Дом, который «дышит»

Автор текста:
Дарья Горелова

14 Сентября 2016
Партнерский материал
mainImg
Проект:
Дом «Артур»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Каплин Андрей

2015 — 2016 / 2016
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Недалеко от Новорижского шоссе в Подмосковье по проекту архитектора Андрея Каплина строится дом. Его компактный объём выстроен из кирпича HAGEMEISTER сортировки Holsten GT в формате Mod F. (290х90х52).

Проект загородного дома появился быстро, был придуман «на одном дыхании», – рассказывает архитектор Андрей Каплин. Автор основывался на ключевом принципе современной архитектуры –изнутри-наружу: от планировки – к фасадам, которые, по утверждению архитектора, «не так важны» и производны от «содержательной части проекта». Главное – что внутри дом наполнен естественным светом, а основные помещения просторны, воздушны и там, где не требуется приватность, перетекают друг в друга по вертикали и горизонтали.
Дом «Артур». Перспектива © Андрей Каплин

Впрочем, приоритет внутренних пространств не помешал объему стать компактным и расти скорее вверх, чем в стороны. Площадь дома – 390 м2, его план – строго прямоугольный, дом вытянут с севера на юг и подведен под двускатную кровлю с продольным коньком, который ощутимо понижается, опускаясь к югу с 14,4 до 11,4. Перепад – три метра, и северный фасад получается трёх-, а южный – двухэтажным. Неожиданный наклон конька и карнизов к югу усиливает перспективное сокращение, предлагая зрителю, подходящему с северной стороны, пространственную игру в духе барокко. С этой стороны дом обращен к соседнему участку и глухая, лишенная окон стена северного торца «отгораживается» от посторонних взглядов, оставляя лишь один проем – раструб ниши входа на уровне первого этажа. Откосы портала включаются в заданную кровлей перспективную игру, а весь северный фасад приобретает почти что храмовую монументальность, превращаясь в массивное, лаконичное оформление входа. Три оставшиеся стены дома: боковые и южная – обращены к лесу и, в противовес северному фасаду, испещрены стройными рядами вертикальных окон, прорезающих поверхность почти повсеместно, лишь изредка – в частности, на юго-западном углу – уступая небольшому фрагменту материи, ответственному за покой и полумрак в одной из спален на втором этаже и в кабинете на первом. Второй вход в дом, на восточном фасаде, крупнее, просторнее и отмечен сплошным витражом на высоту всех доступных здесь двенадцати метров. Это самая светлая стена, она обращена к настилу деревянной террасы, которая становится просторнее из-за того, что витраж скошен внутрь и служит, помимо светового пятна, крупной нишей. С противоположной стороны, перед западным фасадом задумана ещё одна терраса, поменьше.
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин

Описанное многообразие фасадов, как уже говорилось, вторит структуре внутренних пространств, частью двух-, частью трёхсветных. Три света – в гостиной, она сосредоточена в юго-восточной части дома; здесь интерьер просматривается на всю высоту. Гостиная проницаема для взгляда с террасы от входного витража до частого ряда окон южной стены. Но – закрыта от взгляда соседей с севера, чему способствует скос-углубление стеклянной стены. Неширокая пологая лестница ведёт из гостиной на второй этаж, где расположены спальни и детская. Выше – подъем на третий этаж, где в центре повышенной северной части расположена бильярдная, чье помещение центрировано и отгорожено по бокам; из внешних стен бильярдная примыкает только к глухой северной, а справа и слева от нее образуются пространственные карманы, дающие второй свет спальням и игровым второго этажа, ловя лучи то восходящего, то заходящего солнца, что, вероятно, будет довольно красиво. Бильярдная же оказывается ядром, «подвешенным», как в матрёшке, между двух световых прослоек дома, но освещённым только с юга, со стороны лестницы. Всё это должно создать любопытные световые эффекты и масштабные переходы внутри дома – от просторного и высокого в общественных зонах к компактному и камерному в частных комнатах.
Дом «Артур». План 1-го этажа © Андрей Каплин
Дом «Артур». План 2-го этажа © Андрей Каплин
Дом «Артур». План 3-го этажа © Андрей Каплин

Внешне же дом, как мы помним, компактен, собран и апеллирует к современному прочтению исторической строительной традиции, очень актуальному в последние десять-пятнадцать лет. Скатную кровлю планируется выполнить из деревянных стропил LVL-бруса, с опорой на стены и железобетонный каркас здания, и покрыть материалом, имитирующим гонт – деревянную черепицу. Вынос карниза минимальный – 5 см. Железобетонный каркас стен будет заполнен кирпичом, причем основой и утеплителем служит внутренняя кладка из пустотелого кирпича-«камня», отделённая воздушной прослойкой от внешней поверхности вентилируемого фасада из облицовочного кирпича-клинкера. Для того, чтобы стены свободно «дышали», в пустых швах нижнего ряда кирпичной кладки предусмотрены вентиляционные короба – воздух будет поступать через них, подниматься по стене, и выходить через отверстия в коньке кровли. Система вентиляции стен призвана помочь избежать «парникового эффекта», проще говоря, она не даст стенам отсыреть, но в полной мере использует все экологически-устойчивые свойства кирпичной кладки, сохраняющие летом прохладу, а зимой тепло.
Дом «Артур». Разрез 1-1 © Андрей Каплин
Дом «Артур». Разрез 2-2 © Андрей Каплин

Внешний же вид лаконичного до монументальности дома задан свойствами облицовочного клинкера, тёмно-терракотового оттенка. Толщина простенков хорошо видна, стены материальны и осязаемы, каждый угол тщательно «обернут» кирпичом. Для нескольких нижних рядов цоколя, оконных откосов, бровок-сандриков и подоконников-отливов, где на фасад будут выходить аккуратные ленты кирпичных тычков, отведён полнотелый кирпич. Основные поверхности планируется выложить из облицовочного клинкера в технике, похожей на гибрид современной ложковой и традиционной, «старорусской» верстовой: четыре ряда ложков чередуются вместо ряда тычков со смешанным рядом, где между ложками поставлены поочередно тычок и половина тычка кирпича, разрезанного специально для этого. Приём добавит кладке лёгкий орнаментальный эффект. Швы обычные, заметные – 10 мм. Для строительства и облицовки используется кирпич Holsten GT, произведённый на заводах компании Hagemeister в Германии. Поставщик – компания «Кирилл».
Дом «Артур». Раскладка кирпича на стенах и окнах © Андрей Каплин
Дом «Артур». Фрагмент кладки © Андрей Каплин

Поставщики, технологии

Проект:
Дом «Артур»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Каплин Андрей

2015 — 2016 / 2016

14 Сентября 2016

Автор текста:

Дарья Горелова
АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Витальное плетение
Рядом с метро «Дубровка» бюро ADM спроектировало жилой комплекс Vitality с полихромной смесью клинкерного кирпича на рельефных фасадах.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Клинкер в XXI веке: устойчивость, традиция, идентичность
Лекторы московского семинара Hagemeister, нидерландские архитекторы Перо Пульиз и Ян-Виллем Байенсе (de Architecten CIE) и Тако Постма (INBO architecten) рассказали о том, как и почему они используют клинкер в своих крупных городских проектах.
Сергей Скуратов: «Клинкерная стена может заменить...
Архитектор Сергей Скуратов, один из организаторов московского семинара Hagemeister, рассказал о фактурности клинкера, его способности восстанавливать утраченные исторические связи, задавать зданию главную или фоновую роль.
Клинкерное семейство
Каждый корпус социального жилого комплекса Space-S в голландском Эйндховене получил фасад из своей сортировки клинкера Hagemeister – чтобы одновременно подчеркнуть различия и родство этих зданий. Выбирали клинкер сами жильцы.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Ресторан на Дону
Кирпич торговой марки «Донские зори» стал идеальным решением для ресторанного комплекса «Лев Голицын» в Ростове-на-Дону.
Театральный занавес из кирпича
Волнообразный фасад, украсивший новый культурный центр в голландском Остерхауте, удалось реализовать благодаря использованию особо тонкого и удлиненного клинкерного кирпича Hagemeister.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.