Сретенский фестиваль проводится в рамках московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела» и «Дней дизайна в Москве», которые стартовали еще 25 августа и собираются продлиться до 26 сентября. Sretenka design week, начавшись 4 сентября, закончится 12-го. На эти 7 дней планируется выпустить искусство из галерей в городское в пространство Сретенки и прилегающих к ней переулков, превратив в выставочные площадки «самые неожиданные места: кафе, магазины, рестораны…», а также улицы. То, что мы раньше видели за рубежом, наконец-то приходит в наш город – говорится в пресс-релизе. Вторая задача устроителей – обнаружить и показать зрителям российский дизайн и даже свести вместе дизайнеров, заказчиков и потребителей. Более чем серьезная и во всех отношениях правильная задача. Впечатляет также заявление манифеста о том, что дизайн служит красоте – это не так просто в наше время, признаться в служении красоте, а не этике, социологии или чему-либо еще. Масштаб и цельность замысла приятно поражают воображение. Мест и мероприятий множество, что хорошо видно на карте.
Хотя оказавшись на Сретенке, понимаешь, что выплеснуть искусство в пространство городского центра не так-то просто. Пространство это (в отличие от европейских городов) обширно, заморожено осенним ветром и уже много лет как насыщено импортным и коммерческим дизайном дорогих кафе и бутиков; в их гламурном соседстве объекты современного искусства, выставленные в скверах, смотрятся несколько сиротливо.
В сквере, оставшемся от уничтоженной в 1930-е годы Сухаревой башни, находим обтянутый полиэтиеном домик, окруженный напоминающей ежа деревянной конструкцией – объект «Дом-гнездо» Тотана Кузембаева. Он служит смотровой площадкой: взобравшись по лестнице, можно полюбоваться видом на Странноприимный дом графа Шереметьева, а с противоположной стороны обнаружить упомятный памятник Сухаревой башне. Поблизости обнаруживается «Дом» Олега и Ольги Тараринцевой, красный параллелепипед с синей металлической кроватью внутри. В этом сквере ожидается появление еще нескольких объектов; пока же старт арх-Сретенки дополняют палатки типичного московского рынка выходного дня и два брандмауэра с граффити – авторы настенной живописи подготовились к открытию фестиваля лучше других, все обозначенные в программе граффити обнаружились на своих местах.
На самой Сретенке, примерно посередине обнаруживаем внушительную надпись «Сретенка…», исполненную трехмерными металлическими буквами – если бы не три точки (сверху они напоминают гильзы от пушечных снарядов), то она была бы похожа на названия городов и областей, которые во множестве можно встретить на российских дорогах; в чем, вероятно, и заключается замысел авторов, Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, постоянных и активных участников всех крупных дизайнерских выставок. Напротив – «Зайцы в городе» Евгения Бурцева и Романа Березуева, крупные фанерные силуэты, действительно, зайцев, прислоненные к ограде автостоянки.
Самый любопытный объект из уличных инсталляций Сретенки – «Нанотелескоп» Николая Полисского. Он, в компании с несколькими подобными механизмами, установлен в сквере в начале Большого Сухаревского переулка, недалеко от Садового кольца. Причудливые, усыпанные болтами деревянные конструкции напоминают старинные механизмы XIX века, или даже рисунки Леонардо да Винчи. Многие их детали выпилены изогнутыми, где-то имеется ручка с приделанным к ней винтом, какие-то колеса, шестеренки… все это крупное, многосоставное, наводит на мысли о паровозе, и – совершенно никак не работает. Как будто бы перед нами отходы производства некоего лесного «Левши» (что практически так и есть), экспериментирующего с техникой, которая получается похожей, но практически ни для чего не нужной. Можно это понять как метафору русского изобретательства, исполняющего вещи похожие на настоящие, но крупноватые, деревянные и не работающие по назначению. Или работающие, но не совсем так, как надо. Чего стоит одно название «Нанотелескоп». Наночастицы, как известно, очень малы, и их полагается рассматривать в электронный микроскоп; а телескопы, по определению, нужны для того, чтобы увидеть нечто большое, но очень далекое. Впрочем, деревянный телескоп все равно ничего не показывает. Н-да; нанотехнологии… К этому стоит добавить, что Николай Полисский, долгое время размышлявший над ландшафтом Никола-Ленивца, увлекся сооружением механизмов недавно, полтора-два года назад, и в 2009 году показал в Люксембурге Большой адронный коллайдер. Нанотелескоп – предмет из того же смыслового ряда; будущим летом в Никола-Ленивце ожидается «Вселенский разум», а телескоп и сопровождающие его механизмы в Сухаревском сквере это, очевидно, его закономерная часть.
Возвращаясь к сретенскому фестивалю – с первого же дня полноценно работает его «детская программа». На сцене, сооруженной специально для этого рядом с домом 19 по Большому Сухаревскому переулку дети лепят зверей из полиэтилена и скотча, расписывают фломастерами футболки, связывают ажурные конструкции из бамбуковых палок… Пока что это самое динамичное из всех мероприятий фестиваля, которые можно встретить на улице. Другие акции для детей запланированы в Тургеневской библиотеке, магазине DoDo и DesignBoom.
Остальное скрывается внутри кофеен, магазинов, ресторанов, и, конечно же, галерей. В галерее М’АРС открыта большая выставка «Феномен российского дизайна». Ее концепцию предложил Александр Ермолаев и вся экспозиция в целом несет на себе отчетливый отпечаток «школы ТАФ». Портреты, цитаты чередуются с лаконичным «протодизайном», деревянным велосипедом (который удивительным образом попадает в унисон с Нанотелескопом Полисского) и создают – действительно – цельный образ русского дизайна, душевного, вдохновенного и творческого; но какого-то, простите меня, лапотного. Богоматерь «круга Малевича», плюс еще одна модель башни Татлина, плюс великолепные кинетические композиции Вячеслава Колейчука, все это подсознательно каким-то образом складывается в образ крестьянина, увлеченного возможностями веялки. Это очень обаятельно и тонко, и очень мало похоже на банальное современное понимание слова «дизайн». Выставка, скорее, показывает историю темы дизайна в нашей стране. Хотя в историческом антураже встречаются и совершенно новые объекты, например «Красный конь», – по словам одного из авторов, Владимира Кузьмина, «тот самый, но мутировавший…». Это длинное, ребристое и рогатое сооружение.
Кроме того, в галерее DesignBoom откроется выставка российских дизайнеров, а 7 сентября в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке будут подведены итоги архитектурного конкурса на «Музей дизайна» (такого музея в России нет) и там же можно будет сравнить конкурсные проекты со знаменитыми зданиями подобных музеев, существующих в мире.
Программа фестиваля с трудом поддается перечислению; вряд ли кто-то сумеет посетить все, что там запланировано. Надо отдать должное энергии организаторов, а также их смелости – идея вывести современное искусство на московские улицы не так уж и проста в исполнении. Вспомним хотя бы недавний инцидент, произошедший весной на выставке «АрхМосква» с объектами-стрелками, которые должны были указывать путь от ЦДХ к Стрелке – их в последний момент запретили ставить. И хотя авторы позднее все же расставили объекты по местам и сфотографировали, зрители их не очень-то разглядели. В Москве, кажется, все сразу выступает против выхода искусства на улицы: и погода, и власти, и пространство. Страшно подумать, сколько надо дизайна и архитектуры, чтобы этот город насытить или украсить, не то что преобразовать. Но приятно, что такие попытки делаются; хотя пока что вместо волн на улицы выплескиваются брызги искусства, но это лучше, чем ничего.