Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

0
В малоэтажном строительстве в последние 2-3 года наблюдается небывалый рост. По данным ДОМ.рф в 2021 году площадь введенной малоэтажки впервые превысила площадь введенных многоквартирных домов. В Подмосковье, например, спрос на загородную недвижимость в 2021-22 гг. (по сравнению с 2020 г.) вырос на 40 %. Многие связывают это с последствиями пандемии, когда люди приняли для себя решение поменять квартиру на частный дом, где трудности изоляции переносятся проще.
Что не так с обликом малоэтажки

В нашей стране, где средняя высотность дома составляет 18 этажей, но при этом более 70 % жителей хотели бы жить в частном доме, малоэтажка – такой образ светлого будущего. Казалось бы, на фоне роста объемов стройки запрос на проектные услуги тоже должен вырасти, а конкуренция на проектном рынке – обостриться. Но в данном сегменте все сложно. Во-первых, статистика говорит, что 38 % малоэтажки в России строится хозспособом, то есть вообще без привлечения проектировщика. Во-вторых, 55 % строится подрядчиками, но уровень технического заказчика настолько разный и очень часто низкий, что проблема облика малоэтажки – как была, так и остается очень острой.
cic =

Елена Чугуевская, управляющий директор ОАО «Гипрогор»

«Малоэтажное жилищное строительство в России только начинает систематизироваться, до настоящего момента оно было практически нерегулируемым. На сегодня в массовом сегменте у нас существуют два подхода к строительству – это участки ИЖС или СНТ, где вообще нет никакого регулирования, и вторая крайность, когда застройщики пытаются построить комплексный посёлок и клонируют один-два типа дома. Получается рядами поставленная гомогенная и высокоплотная застройка. Есть и хорошие примеры, но их, к сожалению, не так много».

  • zooming
    1 / 5
    Дом в Ленинградской области. Кирпич Брюне, коллекция ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Дом в Самарской области. Кирпич Намсус и Лекнес коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Дом в Саратовской области. Кирпич Мальмё коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Дом в Костромской области. Кирпич Эгерсунн и Стокгольм коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Кто-то скажет, что дело в том, что на хорошее просто нет денег. И да, и нет. Если говорить о формировании какого-то аутентичного российского облика малоэтажки – то его нет и в дорогом сегменте. Люксовое частное домостроение не представляет собой какой-то собственной «школы», а является по большей части копированием зарубежных домов, считает архитектор Саша Лукич.
cic =

Саша Лукич, Portner Architects

«Мы с 2005 года работаем в нише суперэлитных частных домов стоимостью от 1 млрд рублей и больше. На сегодняшний день это тоже вторичная архитектура, нет какой-то местной стилистики, которая была бы абсолютно уникальной, как конструктивизм начала XX века. Как тренд последних 8-10 лет можно отметить строительство домов в современной стилистике, заданной известным южноафриканским бюро Saota, это дома с четко выраженными горизонтальными акцентами и огромной площадью раздвижного остекления. Все самые востребованные российские бюро работают в этом ключе».
 
Дом в поселке Новое Николино
Изображение предоставлено Portner Architects

Отсутствие «своего» облика малоэтажки в России многие считают следствием десятилетий отказа от частной собственности. Формат частного дома в деревне в виде избы сохранялся в СССР еще с дореволюционных времен, формат частного особняка в городе вообще исчез, как исключение вспоминается Дом Мельникова, но он такой один. В итоге культура и образ частного дома были утеряны, и когда в 1990-е собственность вернули, начались «поиски стиля». Они не закончились до сих пор.
  • zooming
    1 / 4
    Усадьба в Архангельском
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    2 / 4
    Усадьба в Архангельском
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    3 / 4
    Дом в поселке Зимний сад
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    4 / 4
    Дом в Глухово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Архитектор Дмитрий Пшеничников вспоминает: «До перестройки в облике малоэтажной застройки российской деревни было единообразие, какой-то свой архитектурный образ. Может быть, это было в подкорке русского человека, который создавал себе дома, вытесывал резные детали, рубил избы, все это ушло. Конечно, людям, которые жили в хрущевках, где потолок 2.5 метра, а кухня 5 м2, захотелось чего-то большего, и когда эти ограничения сняли, уже не было ни традиции, ни правил обращения к тем, кто умел строить. В Европе, например, законодательно запрещено строить без проектировщика, и в любом европейском регионе присутствует четкий архитектурный облик малоэтажки. Дома часто однотипные, как, например, в Норвегии, но нигде не строят без участия архитектора. Иначе получается та беда, которая у нас в стране случилась после дачной амнистии, когда люди начали лепить себе все что угодно, и в итоге мы имеем антиэстетику практически в любом регионе».
Постковидная дезурбанизация

В последние несколько лет Саша Лукич отмечает значительный рост заказов на проектирование домов, особенно на фоне того, что до пандемии этот рынок практически умирал. Земля после пандемии подорожала в 3-4 раза и вернулась на уровень цен в долларах 2007-2008 гг., когда наблюдался первый строительный бум. Скорей всего, люди поняли, что пережидать локдаун в квартире «под домашним арестом» не так удобно, как в частном доме.
Дом в Истре
Фото предоставлено Portner Architects

Однако это уже не те клиенты, которые разбогатели в 1990-х и строили в начале 2000-х, говорит архитектор. Люди стали активно работать из дома, а требования к жилью сместились в сторону функциональности: теперь это не симметричные неоклассические дворцы от 5 тысяч квадратов, а особняки в 2 тысячи, но с расширенными функциями кабинета (иногда двух, для мужа и жены), который проектируется для приема посторонних людей в зоне главного входа, рядом с раздевалкой и гостевым санузлом, СПА-зоной для рекреации на случай очередной пандемии, и центральной свободной зоной объединенной гостиной-кухни-каминного зала под 100-200 м2, где высокие (под 4-4.5 метра) пространства с обильным раздвижным остеклением перетекают друг в друга. 

В бюджетном сегменте тоже оживление: люди за очень небольшие деньги пытаются сделать себе небольшие домики, рассказывает Дмитрий Пшеничников. Причем, вне зависимости от бюджета, строительство дома – очень личная история, со своими вкусовыми предпочтениями, от русской усадьбы XIX века до английского коттеджа, об архитектурных стилях которых заказчики, как правило, имеют очень абстрактное представление.
cic =

Архитектор Дмитрий Пшеничников

«К сожалению, многие убирают из проекта материалы довольно неуместно, пытаются сэкономить, но это потом выходит на большие затраты. Если делать каркасные дома или из какого-нибудь пенобетона – материал дешевле, но в силу своих физических свойств недолговечен и с точки зрения конструктивных составляющих слабый, неэффективный. Практика говорит, что ничего нет лучше, когда все это сделано по классической схеме: несущая стена, утепление, продух и фасад, который выполнен из долговечного отделочного материала. Чем хорош кирпич – он может столетиями стоять, с ним ничего не будет, можно отпескоструить, почистить и это максимум, в отличие от других материалов».

Дом в Глухово
Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Саша Лукич в своих домах тоже предпочитает использовать кирпич как основной материал. Объектами с мономатериальной архитектурой особняки выступают редко – все-таки при площади 1 000-3 000 квадратов нечасто удаётся получить выразительность объемов и светотень, как это можно сделать на больших зданиях. Поэтому кирпич комбинируется с дополнительными материалами, которые создают контраст. Но он присутствует всегда.

И здесь мы подходим к интересной вещи: два полюса – элитного и массового частного домостроения – между которыми существует непреодолимая экономическая пропасть, объединяет материал. И это кирпич, его выбирают и для богатых домов, и для бюджетных. Почему?
Кирпич Халден коллекции ModFormat
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
Жизнь за кирпичной стеной

«Почему я предпочитаю кирпич? Потому что он очень красиво стареет, его не нужно обслуживать, не нужно штукатурить, и очень маленький шанс что кого-то пригласят через тридцать лет, чтобы переделать твой дом, что архитекторам никогда не нравится, – говорит Саша Лукич. – Причем, последние лет десять я предпочитаю клинкер, потому что не хочу выделять цоколь. Керамический кирпич нельзя спускать в зону влаги, снега, и тогда должен быть цоколь из какого-то влагоустойчивого материала. Современная архитектура не любит это разделение. Раньше у нас было много заказов в стилистике Ф. Л. Райта – тогда мы использовали и кирпич ручной формовки, и керамический, потому что там как раз нужно было образовать некий цоколь: органическая архитектура Райта – это обязательно привязка дома к земле неким подиумом в виде террас и цветочниц. Но сейчас тренд поменялся».
  • zooming
    1 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Фото предоставлено Portner Architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Изображение предоставлено Portner Architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Фото предоставлено Portner Architects

Исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин подтверждает, что именно клинкер является сегодня наиболее востребованным продуктом на российском рынке. «Как и раньше основным критерием керамического кирпича является его долговечность, поэтому при выборе клиенты обращают внимание на его технические характеристики, такие как морозостойкость, водопоглощение и прочность. Согласно ГОСТ 530-2012 при сочетании высокой морозостойкости F100, низкого водопоглощения менее 6% и высокой прочности М300 кирпич обладает клинкерными характеристиками. Это один из самых технически сложных продуктов, но и наиболее спрашиваемый при частном домостроении».

В апреле прошлого года Евросоюз ввёл очередной пакет санкций, куда попал керамический кирпич и черепица, клинкерная брусчатка и плитка, а также керамические дымоходы, архитектурные украшения и прочая керамика.
 
cic =

Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»

«Поставки европейской продукции остались только по каналу параллельного импорта с серьезным увеличением стоимости из-за высоких логистических затрат. В среднем стоимость импортного кирпича увеличилась практически в два раза. Российские производители, которые ранее активно конкурировали с иностранными заводами, постарались максимально занять освободившуюся нишу».

Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Активно формируется запрос и на кирпич нестандартного удлиненного размера 290х85х50, обозначаемый в Европе как Mod.F. В сочетании со сложными цветовыми нюансами он добавляет домам современный шик. В России такой кирпич производит завод «КС Керамик» в Кирово-Чепецке под торговой маркой ModFormat. В его коллекции более тридцати цветовых решений и фактур. По словам Дмитрия Самылина, при использовании ригельного кирпича в типовых проектах удлиненная форма меняет само восприятие стандартного фасадного решения, подчеркивая его индивидуальность.
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Дмитрий Пшеничников тоже, по его словам, перешел на отечественный кирпич с голландского, немецкого и бельгийского. Самый огромный спектр и разнообразная палитра были у голландского за счет большого количества фабрик, вспоминает архитектор, но из-за ухода части производителей и сложностей с логистикой появились местные заводы, которые начали пытаться это повторить: «Если, например, взять начало 1990-х, мы знали только красный голицынский кирпич, и в принципе больше ничего не было. Потом появились прибалтийские марки. Но за последние годы много наших фабрик стали делать довольно интересные кирпичи и по виду, и по номенклатуре, и по параметрам. Я применяю их и на бюджетных, и на эксклюзивных проектах, например, сейчас строится усадьба, где мы используем ригельный отечественный кирпич». 
  • zooming
    1 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    2 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    3 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Очень важно уметь работать с материалом, который ты выбрал, говорит Саша Лукич: «Когда вы берете клинкер, то всегда нужен вентилируемый слой для проветривания, именно для высушивания, потому что он паронепроницаемый, естественно нужны щели для проветривания, и не каждый заказчик готов на них, хотя они архитектуру не портят. С керамическим кирпичом этого нет, с ним можно сделать плотную стену, где весь сэндвич без проветривания. А если мы делаем щель для проветривания, то клинкер не участвует в теплотехническом расчете, тут много особенностей. Архитектору надо знать и строительную физику, чтобы сразу закладывать правильное решение, правильную толщину, пирог стен. От этого потом зависит выразительность дома, глубина установки окон и так далее». 
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Konigstein
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Konigstein
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Между тем, на некоторые, самые дорогие свои объекты Саша Лукич возит зарубежный кирпич, хотя довольно большой сегмент заказывает в России. Дело в том, что иногда российский ригельный кирпич не отвечает идеальной геометрии, которая требуется на объектах элитного класса, иногда заводы настолько перегружены при нынешнем спросе, что приходится ждать очень долго, особенно те кирпичи, которые хорошо себя показали. Некоторые заводы уже заняты на полтора года вперед. 

И тут подстерегает еще одна трудность, как говорит Дмитрий Самылин, хотя некоторым российским заводам удалось занять нишу, освободившуюся после ухода иностранцев, нужно понимать, что отсутствие конкуренции со временем приводит к снижению активности и желания создавать что-то новое, мечтать, удивлять. «Те компании, которые смогут найти в себе силы для дальнейшего профессионального роста, смогут выиграть. И после возврата европейских компаний на российский рынок будут самостоятельно формировать и задавать тренды в кирпичной архитектуре без оглядки на опыт других стран».
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Проблема облика малоэтажной застройки требует комплексного решения. Как отмечает Елена Чугуевская, это и хорошее техническое задание, и качественная документация по планировке территорий, предусматривающая различные решения с учётом ландшафтных особенностей, композиционных решений, типологии малоэтажных домов, и в том числе применяемые строительные и отделочные материалы.

Развитие рынка российского кирпича, кажется, приближает нас к тому, чтобы облик малоэтажки менялся в лучшую сторону. Не только голландские кирпичи, сотни лет сохранявшиеся в каналах, определяют облик старых городов Европы. Традиции кирпичного строительства и в России были развиты на высоком уровне, и кирпич палат XVII века, пролежавший в земле три сотни лет, как говорит Дмитрий Пшеничников, живой, нормальный, потому что было умение, как его делать. Сейчас существует даже рынок исторического кирпича, его бережно сохраняют при разборке старых зданий, и вновь используют. Современным производителям есть куда стремиться. 
Кирпич Брюне, коллекция ModFormat
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Поставщики, технологии

25 Декабря 2023

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Технологии и материалы
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Baumit: продлевая строительный сезон
Не случайно стройку считают сезонной работой: с приходом холодов часто встает вопрос – можно ли продолжать отделочные работы или надо ждать весны. Baumit разработал специальные штукатурки, которые позволяют отделывать фасад и при минусовых температурах.
Масштаб впечатляет: 7 проектов в Китае, построенных...
Китайские архитектурные объекты давно впечатляют весь мир масштабом и цельностеклянными фасадами. Вместе с менеджером по архитектурным проектам Larta Glass Петром Ивановским рассмотрим применение стекла на самых ярких из них.
Сейчас на главной
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.