Факторы риска и пути спасения

Публикуем результаты очередного конкурса идей Evolo – «Небоскреб 2022».

mainImg

Проводящийся ежегодно с 2006 «бумажный» конкурс предлагает своим участникам поразмышлять над будущим высотного строительства. Привычные «статусные» башни кажутся устаревшими в эпоху стремительных экономических, социальных и экологических перемен. Однако технические достижения, накопленные за 150 лет существования небоскребов, тоже нельзя сбрасывать со счетов – не говоря уже о важном аспекте любого такого сооружения – очень небольшом пятне застройки по сравнению с полезной площадью. В результате конкурс собирает проекты, которые нацелены на борьбу с изменением климата, социальным неравенством, глобальным дефицитом воды и продовольствия, загрязнением окружающей среды и другими ключевыми проблемами человечества.
 
В этом году организаторы получили 427 проектов со всего мира, и международное жюри выбрало из них трех призеров и 20 обладателей поощрительных премий. Публикуем работы лауреатов и избранные проекты из этой двадцатки.


 
1-е место
Небоскреб для климат-контроля
Ким Кёнджын, Мин Ёнги, Ю Сангу
Южная Корея
 

Такие башни предлагается расставить по морям и океанам: они будут действовать как генераторы облаков для засушливых зон и обезвреживать тучи, грозящие катастрофическими ливнями. Морскую воду внутри башни превращают в пар и хранят до нужного момента, когда облака отправляют на место назначения при оптимальном направлении ветра в сопровождении дронов, используемых для засева облаков и т. д. Энергией небоскреб себя обеспечивает с помощью солнечных батарей и электрогенератора, использующего давление ветра.
 

 
2-е место
Цунами-парк
Ван Цзюэ, Чжан Цянь, Чжан Чаншэн, Ли Мучунь, Сюй Цзин
Китай
 

«Многоствольный» небоскреб по образцу мангрового леса размещен вдоль побережья Тонги в Тихом океане, чтобы защитить его от регулярных цунами (последнее на сегодняшний день произошло в начале этого года). Гигантская волна будет разбита и поглощена этим сооружением: в его верхней части расположены отверстия, ведущие в специальные цистерны, а оттуда вода попадет в подземный опреснительный центр.
 

 
3-е место
Новая весна
Михал Спульник, Марцин Китала
Австрия, Польша
 

По мнению авторов, сейчас промышленное сельское хозяйство находится в кризисе и нуждается в обновлении с помощью агроэкологических наработок. Напоминающий колос или пальмовую ветвь Вербного Воскресения небоскреб – это собрание CLT-модулей с экспериментальными посадками. Каждый модуль можно в любой момент отсоединить и отправить туда, где он станет основной нового поля, сада или плантации. В стержне находятся лаборатории, банки семян и т. д.
 
Поощрительные премии
 
Небоскреб-ферма из адоба
Хамидреза Эсмаилназари, Хосейн Мосави, Амир Хоссейн Саиди Маджд, Хоссейн Амери, Хоссейн Аршади Суфьяни, Али Джамали, Марьям Барахванди
Швеция
 

В окрестностях Исфахана в Иране не хватает воды для ведения традиционного сельского хозяйства – она уходит на промышленные нужды. Также исчезают голубятни – важный источник удобрений. Небоскреб, где на стальной каркас надеты объемы из традиционного кирпича-сырца, вмещает голубятни и гидропонные фермы, требующие меньше воды, чем обычные. Кроме того, он отбрасывает тень – ценный ресурс для региона.
 
Городской конденсатор
Юньхэн Фань, Баин Лю, Жунвэй Гао, Цзюньлян Лю
Китай
 

Это эффектное сооружение предназначено для рабочих-мигрантов: они сделали возможной быструю урбанизацию Китая за последние 40 лет, но взамен не получили ничего. Они маргинализированы, не имеют городской прописки и доступа к социальному обеспечению. На сегодняшний день их число оценивается в 300 млн человек. «Городской конденсатор» вместит их сообщество, а его необычный вид и крупная форма привлечет горожан из других социальных слоев и туристов, позволит им узнать лучше жизнь рабочих-мигрантов и познакомиться с ними самими.
Инфраструктура для соединения небоскребов в Гонконге
Чжэн Сянъюань
Китай
 

Гонконг обладает крайне высокой плотностью населения: на 1106,66 км2 живет почти 7,5 млн человек, и почти 80% из них сосредоточены в прибрежных зонах, которые составляют 15% всей площади Гонконга. За последние десять лет рост населения составлял 0,8% в год. Когда все возможные территории будут застроены небоскребами (сейчас их 333), где смогут разместиться новые жители?
Ответом может стать горизонтальная инфраструктура, проложенная между башнями. Огромные трубы будут продеты сквозь небоскребы (автор называет это «интубацией») – там гонконгцы смогут перемещаться, освободив улицы, отдыхать и, конечно, обитать.
 
Городское шунтирование
И Лю, Байчао Ван, Хао Чжан, И-Хуэй Гао, Цзун-Хао Ян, Шилян Ван
Китай
 

Крупный центр машиностроения Чанчунь на севере Китая сохранил планировку европейского типа начала XX века, с диагональными улицами, пересекающимися на круглых площадях. Из-за этого в наши дни город – рекордсмен по автомобильным пробкам в стране. Выходом могут стать высотные транспортные центры – основа для плотной системы канатных дорог в сочетании с «трехмерным» озеленением, жильем и коммерческими площадями.
 
Небоскреб в «гипер-маске»
Юй Лю, Цзюньцзе Хоу, Цзяси Ши, Хайлинь У, Жунхуэй Ян, Цзян Ань
Китай
 

Авторы предлагают вместо личных масок для защиты от инфекций и частиц загрязнения в атмосфере обертывать в «маски»-мембраны целые небоскребы. Чтобы поддерживать там оптимальное давление и способствовать перемещению там воздуха блоки, из которых состоят эти башни, задуманы подвижными.
 
Небоскреб из пчелиного воска
Цзянь-Цзин Су
Тайвань
 

Насекомые составляют 80% живых существ на Земле, но при этом исчезают с чрезвычайно большой скоростью, так как деятельность человека разрушает их среду обитания. Чтобы дать им взамен пространство для жизни, автор проекта взял за образец практику работы с пчелами словацкого художника Томаша Либертины.
На каркасе башни укрепляются дополнительные конструкции, которые служат основой для деятельности пчел. Те покрывают их воском и устраивают ульи, по мере старения ульев перемещаясь все выше. Ветхие покинутые ульи, разлагаясь, становятся почвой для растений, и так возникает новая среда обитания для разнообразных насекомых.
 
Небоскреб для карьера
Саша Кудре-Мору, Нильс Хайоц, Барт Остерхофф, Томас Венцель
Швейцария
 

Проект разработан для австралийского города Калгурли, где ведется добыча золота открытым способом. Глубокий карьер Super Pit, как и другие подобные места добычи, чрезвычайно разрушителен для окружающей среды. В случае Калгурли опасность также заключается в том, что после выработки месторождения город останется без средств к существованию. Предлагается возвести на дне карьера башню с жилыми и коммерческими площадями, которая также обеспечит вертикальную коммуникацию между разными уровнями карьера.

 

11 Мая 2022

Похожие статьи
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.