Как на вулкане

Осенью этого года в Тайбэе прошел международный архитектурный конкурс на лучший проект Центра поп-музыки. Имена победителей (первая премия – бюро Studio Gang Architects) стали известны еще в ноябре, однако сами работы до сих пор не опубликованы. Архи.ру представляет «Гнездо дракона» мастерской А. Асадова – один из российских проектов, принимавших участие в этом громком состязании.

Автор текста:
Анна Герасименко

26 Декабря 2009
mainImg
Тайбэй – мегаполис, в котором сегодня проживает около 3 миллионов человек и невероятно активно развивается архитектурно-строительный рынок. По количеству реализованных проектов архитектурных звезд мира столицу Тайваня можно сравнить разве что с Дубаи. На протяжении всего последнего десятилетия власти обоих городов реализуют самую активную градостроительную политику: организуют международные открытые конкурсы и возводят футуристические объекты, за строительство которых ни один другой мегаполис не взялся бы.

Конкурс на здание Центра поп-музыки – уже второй в этом году для Тайбэя архитектурный конкурс мирового масштаба. И если в начале 2009 года был проведен конкурс на Центр исполнительского искусства (Taipei Performing Arts Center), который вполне предсказуемо выиграло голландское бюро OMA, то на этот раз победителем стало малоизвестное американское бюро Studio Gang Architects. Вторая и третья премии достались также американским архитекторам –  Reiser + Umemoto RUR Architecture PC и Office dA. Интересно, что среди лауреатов поощрительных премий оказались такие звезды, как Тойо Ито, Morphosis и JDS Architects. Несмотря на то, что проекты, получившие первые три места и поощрительные премии, до сих пор не опубликованы ни на сайте конкурса, ни на сайтах самих архитекторов, столь нестандартная расстановка сил между звездными архитекторами и малоизвестными бюро сама по себе заставляет задуматься о новых тенденциях мировой конкурсной архитектуры. И тем более важным представляется участие в состязании российских архитекторов – для того, чтобы победить, больше не обязательно быть звездой (а россиянам свойственно комплексовать по поводу нынешнего отсутствия у нас имен мирового масштаба), но обязательно нужно не бояться громко заявлять о себе. Мастерская А.Асадова представила на конкурс проект под названием «Гнездо дракона», положив в основу концепции комплекса один древнейших культурных символов Тайваня.

Центр поп-музыки предполагается построить в одной из промышленных зон Тайбэя, подлежащих ревитализации в самое ближайшее время. Участок, выделенный под строительство комплекса, представляет собой очень скромный по площади трапециевидный надел земли, вплотную примыкающий к железнодорожному полотну. Конкурсное задание предусматривало возможность застройки пространства над железной дорогой, при условии, что архитекторы продумают адекватную систему перекрытия путей. В случае необходимости при разработке проекта также разрешалось задействовать еще один участок рядом с железнодорожным полотном – в перспективе он, возможно, будет отдан Центру поп-музыки.

Единственное, что оживляет и скрашивает унылый индустриальный пейзаж – зеленый холм или сопка, которую жители Тайбэя называют горой Нанганг (Nangang Mountain). Нужно отметить, что город расположен в долине и со всех сторон окружен горами, а такие вот поросшие лесом высокие холмы, как Нанганг, повсеместно встречаются и в самом мегаполисе. Некоторые из них превращены в парки с каменными дорожками и цветочными клумбами, другие фактически никак не используются. Проанализировав особенности участка и окружающего ландшафта, архитекторы мастерской А. Асадова пришли к важному выводу, легшему в основу концепции проекта, – на этом месте не должно быть архитектуры, здесь должен быть парк, природный оазис посреди серой урбанистической пустыни. Так Центр поп-музыки был уподоблен еще одному холму, который органично вписался в ландшафт Тайбэя.

Над железной дорогой архитекторы сооружают платформу, которую полностью озеленяют. Объем основного концертного зала (в соответствии с программой конкурса он рассчитан на 4,5 – 5 тысяч мест) по форме напоминает маленький вулкан, склоны которого также озеленены, а в кратере разместилась небольшая открытая сцена. Образ вулкана в проекте также возник неслучайно: в северной части Тайваня, где расположен Тайбэй, находится целая группа потухших вулканов. Впрочем, созданный мастерской А.Асадова искусственный вулкан получился вполне действующим –  он извергает звуки музыки и фейерверки, а пол концертного зала превращается вечером в «поток кипящей лавы», над которой на довольно приличной высоте размещены специальные мостки для зрителей.

Программа конкурса также предусматривала проектирование в составе комплекса открытой площадки на 15 тысяч человек. Архитекторы расположили ее на примыкающем к дороге трапециевидном участке и закрыли от города непривычно высоким задником. Необходимость такого щита объясняется просто: на территории, расположенной сразу за сценой, планируется построить несколько жилых комплексов, и их жителей лучше заранее оградить от лишнего шума. В плане площадка имеет полукруглую форму и раскрыта на участок, который в будущем также может быть отдан под нужды Центра поп-музыки. На этот случай архитекторы спроектировали еще один полукруг, с тем, чтобы в перспективе половинки могли соединиться. Второй полукруг насыщен преимущественно коммерческими функциями: там расположены звукозаписывающие студии, музыкальные магазины, офисы промоутеров. Открытый зал и коммерческий центр объединяются в довольно вытянутый эллипс, напоминающий кратер вулкана с двумя ледниковыми озерами – окнами верхнего света, через которые естественный свет попадает внутрь центра. Та же часть парка, что расположена над железной дорогой, обращена к площадкам каскадом террас, между которыми замаскированы стеклянные ленты окон. Внутри этого холма расположен центр славы поп-музыки, также заявленный в программе конкурса.

Если взглянуть на генплан всего комплекса, в глаза бросается его сходство с фигурой дракона. Парк над железной дорогой – это извивающееся тело огнедышащей рептилии, концертный зал – его голова, открытая сцена с поднятым задником – крыло, а коммерческий центр – хвост. В качестве декоративного приема для усиления ассоциаций с драконом архитекторы также предложили выполнить чешуйчатое мощение в парке. А элемент, давший название всему проекту, спрятан от глаз посторонних: объем крытого зала – это «яйцо», пожелтевшее и частично облупившееся. Таким образом, архитекторы объединили в своем проекте культурный и географический символы Тайваня, два огнедышащих существа, одно из которых является порождением мифологии, а другое – природы.
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)


26 Декабря 2009

Автор текста:

Анна Герасименко
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана. С помощью фасадов KMEW архитекторам удалось подчеркнуть уникальность комплекса и отразить его высокий статус.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.