Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.09.2010

Брызги дизайна

Юлия Тарабарина

В Москве вчера, 4 сентября стартовал фестиваль Sretenka design week. В течение недели в районе Сретенки будут проходить выставки, лекции, мастер-классы, дома будут украшены графитти, а на улицах появятся объекты современного искусства.

Акция Д.Е.Т.И.; группа LEPET (ГСИ «Гараж») работает с детьми в районе Сретенки на сцене в Большом Сергиевском переулке Фотографии Юлии Тарабариной
Акция Д.Е.Т.И.; группа LEPET (ГСИ «Гараж») работает с детьми в районе Сретенки на сцене в Большом Сергиевском переулке
Фотографии Юлии Тарабариной

Сретенский фестиваль проводится в рамках московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела» и «Дней дизайна в Москве», которые стартовали еще 25 августа и собираются продлиться до 26 сентября. Sretenka design week, начавшись 4 сентября, закончится 12-го. На эти 7 дней планируется выпустить искусство из галерей в городское в пространство Сретенки и прилегающих к ней переулков, превратив в выставочные площадки «самые неожиданные места: кафе, магазины, рестораны…», а также улицы. То, что мы раньше видели за рубежом, наконец-то приходит в наш город – говорится в пресс-релизе. Вторая задача устроителей – обнаружить и показать зрителям российский дизайн  и даже свести вместе дизайнеров, заказчиков и потребителей. Более чем серьезная и во всех отношениях правильная задача. Впечатляет также заявление манифеста о том, что дизайн служит красоте – это не так просто в наше время, признаться в служении красоте, а не этике, социологии или чему-либо еще. Масштаб и цельность замысла приятно поражают воображение. Мест и мероприятий множество, что хорошо видно на карте.

Хотя оказавшись на Сретенке, понимаешь, что выплеснуть искусство в пространство городского центра не так-то просто. Пространство это (в отличие от европейских городов) обширно, заморожено осенним ветром и уже много лет как насыщено импортным и коммерческим дизайном дорогих кафе и бутиков; в их гламурном соседстве объекты современного искусства, выставленные в скверах, смотрятся несколько сиротливо.

В сквере, оставшемся от уничтоженной в 1930-е годы Сухаревой башни, находим обтянутый полиэтиеном домик, окруженный напоминающей ежа деревянной конструкцией – объект «Дом-гнездо» Тотана Кузембаева. Он служит смотровой площадкой: взобравшись по лестнице, можно полюбоваться видом на Странноприимный дом графа Шереметьева, а с противоположной стороны обнаружить упомятный памятник Сухаревой башне. Поблизости обнаруживается «Дом» Олега и Ольги Тараринцевой, красный параллелепипед с синей металлической кроватью внутри. В этом сквере ожидается появление еще нескольких объектов; пока же старт арх-Сретенки дополняют палатки типичного московского рынка выходного дня и два брандмауэра с граффити – авторы настенной живописи подготовились к открытию фестиваля лучше других, все обозначенные в программе граффити обнаружились на своих местах.

На самой Сретенке, примерно посередине обнаруживаем внушительную надпись «Сретенка…», исполненную трехмерными металлическими буквами – если бы не три точки (сверху они напоминают гильзы от пушечных снарядов), то она была бы похожа на названия городов и областей, которые во множестве можно встретить на российских дорогах; в чем, вероятно, и заключается замысел авторов, Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, постоянных и активных участников всех крупных дизайнерских выставок. Напротив – «Зайцы в городе» Евгения Бурцева и Романа Березуева, крупные фанерные силуэты, действительно, зайцев, прислоненные к ограде автостоянки.

Самый любопытный объект из уличных инсталляций Сретенки – «Нанотелескоп» Николая Полисского. Он, в компании с несколькими подобными механизмами, установлен в сквере в начале Большого Сухаревского переулка, недалеко от Садового кольца. Причудливые, усыпанные болтами деревянные конструкции напоминают старинные механизмы XIX века, или даже рисунки Леонардо да Винчи. Многие их детали выпилены изогнутыми, где-то имеется ручка с приделанным к ней винтом, какие-то колеса, шестеренки… все это крупное, многосоставное, наводит на мысли о паровозе, и – совершенно никак не работает. Как будто бы перед нами отходы производства некоего лесного «Левши» (что практически так и есть), экспериментирующего с техникой, которая получается похожей, но практически ни для чего не нужной. Можно это понять как метафору русского изобретательства, исполняющего вещи похожие на настоящие, но крупноватые, деревянные и не работающие по назначению. Или работающие, но не совсем так, как надо. Чего стоит одно название «Нанотелескоп». Наночастицы, как известно, очень малы, и их полагается рассматривать в электронный микроскоп; а телескопы, по определению, нужны для того, чтобы увидеть нечто большое, но очень далекое. Впрочем, деревянный телескоп все равно ничего не показывает. Н-да; нанотехнологии… К этому стоит добавить, что Николай Полисский, долгое время размышлявший над ландшафтом Никола-Ленивца, увлекся сооружением механизмов недавно, полтора-два года назад, и в 2009 году показал в Люксембурге Большой адронный коллайдер. Нанотелескоп – предмет из того же смыслового ряда; будущим летом в Никола-Ленивце ожидается «Вселенский разум», а телескоп и сопровождающие его механизмы в Сухаревском сквере это, очевидно, его закономерная часть.

Возвращаясь к сретенскому фестивалю – с первого же дня полноценно работает его «детская программа». На сцене, сооруженной специально для этого рядом с домом 19 по Большому Сухаревскому переулку дети лепят зверей из полиэтилена и скотча, расписывают фломастерами футболки, связывают ажурные конструкции из бамбуковых палок… Пока что это самое динамичное из всех мероприятий фестиваля, которые можно встретить на улице. Другие акции для детей запланированы в Тургеневской библиотеке, магазине DoDo и DesignBoom.

Остальное скрывается внутри кофеен, магазинов, ресторанов, и, конечно же, галерей. В галерее М’АРС открыта большая выставка «Феномен российского дизайна». Ее концепцию предложил Александр Ермолаев и вся экспозиция в целом несет на себе отчетливый отпечаток «школы ТАФ». Портреты, цитаты чередуются с лаконичным «протодизайном», деревянным велосипедом (который удивительным образом попадает в унисон с Нанотелескопом Полисского) и создают – действительно – цельный образ русского дизайна, душевного, вдохновенного и творческого; но какого-то, простите меня, лапотного. Богоматерь «круга Малевича», плюс еще одна модель башни Татлина, плюс великолепные кинетические композиции Вячеслава Колейчука, все это подсознательно каким-то образом складывается в образ крестьянина, увлеченного возможностями веялки. Это очень обаятельно и тонко, и очень мало похоже на банальное современное понимание слова «дизайн». Выставка, скорее, показывает историю темы дизайна в нашей стране. Хотя в историческом антураже встречаются и совершенно новые объекты, например «Красный конь», – по словам одного из авторов, Владимира Кузьмина, «тот самый, но мутировавший…». Это длинное, ребристое и рогатое сооружение.

Кроме того, в галерее DesignBoom откроется выставка российских дизайнеров, а 7 сентября в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке будут подведены итоги архитектурного конкурса на «Музей дизайна» (такого музея в России нет) и там же можно будет сравнить конкурсные проекты со знаменитыми зданиями подобных музеев, существующих в мире.

Программа фестиваля с трудом поддается перечислению; вряд ли кто-то сумеет посетить все, что там запланировано. Надо отдать должное энергии организаторов, а также их смелости – идея вывести современное искусство на московские улицы не так уж и проста в исполнении. Вспомним хотя бы недавний инцидент, произошедший весной на выставке «АрхМосква» с объектами-стрелками, которые должны были указывать путь от ЦДХ к Стрелке – их в последний момент запретили ставить. И хотя авторы позднее все же расставили объекты по местам и сфотографировали, зрители их не очень-то разглядели. В Москве, кажется, все сразу выступает против выхода искусства на улицы: и погода, и власти, и пространство. Страшно подумать, сколько надо дизайна и архитектуры, чтобы этот город насытить или украсить, не то что преобразовать. Но приятно, что такие попытки делаются; хотя пока что вместо волн на улицы выплескиваются брызги искусства, но это лучше, чем ничего.

Тотан Кузембаев. Дом-гнездо
Тотан Кузембаев. Дом-гнездо
Вид из Дома-гнезда на Шереметьевскую богадельню
Вид из Дома-гнезда на Шереметьевскую богадельню
Граффити. Артгруппа Zuckclub
Граффити. Артгруппа Zuckclub
Сретенка... Поле-дизайн (Влад Савинкин и Владимир Кузьмин)
Сретенка... Поле-дизайн (Влад Савинкин и Владимир Кузьмин)
Зайцы в городе. Евгений Бурцев и Роман Березуев
Зайцы в городе. Евгений Бурцев и Роман Березуев
Нанотелескоп. Николай Полисский
Нанотелескоп. Николай Полисский
Нанотелескоп. Николай Полисский
Нанотелескоп. Николай Полисский
Нанотелескоп. Николай Полисский
Нанотелескоп. Николай Полисский
Граффити. Степан Краснов 310squad / и сцена н . Сергиевском переулке (Д.Е.Т.И.)
Граффити. Степан Краснов 310squad / и сцена н . Сергиевском переулке (Д.Е.Т.И.)
Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Зал Вячеслава Колейчука. Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Зал Вячеслава Колейчука. Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Красный конь. Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Красный конь. Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Выставка MIR: made in Russia в галерее DesignBoom (удивляюсь, насколько мало русских букв в названии этой выставки, посвященной российским дизайнерам!)
Выставка MIR: made in Russia в галерее DesignBoom (удивляюсь, насколько мало русских букв в названии этой выставки, посвященной российским дизайнерам!)