Сергей Чобан о выразительности кирпичных фасадов

Конспект лекции Сергея Чобана, прочитанной в Германии на заводе Hagemeister. На примере собственных проектов и построек, а также рисунков архитектор демонстрирует образные возможности кирпичной облицовки.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
На «клинкерном семинаре» компании по производству кирпича Hagemeister Сергей Чобан, глава российского бюро SPEECH и соруководитель немецкого nps tchoban voss, прочитал доклад, где на примере собственных проектов рассказал об особой роли этого материала в современной архитектуре. Доклад Сергея Чобана так и назывался – «Чувство материала».
Сергей Чобан на семинаре по клинкерному кирпичу на заводе Hagemeister. Фотография © speech.su
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss

В первой части доклада Сергей Чобан показал собственные рисунки с видами реально существующих исторических городов и архитектурными фантазиями. На их примере архитектор объяснил, как меняется представление о гармоничной городской среде – от соразмерных исторических объемов до ярко-контрастных сочетаний подчеркнуто современных форм. В основе формирования «лица» городской среды, по мнению архитектора, всегда лежат фасады и те материалы, из которых созданы их поверхности.
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
***

NHow Hotel
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe

Говоря о практике, Сергей Чобан начал со своих построек в Берлине. Отель NHow, находящийся в районе Восточной гавани и обращённый главным фасадом в сторону реки, – пример сочетания самых разных фактур. Клинкерная облицовка из кирпичей разного размера в сочетании с окнами, разбросанными по фасаду с продуманной живописностью и – главное – серебристой консолью, нижняя поверхность которой облицована металлом, вместе создают вибрирующий образ, созвучный потоку речных волн. На фасадах отеля NHow смешаны четыре оттенка клинкерного кирпича.
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Ситуационный план © nps tchoban voss
Гостиница nhow Hotel. План 1 этажа © nps tchoban voss
Гостиница nhow Hotel. План 6 этажа © nps tchoban voss
Гостиница nhow Hotel. План 10 этажа © nps tchoban voss
***

Hamburger Hof
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe

Другое здание – комплекс Hamburger Hof в Берлине – пример совмещения реставрации исторического здания с новым строительством. Ансамбль формировался с начала XIX века и тогда в основном состоял из небольших частных предприятий и мастерских. Проект Сергея Чобана по реконструкции комплекса предлагал сохранить существующую функцию основных зданий, дополнив их до многофункционального центра с помощью общественно-развлекательных зон и жилых объектов.

Но самой сложной задачей проекта оказался поиск решения, позволившего снести как можно меньше, деликатно вписав новые постройки в исторический контекст. Облицовка фасадов реставрируемых корпусов клинкерным кирпичом помогла обновить их, сохранив историческую достоверность. В то же время красный кирпич холодного оттенка хорошо сочетается со светлыми листами современного металла и большими поверхностями стекла в новых корпусах. Особенно хорошо эта контрастная гармония заметна во внутренних двориках комплекса, ставших новым общественным пространством комплекса, наделенным в то же время ощущением «старого города».
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Ситуационный план © nps tchoban voss
***

Гостиницы Ibis и Amano
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Комплекс расположен в районе Берлин-Митте у Главного вокзала и состоит из двух отелей, примыкающих друг к другу по сторонам трапециевидного двора. Строгая сетка фасадов продиктована соседством правительственных зданий на противоположном берегу реки, поэтому особое внимание Сергей Чобан уделил деталям. Кирпичная облицовка, сочетающая оттенки от светло-бежевого до тёмно-серого, оживляет фасады, подчеркивая подвижный ритм трёхслойных фасадов, где выступы и впадины, чередуясь в обрамлениях окон, создают игру светотени, способную заставить зрителя усомниться единообразии поверхности этих, на первый взгляд очень строгих, зданий.
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Ситуационный план © nps tchoban voss
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. План 1 этажа © nps tchoban voss
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. План верхнего этажа © nps tchoban voss
***

Дом под Потсдамом
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Последним в обзоре немецких построек Сергея Чобана стал частный дом под Потсдамом. Здесь nps tchoban voss снова обратились к теме контраста материалов. Дом состоит из двух простых параллелепипедов: нижний кирпичный объём служит постаментом для верхнего, облицованного светлым металлом, опоясанного сплошной лентой окон и главное – выдвинутого глубокой консолью ровно наполовину длины, заставляя зрителя усомниться в надёжности конструкции и, с другой стороны, восхититься её прочностью. На кровле нижнего объема появляется большая открытая терраса, консоль образует внушительный козырёк.
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Части дома соединены белой спиралью лестницы, которая служит не только коммуникационной, но скульптурной осью светлого внутреннего пространства. Лестницу видно снаружи, её белизна оттеняет темную шершавую фактуру клинкера, оживлённую вкраплениями светло-бежевых «солнечных бликов».
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Сергей Чобан упомянул, что этот дом – удачный пример развития темы: полностью современное здание кажется состоящим из исторического каменного низа и лёгкого современного верха.

Эффект контрастной гармонии необходим архитектуре современного города, – уверен докладчик. А клинкерный кирпич – наиболее удачный материал для достижения цели.
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Вилла под Потсдамом. Ситуационный план © nps tchoban voss
Вилла под Потсдамом. План 1 этажа © nps tchoban voss
Вилла под Потсдамом. План 2 этажа © nps tchoban voss
***

Во второй части лекции Сергей Чобан обратился к опыту использования кирпича в российском строительстве. Исторически кирпич изготавливался вручную вплоть до XIX века. Традиции и сложившиеся исторические особенности применения кирпича Сергей Чобан рассмотрел на примере ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, построенной в середине XVII века. Насыщенный тёмный оттенок крупных кирпичей-большемеров контрастирует со светлым скрепляющим известковым раствором, что, впрочем, не нарушает цельности формы. Однако цветовые контрасты не были главным украшением фасадов, эту роль выполняли дробные архитектурные элементы, собранные из того же кирпича.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Ярославль, середина XVII века. Фотография © nps tchoban voss
***

Западный порт
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»

Изучив самобытность применения кирпичной облицовки на территории России, Сергей Чобан предлагает собственный взгляд на её использование в своих проектах. Первый – проект многофункционального комплекса «Западный порт» на Шелепихинской набережной в Москве. Это протяженная масштабная застройка у воды, состоящая из пяти разноэтажных кварталов. Над проектом работал консорциум трёх московских архитектурных бюро – SPEECH, ADM architects и ТПО Резерв. Поэтому после разработки единой архитектурной концепции, где каждый из пяти кварталов формируется из одинаковых прямоугольных в плане замкнутых дворов, каждая мастерская предложила собственное решение фасадов. Поскольку по форме все здания идентичны друг другу, и различаются лишь габаритами и этажностью, фасады должны были выполнять в проекте наиболее важные функции: придавать каждому корпусу индивидуальность, впрочем не спорящую с соседствующими постройками и служащую для целостного оформления набережной. И снова архитекторы пришли к выводу, что лучшим решением станет цветовой контраст: сочетание тёмного кирпича и светлого натурального камня. Различия оттенков как первого, так и второго материалов, вероятнее всего, будет достаточно для гармоничного оформления набережной единой вереницей разных фасадов.
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт». Проект, 2015
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
***

ЗИЛ
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH

Ещё один московский пример – выполненный бюро SPEECH проект жилого комплекса на территории реконструируемого ЗИЛа. Так как речь идёт об одном из самых грандиозных проектов Москвы последних лет, в котором участвуют практически все яркие архитекторы, то в проекте отдельного, хоть и большого, здания было необходимо учитывать все принципы общего плана, заложенные в концепции комплекса. Сергей Чобан обратился к эстетике советского конструктивизма, разделив кирпичные фасады зубчатыми пилонами «колоссального ордера», состоящими из трёх вертикалей треугольного сечения.
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH

В облицовке фасадов Сергей Чобан также планирует применить в облицовке клинкерный кирпич разных оттенков: от насыщенно-терракотового до светло-серого. И снова в проекте присутствуют смелые цветовые сочетания: достаточно тёмный кирпич основных поверхностей подчеркивает горизонтальную «балку» мезонина верхнего этажа – детали, которая всего напоминает о конструктивистском прошлом места.
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
***

Садовые кварталы
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH

Последний проект, о котором рассказал Сергей Чобан в рамках доклада, входит в состав масштабного московского жилого комплекса – «Садовые кварталы», в основу которого также положен единый дизайн-код, разработанный Сергеем Скуратовым. Впрочем для этого объекта Сергей Чобан выбрал достаточно сложный план, учитывающий особенности участка, и ещё более запоминающийся фасад. Здание установлено на высоком остеклённом стилобате с общественными пространствами внутри. Выше фасады одиннадцатиэтажного дома представляют собой вибрирующую, словно гофрированную, поверхность. Кроме того, рёбра зигзага не прямые, а слегка волнистые.
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH

Для создания эффекта подвижной поверхности использован клинкерный кирпич Hagemeister Gent нескольких красных оттенков.
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках. Ситуационный план
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках. Генеральный план
© SPEECH

По словам Сергея Чобана, данный обзор демонстрирует роль кирпича в формировании городской среды: будь то реконструкция исторической застройки, когда новые здания должны перекликаться со «старожилами», или же совершенно новое строительство, рассчитанное на визуальный комфорт. Фасады – важнейшая часть городской среды, а кирпич – «вечный» фасадный материал, актуальный как для исторической, так и для современной архитектуры. 
***
 
Генеральный партнер заводов Hagemeister в России – компания АО «Фирма «КИРИЛЛ». Hagemeister – компания с 150-летней историей, уникальными технологическими возможностями производства кирпича и современными разработками. «Кирилл» – ведущий поставщик облицовочного и строительного кирпича, а также керамической черепицы, клинкера, клинкерной плитки.
В ассортименте компании представлено более 1000 различных по цвету и фактуре вариантов кирпича. Недавно компании Hagemeister и «Фирма «КИРИЛЛ» начали реализацию совместной программы «Региональных представительств».
Сергей Чобан (в центре) Кристиан Хагемайстер (справа) и европейские архитекторы на семинаре по клинкерному кирпичу на заводе Hagemeister. Фотография © speech.su

Поставщики, технологии

29 Декабря 2016

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.