Made in Italy: эко-социализм, легкая промышленность, архитектура

Экспозиция итальянского павильона на XIII биеннале архитектуры в Венеции напоминает о том, какую роль сыграла архитектура для экономики малых предприятий, а малые предприятия — для страны, и предлагает возможные перспективы их совместного развития.

mainImg
Италия 2012 года с безликим «техническим» правительством, борющимся с экономическим кризисом, пытается преодолеть кризис идей и вспоминает свои сильные стороны, среди которых: активные малые предприятия и частная инициатива, экономичное производство, особое внимание к эстетике, ландшафту и экологии – то есть содержание пока еще о многом говорящего лейбла Made in Italy.

zooming
Павильон Италии в Арсенале. Фото: Giulio Squillacciotti. Предоставлено Biennale di Venezia
Вид экспозиции «Итальянский лес» (бюро OSA architettura e paesaggio) павильона Италии. Фото Анны Вяземцевой
В помещении павильона Италии в Арсенале зрителя встречает лес из 5000 папоротников, из-за необходимой для его выживания влажности и темноты напоминающий доисторические дебри. Среди зелени расположены экраны, демонстрирующие один – виды итальянской природы, другой – тематические интервью. За ним следует «содержательный» зал, посвященный собственно архитектуре. Экспозиция там поделена на секции, названные «Четыре сезона», что, по-видимому, объединяет классическую традицию (которая тоже, по сути, есть Made in Italy прошлых веков) с экологической составляющей и намеком на ожидание начала «нового цикла».

Детский сад в Борго Оливетти. Луиджи Фиджини, Джино Поллини, 1939 - 1941. Фото предоставлено Biennale di Venezia
zooming
Западный жилой квартал в Ивреа для рабочих Olivetti. Роберто Габетти, Аимаро Изола. 1968-1971. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Куратором павильона выступил Луки Дзеви – сын великого критика Бруно Дзеви, открывшего миру в послевоенные годы итальянский модернизм. По его мнению, первый из «Четырех сезонов» архитектуры под лейблом «сделано в Италии» определила деятельность Адриано Оливетти в середине 20 столетия. Этот коммерсант привлек к производству офисного оборудования ведущих дизайнеров, чем вошел в историю не только техники, но и искусства: печатные машинки Lettera 22 Марчелло Ниццоли (1950) или Praxis 48 Этторе Соттсаса (1963) присутствуют в коллекции многих музеев, в том числе и нью-йоркского МоМА. Однако кроме реализации функционалистских, но также и почти витрувианских идей о сочетании пользы с красотой в товарах своей фабрики в североитальянском регионе Валь Д'Аоста, Оливетти со 2-й половины 1930-х занимался там крупномасштабным строительством.

Вид экспозиции павильона Италии. Фото Анны Вяземцевой
zooming
Заводская столовая Olivetti. Иньяцио Гарделла, 1955-1961. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Он возводил жилые кварталы и санатории для рабочих по проектам архитекторов модернистского толка – будущих архитектурных «звезд» Made in Italy 1950-1960-х Луиджи Фиджини, Джино Поллини, BBPR, спонсировал первый в Италии региональный генплан, а в послевоенные годы основал и возглавил техно-социалистическое движение “Movimento Comunità”, призванное стать некой третьей силой между «правыми» христианскими демократами и «левыми», представляемыми тогда компартией. Организация активно действовала вплоть до смерти своего идеолога в 1958. Вся эта история представлена в экспозиции павильона материалами из архива Оливетти (макетами, генпланами, журналами, книгами и, конечно, печатными машинками) и является наиболее разработанной и легко читаемой ее частью.

zooming
Производственные и административные корпуса Benetton в Кастретто ди Веллорба, Тревизо. Афра и Тобиа Скарпа. 1980-2011. Фото предоставлено Biennale di Venezia
«Второй сезон» представляет нам эпоху расцвета малого производства в Италии в 1970-1980-е, когда сложился современный рисунок итальянского ландшафта. Именно в эти годы промышленное производство начало уходить из больших городов на итальянские холмы и равнины, дополняя до сих пор узнаваемые по ренессансным полотнам пейзажи индустриальными комплексами компактных и элегантных пропорций: мебельными фабриками в Венето, швейными мастерскими в Ломбардии, заводами по консервированию помидор в Эмилии, предприятиями по производству макарон – по всему Полуострову.

Фабрика Dolce & Gabbana в Валь Д’Арно. PiùArch, 2001. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Но только в «Третий сезон» – с 1990-х и до наших дней – небольшие фабрики, отражающие «врожденное чувство формы», стали обретать имена ведущих архитекторов, а торговые бренды – «архитектурную» коннотацию. Одной из первых стала марка одежды Benetton, фабрики для которой проектировали Тадао Андо, Тобиа Скарпа (сын Карло Скарпа) и его партнер и супруга Афра Скарпа. Расцвет «высокой» архитектуры промышленных предприятий пришелся на рубеж столетий, когда работали Марио Кучинелла для производителя светильников iGuzzini (2002), ABDR для мебельной фабрики Martinelli (2003), Гвидо Канали для Prada (1999 – 2001), PiùArch (известные у нас петербургским комплексом Quattro Corti) для Dolce & Gabbana (2001), и Ренцо Пьяно для Ferrari (1998) – если назвать лишь часть.

zooming
Винодельня Collemassari в Чиниджано, Гроссето. Эдоардо Милези, 2005. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Особо выделены винодельческие и прочие аграрные хозяйства, уже по назначению своему тесно связанные с природой и традицией. Древность ремесла не сдерживает здесь эксперименты с архитектурной формой, напротив, самые смелые решения удивительно органично встраиваются и даже подчеркивают красоту ландшафта. Немало в экспозиции и работ последних лет, среди которых – штаб-квартира Lavazza (2010) Чино Дзукки и его же производственный центр Salewa (2011), а также здание Жана Нувеля – опять же для Ferrari (2009). Все объекты представлены цифровыми слайд-шоу и сопровождены интервью авторов, расслышать которые, увы, едва удается.

zooming
Винное производство в Меццакорона, Тренто. Cechetto&Associati, 2004. Фото предоставлено Biennale di Venezia
«Четвертый сезон» заявляет актуальную тему «Питать планету». Он посвящен будущему, в том числе и весьма близкому – предвещая миланскую Экспо-2015 на ту же тему. Раздел иллюстрирует видеоинсталляция Italian Landstories Моники Маджони и Дарио Куратоло, сделанная на базе исследования Мауро Аньолетти и рассказывающая о том, как пейзаж может быть не только природным ресурсом, но и исторической и культурной идентификацией местности. Основной «месседж» раздела состоит в возможности преодоления противоречия между природой и человеком посредством «восстановления» ландшафта, пострадавшего от индустриальной активности, и организации экологического производства. В дополнение к теме – проект Watt Pedalati Оскара Сантили на выходе из павильона: «вдвойне» экологичные велосипеды, которые не только являются бестопливным видом транспорта, но и производят электричество: покрутив их педали, можно подзарядить мобильный телефон.

zooming
Микеланджело Пистолетто. Объект Recycled Italy. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Тему развивает инсталляция Recycled Italy в соседствующем с итальянским павильоном саду Делле Верджини одного из ярчайших мастеров Arte Povera Микеланджело Пистолетто. Маэстро видит причину сегодняшнего непростого положения в слепой погоне за финансовой выгодой.  Двадцатое столетие, уверен мастер, было Средними веками, и за ними последует новый Ренессанс...

zooming
Административный корпус Archimede Solar Energy в Масса Мартана, Перуджа. Maryfil Architecture, 2011. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Хочется искренне пожелать Италии нового Возрождения, тем более что ее сдержанный и элегантный павильон вполне позволяет надеяться на его скорое наступление. Но, как ни приятно быть оптимистами, очень красноречив пример фирмы Olivetti, запустившей в производство компактные персональные компьютеры еще в 1960-е годы (!), а в 1990-е проданной из-за нерентабельности производства. Хотя созданный в прошлом году OliPad превосходит аналоги не только эстетически, но и технически – кто об этом знает? Но очень хотелось бы, чтобы за «Четвертым сезоном» наступил настоящий Новый год, чтобы замечательные итальянские начинания вышли за пределы архитектурных студий, городских стен, межей владений и пересекли Альпы не только в качестве эксклюзивного экспорта в поисках платежеспособного покупателя.
zooming
Цех завода Ferrari в Маранелло, Модена. Жан Нувель, 2009. Фото предоставлено Biennale di Venezia


Павильон Италии на XIII Архитектурной биеннале в Венеции
Куратор: Лука Дзеви
Оформление павильона: Марио Бурраскано, Мария Луиза Палумбо, Джампьеро Сангуиньи.
Фабрика Prada в Террануова Браччолини, Ареццо. Гвидо Канали, 2001. Фото предоставлено Biennale di Venezia
zooming
Фабрика Prada в Террануова Браччолини, Ареццо. Гвидо Канали, 2001. Фото предоставлено Biennale di Venezia

06 Сентября 2012

Пресса: Пейзаж по сути
В лофт Rizzordi art foundation всего на несколько дней привезли выставку из итальянского павильона на XIII Венецианской биеннале архитектуры. Лука Дзеви, куратор павильона, рассказал в нем историю итальянской промышленной архитектуры, начиная от фабрики Адриано Оливетти и заканчивая последними постройками Жана Нувеля. В интервью ART1 он рассуждает о национальных традициях архитектурного пейзажа.
Made in Italy: эко-социализм, легкая промышленность, архитектура
Экспозиция итальянского павильона на XIII биеннале архитектуры в Венеции напоминает о том, какую роль сыграла архитектура для экономики малых предприятий, а малые предприятия — для страны, и предлагает возможные перспективы их совместного развития.
След русского авангарда
Этой осенью вклад России в культурную жизнь Венеции не исчерпывался национальным павильоном на 13-й биеннале архитектуры. В городе были показаны две выставки, организованные университетом Ка’ Фоскари и МГХПА им. С.Г. Строганова: «Профессор Родченко. Фотографии из ВХУТЕМАСа» и «Артефакты. Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова».
Архитектурное вторсырье
На 13-й Венецианской биеннале актуальной оказалась тема реконструкции «новой» архитектуры: ей посвятили выставки в своих павильонах немцы и эстонцы.
Награда за идею
На XIII архитектурной биеннале в Венеции вручены знаменитые «Золотые львы» – призы лучшим участникам. Премию получил и павильон России.
Ковчег неутомимый. Биеннале Чипперфильда, часть первая
В среду для посетителей откроется венецианская биеннале архитектуры. Сейчас ее показывают журналистам в рамках традиционного предпросмотра, и мы начинаем наши заметки о биеннале – с рассказа в трех частях о центральной экспозиции куратора Дэвида Чипперфильда.
Общеархитектурные ценности. Биеннале Чипперфильда,...
По традиции, часть экспозиции Венецианской архитектурной биеннале размещена в Центральном павильоне сада Джардини. В отличие от выставок в Арсенале, здесь представлены более конкретные и «прикладные» проекты.
Россия на экспорт. Почему современная русская архитектура...
«Афиша» вспоминает русские архитектурные проекты последних лет, которые обсуждали всем миром, критик Григорий Ревзин объясняет, почему наших архитекторов не зовут строить за рубежом, а главный редактор Wallpaper предсказывает будущее русских строек.
Утопии прошлого и взгляд в будущее
Дэвид Чипперфильд в Венеции, здание «Ллойдс» среди шедевров архитектуры, Фрэнк Гери на «Грэмми», и многое другое в нашем последнем в 2011 году обзоре зарубежной прессы.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.