27.08.2009

Прочувствованная архитектура

«Встреча трёх стран» - так называлась поездка за новыми архитектурными впечатлениями, организованная в рамках проектов «Свобода доступа» (Москва) и «Международный день архитектуры» (Нижний Новгород). Участники увидели в оригинале постройки Петера Цумтора, Захи Хадид, бюро Кооп Химмел(б)лау, объекты австрийских архитекторов, удостоенные самых разных международных наград.

информация:

Набережная  Брегенца с «КУБом» (Кунстхаус Брегенц) Петера Цумтора. Фото: Марина Игнатушко
Набережная Брегенца с «КУБом» (Кунстхаус Брегенц) Петера Цумтора. Фото: Марина Игнатушко

Несмотря на то, что за последние годы   наши зодчие  путешествовали  много, и всевозможные спонсоры активно устраивали массовые забеги по зарубежным объектам, этот поход в регион Боденского озера был первым в своём роде. Сюда, на границу  Германии, Австрии, Швейцарии (с примкнувшим к ней Лихтенштейном) приезжают¸ как правило, европейские любители оперы, горнолыжники, специалисты по сельской урбанистике.  Российские туристы могли лишь случайно зацепить взглядом современную архитектуру – в довесок к экскурсиям по историческим достопримечательностям. Но именно в этой провинции  особенно заметно, что в Европе качество архитектуры и качество жизни не зависят от степени близости к государственным центрам. И философия  Цумтора – сумма общих размышлений и архитектурной практики региона. Собственно, современная архитектура, ее связи, корни и были предметом интереса участников поездки, и никто этот интерес не корректировал в сторону  знакомства с отдельными материалами и технологиями. В общем, обошлись без спонсоров, своими силами.

«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Вход. Фото: Надежда Щема
«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Вход. Фото: Надежда Щема


Второй важный момент – в поход собрались люди, способные распознать, понять и оценить  информацию. В городке Людеш  нам показали общественный центр – многофункциональное (почта, ресторан, детский сад, мэрия) деревянное здание с навесом из солнечных батарей над курдонером. Построенный по проекту бюро Германа Кауфмана, за 4 года Центр принял тысячи экскурсантов из разных стран. Рассказ о том, что такое «пассивный дом», существенно дополнил  наш товарищ по путешествию кандидат наук Борис Кулеба. Он нарисовал общую картину использования  энергосбережения в строительстве, проблемы, с которыми сталкиваются наши проектировщики…

«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Первый этаж. Фото: Марина Игнатушко
«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Первый этаж. Фото: Марина Игнатушко

Поездка стала возможной благодаря связям, которые поддерживает между  архитекторами Форарльберга (западная земля Австрии) и Нижним Новгородом журналист Наталья Кляйст. Два года подряд архитекторы из Брегенца  проводили мастер-классы во время Международного дня архитектуры. И для участников архтура Михаил Унтертрифаллер  лично устроил экскурсию по знаменитому Дому фестивалей и конгрессов, где проходит популярный летний оперный фестиваль на воде, послуживший антуражем для съёмок последней серии про Джеймса Бонда. (Когда наша группа проходила мимо других экскурсантов, люди зааплодировали Унтертрифаллеру – автору проекта Дома). Универсальный комплекс имеет открытую и закрытые сцены, репетиционные залы, прекрасные помещения для собраний и встреч. Помимо оперного шоу на воде – в этом году декорации представляли собой фрагменты Статуи Свободы, а царя в Аиде играл чернокожий артист- в Доме проходят фестивали современной музыки, собирающие  настоящих знатоков.

«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Экспозиционный зал. Фото: Марина Игнатушко
«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Экспозиционный зал. Фото: Марина Игнатушко


Здесь же в Брегенце, недалеко от Дома, стоит КУБ Петера Цумтора – Центр современного искусства. Это бетонный монолит с панелями из полупрозрачного стекла, меняющего оттенки в зависимости от освещения. Тот неправдоподобный на фотографиях молочно-зелёный оттенок оказывается живым цветом воды в горных реках и озёрах. Точно такой же – в Инсбруке на станциях Захи Хадид, где матовое мерцание форм – как всплеск  из реки Инн.

ДОМ (Фестшпильхаус) вечером. Брегенц. Бюро Дитрих Унтертрифаллер. Фото: Бруно Кломфар
ДОМ (Фестшпильхаус) вечером. Брегенц. Бюро Дитрих Унтертрифаллер. Фото: Бруно Кломфар

Видеть цвет воды, замечать оттенки камня, любоваться ржавым железом, не бояться, как доски посереют от дождей, ловить лучи солнца и открывать пространство для воздуха – всё это для архитекторов региона важно- как, вероятно, и желание заказчика получить полезные квадратные метры. Компактные и мрачные как гроты термы в швейцарском Фальсе – наилучшее подтверждение тому, что архитектура – это пространственные переживания. Чувства, которые промывают, подсвечивают, осторожно  просушивают на шероховатых поверхностях сланца, только ради того, чтобы мы заново ощутили красоту мира.

Административно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Надежда Щема
Административно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Надежда Щема

Для тренировки этих чувств построено даже здание Парламента в Вадуце: аскетично-серая улица завершается ясно-желтым – зданием  с острой крышей, площадью и кирпичными ребрами тенистого садика над парковкой . Неподалёку – фонтан, который…надо слушать. Короб-параллелепипед с прорезью-дверью – над ней проносится и с грохотом падает струя. Что же касается квадратных метров, остроумное решение по их преумножению продемонстрировал Анжело Ровента во время встречи нашей группы с коллегами в Институте архитектуры Форарльберга. Всё зависит от того, как считать… Комнату в 60 квадратных метров легко превратить в пространство в 220 квадратов! Несколько движений рычагов (швейцарская механика для архивов), и шкафы-стены передвигаются по полозьям: ванная уступает место кухне, кухня складывает спальню, потом все сразу уходят в сторону, давая простор гостиной. Ничего лишнего, но в сумме получается 220!
Как заметил тот же Борис Кулеба, такое решение, возможно,  особенно вдохновит не интерьерщиков, а продавцов недвижимости…

Административно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Марина Игнатушко
Административно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Марина Игнатушко

Даже огромный Мюнхен не выпал из общего настроения путешествия, хоть и стал самой утомительной его частью. Но если пойти в Пинакотеки, в Олимпийский парк, дискомфорт от пребывания в мегаполисе растворяется. В этом году Музейный квартал пополнился – открыт Музей Брандхорст – с керамическими разноцветными «палочками» по фасаду, с деревянными фрагментами интерьеров. Два основных объекта в столице Баварии в маршруте нашего похода, так же связаны с творчеством австрийских архитекторов: Мир БМВ и Академия искусств бюро Кооп Химмел(б)лау. И если автомобильное «торнадо», безусловно, один из самых громких шоу-румов  в мире, деконструктивизм   «Академии» пленяет своим очень человеческим лицом и масштабом. Начиная с того, что рядом с входом стоит сколоченный помост-лестница для всех желающих отдохнуть, здание открыто для посетителей – и для каждого двери распахиваются автоматически. Удобны ли коммуникации и правильно ли расположены классы –  выяснить не удалось, ведь нам самим было удобно и приятно исследовать это учреждение с просторным атриумом. Дух творческой раскованности – вот что транслирует этот объект. Свободы, дарованной хай-тековскими возможностями, и той, что происходит от гармонии внутри человека.

Терминал-V, Лаутерах,Австрия, 2002, Хуго Дворжак. Сходство с летательным аппаратом неслучайно - на озере есть музей дирижаблей. Фото: Надежда Щема
Терминал-V, Лаутерах,Австрия, 2002, Хуго Дворжак. Сходство с летательным аппаратом неслучайно - на озере есть музей дирижаблей. Фото: Надежда Щема

Поездка длилась всего восемь дней, жили в Брегенце, Инсбруке и Мюнхене. Ходили в музеи, посетили оперу, посмотрели фильм в агентстве недвижимости, здание которого построено как самолёт. Добрались на пароме до города на острове – Линдау. Пили пиво, дегустировали сыры в деревенской лавке, смаковали кофе в башне, построенной Домеником Перро. Были настроения подняться в Альпы, вдоволь поплавать, посмотреть дворцы, остаться в деревне в ожидании фестиваля Шуберта… Значит, вернёмся.

Яхт-клуб Ронер, Фуссах, Австрия.2008, арх.бюро К.Баумшлагер/Д.Эберле. Фото: Надежда Щема
Яхт-клуб Ронер, Фуссах, Австрия.2008, арх.бюро К.Баумшлагер/Д.Эберле. Фото: Надежда Щема
Музей природы в Дорнбирне, реконструкция литейного производства,2003, Дитрих/Унтертрифаллер, Кауфман/Ленц. Фото: Марина Игнатушко
Музей природы в Дорнбирне, реконструкция литейного производства,2003, Дитрих/Унтертрифаллер, Кауфман/Ленц. Фото: Марина Игнатушко
Термы в Вальсе, Швейцария. вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда Щема
Термы в Вальсе, Швейцария. вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда Щема
Термы в Вальсе, Швейцария. Вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда Щема
Термы в Вальсе, Швейцария. Вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда Щема
Станции канатной дороги, Инсбрук, 2007. Заха Хадид. Фото: Надежда Щема
Станции канатной дороги, Инсбрук, 2007. Заха Хадид. Фото: Надежда Щема
Академия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Фото: Надежда Щема
Академия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Фото: Надежда Щема
Академия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Атриум. Фото: Надежда Щема
Академия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Атриум. Фото: Надежда Щема
Олафур Элиассон. Объект «Переписывание во дворе комплекса зданий KPMG, Мюнхен, 2004. Фото: Надежда Щема
Олафур Элиассон. Объект «Переписывание во дворе комплекса зданий KPMG, Мюнхен, 2004. Фото: Надежда Щема
Мир БМВ, Кооп Химмельб(л)ау . 2007. Мюнхен. Фото: Надежда Щема
Мир БМВ, Кооп Химмельб(л)ау . 2007. Мюнхен. Фото: Надежда Щема

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Музеи Water + Life
Майкл Лерер, – 2007
Музеи Water + Life

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Новый музей – реконструкция
Дэвид Чипперфильд, 2003 – 2009
Новый музей – реконструкция

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи