Дом академика и дом охотника

Николина гора и штат Нью-Йорк: воспоминания Феликса Новикова о двух частных домах, в проектировании которых он участвовал, но «бразды» отдал в конечном счете владельцам.

mainImg
Эту чету я знал. Мы встречались по разным праздничным поводам в доме моего двоюродного брата Рафаила Ванникова. Она – Люся Косыгина, директор Библиотеки Иностранной Литературы, дочь председателя Совета Министров СССР, он Джермен Гвишиани – заместитель председателя Государственного комитета СССР по Науке и Технике. В застольи они вели себя просто, дружелюбно, с чувством юмора. Джермен садился за фортепьяно, с видимым удовольствием играл и пел известную песню Вахтанга Кикобидзе «Мои года, мое богатство».

В 1979 году Джермен был избран действительным членом Академии Наук СССР. И вместе с тем получил участок в академическом поселке Николина гора и право построить дом в этом привлекательном месте. Вскоре мне позвонил брат и спросил не могу ли я рекомендовать Джери – так его называли близкие друзья – какого-либо архитектора. Я ответил, что и сам готов помочь ему в этом деле.

Мы встретились на даче Косыгина в Архангельском, где за зеленым забором и охраняемыми воротами расположились десять подобных государственных строений. Косыгинская числилась за № 1 и, согласно статусу хозяина, имела вторую ограду и свои ворота. В бытность народным комиссаром вооружения СССР, во время войны наркомом боеприпасов СССР, а после нее ведущим руководителем атомного проекта, мой дядя Борис Ванников пользовался дачей № 3 и обитатели этих дач дружили. Дети унаследовали дружбу родителей.

Иногда я гостил на 3-й даче и однажды, когда мне надо было вернуться в Москву, а дядя и его машина ночевали в городе, тетя позвонила Алексею Николаевичу с просьбой подбросить меня в столицу. Я подошел к воротам и сел в его лимузин. (Тогда, в середине 50-х, он был председателем Совета министров РСФСР). Знакомство ограничилось словами: «здравствуйте, спасибо, до свидания». «ЗИС-101» двигался в общем потоке машин. Сопровождения не было ни спереди, ни сзади.

Общение с Люсей и Джерменом было более содержательным. Обсуждалась программа проекта. Дом должен был вместить в себя три квартиры – главную и центральную – для родителей и две по сторонам для сына и дочери. В доме должен быть гараж на две машины, сауна и кое-что менее существенное. Вход при этом должен был быть один. Будущие хозяева привыкли жить под охраной, а здесь ее не будет. В заключение Люся сказала: «И сделайте нам, пожалуйста, скатную кровлю, иначе я этот дом любить не буду». Участок одной стороной примыкал к Москве-реке и я, настаивая на необходимости выхода к ней, сказал, что если его не будет, то дом не буду любить я. Люся смирилась с моим капризом.

Спустя недолгое время я вручил Джермену лист ватмана, на котором в масштабе 1:100 были изображены все проекции дома, не заявив никаких претензий относительно гонорара. Один лист по-приятельски можно запросто подарить. Через несколько дней раздался звонок в дверь, за которой стояли, согласившиеся с предложенным, Люся и Джермен. У него в руках был импортный радиоприёмник со встроенным магнитофоном, а у нее хрустальная ваза солидного размера, и нынче стоящая в моей квартире.

Как все теперь знают, заказчиков частных домов можно разделить на разные категории. С одного края те, которые во всем доверяются архитектору и они нам нравятся более всего. А с другого те, что удовлетворяются общим решением, полагая, что все остальное они сделают сами. Мешать им не следует. Люся и Джермен принадлежали ко второй. Рабочие чертежи выполнил «Гипронии», подрядчиком стал «Академстрой». Джермен получил для облицовки фасадов латвийский красный кирпич «Лоде», которым задолго до того был облицован комплекс МИЭТ в Зеленограде.

Позднее, уже в 84-м, когда дом был почти готов, за мной и женой приехали два мерседеса. В одном были Джермен и Люся, В другом Зураб Церетели, с которым мы были знакомы.

День был пасмурный. Я сделал несколько фотографий, но темно-красные формы здания, в общих чертах соответствующие проекту, на них были трудно различимы. Впрочем, на единственной сохранившейся, можно увидеть фрагмент, обращенный к реке, тот выход, на котором я настоял, небольшую террасу, спускающиеся с нее симметричные лестницы и арочную лоджию второго этажа. В интерьерах хозяева во всем определились согласно собственным вкусам. Вечер того дня кампания провела в застольи в другом поселке за зеленым забором, где было множество государственных дач рангом пониже архангельских, одну из которых занимала семья Люси и Джермена.
zooming
Фрагмент дома в поселке Николина гора. 1984
Предоставлено Феликсом Новиковым

Второй дом был построен в Америке, в 15 километрах к югу от городка Нэйпл, штат Нью-Йорк и почти в ста от места моего проживания. Его заказчик – Сергей, женатый на сестре моего зятя, мне как бы родственник. Он заядлый охотник и по прибытии в США, вырастив трех сыновей, супруги решили построить себе дом на двоих там, где дичь сама будет охотиться за охотником. И, найдя его в названном месте, они купили себе замечательный участок с живописным рельефом, лесом и оврагом площадью – вы не поверите – 21, 5 гектар. Просторно, красиво, мечта! Есть где разместить огород, сад, водоём. Строй, что пожелаешь!

Прежде всего Сергей приобрел и поставил гараж в качестве временного жилища, а потом обратился ко мне. В 2000 году мы втроём начали работу. В первом этаже прихожая, кухня, большая, в два света и два уровня гостиная с наклонным потолком, зенитным светом во входящем углу, лестницей и балконом, комната гостей, туалет, гараж на 1 машину. На втором этаже спальня со всем приложением, сауна, лоджия и все прочее – бытовое и техническое обеспечение. Диагональная композиция, открытая на окружающие просторы, венчается «башней», с высоты которой можно обозревать все личное пространство и, увидев приблудного оленя, опытный охотник запросто прицелится и пристрелит его. Состоялся проект во всех проекциях и моя жена – архитектор Галина Жирмунская – склеила макет.

Однако у меня нет лайзенса и я не намерен его получать. Значит нужен другой архитектор – американец, который все перечертит и поставит свою подпись. Сергей его нашел и тот выполнил должную работу, соответственно оплаченную. Проект получил все печати согласования. И началась стройка. И тогда выяснилось, что Сергей, построивший прежде свой первый дом в Подмосковье, тоже из тех, кто предпочитает все делать по-своему. Однако для того у него и Ирины была весьма убедительная мотивация. Прежде всего потому, что свой второй дом, как и первый, Ирина и Сергей строили своими руками. Сами.

Они понимали, что столь большие индивидуальные витражи будут много дороже стандартных окон и скажутся на стоимости отопления, что лестницу на двух косоурах сделать легче, нежели на одном с консольными ступенями, что камин сложить труднее, чем поставить готовую печь и работать она будет эффективнее и так далее. Словом, Сергей и Ирина построили свой дом иным, чем я его видел и я им в этом не мешал.
zooming
Макет дома охотника
Предоставлено Феликсом Новиковым
zooming
Дом охотника. 2003
Предоставлено Феликсом Новиковым

Конечно, не все делалось собственноручно. Когда надо было поднять построенную на земле деревянную башню, они заказывали автокран, заказывали столярку, облицовочный кирпич, иные материалы, но многое в конструкциях и отделке исполнялось ими самодеятельно. Полагаю, что и жизнь в доме, построенном таким образом, тоже окрашена особым ощущением. И, понятно, что хозяева такого дома с гордостью принимают гостей.

Я никогда прежде не публиковал эти объекты по той причине, что не могу назвать их своими. Полагаю, что они в большей мере плод творчества своих хозяев. Но история забавная и некоторое развлечение это занятие мне доставило.

Остается один вопрос: много ли оленей отстрелял Сергей, проживая в этом доме? Полагаю, что по меньшей мере по одному в год. Он и меня угощал олениной и не однажды. Вкусно!
 

28 Июля 2019

Похожие статьи
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.