Кирпичные постройки – это часть культурного кода исторического города

Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Какие требования к кирпичу предъявляют архитекторы при работе в исторической среде?

– Основное требование – это соответствие типоразмерам. В основном кирпич исторических строений, которые датированы концом XIX – началом XX вв., и более ранних построек имеет плавающий размер. Есть строения, которые близки к нашему стандартному размеру – 250х120х65 мм, а есть те, которые требуют размер 270х70х75 мм, все зависит от региона, в котором строительство происходило и насколько жесткими были требования самих производителей. В то время допуски были достаточно относительными и доходили до 1-2 см. Так что, когда мы начинаем входить в какой-то исторический проект, мы сталкиваемся с этим размерным рядом, и каждый раз он может быть разным.
Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»
Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

В этом заключается проблема, потому что сохранить облик кирпичного строения именно в таком типоразмере, конечно, можно, но в основном те заводы, которые производят такого рода продукцию, делают хороший полнотелый кирпич, но без такого важного показателя для облицовочного кирпича, как морозостойкость. Она там достаточно низкая. Поэтому восстанавливая из такого продукта строения, мы по сути получаем отложенную реставрацию на будущее.

Кроме того, с российскими облицовочными заводами намного сложнее, чем с европейскими, потому что переключиться на какой-то другой типоразмер под конкретный реставрационный проект – для них практически невозможно. Заводы всегда сильно загружены по объему, а на реставрацию нужен небольшой объем, может быть 5-10-20 тыс. кирпича, и переводить свою производственную линию, чтобы затачивать ее под реставрационные вещи, достаточно сложно.

Другой вопрос, который задают реставраторы – это колористическое решение. Но на самом деле в исторической застройке оно было достаточно простым –  либо красный кирпич, либо красно-пестрый. Когда были доступны наши европейские коллеги-производители, они достаточно хорошо адаптировались к реставрационным задачам, и заводы в Германии и Голландии могли быстро произвести необходимую продукцию под нужный нам типоразмер, и даже сохранить какую-то привязку к историческому зданию с точки зрения визуала. А вот теперь ситуация сложилась так, что российские архитекторы по-прежнему доверяют европейцам, но покупают отечественное. Просто их ситуация вынудила, если бы она поменялась, то архитекторы снова выбрали бы западных производителей, а нашим доставались крохи.
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Почему так? Действительно ли, уникальные характеристики кирпича может предоставить только зарубежный производитель?

– Это один из мифов рынка. У архитектурного сообщества, на самом деле, есть такая же проблема, как и у кирпичного: они априори считают отечественного производителя плохим. Если мы возьмем топовые проекты 3-5-летней давности в Москве и Петербурге, то в большинстве своем их выполняли не российские архитектурные компании: это были английские, швейцарские, немецкие, американские, голландские бюро, которые брали россиян дорабатывать рабочку. Европейский архитектор, заходя на проект, какой продукт туда понесет? Конечно, он не будет закладывать в него российский кирпич, потому что его не знает, но он работал, например, с европейским производителем, зачем ему что-то еще выдумывать? Он получает в той же Голландии каталог, образцы от европейского менеджера, а потом выдает заказчику: вот мы выбрали, такая картинка, такой производитель, вы должны купить. И у нас стало засилье импортного кирпича – его, кстати, не было лет 10-15 назад, все-таки это дорогой продукт. 
  • zooming
    Жилой комплекс “The Residences Mandarin Oriental”, Москва. Арх. Илья Уткин, Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс “The Residences Mandarin Oriental”, Москва. Арх. Илья Уткин, Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Сейчас тренд поменялся: импортный кирпич стал не просто очень дорогой, импорт вообще несет в себе большое количество рисков, которые должен на себя кто-то взять – и это, скорее всего, будет заказчик. Основные риски по поставке импорта сейчас – это сроки, которые могут растянуться, и негарантированный бюджет, то есть согласованная цена в 200 руб. может легко превратиться в 300 руб. В условиях неопределенности все застройщики понимают, что импорт на сегодня – это некий квест, с ним надо будет прожить, понимая, что имеешь множество неизвестных, которые просчитать в комплексе не получится. 

Как же в таком случае развивать рынок импортозамещения?

– Мы все время говорим, что недоверие к российским кирпичным заводам приводит к тому, что и развития их не происходит, им не ставятся задачи сделать что-то уникальное, красивое, как у европейцев. Наши заводы всегда работали в определенном сегменте – это «эконом» и «эконом плюс». То есть были посылы: вы сделайте, принесите покажите, мы посмотрим, но все равно нам не понравится. Но так это не работает. Когда идет лошадь и телега, всегда вопрос – а кто впереди? В моем понимании, если не формируется спроса от клиента – в нашем случае крупного застройщика или архитектора – то и производство не будет подтягиваться под эти критерии, нет смысла, все живут в коммерческой среде. Производить что-то на эксперимент очень дорого. 
  • zooming
    Жилой комплекс “EGODOM”, Москва. Арх. Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Lubeck GT 290x90x52. HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс “EGODOM”, Москва. Арх. Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Lubeck GT 290x90x52. HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Но тем не менее, последние три года многие заводы активизировались – хороший пример Кирово-Чепецкий кирпичный завод. Еще недавно это было стандартное производство, выпускали обычный кирпич, красный, коричневый желтый, пестрый, в общем достаточно примитивный. Но вот у них зародилась мысль, а можем ли мы сделать что-то интересное, и начали разрабатывать новую коллекцию, экспериментировать с цветовыми решениями. Не скажу, что это полностью повторяет европейцев, но очень близко к ним. И что важно – они пошли в декорирование лицевой поверхности, при этом не ухудшая качество самого продукта.
  • zooming
    Лицевой кирпич Мальме. Продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Лицевой кирпич Мальме. Продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Некоторые российские кирпичные заводы, которые пошли по пути эксперимента, добились хороших показателей: с расстояния 5-6 метров от стены уже не определить, это отечественный продукт или немецкий

Разговоры о том, что у европейцев лучше морозостойкость – еще один миф, мы проверяли много европейских заводов. Если брать популярные у наших архитекторов бельгийские и голландские кирпичи ручной формовки, то у многих морозостойкость не дотягивала и до 50 циклов. Но мы почему-то доверяем им, а не отечественным, от которых требуется морозостойкость не ниже 100 циклов.

То есть если мы берем кирпичное строительство в историческом городе, мы уже подошли к тому, чтобы обходиться отечественной продукцией? Вопрос только в типоразмерах кирпичей? 
 
– Все-таки не только в этом. Хорошо, когда повторяется историческая кладка, но для меня более важен вопрос сохранения исторического облика как такового. Можно использовать и российские кирпичи нашего типоразмера, то есть с более жесткими допусками, достаточно близкими к тому стандарту, который устоялся на территории Российской империи, просто чтобы эти здания сохранить. Но огромное количество дореволюционных памятников у нас просто уничтожаются. Когда мы приходим в исторический район и у нас нет обременения, при этом здание добротное, интересное, люди к нему привыкли, оно имеет какой-то исторический почерк – его просто сносят, чтобы на этом месте поставить многоэтажку из любого современного материала. 
  • zooming
    Гостиничный комплекс, Казань. Кирпич облицовочный Данилово
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс "I’M квартал на Садовом", Москва. Кирпич облицовочный HAGEMEISTER Meissen GT 240x115x71. HAGEMEISTER Werne GT 240x115x52. HAGEMEISTER Hannover GT 240x115x71
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Есть так называемые исторические центры, они сформированы не нынешними застройщиками, и просто приходить туда, как в лес с топором, и вырубать все под корень, когда ты из прекрасной рощи оставляешь для себя какие-то непонятные полески, это вандализм 

Есть такой город Мюнстер в Германии, старые улочки, старые дома, никакой мысли даже, что этим домам всего лет 50-60, потому что во время войны его сравняли практически с землей. Город восстанавливали по чертежам, и облик старого Мюнстера остался благодаря тому, что строго охранялись фасадные решения, хотя за ними внутри совершенно новые, современные здания. Есть очень хорошие примеры и в Москве, у архитекторов Ильи Уткина, Сергея Скуратова, которые прекрасно живут в историческом центре. 

Можно перестроить историческую облицовку с включением новых материалов, но обязательно – и с сохранением старых. Выкидывать старые кирпичи, я считаю, вообще варварство 

Есть много проектов, где сохранились старые деревянные перекрытия, потрясающей красоты чугунные лестницы, батареи – все это можно восстановить. Я сейчас говорю не про те объекты, которые являются культурным наследием и где нельзя вообще ничего трогать, я имею ввиду те здания, которые подвергаются серьезной реконструкции. Понятно, что в них создаются новые удобные условия для жизни, но при этом, если мы более деликатно будем использовать материалы, то получим в итоге добавленную ценность проекта, потому что это будет дом с историей.
  • zooming
    Кирпичный дом XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Интерьер ресторана в кирпичном здании XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

– Вы предлагаете миксовать старый и современный кирпич. А техника кладки как-то отличается? Не будет ли это выглядеть новоделом?

– Историческая кладка использовала тычки и ложки, то есть шла перевязка облицовочного слоя с внутренним слоем кирпичного дома. Естественно, там не было нержавеющей стали, на которую сейчас навешиваются консоли, везде кирпич перевязывался с кирпичом. Сейчас мы стены из кирпича практически не строим, в основе идет железобетон, газосиликат в качестве заполнения, керамические блоки, то есть так, чтобы просто полнотелым кирпичом выстроить какое-то здание – я практически не знаю таких проектов. Поэтому да, это конечно, будет некая имитация исторической кладки, даже если мы хотим делать английскую, готическую перевязку или какие-то более сложные варианты с использованием тычковой кладки. Мы все равно будем делать внешний слой, а крепиться это все будет на консолях или анкерах. 
  • zooming
    Кирпичный дом XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Фрагмент кирпичного дома XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Но многие застройщики не решаются даже на это, хотя я считаю, что всегда можно грамотно подойти к вопросу сохранения, соблюдая баланс между экономикой стройки и историческим городом. Может быть, в чистом виде какая-то историческая кладка и не сохранится, но важно восстанавливать здания, используя аутентичный материал, то есть кирпич – к кирпичу. Вы возьмете старые кирпичи, разбросаете их по кладке – они будут смотреться достоверно и не выглядеть современной нашлепкой.

Кирпичные постройки – это важнейшая часть культурного кода исторической части города. Кирпич – это надежно, красиво и дорого! Кирпичные дома не строились в спешке, а возводились основательно и добротно, и не для того, чтобы быть снесенными

Конечно, невозможно просто законсервировать какой-либо район города, сделав из него музей. Но учитывая интересы жителей, можно найти баланс, позволяющий сделать исторический центр современным и удобным для жителей, и привлекательным для бизнеса. В мировой практике можно найти большое количество удачных примеров такого компромисса, когда наиболее интересные и ценные с точки зрения архитектуры старые здания восстанавливаются и обретают новую жизнь, получая современную инженерию и комфортную для проживания среду, при этом не теряя свою идентичность.
 
  • zooming
    Жилой комплекс «Меценат», Москва. Арх. Илья Уткин Кирпич облицовочный IBSTOCK Bristol Brown 215x102x65
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Поставщики, технологии

03 Июля 2023

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.