Дом с множественностью лиц

Мало того, что у нового жилого квартала в Замоскворечье три разных типа кирпичных фасадов – над этим проектом ещё и работало сразу четыре команды с международным именем.

Автор текста:
Мария Снежинская

08 Ноября 2016
Архитектура Реклама
mainImg
Мастерская:
Aedas
MLA+ http://www.mlaplus.com/
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК «I’M»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Ирина Воленко
Главный инженер проекта: Николай Першин
Специалисты архитектурного отдела: Александр Стариков, Дарья Пудовкина
Специалисты отдела градостроительного планирования: Ирина Понада
Специалисты конструкторского отдела: Марина Серебрякова

2017
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
0 Участок между Зацепским валом и Кожевническим проездом оставался последней неосвоенной промышленной территорией вдоль Шлюзовой набережной Москвы-реки. В конце девяностых часть выходящих на неё цехов фабрики «Парижская коммуна» перестроили в офисные центры и гостиницу, в 2000-х напротив появился бизнес-квартал с Домом музыки и башней ещё одного отеля. Долгое время пустовала зона рядом с автосервисами, расположенными ближе к Садовому кольцу, но буквально пару лет назад здесь завершили строительство ещё одного современного бизнес-центра. Московское правительство, активно взявшись за «возвращение набережных городу», поставило Шлюзовую «на вид», пообещав в ближайшие годы ее благоустроить – со всеми вытекающими велодорожками, лавочками и липовыми аллеями. И только участок непосредственно за бизнес-центром, ограниченный с четвёртой стороны жилой застройкой Кожевнической улицы, сохранял статус промзоны.

Так место, которое занимали давно не действовавшие по назначению корпуса суконной фабрики, превратилось в «лакомую» площадку для размещения нового жилого квартала. Удобно передвигаться на всех видах транспорта и пешком, вблизи река, рукой подать до исторической части Замосковоречья, от всех источников возможного беспокойства: Павелецкого вокзала и Садового кольца – защищает разнообразная застройка по периметру. Впрочем, авторы проекта намеренно сдвинули новые корпуса подальше от границы участка, чтобы получить возможность возвести дополнительную «зелёную преграду» с живыми изгородями, рядами деревьев, лужайками и спортивно-игровыми площадками.
zooming
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.psngroup.ru
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.im-moscow.ru

Во вновь строящихся в центре Москвы проектах так называемые общественные пространства становятся предметом отдельного пристального изучения и восхищения. Соревнования «клубных домов» в архитектуре haute couture фактически канули в Лету, и даже небольшие участки осваиваются с точки зрения не максимальной плотности в привлекательной «оболочке», а качественной среды снаружи и внутри. В данном случае площадь территории – 1,6 га – оказалась достаточно большой для того, чтобы сформировать уютный квартал, предусмотреть устройство ландшафта по внешнему периметру, а внутренний двор задумать в образе сада. Машинам здесь не место – они сразу отправляются в подземный паркинг. Вместо них – фруктовые деревья, розарий и фонтан. Голландские дизайнеры из компании Hyco Verhaagen GmbH должны позаботиться о том, чтобы растения в этом саду круглогодично меняли окрас.
zooming
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.psngroup.ru

Международная команда этого проекта в целом впечатляет. За объемы и планировки отвечает Дэвид Уокер, владелец собственного архитектурного бюро в Лондоне, начинавший карьеру в компании Skidmore, Owings and Merrill: вот уже много десятилетий она строит чуть ли не самые «прорывные» небоскребы в мире. Хотя в «I'M» шла речь о зданиях другого масштаба: оба корпуса, первый из которых – в виде двух составленных рядом «молоточков» – вытянут условно вдоль Зацепского вала, а второй, похожий, но один из «молоточков» без «ручки» – вдоль Кожевнического проезда – имеют в высоту 6-7 этажей. И если обычно архитекторы заняты решением проблемы визуального уменьшения высотности, то тут стояла, скорее, обратная задача: чуть больше «вытянуть» здания вверх, усилить ощущение защищенности. А раз для уменьшения стилобат «выдвигают» вперед, то Уокер, напротив, с внутренней стороны квартала «прорезал» в двух первых уровнях зданий галереи. Двойная защита – психологическая и физическая. Причем психологическая даже важнее и сильнее за счет простого, но такого эффективного приёма: стены и своды облицовываются зелёным глазурованным кирпичом. Идешь – с одной стороны зелень – и с другой стороны «зелень».
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.psngroup.ru

Облицовочный клинкерный кирпич немецкой компании Hagemeister станет основой образного решения фасадов комплекса. Над фасадами работало голландское бюро MLA+ во главе с Маркусом Аппенцеллером. Для трёх «контуров видимости» квартала он предложил три варианта фасадов. «Парадные», с выходом на Шлюзовую набережную и Кожевнический проезд, отделываются кирпичом тёплого: внизу бежевого, выше шоколадного – оттенка. Прочие внешние фасады – из кирпича глубокого красного цвета. И наконец, внутри квартала стены зданий снова тепло-бежевые.
zooming
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.im-moscow.ru
zooming
Клинкерный кирпич Hagemeister светло-медового оттенка Meissen
Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
zooming
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.im-moscow.ru
zooming
Клинкерный кирпич Hagemeister красно-желтой сортировки Hannover
Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

Рисунок фасадов везде одинаковый: ячейки выверенной, как по линейке, сетки окон (и все из них – панорамные!) украшены «медными» решётками балконов – как плоских «французских», так и «обычных». Однако, несмотря на кажущуюся простоту решения, при правильном освещении фасады обоих корпусов «оживают» и становятся пластичными и фактурными. Это происходит благодаря сложной окраске кирпичей, будь то красные, шоколадные или бежевые, и так называемому эффекту «меланжа», когда чуть разные по тону элементы, образуя единую поверхность, порождают переливы цвета. Производство таких «кирпичных сортировок» требует особой технологии формования и обжига – сравнительно небольшая семейная фабрика Hagemeister вырабатывала её годами. А теперь эта продукция используется по многих отечественных проектах, где на фасадах предусмотрена декоративная кирпичная кладка.
ЖК «I’M»
Фотография с сайта www.im-moscow.ru
zooming
ЖК «I’M»
Фотография с сайта www.im-moscow.ru
zooming
Клинкерный кирпич Hagemeister коричнево-серой палитры Werne
Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

И, наконец, четвёртая привлеченная к проекту международная компания –бюро Aedas, обладающее, помимо прочего, большим опытом в оформлении люксовых отелей. Неслучайно в «I'M» специалисты Aedas занимались интерьерами общих пространств – помимо просторного лобби с зонами ожидания для гостей это пресловутый «клубный дом», Clubhouse: некое представительское пространство для жильцов, которое можно приспособить под мероприятия любого формата. Расположенное на первом этаже большего из двух корпусов, оно занимает 250 м2 и включает зону ресепшен, библиотеку, два кабинета и многофункциональный зал: при необходимости он становится переговорным, банкетным или, скажем, домашним кинотеатром. К и без того разнообразной инфраструктуре квартала: салон красоты, фитнес-центр, коворкинг-зона, кофейня, медцентр, отделение банка, детский сад – это добавляет той самой рукотворности и индивидуальной «скроенности», за которой в случае с кирпичом едут в Германию. В случае с современным московским жильём, пожалуй, далеко ходить уже не надо. Были бы деньги.

Для фасадов комплекса I'M выбраны три вида клинкерного кирпича формата 240х115х71 компании Hagemeister: светло-медового оттенка Meissen; красно-желтой сортировки Hannover; сложной коричнево-серой палитры Werne.

Поставку кирпича Hagemeister для проекта «I'M» осуществляет компания АО «Фирма «КИРИЛЛ».
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.im-moscow.ru
zooming
Жилой квартал премиум-класса «I’M». Изображение с сайта www.im-moscow.ru
ЖК «I’M»
Изображение с сайта www.im-moscow.ru

Поставщики, технологии

Мастерская:
Aedas
MLA+ http://www.mlaplus.com/
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК «I’M»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Ирина Воленко
Главный инженер проекта: Николай Першин
Специалисты архитектурного отдела: Александр Стариков, Дарья Пудовкина
Специалисты отдела градостроительного планирования: Ирина Понада
Специалисты конструкторского отдела: Марина Серебрякова

2017

08 Ноября 2016

Автор текста:

Мария Снежинская
АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Aedas: другие проекты
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Еще один пирс
В Чикаго представлены проекты финалистов конкурса на проект реконструкции Флотского пирса на берегу озера Мичиган. На сегодняшний день это последний из череды планов обновления прогулочных пирсов в США и Великобритании.
Завидное упорство
Рем Колхас принял участие в конкурсе на проект «культурного форума» в Гааге, который появится на месте сносимого Нидерландского театра танца — одного из первых реализованных проектов OMA.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.