Кирпичные постройки – это часть культурного кода исторического города

Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Какие требования к кирпичу предъявляют архитекторы при работе в исторической среде?

– Основное требование – это соответствие типоразмерам. В основном кирпич исторических строений, которые датированы концом XIX – началом XX вв., и более ранних построек имеет плавающий размер. Есть строения, которые близки к нашему стандартному размеру – 250х120х65 мм, а есть те, которые требуют размер 270х70х75 мм, все зависит от региона, в котором строительство происходило и насколько жесткими были требования самих производителей. В то время допуски были достаточно относительными и доходили до 1-2 см. Так что, когда мы начинаем входить в какой-то исторический проект, мы сталкиваемся с этим размерным рядом, и каждый раз он может быть разным.
Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»
Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

В этом заключается проблема, потому что сохранить облик кирпичного строения именно в таком типоразмере, конечно, можно, но в основном те заводы, которые производят такого рода продукцию, делают хороший полнотелый кирпич, но без такого важного показателя для облицовочного кирпича, как морозостойкость. Она там достаточно низкая. Поэтому восстанавливая из такого продукта строения, мы по сути получаем отложенную реставрацию на будущее.

Кроме того, с российскими облицовочными заводами намного сложнее, чем с европейскими, потому что переключиться на какой-то другой типоразмер под конкретный реставрационный проект – для них практически невозможно. Заводы всегда сильно загружены по объему, а на реставрацию нужен небольшой объем, может быть 5-10-20 тыс. кирпича, и переводить свою производственную линию, чтобы затачивать ее под реставрационные вещи, достаточно сложно.

Другой вопрос, который задают реставраторы – это колористическое решение. Но на самом деле в исторической застройке оно было достаточно простым –  либо красный кирпич, либо красно-пестрый. Когда были доступны наши европейские коллеги-производители, они достаточно хорошо адаптировались к реставрационным задачам, и заводы в Германии и Голландии могли быстро произвести необходимую продукцию под нужный нам типоразмер, и даже сохранить какую-то привязку к историческому зданию с точки зрения визуала. А вот теперь ситуация сложилась так, что российские архитекторы по-прежнему доверяют европейцам, но покупают отечественное. Просто их ситуация вынудила, если бы она поменялась, то архитекторы снова выбрали бы западных производителей, а нашим доставались крохи.
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Почему так? Действительно ли, уникальные характеристики кирпича может предоставить только зарубежный производитель?

– Это один из мифов рынка. У архитектурного сообщества, на самом деле, есть такая же проблема, как и у кирпичного: они априори считают отечественного производителя плохим. Если мы возьмем топовые проекты 3-5-летней давности в Москве и Петербурге, то в большинстве своем их выполняли не российские архитектурные компании: это были английские, швейцарские, немецкие, американские, голландские бюро, которые брали россиян дорабатывать рабочку. Европейский архитектор, заходя на проект, какой продукт туда понесет? Конечно, он не будет закладывать в него российский кирпич, потому что его не знает, но он работал, например, с европейским производителем, зачем ему что-то еще выдумывать? Он получает в той же Голландии каталог, образцы от европейского менеджера, а потом выдает заказчику: вот мы выбрали, такая картинка, такой производитель, вы должны купить. И у нас стало засилье импортного кирпича – его, кстати, не было лет 10-15 назад, все-таки это дорогой продукт. 
  • zooming
    Жилой комплекс “The Residences Mandarin Oriental”, Москва. Арх. Илья Уткин, Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс “The Residences Mandarin Oriental”, Москва. Арх. Илья Уткин, Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Сейчас тренд поменялся: импортный кирпич стал не просто очень дорогой, импорт вообще несет в себе большое количество рисков, которые должен на себя кто-то взять – и это, скорее всего, будет заказчик. Основные риски по поставке импорта сейчас – это сроки, которые могут растянуться, и негарантированный бюджет, то есть согласованная цена в 200 руб. может легко превратиться в 300 руб. В условиях неопределенности все застройщики понимают, что импорт на сегодня – это некий квест, с ним надо будет прожить, понимая, что имеешь множество неизвестных, которые просчитать в комплексе не получится. 

Как же в таком случае развивать рынок импортозамещения?

– Мы все время говорим, что недоверие к российским кирпичным заводам приводит к тому, что и развития их не происходит, им не ставятся задачи сделать что-то уникальное, красивое, как у европейцев. Наши заводы всегда работали в определенном сегменте – это «эконом» и «эконом плюс». То есть были посылы: вы сделайте, принесите покажите, мы посмотрим, но все равно нам не понравится. Но так это не работает. Когда идет лошадь и телега, всегда вопрос – а кто впереди? В моем понимании, если не формируется спроса от клиента – в нашем случае крупного застройщика или архитектора – то и производство не будет подтягиваться под эти критерии, нет смысла, все живут в коммерческой среде. Производить что-то на эксперимент очень дорого. 
  • zooming
    Жилой комплекс “EGODOM”, Москва. Арх. Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Lubeck GT 290x90x52. HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс “EGODOM”, Москва. Арх. Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Lubeck GT 290x90x52. HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Но тем не менее, последние три года многие заводы активизировались – хороший пример Кирово-Чепецкий кирпичный завод. Еще недавно это было стандартное производство, выпускали обычный кирпич, красный, коричневый желтый, пестрый, в общем достаточно примитивный. Но вот у них зародилась мысль, а можем ли мы сделать что-то интересное, и начали разрабатывать новую коллекцию, экспериментировать с цветовыми решениями. Не скажу, что это полностью повторяет европейцев, но очень близко к ним. И что важно – они пошли в декорирование лицевой поверхности, при этом не ухудшая качество самого продукта.
  • zooming
    Лицевой кирпич Мальме. Продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Лицевой кирпич Мальме. Продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Некоторые российские кирпичные заводы, которые пошли по пути эксперимента, добились хороших показателей: с расстояния 5-6 метров от стены уже не определить, это отечественный продукт или немецкий

Разговоры о том, что у европейцев лучше морозостойкость – еще один миф, мы проверяли много европейских заводов. Если брать популярные у наших архитекторов бельгийские и голландские кирпичи ручной формовки, то у многих морозостойкость не дотягивала и до 50 циклов. Но мы почему-то доверяем им, а не отечественным, от которых требуется морозостойкость не ниже 100 циклов.

То есть если мы берем кирпичное строительство в историческом городе, мы уже подошли к тому, чтобы обходиться отечественной продукцией? Вопрос только в типоразмерах кирпичей? 
 
– Все-таки не только в этом. Хорошо, когда повторяется историческая кладка, но для меня более важен вопрос сохранения исторического облика как такового. Можно использовать и российские кирпичи нашего типоразмера, то есть с более жесткими допусками, достаточно близкими к тому стандарту, который устоялся на территории Российской империи, просто чтобы эти здания сохранить. Но огромное количество дореволюционных памятников у нас просто уничтожаются. Когда мы приходим в исторический район и у нас нет обременения, при этом здание добротное, интересное, люди к нему привыкли, оно имеет какой-то исторический почерк – его просто сносят, чтобы на этом месте поставить многоэтажку из любого современного материала. 
  • zooming
    Гостиничный комплекс, Казань. Кирпич облицовочный Данилово
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс "I’M квартал на Садовом", Москва. Кирпич облицовочный HAGEMEISTER Meissen GT 240x115x71. HAGEMEISTER Werne GT 240x115x52. HAGEMEISTER Hannover GT 240x115x71
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Есть так называемые исторические центры, они сформированы не нынешними застройщиками, и просто приходить туда, как в лес с топором, и вырубать все под корень, когда ты из прекрасной рощи оставляешь для себя какие-то непонятные полески, это вандализм 

Есть такой город Мюнстер в Германии, старые улочки, старые дома, никакой мысли даже, что этим домам всего лет 50-60, потому что во время войны его сравняли практически с землей. Город восстанавливали по чертежам, и облик старого Мюнстера остался благодаря тому, что строго охранялись фасадные решения, хотя за ними внутри совершенно новые, современные здания. Есть очень хорошие примеры и в Москве, у архитекторов Ильи Уткина, Сергея Скуратова, которые прекрасно живут в историческом центре. 

Можно перестроить историческую облицовку с включением новых материалов, но обязательно – и с сохранением старых. Выкидывать старые кирпичи, я считаю, вообще варварство 

Есть много проектов, где сохранились старые деревянные перекрытия, потрясающей красоты чугунные лестницы, батареи – все это можно восстановить. Я сейчас говорю не про те объекты, которые являются культурным наследием и где нельзя вообще ничего трогать, я имею ввиду те здания, которые подвергаются серьезной реконструкции. Понятно, что в них создаются новые удобные условия для жизни, но при этом, если мы более деликатно будем использовать материалы, то получим в итоге добавленную ценность проекта, потому что это будет дом с историей.
  • zooming
    Кирпичный дом XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Интерьер ресторана в кирпичном здании XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

– Вы предлагаете миксовать старый и современный кирпич. А техника кладки как-то отличается? Не будет ли это выглядеть новоделом?

– Историческая кладка использовала тычки и ложки, то есть шла перевязка облицовочного слоя с внутренним слоем кирпичного дома. Естественно, там не было нержавеющей стали, на которую сейчас навешиваются консоли, везде кирпич перевязывался с кирпичом. Сейчас мы стены из кирпича практически не строим, в основе идет железобетон, газосиликат в качестве заполнения, керамические блоки, то есть так, чтобы просто полнотелым кирпичом выстроить какое-то здание – я практически не знаю таких проектов. Поэтому да, это конечно, будет некая имитация исторической кладки, даже если мы хотим делать английскую, готическую перевязку или какие-то более сложные варианты с использованием тычковой кладки. Мы все равно будем делать внешний слой, а крепиться это все будет на консолях или анкерах. 
  • zooming
    Кирпичный дом XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Фрагмент кирпичного дома XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Но многие застройщики не решаются даже на это, хотя я считаю, что всегда можно грамотно подойти к вопросу сохранения, соблюдая баланс между экономикой стройки и историческим городом. Может быть, в чистом виде какая-то историческая кладка и не сохранится, но важно восстанавливать здания, используя аутентичный материал, то есть кирпич – к кирпичу. Вы возьмете старые кирпичи, разбросаете их по кладке – они будут смотреться достоверно и не выглядеть современной нашлепкой.

Кирпичные постройки – это важнейшая часть культурного кода исторической части города. Кирпич – это надежно, красиво и дорого! Кирпичные дома не строились в спешке, а возводились основательно и добротно, и не для того, чтобы быть снесенными

Конечно, невозможно просто законсервировать какой-либо район города, сделав из него музей. Но учитывая интересы жителей, можно найти баланс, позволяющий сделать исторический центр современным и удобным для жителей, и привлекательным для бизнеса. В мировой практике можно найти большое количество удачных примеров такого компромисса, когда наиболее интересные и ценные с точки зрения архитектуры старые здания восстанавливаются и обретают новую жизнь, получая современную инженерию и комфортную для проживания среду, при этом не теряя свою идентичность.
 
  • zooming
    Жилой комплекс «Меценат», Москва. Арх. Илья Уткин Кирпич облицовочный IBSTOCK Bristol Brown 215x102x65
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Поставщики, технологии

03 Июля 2023

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.