Куратор предложил всем участникам прототип – капеллу Skogskapellet на южном стокгольмском кладбище Woodland, построенную Эриком Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем в 1918-1920 годах. В 1915 Асплунд выиграл конкурс, затем ему сказали, что каменную капеллу строить очень дорого, после чего, вдохновившись ландшафтом датского острова Мён, он построил деревянную капеллу, которую сам считал чем-то средним между капеллой и хижиной. Впрочем итальянский след в архитектуре Асплунда тоже есть, в Италии он был, – уточняет Даль Ко.
Так что к десяти капеллам добавился одиннадцатый павильон-привратник, он встречает входящих и объясняет все про Асплунда и капеллу-прообраз. Авторы – архитекторы венецианской MAP studio Франческо Маньяни и Трауди Пельцель.
Асплунд считал сутью капеллы «понимание, встречи, медиацию, приветствие», – это определение было предложено всем десяти участникам как ключевая тема. Кроме того, в Швеции сосновый лес, и в Венеции тоже. Все пространство трактуется как «составной, распределенный павильон», – проект, состоящий из многих капелл, но все же цельный. Еще капеллы объединяет обязательное наличие алтаря и кафедры. В остальном они разные, нарочно выбраны столь разные авторы, включая японца Туринобу Фуджимори, среди архитекторов есть даже неверующие. Различие архитектурного языка, конструктивных экспериментов и широкая география стран, от Австралии до Южной Америки, призваны отразить универсальный – а значит «католический», – характер Церкви, говорится в пресс-релизе Ватикана. Там же говорится, что путешествие между капеллами – вид паломничества. От себя добавим, и путешествие на остров к капеллам тоже не него похоже, из суеты выставки в тишину.
Норман Фостер
Кресты, погруженные в самонапряженную структуру / Crosses morphed into a Tensegrity StructureTecno, Terma, Maeg
Похожа одновременно на тихоокеанскую хижину, только большую, из скрученных болтами досок, и на корабль с металлическими мачтами, базиликальный неф – так что объединяет сразу три традиции. Укрыться от дождя в ней невозможно, а солнце оставляет частые полоски; но и небо видно, а решетчатая апсида смотрит на лагуну. В капелле Фостера, единственной, важен путь, проход, она нанизана на деревянную дорожку.
На церемонии открытия капелла Фостера была отмечена «папской милостью» (papal dispensation), своего рода почетным дипломом.
Эдуардо Соуто де Моура
Нет, это не... / No, it's not... Laboratorio Morseleto
Испанский минимализм. Желтый вичентинский известняк разной степени шершавости, крест прорезан тонкими линиями в стене, но на полу при входе римскими цифрами с засечками вырезана дата – MMXVIII, и если бы год не был нынешним, можно было бы представить себе, что это часовня лангобардов на руинах империи. Обычный прием, уже классический. По словам автора, великого португальского архитектора, это не капелла, не святилище и не гробница, а лишь пространство между четырьмя стенами, хотя центральный камень может быть алтарем. В объем включено дерево, на входе.
Рикардо Флорес и Ева Пратс
Утренняя капелла / The Morning ChapelСамая постмодернистская, напоминает Марио Ботта – видимо потому, что терракотовая и с круглыми окнами. Родной город архитекторов – Барселона, что остро чувствуется.
Рядом длинная кирпичная скамейка, а войти внутрь можно условно: капелла как будто разрезана пополам, чем несколько напоминает автобусную остановку. Между тем она самая средиземноморская из всех. В арке два круглых окна, одно большое «ренессансное» в тимпане, оно смотрит на восток, первый утренний луч солнца проходит через него. Другое окно – в щеке арки, обращено к югу. В стене, примыкающей к аркам, прорезана «дверь в лес».
Смильян Радич
Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrineMoretti & Saint-Gobain Italia
Чилийский архитектор родом из Сербии, автор павильона Серпентайн 2014 года в виде гигантской гальки, построил серый цилиндр из изготовленного на заводе железобетона, под стеклянным потолком на железных ножках. Внутри глубокая дырчатая фактура опалубки на стенах и полу, крест – из кривого деревянного ствола, несущего металлический двутавр. Название заставляет вспомнить наши, российские придорожные кресты на местах аварий и древние каменные гробницы Малой Азии.
Хавьер Корвалан
Кочевая капелла / Nomadic ChapelSimeon
Большой деревянный диск, поставленный под углом на железных ногах и несет на верхней точке странный какой-то объемный шестиконечный крест, больше похожий на символ трехмерного пространства. Все вместе кажется кораблем УФО.
Франческо Челлини
Не проект; размышление / Not a project; a reflexionPanariagroup
Тоже капелла-отверстие, только металлическое и прямоугольное. Его пересекает поперечная «стойка» с металлической же скульптурой книги. Скамейки – по краям. Аллюзии с рамой в пространстве и игра простых объемов очевидны.
Карла Хуакаба
Скамейка и крест / A bench and crossSecco Systemi
Капелла бразильского архитектора – скамейка, о чем сообщают надписи вокруг на столиках; обычно их используют для запретов, а тут – садитесь, пожалуйста, то скамейка. Основание металлического креста лежит, как шпала, на бетонных балках, а затем поднимается вверх гигантской перекладиной. Из-за того, что металл полированный, издали креста почти не видно.
Шон Годсел
Перемещаемая капелла / Relocatable ChapelMaeg & Zintek & Nice
Промышленного вида труба квадратного сечения внизу раскрывается на гидравлическом приводе. Снаружи серая, внутри желтая, под трубой алюминиевый же алтарь. Вроде бы башня над средокрестием, и между тем больше все же труба. Но проект красивый и привлекательный – хотя бы тем, что притягивает подойти и взглянуть вверх.
Эндрю Берман
Точная форма неизвестного происхождения / A precise form of anonymous originMoretti and Terna
Треугольная; вход преграждает черная стена, внутри очень простой алтарь и пюпитр из светлого дерева.
Теринобу Фуджимори
Капелла Креста / Cross ChapelLingoAlp & Barth Interni
В капелле японского архитектора больше всего традиционного, поначалу она похожа на домик в лесу или же «просто капеллу», что сближает ее со стокгольмским прообразом. Портик из кривых необработанных стволов, черный цвет; узкая щель входа позволяет снаружи увидеть золотистый крест на стене внутри, символизирующий Крест Вознесения Христова. Протиснувшись через щель, попадаем в, пожалуй, очень традиционную капеллу с деревянными скамейками и белыми стенами. Аура черных блесток не стене тоже, видимо, символизирует разгоняющее тьму сияние мандорлы Вознесения.