Стоит ли экономить на фасадном материале?

Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
В стремлении сэкономить практически всегда приходится переплачивать. Это утверждение знакомо многим, кто сталкивался со строительством. Но если в частном случае суммы потерь могут быть незначительными, то в рамках крупного строительства переплаты могут быть очень большими, не позволяющими вписаться в ранее согласованный бюджет. Своим мнением по поводу экономии на фасадных материалах делится исполнительный директор лидера кирпичной отрасли – компании «КИРИЛЛ» – Дмитрий Самылин.
cic =
Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»

 

Стройте по проекту 


Стройка не по проекту – это самая частая проблема, с которой сталкиваются производители фасадных материалов. Технология монолитного строительства вроде бы позволяет без труда менять концепцию решений навесных фасадов, поскольку каркас вы можете облицевать чем угодно – кирпич, плитка, керамогранит, алюминиевые панели, медные панели, штукатурка и др. Но очень часто заказчик до последнего момента мечется между кирпичом, бетонной плиткой или другими вариантами, выбирая самый экономичный. В результате это приводит только к одному – увеличению бюджета и сорванным срокам строительства. 
zooming
Жилой комплекс «Береговой», Москва. Кирпич облицовочный HAGEMEISTER Dallas GT и клинкерная плитка с пропилами HAGEMEISTER Lubeck GT/FU для вентилируемых фасадов
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

В последние лет семь я наблюдаю, как на место строителей как будто приходят люди из сферы экономики – их задача построить не по проекту, а построить с какой-то экономией строительства. Бывают случаи, когда заказчик подходит к стадии фасадов и меняет даже не производителя кирпича, которого выбрал архитектор (хотя это тоже не редкость), а меняет сам кирпич на что-то еще, например, плитку. В одном из таких проектов мы полгода не могли понять, что будет применять заказчик – фасадную плитку или облицовочный кирпич. Для него, может быть, разница и не большая, но для производителя большая: потому что произвести плитку сложнее – нужно сначала произвести кирпич, а потом из него путем распила сделать плитку. 

Заказчик до последнего момента не мог определиться с фасадным материалом. Утром мы давали просчет в плитке, вечером в кирпиче. И потом все это снова менялось. Потом были ипостаси с клинкерной плитки уходить на бетонную, чтобы еще больше удешевиться. И я вынужден признать, что для многих застройщиков – если бы архитекторы не имели права голоса и какого-то своего Я – то на фасадах был бы самый дешевый материал, который можно найти на рынке.

Как показывает практика, потребитель редко может голосовать рублем – у него и выбор-то редко есть. Если у вас из пяти проектов у одного фасады качественнее, сделаны из кирпича, а не из бетонной плитки, наверное, вы рублем проголосуете. Но если все дома, как братья-близнецы, построены из одного и того же материала – ты будешь брать то, что есть. Ты можешь учитывать месторасположение, близость школы, но не то, как выглядит твой дом. 
zooming
Жилой комплекс «Медный 3.14», Москва. Кирпич облицовочный HAGEMEISTER Farsund HS и HAGEMEISTER Weimar HS
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Для застройщика вот это метание никогда не приводило к экономии. Если бы он заранее сделал план-анализ, какая навесная система нужна для кирпича, какая для плитки, какие работники нужны на стройке – это было бы гораздо эффективнее, чем когда ты все время догоняешь уходящий поезд. Потому что хороших каменщиков немного на рынке, их надо зафрахтовать, подсистему вовремя не заказал – теряешь время и деньги и так далее. 

Экономить можно, но не так. Например, подсистему можно использовать подешевле, но только заранее все просчитав. А когда ты делаешь каркас, а потом сидишь и думаешь, как у тебя продажи идут – если плохо, то еще экономишь на фасаде, или хорошо – тогда позволяешь себе чуть лучше…. Вот этот неправильный подход, здесь и архитектуры как таковой не остается. 

По пальцам одной руки можно посчитать архитекторов, кто может отстоять свою концепцию перед заказчиком. Я знаю, как многих архитекторов ломают через колено, когда застройщик приходит и говорит: надо экономить. У архитектора какие варианты? Хлопнуть дверью и сказать – мое имя вычеркните из авторов, и отказаться от денег? Или просто пойти согласиться? 
zooming
Гостиничный комплекс, Казань. Кирпич облицовочный Данилово
Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Здесь вопрос именно к застройщикам, им нужно понимать, что экономить на строительстве можно не удешевляя сам материал или продавливая производителя, чтобы он сделал дешевле, а более планомерно подходить к проекту. Использовать тот материал, которой изначально был выбран и согласован для проекта, заранее проводить необходимые тендеры по облицовочным материалам и навесным фасадным системам, учитывая сроки изготовления и загруженности производства.

Я как производитель должен знать о проекте лучше за год, чтобы понимать, какое сырье подготовить, нужно ли дополнительно заказать ангобы и тому подобное. 


Произведи, доставь, оплата через 30 дней


Еще один сдерживающий фактор для развития отечественного производителя – это работа за счет его оборотных средств. Когда встречаются заказчик и поставщик, у нас всегда общая идея – сделать так, чтобы не пострадать при этой сделке. Какие риски у заказчика? Что товар не поступит вовремя или будет ненадлежащего качества, или что деньги, заплаченные в виде аванса, могут не вернуться или вернутся не в полном объеме. У производителя свои риски: тот заказ, который ему дал заказчик, не будет вовремя вывезен или вовремя оплачен.
ЖК «Резиденция Архитекор», Казань. Кирпич облицовочный Благодать
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
 
Сейчас сложилась практика, что производитель вынужден соглашаться на серьезную отсрочку платежа, иногда превышающую у крупных застройщиков 45 дней. Между тем, чтобы поставить товар, нужно учитывать: минимальный цикл производства – 30 дней, чтобы подготовится к производству продукции нужно еще месяц готовить сырье. То есть два месяца перед производством и полтора после – целый квартал – ты находишься в ситуации, когда используешь свои оборотные средства, а вернутся они только через четыре месяца.

Как мы выходим из этой ситуации? Мы стараемся выводить заказчика хотя бы на 50% авансовый платеж, банковские гарантии и аккредитивы. Но есть одно НО: нашим посредником выступает банк, он берет комиссию и ни за что ответственности не несет.  Сложившаяся практика точно не содействует ни экономии, ни качеству архитектурных решений.

Нужно отходить от концепции строительства с использованием оборотных средств производителя, поскольку перекладывая на него все риски, вы изначально сужаете круг готовых к сотрудничеству компаний и переплачиваете за отгружаемый товар. Наилучшим вариантом был бы реально действующий механизм открытого факторинга без регресса, но, к сожалению, банки, участвующие в финансировании конкретного строительства, не готовы предоставлять такой инструмент, в связи с чем и возникают разного рода суррогаты страхования ответственности посредством предоставления банковских гарантий и открытия аккредитивов. Надеюсь, что практика факторинга, действующая в европейских странах, когда банк является третьей стороной сделки, а у производителя всегда есть средства для производства, вернется и к нам.  
 

А как экономить правильно?


Можно ли оптимизировать стоимость и сроки строительства кирпичных фасадов не в ущерб качеству?

С этой целью лучше использовать при строительстве материалы, доступные на рынке и не требующие дополнительных затрат на разработку и производство. В основном это касается специфичных размеров – в нашей практике, например, встречался несерийный размер керамического кирпича, который был утвержден архитектурным бюро и ориентировался лишь на одного европейского производителя. 

Нужно ориентироваться на отечественных производителей, чтобы снижать зависимость от импорта и возникающие с этим риски. Мы за свою практику не раз слышали от архитекторов, что отечественная продукция – безликая и неинтересная, не позволяет создать архитектурный «шедевр». При этом архитекторы часто сравнивали продукцию наших фабрик с иностранными не по техническим характеристикам, а по эстетическим критериям (цвет, фактура, полутона и т.д.). Насколько критично это для строящегося объекта? Неужели эти цветовые нюансы повлияют на прочность и долговечность стен, и до неузнаваемости изменят архитектурный облик фасада? Конечно же, это не так! 
Кирпич ModFormat Кирово-Чепецкого кирпичного завода
Предоставлено заводом КС Керамик

Наконец, стоит изучить, что сейчас производят российские заводы лицевого кирпича – они в большинстве готовы сотрудничать и с архитекторами, и с заказчиками. Готовы экспериментировать с палитрой, фактурами, размерами. Прекрасным примером может служить продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода. Постоянно экспериментируя и внимательно изучая опыт коллег, а также получая обратную связь от своих потребителей, они смогли достичь отличных результатов, расширяя свой и так большой ассортимент производимой продукции. Сейчас у них можно найти и российский аналог ригельного кирпича, и уникальные сложные цветовые решения, которые достигаются применением разных способов окрашивания – помимо традиционного в массе, это ангобирование и безкислородный или флеш обжиг. 
 

Поставщики, технологии

01 Августа 2023

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.