Настоящая урбанизация острова Нанс-Айленд, являющегося частью канадского архипелага Хочелага, началась в 1962, после открытия моста Шамлен. За дело взялся девелопер-гигант Metropolitan Structures, изменивший в свое время градостроительный образ Чикаго. У застройщика, скрупулезно реализующего генплан, были определенные договоренности с Мисом, который с помощью местного архитектора и создал в 1966 три жилые высотки, а в 1969 — небольшой шедевр модернизма, автозаправочную станцию.
Заправка состояла из двух объемов, объединенных плоской кровлей. Внутри одного из них была устроена ремонтная мастерская, а внутри другого — магазинчик. Стоечно-балочный каркас сварили из стальных деталей и окрасили в черный цвет.
Шли годы. На месте магазина со временем появилась автомойка. А в 2008 заправочная станция закрылась, официально превратившись в объект архитектурного наследия. Реконструкцию поручили Эрику Готье (Éric Gauthier), главе бюро Les Architectes FABG. Первым делом строители демонтировали стальную ограждающую стену, изъеденную коррозией, заново расшили швы в заполняющей кирпичной кладке, покрасили металлический каркас. Затем осуществили реконфигурацию двух объемных элементов. Стеновой контур молодежного клуба окрасили в черный цвет, а «отсека» для представителей старшего поколения — в белый. На финальном этапе соорудили оболочку из стекла с низким содержанием железа. Таким образом, открылся обзор по продольной оси, и была установлена визуальная связь как между объемами, так и между интерьером и окружающей средой. Кровля осталась узнаваемым характерным элементом; ее доминанта в интерьере подчеркнута флуоресцентной подсветкой.
Говоря об инженерных сетях, следует отметить, что были полностью заменены системы кондиционирования и вентиляции. Обогревать помещение теперь предполагается с помощью тепловых насосов, черпающих геотермальную энергию. Так архитектурный шедевр превратился в современное экологичное здание. Может быть, не так уж и плохо для объекта наследия?
А. Б.