Осенью этого года в Тайбэе прошел международный архитектурный конкурс на лучший проект Центра поп-музыки. Имена победителей (первая премия – бюро Studio Gang Architects) стали известны еще в ноябре, однако сами работы до сих пор не опубликованы. Архи.ру представляет «Гнездо дракона» мастерской А. Асадова – один из российских проектов, принимавших участие в этом громком состязании.
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Тайбэй – мегаполис, в котором сегодня проживает около 3 миллионов человек и невероятно активно развивается архитектурно-строительный рынок. По количеству реализованных проектов архитектурных звезд мира столицу Тайваня можно сравнить разве что с Дубаи. На протяжении всего последнего десятилетия власти обоих городов реализуют самую активную градостроительную политику: организуют международные открытые конкурсы и возводят футуристические объекты, за строительство которых ни один другой мегаполис не взялся бы.
Конкурс на здание Центра поп-музыки – уже второй в этом году для Тайбэя архитектурный конкурс мирового масштаба. И если в начале 2009 года был проведен конкурс на Центр исполнительского искусства (Taipei Performing Arts Center), который вполне предсказуемо выиграло голландское бюро OMA, то на этот раз победителем стало малоизвестное американское бюро Studio Gang Architects. Вторая и третья премии достались также американским архитекторам – Reiser + Umemoto RUR Architecture PC и Office dA. Интересно, что среди лауреатов поощрительных премий оказались такие звезды, как Тойо Ито, Morphosis и JDS Architects. Несмотря на то, что проекты, получившие первые три места и поощрительные премии, до сих пор не опубликованы ни на сайте конкурса, ни на сайтах самих архитекторов, столь нестандартная расстановка сил между звездными архитекторами и малоизвестными бюро сама по себе заставляет задуматься о новых тенденциях мировой конкурсной архитектуры. И тем более важным представляется участие в состязании российских архитекторов – для того, чтобы победить, больше не обязательно быть звездой (а россиянам свойственно комплексовать по поводу нынешнего отсутствия у нас имен мирового масштаба), но обязательно нужно не бояться громко заявлять о себе. Мастерская А.Асадова представила на конкурс проект под названием «Гнездо дракона», положив в основу концепции комплекса один древнейших культурных символов Тайваня.
Центр поп-музыки предполагается построить в одной из промышленных зон Тайбэя, подлежащих ревитализации в самое ближайшее время. Участок, выделенный под строительство комплекса, представляет собой очень скромный по площади трапециевидный надел земли, вплотную примыкающий к железнодорожному полотну. Конкурсное задание предусматривало возможность застройки пространства над железной дорогой, при условии, что архитекторы продумают адекватную систему перекрытия путей. В случае необходимости при разработке проекта также разрешалось задействовать еще один участок рядом с железнодорожным полотном – в перспективе он, возможно, будет отдан Центру поп-музыки.
Единственное, что оживляет и скрашивает унылый индустриальный пейзаж – зеленый холм или сопка, которую жители Тайбэя называют горой Нанганг (Nangang Mountain). Нужно отметить, что город расположен в долине и со всех сторон окружен горами, а такие вот поросшие лесом высокие холмы, как Нанганг, повсеместно встречаются и в самом мегаполисе. Некоторые из них превращены в парки с каменными дорожками и цветочными клумбами, другие фактически никак не используются. Проанализировав особенности участка и окружающего ландшафта, архитекторы мастерской А. Асадова пришли к важному выводу, легшему в основу концепции проекта, – на этом месте не должно быть архитектуры, здесь должен быть парк, природный оазис посреди серой урбанистической пустыни. Так Центр поп-музыки был уподоблен еще одному холму, который органично вписался в ландшафт Тайбэя.
Над железной дорогой архитекторы сооружают платформу, которую полностью озеленяют. Объем основного концертного зала (в соответствии с программой конкурса он рассчитан на 4,5 – 5 тысяч мест) по форме напоминает маленький вулкан, склоны которого также озеленены, а в кратере разместилась небольшая открытая сцена. Образ вулкана в проекте также возник неслучайно: в северной части Тайваня, где расположен Тайбэй, находится целая группа потухших вулканов. Впрочем, созданный мастерской А.Асадова искусственный вулкан получился вполне действующим – он извергает звуки музыки и фейерверки, а пол концертного зала превращается вечером в «поток кипящей лавы», над которой на довольно приличной высоте размещены специальные мостки для зрителей.
Программа конкурса также предусматривала проектирование в составе комплекса открытой площадки на 15 тысяч человек. Архитекторы расположили ее на примыкающем к дороге трапециевидном участке и закрыли от города непривычно высоким задником. Необходимость такого щита объясняется просто: на территории, расположенной сразу за сценой, планируется построить несколько жилых комплексов, и их жителей лучше заранее оградить от лишнего шума. В плане площадка имеет полукруглую форму и раскрыта на участок, который в будущем также может быть отдан под нужды Центра поп-музыки. На этот случай архитекторы спроектировали еще один полукруг, с тем, чтобы в перспективе половинки могли соединиться. Второй полукруг насыщен преимущественно коммерческими функциями: там расположены звукозаписывающие студии, музыкальные магазины, офисы промоутеров. Открытый зал и коммерческий центр объединяются в довольно вытянутый эллипс, напоминающий кратер вулкана с двумя ледниковыми озерами – окнами верхнего света, через которые естественный свет попадает внутрь центра. Та же часть парка, что расположена над железной дорогой, обращена к площадкам каскадом террас, между которыми замаскированы стеклянные ленты окон. Внутри этого холма расположен центр славы поп-музыки, также заявленный в программе конкурса.
Если взглянуть на генплан всего комплекса, в глаза бросается его сходство с фигурой дракона. Парк над железной дорогой – это извивающееся тело огнедышащей рептилии, концертный зал – его голова, открытая сцена с поднятым задником – крыло, а коммерческий центр – хвост. В качестве декоративного приема для усиления ассоциаций с драконом архитекторы также предложили выполнить чешуйчатое мощение в парке. А элемент, давший название всему проекту, спрятан от глаз посторонних: объем крытого зала – это «яйцо», пожелтевшее и частично облупившееся. Таким образом, архитекторы объединили в своем проекте культурный и географический символы Тайваня, два огнедышащих существа, одно из которых является порождением мифологии, а другое – природы.
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
Конкурсный проект Центра поп-музыки в Тайбэе «Гнездо дракона» (Мастерская А. Асадова)
|