Дом, который «дышит»

Автор текста:
Дарья Горелова

14 Сентября 2016
mainImg

Проект:

Дом «Артур»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Каплин Андрей

2016

Компaния:

представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру

Контакты:

Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Недалеко от Новорижского шоссе в Подмосковье по проекту архитектора Андрея Каплина строится дом. Его компактный объём выстроен из кирпича HAGEMEISTER сортировки Holsten GT в формате Mod F. (290х90х52).

Проект загородного дома появился быстро, был придуман «на одном дыхании», – рассказывает архитектор Андрей Каплин. Автор основывался на ключевом принципе современной архитектуры –изнутри-наружу: от планировки – к фасадам, которые, по утверждению архитектора, «не так важны» и производны от «содержательной части проекта». Главное – что внутри дом наполнен естественным светом, а основные помещения просторны, воздушны и там, где не требуется приватность, перетекают друг в друга по вертикали и горизонтали.
Дом «Артур». Перспектива © Андрей Каплин
Впрочем, приоритет внутренних пространств не помешал объему стать компактным и расти скорее вверх, чем в стороны. Площадь дома – 390 м2, его план – строго прямоугольный, дом вытянут с севера на юг и подведен под двускатную кровлю с продольным коньком, который ощутимо понижается, опускаясь к югу с 14,4 до 11,4. Перепад – три метра, и северный фасад получается трёх-, а южный – двухэтажным. Неожиданный наклон конька и карнизов к югу усиливает перспективное сокращение, предлагая зрителю, подходящему с северной стороны, пространственную игру в духе барокко. С этой стороны дом обращен к соседнему участку и глухая, лишенная окон стена северного торца «отгораживается» от посторонних взглядов, оставляя лишь один проем – раструб ниши входа на уровне первого этажа. Откосы портала включаются в заданную кровлей перспективную игру, а весь северный фасад приобретает почти что храмовую монументальность, превращаясь в массивное, лаконичное оформление входа. Три оставшиеся стены дома: боковые и южная – обращены к лесу и, в противовес северному фасаду, испещрены стройными рядами вертикальных окон, прорезающих поверхность почти повсеместно, лишь изредка – в частности, на юго-западном углу – уступая небольшому фрагменту материи, ответственному за покой и полумрак в одной из спален на втором этаже и в кабинете на первом. Второй вход в дом, на восточном фасаде, крупнее, просторнее и отмечен сплошным витражом на высоту всех доступных здесь двенадцати метров. Это самая светлая стена, она обращена к настилу деревянной террасы, которая становится просторнее из-за того, что витраж скошен внутрь и служит, помимо светового пятна, крупной нишей. С противоположной стороны, перед западным фасадом задумана ещё одна терраса, поменьше.
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Дом «Артур». Эскиз © Андрей Каплин
Описанное многообразие фасадов, как уже говорилось, вторит структуре внутренних пространств, частью двух-, частью трёхсветных. Три света – в гостиной, она сосредоточена в юго-восточной части дома; здесь интерьер просматривается на всю высоту. Гостиная проницаема для взгляда с террасы от входного витража до частого ряда окон южной стены. Но – закрыта от взгляда соседей с севера, чему способствует скос-углубление стеклянной стены. Неширокая пологая лестница ведёт из гостиной на второй этаж, где расположены спальни и детская. Выше – подъем на третий этаж, где в центре повышенной северной части расположена бильярдная, чье помещение центрировано и отгорожено по бокам; из внешних стен бильярдная примыкает только к глухой северной, а справа и слева от нее образуются пространственные карманы, дающие второй свет спальням и игровым второго этажа, ловя лучи то восходящего, то заходящего солнца, что, вероятно, будет довольно красиво. Бильярдная же оказывается ядром, «подвешенным», как в матрёшке, между двух световых прослоек дома, но освещённым только с юга, со стороны лестницы. Всё это должно создать любопытные световые эффекты и масштабные переходы внутри дома – от просторного и высокого в общественных зонах к компактному и камерному в частных комнатах.
Дом «Артур». План 1-го этажа © Андрей Каплин
Дом «Артур». План 2-го этажа © Андрей Каплин
Дом «Артур». План 3-го этажа © Андрей Каплин
Внешне же дом, как мы помним, компактен, собран и апеллирует к современному прочтению исторической строительной традиции, очень актуальному в последние десять-пятнадцать лет. Скатную кровлю планируется выполнить из деревянных стропил LVL-бруса, с опорой на стены и железобетонный каркас здания, и покрыть материалом, имитирующим гонт – деревянную черепицу. Вынос карниза минимальный – 5 см. Железобетонный каркас стен будет заполнен кирпичом, причем основой и утеплителем служит внутренняя кладка из пустотелого кирпича-«камня», отделённая воздушной прослойкой от внешней поверхности вентилируемого фасада из облицовочного кирпича-клинкера. Для того, чтобы стены свободно «дышали», в пустых швах нижнего ряда кирпичной кладки предусмотрены вентиляционные короба – воздух будет поступать через них, подниматься по стене, и выходить через отверстия в коньке кровли. Система вентиляции стен призвана помочь избежать «парникового эффекта», проще говоря, она не даст стенам отсыреть, но в полной мере использует все экологически-устойчивые свойства кирпичной кладки, сохраняющие летом прохладу, а зимой тепло.
Дом «Артур». Разрез 1-1 © Андрей Каплин
Дом «Артур». Разрез 2-2 © Андрей Каплин
Внешний же вид лаконичного до монументальности дома задан свойствами облицовочного клинкера, тёмно-терракотового оттенка. Толщина простенков хорошо видна, стены материальны и осязаемы, каждый угол тщательно «обернут» кирпичом. Для нескольких нижних рядов цоколя, оконных откосов, бровок-сандриков и подоконников-отливов, где на фасад будут выходить аккуратные ленты кирпичных тычков, отведён полнотелый кирпич. Основные поверхности планируется выложить из облицовочного клинкера в технике, похожей на гибрид современной ложковой и традиционной, «старорусской» верстовой: четыре ряда ложков чередуются вместо ряда тычков со смешанным рядом, где между ложками поставлены поочередно тычок и половина тычка кирпича, разрезанного специально для этого. Приём добавит кладке лёгкий орнаментальный эффект. Швы обычные, заметные – 10 мм. Для строительства и облицовки используется кирпич Holsten GT, произведённый на заводах компании Hagemeister в Германии. Поставщик – компания «Кирилл».
Дом «Артур». Раскладка кирпича на стенах и окнах © Андрей Каплин
Дом «Артур». Фрагмент кладки © Андрей Каплин


Проект:

Дом «Артур»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Каплин Андрей

2016

14 Сентября 2016

Автор текста:

Дарья Горелова

Поставщики, технологии

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.