Дом, который «дышит»

Автор текста:
Дарья Горелова

14 Сентября 2016
mainImg

Проект:

Дом «Артур»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Каплин Андрей

2016

Компaния:

представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру

Контакты:

Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Недалеко от Новорижского шоссе в Подмосковье по проекту архитектора Андрея Каплина строится дом. Его компактный объём выстроен из кирпича HAGEMEISTER сортировки Holsten GT в формате Mod F. (290х90х52).

Проект загородного дома появился быстро, был придуман «на одном дыхании», – рассказывает архитектор Андрей Каплин. Автор основывался на ключевом принципе современной архитектуры –изнутри-наружу: от планировки – к фасадам, которые, по утверждению архитектора, «не так важны» и производны от «содержательной части проекта». Главное – что внутри дом наполнен естественным светом, а основные помещения просторны, воздушны и там, где не требуется приватность, перетекают друг в друга по вертикали и горизонтали.
Дом «Артур». Перспектива © Андрей Каплин
Впрочем, приоритет внутренних пространств не помешал объему стать компактным и расти скорее вверх, чем в стороны. Площадь дома – 390 м2, его план – строго прямоугольный, дом вытянут с севера на юг и подведен под двускатную кровлю с продольным коньком, который ощутимо понижается, опускаясь к югу с 14,4 до 11,4. Перепад – три метра, и северный фасад получается трёх-, а южный – двухэтажным. Неожиданный наклон конька и карнизов к югу усиливает перспективное сокращение, предлагая зрителю, подходящему с северной стороны, пространственную игру в духе барокко. С этой стороны дом обращен к соседнему участку и глухая, лишенная окон стена северного торца «отгораживается» от посторонних взглядов, оставляя лишь один проем – раструб ниши входа на уровне первого этажа. Откосы портала включаются в заданную кровлей перспективную игру, а весь северный фасад приобретает почти что храмовую монументальность, превращаясь в массивное, лаконичное оформление входа. Три оставшиеся стены дома: боковые и южная – обращены к лесу и, в противовес северному фасаду, испещрены стройными рядами вертикальных окон, прорезающих поверхность почти повсеместно, лишь изредка – в частности, на юго-западном углу – уступая небольшому фрагменту материи, ответственному за покой и полумрак в одной из спален на втором этаже и в кабинете на первом. Второй вход в дом, на восточном фасаде, крупнее, просторнее и отмечен сплошным витражом на высоту всех доступных здесь двенадцати метров. Это самая светлая стена, она обращена к настилу деревянной террасы, которая становится просторнее из-за того, что витраж скошен внутрь и служит, помимо светового пятна, крупной нишей. С противоположной стороны, перед западным фасадом задумана ещё одна терраса, поменьше.
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Описанное многообразие фасадов, как уже говорилось, вторит структуре внутренних пространств, частью двух-, частью трёхсветных. Три света – в гостиной, она сосредоточена в юго-восточной части дома; здесь интерьер просматривается на всю высоту. Гостиная проницаема для взгляда с террасы от входного витража до частого ряда окон южной стены. Но – закрыта от взгляда соседей с севера, чему способствует скос-углубление стеклянной стены. Неширокая пологая лестница ведёт из гостиной на второй этаж, где расположены спальни и детская. Выше – подъем на третий этаж, где в центре повышенной северной части расположена бильярдная, чье помещение центрировано и отгорожено по бокам; из внешних стен бильярдная примыкает только к глухой северной, а справа и слева от нее образуются пространственные карманы, дающие второй свет спальням и игровым второго этажа, ловя лучи то восходящего, то заходящего солнца, что, вероятно, будет довольно красиво. Бильярдная же оказывается ядром, «подвешенным», как в матрёшке, между двух световых прослоек дома, но освещённым только с юга, со стороны лестницы. Всё это должно создать любопытные световые эффекты и масштабные переходы внутри дома – от просторного и высокого в общественных зонах к компактному и камерному в частных комнатах.
Дом «Артур». План 1-го этажа © Андрей Каплин
Дом «Артур». План 2-го этажа © Андрей Каплин
Дом «Артур». План 3-го этажа © Андрей Каплин
Внешне же дом, как мы помним, компактен, собран и апеллирует к современному прочтению исторической строительной традиции, очень актуальному в последние десять-пятнадцать лет. Скатную кровлю планируется выполнить из деревянных стропил LVL-бруса, с опорой на стены и железобетонный каркас здания, и покрыть материалом, имитирующим гонт – деревянную черепицу. Вынос карниза минимальный – 5 см. Железобетонный каркас стен будет заполнен кирпичом, причем основой и утеплителем служит внутренняя кладка из пустотелого кирпича-«камня», отделённая воздушной прослойкой от внешней поверхности вентилируемого фасада из облицовочного кирпича-клинкера. Для того, чтобы стены свободно «дышали», в пустых швах нижнего ряда кирпичной кладки предусмотрены вентиляционные короба – воздух будет поступать через них, подниматься по стене, и выходить через отверстия в коньке кровли. Система вентиляции стен призвана помочь избежать «парникового эффекта», проще говоря, она не даст стенам отсыреть, но в полной мере использует все экологически-устойчивые свойства кирпичной кладки, сохраняющие летом прохладу, а зимой тепло.
Дом «Артур». Разрез 1-1 © Андрей Каплин
Дом «Артур». Разрез 2-2 © Андрей Каплин
Внешний же вид лаконичного до монументальности дома задан свойствами облицовочного клинкера, тёмно-терракотового оттенка. Толщина простенков хорошо видна, стены материальны и осязаемы, каждый угол тщательно «обернут» кирпичом. Для нескольких нижних рядов цоколя, оконных откосов, бровок-сандриков и подоконников-отливов, где на фасад будут выходить аккуратные ленты кирпичных тычков, отведён полнотелый кирпич. Основные поверхности планируется выложить из облицовочного клинкера в технике, похожей на гибрид современной ложковой и традиционной, «старорусской» верстовой: четыре ряда ложков чередуются вместо ряда тычков со смешанным рядом, где между ложками поставлены поочередно тычок и половина тычка кирпича, разрезанного специально для этого. Приём добавит кладке лёгкий орнаментальный эффект. Швы обычные, заметные – 10 мм. Для строительства и облицовки используется кирпич Holsten GT, произведённый на заводах компании Hagemeister в Германии. Поставщик – компания «Кирилл».
Дом «Артур». Раскладка кирпича на стенах и окнах © Андрей Каплин
Дом «Артур». Фрагмент кладки © Андрей Каплин


Проект:

Дом «Артур»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Каплин Андрей

2016

14 Сентября 2016

Автор текста:

Дарья Горелова

Поставщики, технологии

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.