Впрочем, по словам самих, авторов, перекресток – не главная тема, а проект принципиально многозначен, апеллируя и к потокам, и к полетам, и к порталу гиперперехода.
Но если мы посмотрим на собственно предложенную консорциумом архитектуру терминала, то на непросвещенный взгляд зрителя в ней легко считывается герб области, «разложенный в объеме»: перекрестье двух осей, реки и магистрали, и круг портала, напоминающий контур крепости.
Решение построено на простоте и прозрачности: прямоугольный контур объема, стекло стен и потолка, светлые алюминиевые столбы, ламели и растяжки – все, при строгости светлой «штриховки» формы, тяготеет к дематериализации. Такое здание ночью должно светиться изнутри – не частями, а целиком, со всех сторон. А днем принимать, со всех сторон же, естественный солнечный свет.
Единственный материальный элемент в составе светлого полупрозрачного объема – это портал: некая метафорически-ключевая «гайка», попавшая в состав материи или пространства с иными, нежели обычно, свойствами, и подвергшаяся, как следствие, деконструкции, нарезке на «слайсы».
Портал авторы предлагали облицевать композитом медного цвета, первые два – целиком, а дальше – по внутренней окружности медный оттенок, а на плоскости светлый стемалит.
Один из самых интересных приемов этого подчеркнуто-лаконичного решения – холодный «портик». Перед входами в терминалы часто делают козырьки, а тут попросту первая часть объема решена как крытое пространство, но за «ниткой» первого фасада. Это, надо думать, очень удобно для въезда, такой крупный предварительный «хаб», – все же для аэропорта вопрос удобного доступа, комфортной посадки/высадки в такси вещь немаловажная.
С пластической точки зрения – «расслоение» и дематериализация «врат» происходит именно здесь, на пересечении осей. Фасад оказывается не столько картинкой, сколько объемным построением, всю силу которого можно было бы оценить, только попав внутрь этого построения. Внутрь фасада.
Тут становится понятно, почему архитекторы говорят о примате объемно-пространственного построения над «отдельными элементами».
Получается легкая, почти нематериальная конструкция, где главное – сечение пространства плоскостями и линиями. Это мог бы быть любопытный эффект: наполненного светом и «прорисованного» изнутри терминала. Образ сродни гиперпереходу, о котором мы, впрочем, пока ничего не знаем, а можем пока только представлять и фантазировать.
Лапидарную форму здания архитекторы дополняют развитой сюжетной программой, уделяя много внимания как инсталляциям, так и экспозиции просветительского плана.
К теме полета вспоминают и авиационные заводы, которые работают в Омске – ПО «Полет» и завод гражданской авиации «ОЗГА», а также птиц – в городе расположен заповедник с говорящим названием «Птичья гавань». Отсюда предложенные авторами инсталляции: с птичьей стаей в спиральном воздушном потоке при входе, такая же белая и прозрачная, как фасады, – а также спиральные же ветряки на площади, центральная ось которой, ведущая к порталу, в проекте превращена в бульвар-«реку» с извилистыми приподнятыми краями и зеленью, отделяющей бульвар от парковки по сторонам.
Тут предложены и другие виды инсталляций: световые линзы на главной оси, голографические птицы региона на деревьях, интерактивный шар...
Но мне показались самым полезным и приятным нововведением интерактивные гейты, которые загораются медийной подсветкой в момент начала посадки, оживляя пространство терминала самым что ни есть функциональным способом.
Об экспозициях надо сказать несколько слов, поскольку они тут, в проекте, повсюду.
В зале регистрации шар «Планета птиц», интерактивный, показывающий маршруты птиц и самолетов. В зале получения багажа – медийные стены на принципе морфинга, это когда одна форма превращается в другую: зонтик в медузу, птица в самолет. В зоне перед досмотром был запланирован птичий атлас – огромные книги с интерактивными страницами, а в зале ожидания инсталляция на тему физиологии полета, причем пассажир мог бы, встав на определенную точку, спроецировать свой воображаемый, нарисованный по контуру фигуры, скелет на экран с крыльями, а потом сохранить и забрать свой крылатый силуэт. И наконец, «райский сад» с голографическими столбами в зале ожидания.
Словом, целая программа.
Проект, как видим, многосоставный, его отличает внешняя простота, легкость формы и внутренняя продуманность, в том числе – в деталях.
А еще – эффектная смотровая вышка с эффектом левитации верхних ярусов.