Несмотря на то, что за последние годы наши зодчие путешествовали много, и всевозможные спонсоры активно устраивали массовые забеги по зарубежным объектам, этот поход в регион Боденского озера был первым в своём роде. Сюда, на границу Германии, Австрии, Швейцарии (с примкнувшим к ней Лихтенштейном) приезжают¸ как правило, европейские любители оперы, горнолыжники, специалисты по сельской урбанистике. Российские туристы могли лишь случайно зацепить взглядом современную архитектуру – в довесок к экскурсиям по историческим достопримечательностям. Но именно в этой провинции особенно заметно, что в Европе качество архитектуры и качество жизни не зависят от степени близости к государственным центрам. И философия Цумтора – сумма общих размышлений и архитектурной практики региона. Собственно, современная архитектура, ее связи, корни и были предметом интереса участников поездки, и никто этот интерес не корректировал в сторону знакомства с отдельными материалами и технологиями. В общем, обошлись без спонсоров, своими силами.
Второй важный момент – в поход собрались люди, способные распознать, понять и оценить информацию. В городке Людеш нам показали общественный центр – многофункциональное (почта, ресторан, детский сад, мэрия) деревянное здание с навесом из солнечных батарей над курдонером. Построенный по проекту бюро Германа Кауфмана, за 4 года Центр принял тысячи экскурсантов из разных стран. Рассказ о том, что такое «пассивный дом», существенно дополнил наш товарищ по путешествию кандидат наук Борис Кулеба. Он нарисовал общую картину использования энергосбережения в строительстве, проблемы, с которыми сталкиваются наши проектировщики…
Поездка стала возможной благодаря связям, которые поддерживает между архитекторами Форарльберга (западная земля Австрии) и Нижним Новгородом журналист Наталья Кляйст. Два года подряд архитекторы из Брегенца проводили мастер-классы во время Международного дня архитектуры. И для участников архтура Михаил Унтертрифаллер лично устроил экскурсию по знаменитому Дому фестивалей и конгрессов, где проходит популярный летний оперный фестиваль на воде, послуживший антуражем для съёмок последней серии про Джеймса Бонда. (Когда наша группа проходила мимо других экскурсантов, люди зааплодировали Унтертрифаллеру – автору проекта Дома). Универсальный комплекс имеет открытую и закрытые сцены, репетиционные залы, прекрасные помещения для собраний и встреч. Помимо оперного шоу на воде – в этом году декорации представляли собой фрагменты Статуи Свободы, а царя в Аиде играл чернокожий артист- в Доме проходят фестивали современной музыки, собирающие настоящих знатоков.
Здесь же в Брегенце, недалеко от Дома, стоит КУБ Петера Цумтора – Центр современного искусства. Это бетонный монолит с панелями из полупрозрачного стекла, меняющего оттенки в зависимости от освещения. Тот неправдоподобный на фотографиях молочно-зелёный оттенок оказывается живым цветом воды в горных реках и озёрах. Точно такой же – в Инсбруке на станциях Захи Хадид, где матовое мерцание форм – как всплеск из реки Инн.
Видеть цвет воды, замечать оттенки камня, любоваться ржавым железом, не бояться, как доски посереют от дождей, ловить лучи солнца и открывать пространство для воздуха – всё это для архитекторов региона важно- как, вероятно, и желание заказчика получить полезные квадратные метры. Компактные и мрачные как гроты термы в швейцарском Фальсе – наилучшее подтверждение тому, что архитектура – это пространственные переживания. Чувства, которые промывают, подсвечивают, осторожно просушивают на шероховатых поверхностях сланца, только ради того, чтобы мы заново ощутили красоту мира.
Для тренировки этих чувств построено даже здание Парламента в Вадуце: аскетично-серая улица завершается ясно-желтым – зданием с острой крышей, площадью и кирпичными ребрами тенистого садика над парковкой . Неподалёку – фонтан, который…надо слушать. Короб-параллелепипед с прорезью-дверью – над ней проносится и с грохотом падает струя. Что же касается квадратных метров, остроумное решение по их преумножению продемонстрировал Анжело Ровента во время встречи нашей группы с коллегами в Институте архитектуры Форарльберга. Всё зависит от того, как считать… Комнату в 60 квадратных метров легко превратить в пространство в 220 квадратов! Несколько движений рычагов (швейцарская механика для архивов), и шкафы-стены передвигаются по полозьям: ванная уступает место кухне, кухня складывает спальню, потом все сразу уходят в сторону, давая простор гостиной. Ничего лишнего, но в сумме получается 220!
Как заметил тот же Борис Кулеба, такое решение, возможно, особенно вдохновит не интерьерщиков, а продавцов недвижимости…
Даже огромный Мюнхен не выпал из общего настроения путешествия, хоть и стал самой утомительной его частью. Но если пойти в Пинакотеки, в Олимпийский парк, дискомфорт от пребывания в мегаполисе растворяется. В этом году Музейный квартал пополнился – открыт Музей Брандхорст – с керамическими разноцветными «палочками» по фасаду, с деревянными фрагментами интерьеров. Два основных объекта в столице Баварии в маршруте нашего похода, так же связаны с творчеством австрийских архитекторов: Мир БМВ и Академия искусств бюро Кооп Химмел(б)лау. И если автомобильное «торнадо», безусловно, один из самых громких шоу-румов в мире, деконструктивизм «Академии» пленяет своим очень человеческим лицом и масштабом. Начиная с того, что рядом с входом стоит сколоченный помост-лестница для всех желающих отдохнуть, здание открыто для посетителей – и для каждого двери распахиваются автоматически. Удобны ли коммуникации и правильно ли расположены классы – выяснить не удалось, ведь нам самим было удобно и приятно исследовать это учреждение с просторным атриумом. Дух творческой раскованности – вот что транслирует этот объект. Свободы, дарованной хай-тековскими возможностями, и той, что происходит от гармонии внутри человека.
Поездка длилась всего восемь дней, жили в Брегенце, Инсбруке и Мюнхене. Ходили в музеи, посетили оперу, посмотрели фильм в агентстве недвижимости, здание которого построено как самолёт. Добрались на пароме до города на острове – Линдау. Пили пиво, дегустировали сыры в деревенской лавке, смаковали кофе в башне, построенной Домеником Перро. Были настроения подняться в Альпы, вдоволь поплавать, посмотреть дворцы, остаться в деревне в ожидании фестиваля Шуберта… Значит, вернёмся.