Как на вулкане

Осенью этого года в Тайбэе прошел международный архитектурный конкурс на лучший проект Центра поп-музыки. Имена победителей (первая премия – бюро Studio Gang Architects) стали известны еще в ноябре, однако сами работы до сих пор не опубликованы. Архи.ру представляет «Гнездо дракона» мастерской А. Асадова – один из российских проектов, принимавших участие в этом громком состязании.

Автор текста:
Анна Герасименко

26 Декабря 2009
mainImg
Тайбэй – мегаполис, в котором сегодня проживает около 3 миллионов человек и невероятно активно развивается архитектурно-строительный рынок. По количеству реализованных проектов архитектурных звезд мира столицу Тайваня можно сравнить разве что с Дубаи. На протяжении всего последнего десятилетия власти обоих городов реализуют самую активную градостроительную политику: организуют международные открытые конкурсы и возводят футуристические объекты, за строительство которых ни один другой мегаполис не взялся бы.

Конкурс на здание Центра поп-музыки – уже второй в этом году для Тайбэя архитектурный конкурс мирового масштаба. И если в начале 2009 года был проведен конкурс на Центр исполнительского искусства (Taipei Performing Arts Center), который вполне предсказуемо выиграло голландское бюро OMA, то на этот раз победителем стало малоизвестное американское бюро Studio Gang Architects. Вторая и третья премии достались также американским архитекторам –  Reiser + Umemoto RUR Architecture PC и Office dA. Интересно, что среди лауреатов поощрительных премий оказались такие звезды, как Тойо Ито, Morphosis и JDS Architects. Несмотря на то, что проекты, получившие первые три места и поощрительные премии, до сих пор не опубликованы ни на сайте конкурса, ни на сайтах самих архитекторов, столь нестандартная расстановка сил между звездными архитекторами и малоизвестными бюро сама по себе заставляет задуматься о новых тенденциях мировой конкурсной архитектуры. И тем более важным представляется участие в состязании российских архитекторов – для того, чтобы победить, больше не обязательно быть звездой (а россиянам свойственно комплексовать по поводу нынешнего отсутствия у нас имен мирового масштаба), но обязательно нужно не бояться громко заявлять о себе. Мастерская А.Асадова представила на конкурс проект под названием «Гнездо дракона», положив в основу концепции комплекса один древнейших культурных символов Тайваня.

Центр поп-музыки предполагается построить в одной из промышленных зон Тайбэя, подлежащих ревитализации в самое ближайшее время. Участок, выделенный под строительство комплекса, представляет собой очень скромный по площади трапециевидный надел земли, вплотную примыкающий к железнодорожному полотну. Конкурсное задание предусматривало возможность застройки пространства над железной дорогой, при условии, что архитекторы продумают адекватную систему перекрытия путей. В случае необходимости при разработке проекта также разрешалось задействовать еще один участок рядом с железнодорожным полотном – в перспективе он, возможно, будет отдан Центру поп-музыки.

Единственное, что оживляет и скрашивает унылый индустриальный пейзаж – зеленый холм или сопка, которую жители Тайбэя называют горой Нанганг (Nangang Mountain). Нужно отметить, что город расположен в долине и со всех сторон окружен горами, а такие вот поросшие лесом высокие холмы, как Нанганг, повсеместно встречаются и в самом мегаполисе. Некоторые из них превращены в парки с каменными дорожками и цветочными клумбами, другие фактически никак не используются. Проанализировав особенности участка и окружающего ландшафта, архитекторы мастерской А. Асадова пришли к важному выводу, легшему в основу концепции проекта, – на этом месте не должно быть архитектуры, здесь должен быть парк, природный оазис посреди серой урбанистической пустыни. Так Центр поп-музыки был уподоблен еще одному холму, который органично вписался в ландшафт Тайбэя.

Над железной дорогой архитекторы сооружают платформу, которую полностью озеленяют. Объем основного концертного зала (в соответствии с программой конкурса он рассчитан на 4,5 – 5 тысяч мест) по форме напоминает маленький вулкан, склоны которого также озеленены, а в кратере разместилась небольшая открытая сцена. Образ вулкана в проекте также возник неслучайно: в северной части Тайваня, где расположен Тайбэй, находится целая группа потухших вулканов. Впрочем, созданный мастерской А.Асадова искусственный вулкан получился вполне действующим –  он извергает звуки музыки и фейерверки, а пол концертного зала превращается вечером в «поток кипящей лавы», над которой на довольно приличной высоте размещены специальные мостки для зрителей.

Программа конкурса также предусматривала проектирование в составе комплекса открытой площадки на 15 тысяч человек. Архитекторы расположили ее на примыкающем к дороге трапециевидном участке и закрыли от города непривычно высоким задником. Необходимость такого щита объясняется просто: на территории, расположенной сразу за сценой, планируется построить несколько жилых комплексов, и их жителей лучше заранее оградить от лишнего шума. В плане площадка имеет полукруглую форму и раскрыта на участок, который в будущем также может быть отдан под нужды Центра поп-музыки. На этот случай архитекторы спроектировали еще один полукруг, с тем, чтобы в перспективе половинки могли соединиться. Второй полукруг насыщен преимущественно коммерческими функциями: там расположены звукозаписывающие студии, музыкальные магазины, офисы промоутеров. Открытый зал и коммерческий центр объединяются в довольно вытянутый эллипс, напоминающий кратер вулкана с двумя ледниковыми озерами – окнами верхнего света, через которые естественный свет попадает внутрь центра. Та же часть парка, что расположена над железной дорогой, обращена к площадкам каскадом террас, между которыми замаскированы стеклянные ленты окон. Внутри этого холма расположен центр славы поп-музыки, также заявленный в программе конкурса.

Если взглянуть на генплан всего комплекса, в глаза бросается его сходство с фигурой дракона. Парк над железной дорогой – это извивающееся тело огнедышащей рептилии, концертный зал – его голова, открытая сцена с поднятым задником – крыло, а коммерческий центр – хвост. В качестве декоративного приема для усиления ассоциаций с драконом архитекторы также предложили выполнить чешуйчатое мощение в парке. А элемент, давший название всему проекту, спрятан от глаз посторонних: объем крытого зала – это «яйцо», пожелтевшее и частично облупившееся. Таким образом, архитекторы объединили в своем проекте культурный и географический символы Тайваня, два огнедышащих существа, одно из которых является порождением мифологии, а другое – природы.
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)


26 Декабря 2009

Автор текста:

Анна Герасименко
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.