План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Работы по созданию нового сада начались в мае 2020 года. Чтобы увидеть ландшафт в полном расцвете, потребуется терпение, однако уже через несколько месяцев посетители Vitra Campus смогут оценить первые «эскизы» искусно сформированной ландшафтной среды.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
75-летний голландец считается одним из первых в поколении садовых дизайнеров, которые в конце 1980-х начали пересматривать устоявшиеся практики, считая традиционную садовую архитектуру излишне декоративной, трудоемкой и ресурсозатратной. Они обратились к многолетним, часто самовосстанавливающимся растениям, кустарникам, травам и полевым цветам, которые ранее не рассматривались в качестве садовых растений, а также к нестандартному расположению насаждений.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Сам Аудолф не считает себя основателем какого-либо движения. «Я не берусь рассуждать, кто я есть на самом деле. Для некоторых я просто садовник», – замечает он как бы между прочим. Садовник, однако, которому в последние десятилетия было доверено проектировать городские сады по всему миру, в том числе по заказу лондонской галереи «Серпентайн» и Венецианской биеннале (где его наградили особой премией), а его проект променада Хай-Лайн в Нью-Йорке задал новое направление в городском садоводстве.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
«В первые десятилетия развития кампуса Vitra вопрос о ландшафтном дизайне не поднимался. Работа с ландшафтом началась только в процессе соединения северной и южной частей кампуса, с проектами Алваро Сиза (Променад Алваро Сиза) и Гюнтера Фогта. Сад Пита Аудолфа станет новой гранью ансамбля и источником новых, постоянно изменяющихся впечатлений для посетителей», – поясняет Рольф Фельбаум, почетный председатель Vitra.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
В основе всех проектов Аудолфа лежит идея ландшафта, который выглядит «первозданным» и «неприрученным», но который не может существовать в такой форме без детального планирования и столь же тщательного ухода. Сады Аудолфа обыгрывают определенные социальные представления о дикой природе. «Я всего лишь пытаюсь превратить наши общие фантазии в реальность», – комментирует дизайнер. При этом его сады совсем не являются «дикими».
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Аудолф стремится достичь сбалансированной композиции или формирования, по его собственному замечанию, «сообществ» растений с ярко выраженными сильными и слабыми сторонами, разными периодами цветения и жизненными циклами, чтобы посещение сада вызывало эмоциональный отклик круглый год, как в разгар сезона цветения, так и в период увядания.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Для этого необходима тщательная организация, включая точный график и кропотливый поиск подходящих растений и потенциальных поставщиков в дополнение к схеме посадки, которая в случае с Питом Аудолфом сама по себе выглядит как произведение искусства.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Это касается и плана, который лежит в основе проекта Аудолфа на кампусе Vitra. В саду будет использовано около 30 000 растений, включая виды с такими загадочными названиями, как Persicaria amplexicaule (горец свечевидный) “Alba”, Echinacea pallida (эхинацея бледная) “Hula dancer” или Molinia, молиния пурпурная, “Moorhexe”. Они формируют основу сада, который в значительной степени обходится без построенных структур, но одновременно отказывается служить простым украшением для окружающей его архитектуры. Ландшафт дополняет постройки кампуса и обеспечивает им новые перспективы, как подчеркивает Аудолф.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Сад призван переключить внимание посетителей кампуса от зданий к земле, создавая состояние вдохновляющей дезориентации во время прогулок по извилистым дорожкам среди растений в тщетном поиске строгой геометрии с прямыми линиями и четким композиционным центром. «Я хочу, чтобы в моем саду «терялись», а не просто проходили сквозь него», – подытоживает Аудолф, стремясь к тому, чтобы посетители его садов переживали опыт, который является в равной степени эмоциональным и эстетическим.
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Для Пита Аудолфа, в прошлом бармена и торговца рыбой, растения представляют собой нечто большее, чем органическая материя, которую он использует для украшения своих садов. По словам дизайнера, его отношения с миром растений граничат с одержимостью. «Растения для меня являются личностями, которые я могу задействовать и упорядочивать в соответствии с их внешним видом и поведением. Каждое растение «играет» по-своему, но в итоге обязательно должна получиться увлекательная пьеса».
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
Если погода и другие глобальные обстоятельства сложатся благоприятно, первоначальные результаты репетиций цветочного театра станут видимыми на кампусе Vitra к сентябрю. Но это только начало, объясняет Аудолф. «Это не то же самое, что нарисовать картину и повесить ее на стену. Я создаю картину и позволяю ей расти и увядать».
Материалы для публикации предоставлены Vitra
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra
План сада Пита Аудолфа на кампусе Vitra, 2020
Фото © Vitra