Архитектура как педагогика

Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

11 Июня 2020
mainImg
Мастерская:
Архиматика
Проект:
“International Obolon School”
Украина, Киев, проспект Героев Сталинграда

Авторский коллектив:
Олександр Попов, Ольга Чернова
И. Бидный, А. Яровой, А. Шевченко, Р. Таранущенко, Д. Лисицкая

2020
Эстетическое образование
На последней Арх Москве павильон Архиматики был посвящен концепции эстетического образования. По этому вопросу компании есть что сказать: школа в районе Оболонь будет четвертой частной школой в Киеве, спроектированной бюро. Предыдущие три – Гимназия А+, Печерская международная школа и Академия современного образования завоевали десятки архитектурных наград и задали вектор развития частного образования в Украине. Поначалу архитекторам приходилось убеждать заказчика, что можно создать нечто большее, чем просто светлые и просторные классы, сейчас с каждым новым проектом планка поднимается все выше.
“International Obolon School”
© Архиматика

Согласно концепции эстетического образования, архитектура неизбежно становится частью программы: мы до конца жизни помним стены, коридоры, двор родной школы – это влияние следует учитывать и делать его позитивным. Один из основателей бюро Александр Попов объясняет, что среда школы, во-первых, должна быть удобна и понятна не только детям, которые в ней учатся, но и всей администрации – иначе портреты великих писателей, коврики и стеллажи будут спорить с тем, что задумали архитекторы. А во-вторых, пространство должно быть наполнено образами. В этом смысле Архиматика критически относится к «золотому стандарту» скандинавских школ, которые стали популярны за последние двадцать лет, к их сдержанности и нейтральности. «Если поместить ребенка в белый куб и сказать ему, что это школа – пространство ничему не научит и будет чуждым, более того, потенциально творческий человек превратится в вандала, поскольку захочет такое пространство раскрасить, кастомизировать», – считает Александр Попов.

Насыщенное же образами пространство не только предлагает выбор – уединяться или социализироваться, отдыхать или работать, смотреть в окно с видом на сад или на спортивную площадку, но и мягко учит пропорциям, вкусу, архетипичным формам, а также способности ценить и уважать чужое творчество. В такой среде, основанной на диалоге с ребенком и его потребностях, больше шансов вырастить человека, который в будущем усовершенствует социальную, инженерную или архитектурную систему.
 
“International Obolon School”
© Архиматика

Дружба с соседями
Итак, новая школа по проекту Архиматики будет строиться в районе Оболонь, который в 1970-80 годы приобрел модернистскую структуру со стремящимися к шестигранным контурам мега-микрорайонами, а в 2000-е застраивался высотными жилыми комплексами, выходящими на Днепр. Благодаря широкой и длинной полосе пешеходной набережной Оболонь стала популярным местом отдыха киевлян.

Участок под школу располагается в «общественном» квартале между набережной и проспектом Героев Сталинграда, одной из трех главных улиц района, вторящей изгибу Днепра. Ближайшие соседи – Академия искусств и Институт археологии и гидрологии, оба здания – хорошие примеры советского позднего модернизма.
“International Obolon School”
© Архиматика

Погрузившись в контекст, архитекторы отказались от приема противопоставления и решили создать созвучное окружению здание как дань уважения советскому градостроительству. Задача оказалась не то чтобы простой – согласно авторской метафоре, коллективу «потребовались рулоны кальки», чтобы, погрузившись в атмосферу оттепельного прошлого, найти не менее светлый образ школы, устремленной в будущее. На этом этапе были найдены общие объемы, параболическая арка входа, конфигурация окон и открытые пространства под зданиями.
“International Obolon School”
© Архиматика

Заказчик, однако, оказался не готов к переосмысленному советскому модернизму, рассчитывая на скандинавскую модель. Тогда архитекторы добавили детали – дерево, колоритный керамогранит под окнами, зеленую «штору» театра, мозаику. Предложенная игра, в которой северная белизна и минимализм Алваро Аалто встречается с теплыми средиземноморскими сюжетами, при этом вступая в осмысленный диалог с соседней советской архитектурой, оказалась по душе всем участникам проекта.
“International Obolon School”
© Архиматика

Школьный городок
Будущий образовательный комплекс будет включать детский сад и две самостоятельные школы, французскую и немецкую, каждая со своей администрацией и программой. Их объединит общий двор и корпус, в котором разместится столовая, библиотека, спортивный блок и театр. Такая модель выгодна заказчику – две относительно небольшие школы проще запустить как бизнес-проект, при этом у каждой появляется полноценное общественное пространство, а стройку можно разделить на несколько этапов.
  • zooming
    1 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    2 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    3 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    4 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика

Все корпуса отличаются друг от друга, что превращает школу в небольшой городок со своими улицами, площадями и разнообразием пространственных и эстетических впечатлений. Между умеренно строгими белыми учебными блоками с лентами окон, скругленными углами и арками – стена-ширма зеленого театра и стеклянная волна, за которой видна центральная лестница. Замыкает композицию детский садик, который держится чуть особняком, но говорит о своей функции, также не прибегая к помощи ярких цветов и кубиков лего. Штукатурка терракотового цвета напоминает глину, пестрая мозаика – одновременно средиземноморское патио и монументальные панно соцреализма. Цвет, материал и скромный декор настолько смягчают бруталистскую основу здания, что оно кажется теплым, вылепленным руками. Никаких ассоциаций с единицами общества и будущими товарищами оно не вызывает, напротив, излучает ощущение уюта и защищенности, летней беззаботности. 
  • zooming
    1 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    2 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    3 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    4 / 4
    “International Obolon School”
    © Архиматика


Искусство двора
Мозаика детского сада, к слову – часть замысла по возвращению произведений искусства в школы и детские сады. Вместе с советской идеологией из нашей повседневности ушли мозаики, панно, бюсты и скульптуры, которые украшали многие общественные здания. Архиматика при содействии заказчика, который считает, что деньги следует вкладывать в искусство, поскольку оно оживляет и наполняет смыслом пространство на десятилетия, пытается восполнить эту утрату. На центральной площади школы, например, появится работа украинского художника Алексея Бурдия: лес из гигантских «карандашей», напоминающих также колоннаду и предлагающих сценарий для игры. В будущем арт-объектов станет больше.

Помимо центральной площади между корпусами школы сформируются «улицы», переходы и укромные уголки. Успешно опробованный в Гимназии А+ прием с созданием дополнительного пространства под зданием в Оболони повторили и умножили, поскольку комфортное и уютное место в тени пользуется популярностью. Открытые классы формируют арки, еще один архетипичный элемент.

Экспансия Архиматики распространится и за пределы школьной территории: компания планирует благоустроить участок школы, выходящий на проспект Героев Сталинграда. Александр Попов называет это «урбанистической провокацией», которая, возможно, приведет к большим преобразованиям.
  • zooming
    1 / 3
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    2 / 3
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    3 / 3
    “International Obolon School”
    © Архиматика


Энергоэффективность и новая формация
Школа будущего не может не быть экологичной: на плоской кровле разместят тепловой воздушный и геотермальный насосы, уличные светильники будут работать от солнечных батарей, вентиляцию с рекуперацией дополнят системой естественной вентиляции, которая поможет поддерживать здоровый климат внутри школы и летом, когда она опустеет.

Александр Попов рассказывает, что подобные решения было бы невозможно реализовать в обычной школе – система государственного образования в Украине не имеет достаточного финансирования и держится скорее на энтузиазме учителей, кроме того система тендеров порождает безразличие к качеству материалов и выбору подрядчиков. При этом, проектируя даже коммерческую школу, невозможно полностью опереться на зарубежный опыт: Архиматика, последовательно реализуя концепцию эстетического образования, на глазах создает новую традицию.
  • zooming
    1 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    2 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    3 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    4 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    5 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    6 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    7 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    8 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
  • zooming
    9 / 9
    “International Obolon School”
    © Архиматика
“International Obolon School”
© Архиматика


Мастерская:
Архиматика
Проект:
“International Obolon School”
Украина, Киев, проспект Героев Сталинграда

Авторский коллектив:
Олександр Попов, Ольга Чернова
И. Бидный, А. Яровой, А. Шевченко, Р. Таранущенко, Д. Лисицкая

2020

11 Июня 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.