«Академия Хагемайстер» и клинкерные миры Сергея Скуратова

Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Богатый традициями клинкерный завод Hagemeister на базе своей «Академии» регулярно проводит «клинкерный семинар» (Klinker-Seminar), где обсуждается практика проектирования зданий из клинкера, её дальнейшее развитие, сохранение культуры строительства из клинкера, сочетание эстетики и «устойчивости» в постройках из клинкера. Перед широкой аудиторией (на семинары съезжается до 500 архитекторов) выступают проектировщики со всего мира, рассказывая о своем опыте и идеях работы с клинкером. Семинар Hagemeister обеспечивает всем участникам необходимый для профессионального развития обмен мнениями; он также признан как элемент системы продолжения образования палатами архитекторов по всей стране (постоянно повышать квалификацию требуется от всех лицензированных архитекторов Германии). За тринадцать лет в семинаре приняли участие многие немецкие и зарубежные герои архитектурной сферы, представив доклады на общую тему «Клинкерные фасады».

По случаю десятилетнего юбилея «клинкерного семинара» Hagemeister в 2014 году его участникам представился шанс познакомиться с российским опытом работы с клинкером. Известный архитектор Сергей Александрович Скуратов, основатель и руководитель «Сергей Скуратов ARCHITECTS», рассказал о богатой российской традиции кирпичного строительства. В качестве примеров современной трактовки этой традиции Сергей Скуратов представил слушателям семинара свои работы с применением клинкера Hagemeister: жилой дом на улице Бурденко с «текстурным» клинкерным фасадом и масштабный комплекс «Садовые кварталы». Для него «устойчивость» клинкера – неоспоримый факт: этому способствуют долгий срок службы, высокая прочность, низкое водопоглощение, красота фактуры поверхности этого материала. Скуратов в своем докладе отметил: «Если застройщик хотя бы раз поработает с клинкером, его больше не надо убеждать его использовать. Потому что клинкер сам убеждает, позволяя создавать здания как скульптуры». Архитектор всегда подчеркивает, что кирпич – «это инструмент для решения пластических задач... пиксель, с помощью которого можно сделать любую кривую поверхность».
Сергей Александрович Скуратов в «Академии Хагемайстер»
Сергей Александрович Скуратов в «Академии Хагемайстер»

В рамках поездки на семинар Hagemeister Сергей Скуратов посетил исторический погреб-ледник в местечке Альтенберге. Сегодня этот погреб служит музеем промышленной архитектуры XIX века, который впечатляет посетителей своими старинными, полностью сохранившимися кирпичными сводами. В этом уникальном месте архитектор рассказал о своем личном отношении к клинкеру, который является важным строительным материалом не только в городском и сельском ландшафте округа Мюнстер, где расположен Альтенберге, но и в России.

 
беседовали: Сергей Александрович Скуратов и Анастасия Ландграф (компания Hagemeister, директор по продажам)

«Строить на века»

Анастасия Ландграф:
– Сергей Александрович, добро пожаловать в Альтенберге. Сейчас мы с вами находимся в историческом Eiskeller – это «ледяной подвал» бывшей пивоварни… Такие подвалы использовались до конца XIX столетия для хранения льда. Было бы интересно узнать, что для вас является особенностью этого места?

Сергей Скуратов:
– Это место мне напомнило римский Форум, римский Колизей. Когда-то это были величественные постройки, которые были построены на вершине технических возможностей и на вершине каких-то гуманитарных исследований. В этот подвал было вложено такое количество сил, любви, души, стараний. Ужасно жалко, что это теперь никому не нужно, это превратилось в музей. Но, видимо, в этом какая-то диалектика жизни, природы, общества, что все, что было дорого и ценно нашим прошлым поколениям, сейчас для нас является лишь музейной ценностью.

– Какие личные эмоции вызывает у вас этот подвал?

– Я всегда преклоняюсь перед величественными сооружениями прошлого. Я понимаю, что сейчас человечество сильно измельчало, и уже никто не строит таких грандиозных построек.

– Позвольте мне спросить точнее. Какую роль в этом играет клинкер, которому уже более 150 лет?

– Я думаю, что и конструктивную, и функциональную. И понятно, что здесь было достаточно влажно и холодно, и кирпич, с помощью которого выкладывались эти стены и своды, он должен был быть очень прочным, устойчивым, выносливым, и так далее. Мне кажется, что человечество изобрело клинкер много веков назад, очень много, я думаю, даже римляне сами не знали, что это клинкер, но использовали клинкер при строительстве.

– Влияют ли такие исторические места, как этот подвал, на вашу архитектуру?

– На мою архитектуру влияет все. Все, что я вижу в течение всей своей жизни, тем более какие-то вещи, которые на меня оказывают очень сильное впечатление.

– Каково ваше мнение: в чем отличие воздействия многовекового строительного искусства от воздействия современной архитектуры?

– Я бы не стал отличать воздействие исторической архитектуры и воздействие от современной. Мне кажется, что воздействие происходит от вещей, которые сделаны очень талантливо, с умом и на века. Это не важно, сделано это сейчас или это сделано несколько сотен или тысяч лет назад.

– Сергей Александрович, вы уже несколько раз были здесь, в Мюнстер-ланде, и хорошо знаете этот регион с его традиционной клинкерной архитектурой. Какое общее впечатление производит на вас эта местность?

– Чрезвычайно комфортное, позитивное, и мне всегда нравится сюда приезжать.

Актуальные темы: эстетика и устойчивое развитие

– Мне бы хотелось перейти к актуальным темам, таким как эстетика и устойчивое развитие. Как распознать ваш почерк, что делает вашу архитектуру отличительной?

– Мне кажется, правильнее этот вопрос задать архитектурным критикам, которые оценивают то, что я сделал. Задача архитектора – строить, думать и приносить пользу людям, как практически всем представителям других профессий. А оценивать это – это дело других людей, времени, наверное, в первую очередь.

- На какие идеалы вы ориентируетесь в ваших замыслах?

– Прежде всего, мне кажется, что очень важно, что бы идеалы архитектора совпадали с идеалами общества, в котором он работает и для которого он работает. И это самое главное. Мне кажется, что ценность человеческой личности, гармония человеческой личности, здоровье человека и способность жить счастливо является, в том числе, ответственностью и обязанностью архитектора.

– Сергей Александрович, вы специально приехали из Москвы, чтобы прочитать два доклада на нашем архитектурном семинаре, который проходит под девизом «Эстетика и устойчивое развитие». Надеюсь, вы не будете удивлены тем, что нас особенно интересует вопрос, каким вы видите значение клинкера в эстетике и устойчивом развитии в архитектуре?

– Отвечая на первый вопрос об эстетике, мне кажется, что клинкер – фантастический материал, потому что он имеет чрезвычайно обширную эстетику, которая является областью материалов, которые позволяют мне решать какие-то свои задачи. И это очень красивый материал. И красота этого материала, по-моему, вещь бесспорная для представителей любых стилистических направлений, вкусов и так далее. Что касается устойчивого развития, о том, что клинкер уже несколько тысяч лет и о том, что этот материал достаточно долгоиграющий, мне кажется, что это уже общепризнанная вещь. И свойства этого материала склоняют очень многих строителей, девелоперов, архитекторов и заказчиков к его применению. Мне кажется, что этот материал не нуждается в какой-то особенной рекламе.

– Расскажите нам немного о вашей родине. Насколько важно устойчивое развитие в строительной культуре именно в России?

– В силу определенных особенностей геополитического развития нашей родины, у нас обнаружилось много газа и много нефти, и пока цены на газ и нефть будут очень высокие, то об устойчивом развитии будут думать только те люди, которые понимают, что рано или поздно это придется внедрять в структуру деятельности всех людей, живущих на данной территории. Сейчас эта тема носит какой-то инициативный или факультативный характер, но, глядя на то, как это все происходит в Европе, все больше и больше людей из разных отраслей нашей жизни, нашей деятельности задумывается об этом вопросе. И архитекторы, в этом смысле, не исключение.

– Какова роль клинкера в этих условиях? Наверняка у вас уже есть много идей, как использовать специфические свойства клинкера в перспективных, стремящихся к устойчивости концептах зданий? Вы не расскажите нам о некоторых из них?

– Для меня клинкер – один из самых подходящих материалов для того, чтобы реализовать концепцию, что архитектура – это застывшая скульптура или динамическая скульптура. И как любая скульптура она делается из одного материала, как классическая скульптура. И поэтому клинкер позволяет делать практически все плоскости здания: крышу, выступающие эркера, стены, подвесные потолки – из кирпича, все выступающие поверхности, на которые постоянно попадает вода. Из другого материала это было бы сложно, пришлось бы применять различные материалы для различных поверхностей: металл, камень, штукатурку и так далее. Клинкер позволяет создавать цельный образ с помощью одного материала. За это он мне очень нравится.

Материал: клинкер

– А если взглянуть на клинкер критически, какие у него есть слабые стороны или ограничения?

– Пожалуй, единственным слабым ограничением этого материала является пока его достаточно высокая стоимость по отношению к обычному кирпичу, достаточно большие экономические затраты на его производство и, соответственно, это ограничивает его применение для каких-то проектов, где экономическая сторона является приоритетной. Я думаю, если продолжить какие-то исследования в области его производства, то можно найти какие-то формы и способы удешевления его производства. Хотя это вопрос исключительно производителям.

– До сего моменты мы говорили с вами о клинкере в общем. Как вы познакомились с Кристианом Хагемайстером и его семейным предприятием по производству клинкера?

– По-моему, вы меня с ним познакомили.

– Что подтолкнуло вас к решению использовать клинкер производства Hagemeister в реализации вашего проекта «Садовые кварталы»?

– Сначала мы начали с небольшого проекта – жилой дом на улице Бурденко. Мы очень долго все продумывали, экспериментировали. Когда результат превзошел все наши ожидания, то мое желание совпало с убеждением клиента в том, что можно применять этот материал, и он, видимо, лучший в этой области.

В чем вы видите особенность завода Hagemeister и его продукции?

– Я не очень много знаю заводов по производству клинкера, может быть, с десяток. Но особенностью именно этого завода является постоянное стремление на создание каких-то новых продуктов и какая-то очень сильная энергетика его руководителя. Мне кажется, он очень интересный экспериментатор, с ним интересно создавать какие-то новые модели. За последнее время я уже был свидетелем создания почти десятка новых кирпичей, новых форм, новых цветов. У нас в плане нашего сотрудничества есть какие-то такие поисковые моменты очень интересные.

Будущее: требования к клинкеру

– Если подвести черту, клинкер является материалом будущего?

– Мне сложно загадывать на далекое будущее, но, мне кажется, на ближайшие 50 лет это так.

– У вас есть какие-то личные пожелания к следующему поколению клинкера? В каком направлении он должен развиваться?

– Сложно сказать. Я думаю, что очень важный момент – его доступность по цене для большего количества потребителей. Очень приятно, когда ты едешь по этой земле и видишь, что почти каждый дом построен из клинкера. И это приятно. И ты понимаешь, что люди, которые живут в этих домах, не будут их ремонтировать, стены, ближайшие 100-200, может быть, и 300 лет. И это очень приятно. Это такой взгляд архитектора, потому что строить надо на века, и передавать своим детям, внукам что-то уже построенное. Они могут это дело переделывать как-то, но основная база уже есть. В этом есть какая-то уверенность в завтрашнем дне. Клинкер дает эту уверенность в завтрашнем дне, что он будет всегда, очень долго, во всяком случае.

– Сергей Александрович, позвольте от имени семьи Hagemeister, сотрудников нашего завод и архитекторов, принявших участие в семинаре, от всего сердца поблагодарить вас за то, что вы нашли время ответить на интересующие нас вопросы. Мы надеемся вскоре снова приветствовать вас в Германии.

– Спасибо, я тоже надеюсь.
Сергей Александрович Скуратов в «Академии Хагемайстер» с представителями компании Hagemeister и европейскими архитекторами

***
генеральный партнер Hagemeister на территории Российской Федерации – ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
 

Поставщики, технологии

26 Мая 2016

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.