Made in Italy: эко-социализм, легкая промышленность, архитектура

Экспозиция итальянского павильона на XIII биеннале архитектуры в Венеции напоминает о том, какую роль сыграла архитектура для экономики малых предприятий, а малые предприятия — для страны, и предлагает возможные перспективы их совместного развития.

Автор текста:
Анна Вяземцева

06 Сентября 2012
mainImg
0 Италия 2012 года с безликим «техническим» правительством, борющимся с экономическим кризисом, пытается преодолеть кризис идей и вспоминает свои сильные стороны, среди которых: активные малые предприятия и частная инициатива, экономичное производство, особое внимание к эстетике, ландшафту и экологии – то есть содержание пока еще о многом говорящего лейбла Made in Italy.

zooming
Павильон Италии в Арсенале. Фото: Giulio Squillacciotti. Предоставлено Biennale di Venezia
Вид экспозиции «Итальянский лес» (бюро OSA architettura e paesaggio) павильона Италии. Фото Анны Вяземцевой
В помещении павильона Италии в Арсенале зрителя встречает лес из 5000 папоротников, из-за необходимой для его выживания влажности и темноты напоминающий доисторические дебри. Среди зелени расположены экраны, демонстрирующие один – виды итальянской природы, другой – тематические интервью. За ним следует «содержательный» зал, посвященный собственно архитектуре. Экспозиция там поделена на секции, названные «Четыре сезона», что, по-видимому, объединяет классическую традицию (которая тоже, по сути, есть Made in Italy прошлых веков) с экологической составляющей и намеком на ожидание начала «нового цикла».

Детский сад в Борго Оливетти. Луиджи Фиджини, Джино Поллини, 1939 - 1941. Фото предоставлено Biennale di Venezia
zooming
Западный жилой квартал в Ивреа для рабочих Olivetti. Роберто Габетти, Аимаро Изола. 1968-1971. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Куратором павильона выступил Луки Дзеви – сын великого критика Бруно Дзеви, открывшего миру в послевоенные годы итальянский модернизм. По его мнению, первый из «Четырех сезонов» архитектуры под лейблом «сделано в Италии» определила деятельность Адриано Оливетти в середине 20 столетия. Этот коммерсант привлек к производству офисного оборудования ведущих дизайнеров, чем вошел в историю не только техники, но и искусства: печатные машинки Lettera 22 Марчелло Ниццоли (1950) или Praxis 48 Этторе Соттсаса (1963) присутствуют в коллекции многих музеев, в том числе и нью-йоркского МоМА. Однако кроме реализации функционалистских, но также и почти витрувианских идей о сочетании пользы с красотой в товарах своей фабрики в североитальянском регионе Валь Д'Аоста, Оливетти со 2-й половины 1930-х занимался там крупномасштабным строительством.

Вид экспозиции павильона Италии. Фото Анны Вяземцевой
zooming
Заводская столовая Olivetti. Иньяцио Гарделла, 1955-1961. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Он возводил жилые кварталы и санатории для рабочих по проектам архитекторов модернистского толка – будущих архитектурных «звезд» Made in Italy 1950-1960-х Луиджи Фиджини, Джино Поллини, BBPR, спонсировал первый в Италии региональный генплан, а в послевоенные годы основал и возглавил техно-социалистическое движение “Movimento Comunità”, призванное стать некой третьей силой между «правыми» христианскими демократами и «левыми», представляемыми тогда компартией. Организация активно действовала вплоть до смерти своего идеолога в 1958. Вся эта история представлена в экспозиции павильона материалами из архива Оливетти (макетами, генпланами, журналами, книгами и, конечно, печатными машинками) и является наиболее разработанной и легко читаемой ее частью.

zooming
Производственные и административные корпуса Benetton в Кастретто ди Веллорба, Тревизо. Афра и Тобиа Скарпа. 1980-2011. Фото предоставлено Biennale di Venezia
«Второй сезон» представляет нам эпоху расцвета малого производства в Италии в 1970-1980-е, когда сложился современный рисунок итальянского ландшафта. Именно в эти годы промышленное производство начало уходить из больших городов на итальянские холмы и равнины, дополняя до сих пор узнаваемые по ренессансным полотнам пейзажи индустриальными комплексами компактных и элегантных пропорций: мебельными фабриками в Венето, швейными мастерскими в Ломбардии, заводами по консервированию помидор в Эмилии, предприятиями по производству макарон – по всему Полуострову.

Фабрика Dolce & Gabbana в Валь Д’Арно. PiùArch, 2001. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Но только в «Третий сезон» – с 1990-х и до наших дней – небольшие фабрики, отражающие «врожденное чувство формы», стали обретать имена ведущих архитекторов, а торговые бренды – «архитектурную» коннотацию. Одной из первых стала марка одежды Benetton, фабрики для которой проектировали Тадао Андо, Тобиа Скарпа (сын Карло Скарпа) и его партнер и супруга Афра Скарпа. Расцвет «высокой» архитектуры промышленных предприятий пришелся на рубеж столетий, когда работали Марио Кучинелла для производителя светильников iGuzzini (2002), ABDR для мебельной фабрики Martinelli (2003), Гвидо Канали для Prada (1999 – 2001), PiùArch (известные у нас петербургским комплексом Quattro Corti) для Dolce & Gabbana (2001), и Ренцо Пьяно для Ferrari (1998) – если назвать лишь часть.

zooming
Винодельня Collemassari в Чиниджано, Гроссето. Эдоардо Милези, 2005. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Особо выделены винодельческие и прочие аграрные хозяйства, уже по назначению своему тесно связанные с природой и традицией. Древность ремесла не сдерживает здесь эксперименты с архитектурной формой, напротив, самые смелые решения удивительно органично встраиваются и даже подчеркивают красоту ландшафта. Немало в экспозиции и работ последних лет, среди которых – штаб-квартира Lavazza (2010) Чино Дзукки и его же производственный центр Salewa (2011), а также здание Жана Нувеля – опять же для Ferrari (2009). Все объекты представлены цифровыми слайд-шоу и сопровождены интервью авторов, расслышать которые, увы, едва удается.

zooming
Винное производство в Меццакорона, Тренто. Cechetto&Associati, 2004. Фото предоставлено Biennale di Venezia
«Четвертый сезон» заявляет актуальную тему «Питать планету». Он посвящен будущему, в том числе и весьма близкому – предвещая миланскую Экспо-2015 на ту же тему. Раздел иллюстрирует видеоинсталляция Italian Landstories Моники Маджони и Дарио Куратоло, сделанная на базе исследования Мауро Аньолетти и рассказывающая о том, как пейзаж может быть не только природным ресурсом, но и исторической и культурной идентификацией местности. Основной «месседж» раздела состоит в возможности преодоления противоречия между природой и человеком посредством «восстановления» ландшафта, пострадавшего от индустриальной активности, и организации экологического производства. В дополнение к теме – проект Watt Pedalati Оскара Сантили на выходе из павильона: «вдвойне» экологичные велосипеды, которые не только являются бестопливным видом транспорта, но и производят электричество: покрутив их педали, можно подзарядить мобильный телефон.

zooming
Микеланджело Пистолетто. Объект Recycled Italy. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Тему развивает инсталляция Recycled Italy в соседствующем с итальянским павильоном саду Делле Верджини одного из ярчайших мастеров Arte Povera Микеланджело Пистолетто. Маэстро видит причину сегодняшнего непростого положения в слепой погоне за финансовой выгодой.  Двадцатое столетие, уверен мастер, было Средними веками, и за ними последует новый Ренессанс...

zooming
Административный корпус Archimede Solar Energy в Масса Мартана, Перуджа. Maryfil Architecture, 2011. Фото предоставлено Biennale di Venezia
Хочется искренне пожелать Италии нового Возрождения, тем более что ее сдержанный и элегантный павильон вполне позволяет надеяться на его скорое наступление. Но, как ни приятно быть оптимистами, очень красноречив пример фирмы Olivetti, запустившей в производство компактные персональные компьютеры еще в 1960-е годы (!), а в 1990-е проданной из-за нерентабельности производства. Хотя созданный в прошлом году OliPad превосходит аналоги не только эстетически, но и технически – кто об этом знает? Но очень хотелось бы, чтобы за «Четвертым сезоном» наступил настоящий Новый год, чтобы замечательные итальянские начинания вышли за пределы архитектурных студий, городских стен, межей владений и пересекли Альпы не только в качестве эксклюзивного экспорта в поисках платежеспособного покупателя.
zooming
Цех завода Ferrari в Маранелло, Модена. Жан Нувель, 2009. Фото предоставлено Biennale di Venezia


Павильон Италии на XIII Архитектурной биеннале в Венеции
Куратор: Лука Дзеви
Оформление павильона: Марио Бурраскано, Мария Луиза Палумбо, Джампьеро Сангуиньи.
Фабрика Prada в Террануова Браччолини, Ареццо. Гвидо Канали, 2001. Фото предоставлено Biennale di Venezia
zooming
Фабрика Prada в Террануова Браччолини, Ареццо. Гвидо Канали, 2001. Фото предоставлено Biennale di Venezia

06 Сентября 2012

Автор текста:

Анна Вяземцева
Пресса: Пейзаж по сути
В лофт Rizzordi art foundation всего на несколько дней привезли выставку из итальянского павильона на XIII Венецианской биеннале архитектуры. Лука Дзеви, куратор павильона, рассказал в нем историю итальянской промышленной архитектуры, начиная от фабрики Адриано Оливетти и заканчивая последними постройками Жана Нувеля. В интервью ART1 он рассуждает о национальных традициях архитектурного пейзажа.
Made in Italy: эко-социализм, легкая промышленность, архитектура
Экспозиция итальянского павильона на XIII биеннале архитектуры в Венеции напоминает о том, какую роль сыграла архитектура для экономики малых предприятий, а малые предприятия — для страны, и предлагает возможные перспективы их совместного развития.
След русского авангарда
Этой осенью вклад России в культурную жизнь Венеции не исчерпывался национальным павильоном на 13-й биеннале архитектуры. В городе были показаны две выставки, организованные университетом Ка’ Фоскари и МГХПА им. С.Г. Строганова: «Профессор Родченко. Фотографии из ВХУТЕМАСа» и «Артефакты. Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова».
Архитектурное вторсырье
На 13-й Венецианской биеннале актуальной оказалась тема реконструкции «новой» архитектуры: ей посвятили выставки в своих павильонах немцы и эстонцы.
Награда за идею
На XIII архитектурной биеннале в Венеции вручены знаменитые «Золотые львы» – призы лучшим участникам. Премию получил и павильон России.
Ковчег неутомимый. Биеннале Чипперфильда, часть первая
В среду для посетителей откроется венецианская биеннале архитектуры. Сейчас ее показывают журналистам в рамках традиционного предпросмотра, и мы начинаем наши заметки о биеннале – с рассказа в трех частях о центральной экспозиции куратора Дэвида Чипперфильда.
Общеархитектурные ценности. Биеннале Чипперфильда,...
По традиции, часть экспозиции Венецианской архитектурной биеннале размещена в Центральном павильоне сада Джардини. В отличие от выставок в Арсенале, здесь представлены более конкретные и «прикладные» проекты.
Россия на экспорт. Почему современная русская архитектура...
«Афиша» вспоминает русские архитектурные проекты последних лет, которые обсуждали всем миром, критик Григорий Ревзин объясняет, почему наших архитекторов не зовут строить за рубежом, а главный редактор Wallpaper предсказывает будущее русских строек.
Утопии прошлого и взгляд в будущее
Дэвид Чипперфильд в Венеции, здание «Ллойдс» среди шедевров архитектуры, Фрэнк Гери на «Грэмми», и многое другое в нашем последнем в 2011 году обзоре зарубежной прессы.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.