Стоит ли экономить на фасадном материале?

Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
В стремлении сэкономить практически всегда приходится переплачивать. Это утверждение знакомо многим, кто сталкивался со строительством. Но если в частном случае суммы потерь могут быть незначительными, то в рамках крупного строительства переплаты могут быть очень большими, не позволяющими вписаться в ранее согласованный бюджет. Своим мнением по поводу экономии на фасадных материалах делится исполнительный директор лидера кирпичной отрасли – компании «КИРИЛЛ» – Дмитрий Самылин.
cic =
Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»

 

Стройте по проекту 


Стройка не по проекту – это самая частая проблема, с которой сталкиваются производители фасадных материалов. Технология монолитного строительства вроде бы позволяет без труда менять концепцию решений навесных фасадов, поскольку каркас вы можете облицевать чем угодно – кирпич, плитка, керамогранит, алюминиевые панели, медные панели, штукатурка и др. Но очень часто заказчик до последнего момента мечется между кирпичом, бетонной плиткой или другими вариантами, выбирая самый экономичный. В результате это приводит только к одному – увеличению бюджета и сорванным срокам строительства. 
zooming
Жилой комплекс «Береговой», Москва. Кирпич облицовочный HAGEMEISTER Dallas GT и клинкерная плитка с пропилами HAGEMEISTER Lubeck GT/FU для вентилируемых фасадов
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

В последние лет семь я наблюдаю, как на место строителей как будто приходят люди из сферы экономики – их задача построить не по проекту, а построить с какой-то экономией строительства. Бывают случаи, когда заказчик подходит к стадии фасадов и меняет даже не производителя кирпича, которого выбрал архитектор (хотя это тоже не редкость), а меняет сам кирпич на что-то еще, например, плитку. В одном из таких проектов мы полгода не могли понять, что будет применять заказчик – фасадную плитку или облицовочный кирпич. Для него, может быть, разница и не большая, но для производителя большая: потому что произвести плитку сложнее – нужно сначала произвести кирпич, а потом из него путем распила сделать плитку. 

Заказчик до последнего момента не мог определиться с фасадным материалом. Утром мы давали просчет в плитке, вечером в кирпиче. И потом все это снова менялось. Потом были ипостаси с клинкерной плитки уходить на бетонную, чтобы еще больше удешевиться. И я вынужден признать, что для многих застройщиков – если бы архитекторы не имели права голоса и какого-то своего Я – то на фасадах был бы самый дешевый материал, который можно найти на рынке.

Как показывает практика, потребитель редко может голосовать рублем – у него и выбор-то редко есть. Если у вас из пяти проектов у одного фасады качественнее, сделаны из кирпича, а не из бетонной плитки, наверное, вы рублем проголосуете. Но если все дома, как братья-близнецы, построены из одного и того же материала – ты будешь брать то, что есть. Ты можешь учитывать месторасположение, близость школы, но не то, как выглядит твой дом. 
zooming
Жилой комплекс «Медный 3.14», Москва. Кирпич облицовочный HAGEMEISTER Farsund HS и HAGEMEISTER Weimar HS
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Для застройщика вот это метание никогда не приводило к экономии. Если бы он заранее сделал план-анализ, какая навесная система нужна для кирпича, какая для плитки, какие работники нужны на стройке – это было бы гораздо эффективнее, чем когда ты все время догоняешь уходящий поезд. Потому что хороших каменщиков немного на рынке, их надо зафрахтовать, подсистему вовремя не заказал – теряешь время и деньги и так далее. 

Экономить можно, но не так. Например, подсистему можно использовать подешевле, но только заранее все просчитав. А когда ты делаешь каркас, а потом сидишь и думаешь, как у тебя продажи идут – если плохо, то еще экономишь на фасаде, или хорошо – тогда позволяешь себе чуть лучше…. Вот этот неправильный подход, здесь и архитектуры как таковой не остается. 

По пальцам одной руки можно посчитать архитекторов, кто может отстоять свою концепцию перед заказчиком. Я знаю, как многих архитекторов ломают через колено, когда застройщик приходит и говорит: надо экономить. У архитектора какие варианты? Хлопнуть дверью и сказать – мое имя вычеркните из авторов, и отказаться от денег? Или просто пойти согласиться? 
zooming
Гостиничный комплекс, Казань. Кирпич облицовочный Данилово
Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Здесь вопрос именно к застройщикам, им нужно понимать, что экономить на строительстве можно не удешевляя сам материал или продавливая производителя, чтобы он сделал дешевле, а более планомерно подходить к проекту. Использовать тот материал, которой изначально был выбран и согласован для проекта, заранее проводить необходимые тендеры по облицовочным материалам и навесным фасадным системам, учитывая сроки изготовления и загруженности производства.

Я как производитель должен знать о проекте лучше за год, чтобы понимать, какое сырье подготовить, нужно ли дополнительно заказать ангобы и тому подобное. 


Произведи, доставь, оплата через 30 дней


Еще один сдерживающий фактор для развития отечественного производителя – это работа за счет его оборотных средств. Когда встречаются заказчик и поставщик, у нас всегда общая идея – сделать так, чтобы не пострадать при этой сделке. Какие риски у заказчика? Что товар не поступит вовремя или будет ненадлежащего качества, или что деньги, заплаченные в виде аванса, могут не вернуться или вернутся не в полном объеме. У производителя свои риски: тот заказ, который ему дал заказчик, не будет вовремя вывезен или вовремя оплачен.
ЖК «Резиденция Архитекор», Казань. Кирпич облицовочный Благодать
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
 
Сейчас сложилась практика, что производитель вынужден соглашаться на серьезную отсрочку платежа, иногда превышающую у крупных застройщиков 45 дней. Между тем, чтобы поставить товар, нужно учитывать: минимальный цикл производства – 30 дней, чтобы подготовится к производству продукции нужно еще месяц готовить сырье. То есть два месяца перед производством и полтора после – целый квартал – ты находишься в ситуации, когда используешь свои оборотные средства, а вернутся они только через четыре месяца.

Как мы выходим из этой ситуации? Мы стараемся выводить заказчика хотя бы на 50% авансовый платеж, банковские гарантии и аккредитивы. Но есть одно НО: нашим посредником выступает банк, он берет комиссию и ни за что ответственности не несет.  Сложившаяся практика точно не содействует ни экономии, ни качеству архитектурных решений.

Нужно отходить от концепции строительства с использованием оборотных средств производителя, поскольку перекладывая на него все риски, вы изначально сужаете круг готовых к сотрудничеству компаний и переплачиваете за отгружаемый товар. Наилучшим вариантом был бы реально действующий механизм открытого факторинга без регресса, но, к сожалению, банки, участвующие в финансировании конкретного строительства, не готовы предоставлять такой инструмент, в связи с чем и возникают разного рода суррогаты страхования ответственности посредством предоставления банковских гарантий и открытия аккредитивов. Надеюсь, что практика факторинга, действующая в европейских странах, когда банк является третьей стороной сделки, а у производителя всегда есть средства для производства, вернется и к нам.  
 

А как экономить правильно?


Можно ли оптимизировать стоимость и сроки строительства кирпичных фасадов не в ущерб качеству?

С этой целью лучше использовать при строительстве материалы, доступные на рынке и не требующие дополнительных затрат на разработку и производство. В основном это касается специфичных размеров – в нашей практике, например, встречался несерийный размер керамического кирпича, который был утвержден архитектурным бюро и ориентировался лишь на одного европейского производителя. 

Нужно ориентироваться на отечественных производителей, чтобы снижать зависимость от импорта и возникающие с этим риски. Мы за свою практику не раз слышали от архитекторов, что отечественная продукция – безликая и неинтересная, не позволяет создать архитектурный «шедевр». При этом архитекторы часто сравнивали продукцию наших фабрик с иностранными не по техническим характеристикам, а по эстетическим критериям (цвет, фактура, полутона и т.д.). Насколько критично это для строящегося объекта? Неужели эти цветовые нюансы повлияют на прочность и долговечность стен, и до неузнаваемости изменят архитектурный облик фасада? Конечно же, это не так! 
Кирпич ModFormat Кирово-Чепецкого кирпичного завода
Предоставлено заводом КС Керамик

Наконец, стоит изучить, что сейчас производят российские заводы лицевого кирпича – они в большинстве готовы сотрудничать и с архитекторами, и с заказчиками. Готовы экспериментировать с палитрой, фактурами, размерами. Прекрасным примером может служить продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода. Постоянно экспериментируя и внимательно изучая опыт коллег, а также получая обратную связь от своих потребителей, они смогли достичь отличных результатов, расширяя свой и так большой ассортимент производимой продукции. Сейчас у них можно найти и российский аналог ригельного кирпича, и уникальные сложные цветовые решения, которые достигаются применением разных способов окрашивания – помимо традиционного в массе, это ангобирование и безкислородный или флеш обжиг. 
 

Поставщики, технологии

01 Августа 2023

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.