English version

Гребень Стрельны

Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.

mainImg
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt
Жюри фестиваля Зодчество присудило жилому комплексу Veren Village, спроектированному и реализованному архитекторами АБ «Остоженка» в Стрельне, высшую премию – Хрустальный Дедал. Как мы уже говорили, интересно в числе прочего то, что 3 года назад его проект уже был отмечен другой высшей наградой – премией Татлин. Вообще говоря фестиваль ежегодно раздает много дипломов, но главных премий у него всего две: одна за постройку, другая за проект. И Veren Village собрал их все. Кажется, это первый такой случай столь полного признания. Пользуемся информационным поводом, чтобы разобраться в проекте. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
Вид с противоположного берега ручья. ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Первая особенность комплекса – он малоэтажный. Причина – высотные ограничения до 10 метров, связанные с соседством федерального памятника ОКН, Константиновского дворца. Буквально через дорогу разрешены уже 15 м, а тут только 10, что дает не больше трех этажей. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Но малоэтажный в данном случае – лишь стартовая характеристика. Надо признать, что в нашем сознании существует устоявшийся образ малоэтажного ЖК: как чего-то простого и недорогого, чьи главные достоинства заключаются в невысокой плотности застройки, малой высотности и, пожалуй, всё. В данном случае это не так – попробуем разобраться, почему. 
Нам повезло – мы попали в зону, где действуют человеческие регламенты. Ограничения – очень позитивная вещь, благодаря им возникает «архитектура ниже деревьев». Должен сказать, что с малоэтажной застройкой удается поработать не так уж часто... Для нас это первый реализованный объект малоэтажного комплекса за много лет. Поэтому и задача показалась особенно интересной.

С одной стороны, мы восприняли ее как возможность поразмышлять о комфортной для человека городской среде – о ней так много говорится в последнее время. С другой стороны, формат позволил пойти на некоторые нестандартные решения. 

Не то чтобы проект был мега-экспериментальным из разряда таких, каких вовсе никогда не было. Набор современных решений предсказуем и узнаваем: кирпич ручной работы разного тона и черный фальцевый металл, террасы и камины, магазины-кафе, открытый амфитеатр и ФОК с бассейном, благоустройство дворов и берега ручья вне забора территории; дворы, разумеется, без машин. Все это – привычные составляющие «правильного» современного жилого комплекса, насыщенного вещами, привлекательными для покупателей, будущих жителей. Речь о нюансах, особенностях и находках. Их довольно много, сложно даже понять, с чего начать. Так что начнем изнутри. 

Архитекторы акцентируют внимание на структуре коммуникационных узлов в каждой секции. Во-первых, поскольку этажей – всего три, все лестницы удалось осветить дневным светом через зенитные фонари. Во-вторых – на пожелание заказчиков разместить на каждой площадке не больше пяти квартир авторы ответили специфической группировкой маршей: по две стороны от лифтовой вертикали. Лифты тоже открываются в две стороны, так что жители будут встречаться с ограниченным кругом соседей; потоки разведены, решение редкое, если не сказать, что в наших широтах уникальное, его корни – где-то в свойственном авангарду интересе к оптимальной организации внутренних пространств  . 
ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Зенитные фонари очень освежают впечатление: поднимаясь вверх, мы в буквальном смысле идем к свету. В самых крупных холлах лестницы слева и справа разделены «дождем» из подвесок, который зонирует пространство и отчасти работает как арт-объект. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тонкие белые лестничные марши в обрамлении черных металлических решеток то расходятся в стороны, то образуют барочный «прострел» вперед и вверх до третьего этажа. Пространство приобретает интригующую многоярусность, лестница из технического элемента становится способом организации впечатлений, эмоциональной составляющей. Ее полосатые обрамления рифмуются с рельефом стен; но меня больше всего очаровала белая мраморная галька под первым маршем, так и хочется запустить туда детей поиграть.

Обобщая, можно сказать, что это новое слово после того, как лестницы перестали помещать у стеклянных стен, а начали прятать в глубину жилых корпусов, экономя световой фронт для квартир. 
  • zooming
    1 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
 
Не менее важна структура комплекса в целом. Главная идея состоит в том, что он развивается градиентно: от прямого, замкнутого и в большей степени «городского» продольного корпуса на севере – к открытому «природному» контуру на юге, где территория граничит с запруженным ручьем Стрелка. Раис Баишев определяет этот вариант композиции как «гребенку». Только ряды ее «зубчиков» – вытянутые меридионально, с севера на юг, жилые корпуса – трижды сдвинуты в шахматном порядке, что позволяет соблюсти баланс замкнутости / открытости пространства. Дома ограждают и формируют дворы-скверы, но не замыкают их, оставляя визуальные «прострелы» и «воздух». Воздух, надо сказать, здесь курсирует свежайший. 
Ситуационный план. ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Северный продольный корпус нарисован прямо по линейке. С этой стороны проходят пути старого, когда-то «дачного», трамвая, на котором можно приехать из Петербурга. Параллельно путям Veren Village сформировал новую улицу – городскую, с помещениями для кафе и магазинов вдоль нее: трамвай, улица, витрины – именно что городское сочетание. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Ритейл сгруппирован по внешней границе северного корпуса, который в целом можно определить как единственный стилобатный: его «хребет» составляет один ярус надземной парковки. Парковка заглублена на несколько ступенек в землю, у нее высокий потолок и элегантное черное пространство, тонкие плоские опоры его почти не затесняют. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 1 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ритмично, на равном расстоянии друг от друга, в протяженную «балку» стилобата встроены жилые секции. Между ними на кровле парковки устроены дворы – своего рода патио, куда можно попасть из квартир 2 этажа. От внешней улицы, с севера они прикрыты стенкой техпомещений ритейла и парковки, с южной стороны подступают торцы следующего ряда жилых домов – но они не закрывают контуры патио целиком, как северные секции не закрывают полностью торцы «больших» дворов-скверов. 
План на уровне 2 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
Вид сверху на часть северного корпуса. Видны дворы на кровле парковки и стенка техпомещений, которая отгораживает их с севера. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
Двор-патио во втором уровне, на кровле парковки. ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

По внутреннему контуру корпуса-стилобата устроен ряд кладовок для жителей.

Здесь расположены и входы в северный ряд домов – все они трактованы как лоджии-пилонады, очень глубокие, метров пять – в них не только можно запросто спрятаться от дождя, снега и солнца, это еще один вид пространства: полуоткрытого, с подсветкой по вечерам. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Заметим, что такого рода галереи, типологически восходящие к античным портикам, стоям и дворикам монастырей и палаццо, – любимый прием архитекторов «Остоженки» в целом и Раиса Баишева в частности, он почти обязательно присутствует, в том или ином виде, во многих спроектированных ими жилых комплексах, больших и малых. Присутствует в разных видах, то как асимметричное вкрапление, то как фрагмент перед входом, иногда снаружи, но чаще – внутри, обогащает пространство дворов. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

В данном случае решение скорее регулярное, «античное», его можно понять как что-то среднее между портиком дома и «разорванной» городской галереей. Последнее особенно ощущается там, где пилонада самой восточной секции оформляет мини-площадь на входе/въезде, с амфитеатром на гипотенузе треугольного газона с крупной елкой, которую будет так сподручно наряжать на Новый год. Есть в этой площади что-то от метафизики де Кирико. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Входная площадь с амфитеатром, вид сверху. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что северный корпус-стилобат, действительно, формирует «городскую» тему, но двумя разными способами: на внешнем фасаде витринами магазинов, на внутреннем – пилонадами. 

Дальше происходит, согласно определению Раиса Баишева, постепенное «растворение». Так, во втором ряду домов, и более протяженных многосекционных, входы уже отмечены не пилонадами, а уступами под консолями ризалитов. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Вереницы жилых секций прорезает внутренняя улица – ее изгиб нарисован как «среднее арифметическое» между прямой линией северного корпуса и живым контуром берега ручья: улица слегка поворачивает, формируя благодаря этому ракурсы сродни тем, которые так интригуют нас в небольших европейских городах.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 3 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

В то же время архитекторы акцентируют тему «разреза»: если внутренние фасады северных секций выглядят завершенными и отчасти «парадными», хотя бы из-за симметрии ризалитов – то вдоль улицы вереницы секций как будто рассечены, дома обращены сюда силуэтами, напоминающими брандмауэры (к примеру, в Москве на Боровицкой площади можно найти один похожий брандамауэр с отсеченными углами, сейчас на нем нарисован Кутузов). 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Южный ряд домов выходит к ручью «пилой» треугольных выступов, раскрывающих торцевым квартирам максимум видов на воду и поле. И, конечно, террасами. 

Вдоль берега проходит общественная тропинка, а над водой по оси каждого двора-бульвара устроены деревянные пирсы. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Архитектурная «ткань» жилых домов изменяется-«растворяется» от городской улицы к берегу прудов примерно по той же логике, что градостроительная. Северный ряд домов выстроен в жесткий, несколько даже брутальный, ряд: силуэт внешней улицы напоминает крупные зубцы, металлические мансарды третьих этажей, вынесенные крупными консолями, тоже симметрично-зубчаты. Можно даже подумать, что они отражают планировочную «гребенку» в объеме – в то же время пластика здесь, с северной стороны кажется серьезной, даже суровой. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
На этой фотографии, сделанной при южном положении солнца, объемные зубцы мансард отбрасывают зубчатую тень вправо, тогда как планировочная «гребенка» уходит влево. Они как будто зеркалируют друг друга. ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Развертки: вверху – внешнему северному фасаду, внизу – по южному фасаду внутренней улицы. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ряды секций, уходящие вглубь, отмечены большей асимметрией, сложностью и кажущейся непредсказуемостью чередования уступов-выступов, трех цветов кирпича, стеклянных, обрамленных черным металлом лоджий. Асимметричны и металлические рамки эркеров там, где они появляются на срезах фасадов вдоль внутренней улицы. Так что если северный объем ориентирован на симметрию и ритмическую повторяемость, все остальные дома во внутреннем пространстве комплекса как будто слегка «раскачиваются», они менее «напряжены» – в этом тоже есть и пластический, и эмоциональный нюанс. 
План кровли. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Все эти живописные тонкости, подчас не сразу осознаваемые на месте, взвешены и просчитаны. 
cic =

Елена Копытова, главный архитектор проекта Veren Village, АБ «Остоженка»

Это один из любимых наших проектов, и работали мы над ним тщательно, в несколько этапов: поэтому в авторском коллективе три списка. Уточняли, прорисовывали. 

Разнообразие впечатлений было одной из наших задач. Мы аккуратно чередовали оттенки кирпича – вначале планировалось, что кирпич будет более ярким, красным, белым и черным, но потом остановились на более сдержанных естественных оттенках и рукотворной фактуре. К примеру, если один двор у нас замкнут светло-бежевым домом, то другой красным, терракотовым, следующий темным, и так далее. На фасадах протяженных секций цвета также чередуются. 

Достаточно много внимания уделено благоустройству: во всех дворах у нас разные детские площадки – и разные деревья. Деревья не повторяются, так что можно говорить «двор клена», «двор сосен», берез... 

Деревья действительно разные, хотя им еще требуется разрастись. Впрочем, благоустройство тоже аккуратно прорисовано и радует само по себе. Для него, к слову, характерно отсутствие извилистых дорожек, а вот пересекающихся под углом прямых довольно много. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»

Детские площадки тоже разные, что даст возможность гулять между дворами, поскольку внутри, для жителей, все открыто. Горка-«слон» во дворе с каштанами, кажется, вне конкуренции...
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Хочется сказать еще о двух особенностях. Первая – балконы и террасы, разного рода промежуточные пространства, дополняющие собственно квартиры. Их здесь прямо-таки неожиданно много, всех видов. В наше время популярны палисадники при квартирах первых этажей, но как правило если их делают, то фрагментарно, не везде. В Veren Village палисадники превратились в слегка приподнятые над уровнем двора террасы, то есть обитателям квартир не потребуется стричь свою траву или разводить цветы. Зато такие террасы – повсюду, везде, практически, где можно выйти из первого этажа. Их деревянные ограждения перемежаются габионами, они обрамляют дворы, существенно влияют на восприятие пространства. У квартир вторых этажей, которые выходят на патио на кровле стилобата, тоже есть такие собственные террасы. 

Далее – стеклянные вертикали «финских балконов» выдвинуты на полтора метра вперед, к ним примыкают решетки открытых балконов, во 2 этаже больших, в 3 совсем маленьких.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Из любой квартиры куда-нибудь, да можно выйти, и в то же время стеклянные вертикали – иногда они доходят до земли, иногда нет, иногда отчеркнуты боковой стенкой, стенкой, иногда нет, – формируют вместе с ризалитами-консолями очень не-плоские, активные фасады: их материя почти целиком состоит из уступов и выступов, как будто стремится сделать шаг «дальше, дальше...». 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Что балкон – это средство пластический выразительности, гибридное пространство между внутри и снаружи, архитекторы поняли давно. Но, кажется, давно их не использовали с такой полной выкладкой.  

Другая тема – мансарды. Известно, что заказчики их любят, а архитекторы не очень, из-за сходства с «османовским» бидермайером. Еще известно, что в малоэтажке лет уже 10 как принято облицовывать нижние этажи кирпичом, верхние фальцевым металлом, чаще черным, ну или зеленым цвета окисленной меди. Те, кто не боится бидермайера или даже стремится к нему, делают форму мансард обычной: внизу крутой, почти вертикальный скат, вверху пологая двускатная крыша, как в Париже. Другие облицовывают мансардную часть вертикально, как стену, только металлическую.

Здесь предложен третий вариант, он исходит их трех предпосылок: 1. одним из условий, записанных в ПЗЗ было наличие в проекте скатных кровель; 2. из третьих этажей лучшие виды, а еще там – дровяные камины, это лучшие квартиры, площадь в них было бы правильно сделать побольше; 3. «Остоженка» не очень любит скатные кровли.

Из стечения этих обстоятельств получилось вот что. Третьи этажи в некоторых секциях, особенно на севере, вынесены консолями. Они черные, металлические, брутально очерчены и напоминают грибы-чаги, этакие наросты на респектабельном теле кирпичных домов. «Мансардные» окна вынесены вперед: на севере к общей консоли, в остальных домах вместе с выступами стеклянных объемов; в других местах металлическая плоскость выведена заподлицо с фасадом. Во всех случаях перепады между скатными кровлями и выносами «мансардных окон» очень энергичные, они дают все ту же «гребенку в объеме» – и совершенно чужды османовской «милоты». Мне кажется, здесь найден несколько новый, скульптурный и брутальный подход в к мансардным этажам, и он опирается не столько на исторические прообразы, сколько на более жесткую образность, которую дает фальцевый металл. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И еще металл ведет себя по-разному, следуя все той же идее градиентного растворения: на севере нависает консолями, в центральной части чередуется и наползает, иногда, на фасады пятнами, прорастает эркерами, а на юге над ручьем отступает от края балконами. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И наконец, участок скошенной формы, образованный изгибом ручья в сочетании с ортогональной, в целом, планировкой жилых домов занимает ФОК с бассейном, спортзалом, стадионом на кровле и детскими секциями. Предполагается, что он будет открыт не только для жителей. Его здание определенно берет на себя роль «знакового уникального объекта» – оно разительно отличается от всех жилых секций. Они раздроблены балконами и ризалитами, на 2/3 покрыты кирпичом естественных оттенков ручной работы – объем ФОКа образован широкими плоскостями под углом и подчинен вертикальным ламелям. Раис Баишев как-то навал его «дом-стелс», вспомнив, вероятно, этот. Но вспоминается и Luxury Village.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут главное – цельная скульптурная форма. Она контрастна жилым домам, оттеняет их, подчеркивает отличие функции и насыщенность среды, как впечатлениями, так и типологически. Сразу ощущаешь, что пространство не деревенское, а именно городское, если в нем может присутствовать такой объект. 
  • zooming
    1 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 7
    Фасад ФОКа. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    7 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Кортеновые фасады – решение не архитекторов, а заказчиков. Первоначально предполагалось, что поверхность ФОКа будет имитировать дерево и перекликаться как с деревянными заборчиками террас, так и со вставками фасадов. В итоге заборчики остались, кортеновую облицовку архитекторы приняли – даже одобрили. А деревянные вставки фасадов, тоже по решению девелопера, заменили цементом с фактурной рукотворной имитацией дерева. Авторам этот вариант нравится меньше запланированных первоначально композитных панелей – но мне кажется, что он неплох, немного перекликается даже с рельефами советского модернизма. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обобщая, повторим: Veren Village на первый взгляд может показаться «очередной малоэтажкой», выполненной согласно правилам современной урбанистики – в удачном тихом месте, с правильным набором функций и радостей жизни, таких как террасы, камины, двухъярусные квартиры, речка, пирсы, магазины, даже трамвай; все в шаговой доступности. Между тем в проекте можно увидеть образцовый вариант развития среды из «пригородной» в «городскую», ненавязчивый, переходный, не такой громкий и крупный, как большинство новых ЖК. Одна из проблем современной застройки края города – в ее жесткой контрастности, когда на месте деревенской среды сразу появляется высокоплотная, 14-ти, если не 22-этажные кварталы, этакие ящики, за которыми, сразу – поле. Эта проблема обсуждалась еще и в советское время, когда края городов застраивали типовыми сериями, но она актуальна и сейчас. Veren Village дает пример противоположного подхода, поскольку это попытка продумать, нарисовать и реализовать пример «плавного» срастания – если не сказать «смычки» – города и деревни.

У этой задачи есть одно интересное последствие. Функциональное наполнение, благоустройство и прочие урбанистические идеалы теперь уже настолько навязли в зубах, что и упоминать не хочется, достаточно сказать, что они тут во многом реализованы. Интересно, как была решена в этих, довольно благоприятных, условиях пластическая, архитектурная задача. И мне кажется, что, поставив перед собой цель создать «градиент», этакий переход по Гауссу, между городской и природной средой, архитекторы попутно сформировали некий сплав идеалов модернизма и средового историзма, условно говоря, города-сада и провинциального североитальянского городка с его миксом готики и Ренессанса. А чего еще ждать от «Остоженки», которая начала с исследования принципов парцелляции исторического города XIX века и дала нам сколько-то примеров чистой современной формы. 
  • zooming
    1 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    6 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt

28 Октября 2022

АБ «Остоженка»: другие проекты
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Похожие статьи
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.