Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
В малоэтажном строительстве в последние 2-3 года наблюдается небывалый рост. По данным ДОМ.рф в 2021 году площадь введенной малоэтажки впервые превысила площадь введенных многоквартирных домов. В Подмосковье, например, спрос на загородную недвижимость в 2021-22 гг. (по сравнению с 2020 г.) вырос на 40 %. Многие связывают это с последствиями пандемии, когда люди приняли для себя решение поменять квартиру на частный дом, где трудности изоляции переносятся проще.
Что не так с обликом малоэтажки

В нашей стране, где средняя высотность дома составляет 18 этажей, но при этом более 70 % жителей хотели бы жить в частном доме, малоэтажка – такой образ светлого будущего. Казалось бы, на фоне роста объемов стройки запрос на проектные услуги тоже должен вырасти, а конкуренция на проектном рынке – обостриться. Но в данном сегменте все сложно. Во-первых, статистика говорит, что 38 % малоэтажки в России строится хозспособом, то есть вообще без привлечения проектировщика. Во-вторых, 55 % строится подрядчиками, но уровень технического заказчика настолько разный и очень часто низкий, что проблема облика малоэтажки – как была, так и остается очень острой.
cic =

Елена Чугуевская, управляющий директор ОАО «Гипрогор»

«Малоэтажное жилищное строительство в России только начинает систематизироваться, до настоящего момента оно было практически нерегулируемым. На сегодня в массовом сегменте у нас существуют два подхода к строительству – это участки ИЖС или СНТ, где вообще нет никакого регулирования, и вторая крайность, когда застройщики пытаются построить комплексный посёлок и клонируют один-два типа дома. Получается рядами поставленная гомогенная и высокоплотная застройка. Есть и хорошие примеры, но их, к сожалению, не так много».

  • zooming
    1 / 5
    Дом в Ленинградской области. Кирпич Брюне, коллекция ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Дом в Самарской области. Кирпич Намсус и Лекнес коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Дом в Саратовской области. Кирпич Мальмё коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Дом в Костромской области. Кирпич Эгерсунн и Стокгольм коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Кто-то скажет, что дело в том, что на хорошее просто нет денег. И да, и нет. Если говорить о формировании какого-то аутентичного российского облика малоэтажки – то его нет и в дорогом сегменте. Люксовое частное домостроение не представляет собой какой-то собственной «школы», а является по большей части копированием зарубежных домов, считает архитектор Саша Лукич.
cic =

Саша Лукич, Portner Architects

«Мы с 2005 года работаем в нише суперэлитных частных домов стоимостью от 1 млрд рублей и больше. На сегодняшний день это тоже вторичная архитектура, нет какой-то местной стилистики, которая была бы абсолютно уникальной, как конструктивизм начала XX века. Как тренд последних 8-10 лет можно отметить строительство домов в современной стилистике, заданной известным южноафриканским бюро Saota, это дома с четко выраженными горизонтальными акцентами и огромной площадью раздвижного остекления. Все самые востребованные российские бюро работают в этом ключе».
 
Дом в поселке Новое Николино
Изображение предоставлено Portner Architects

Отсутствие «своего» облика малоэтажки в России многие считают следствием десятилетий отказа от частной собственности. Формат частного дома в деревне в виде избы сохранялся в СССР еще с дореволюционных времен, формат частного особняка в городе вообще исчез, как исключение вспоминается Дом Мельникова, но он такой один. В итоге культура и образ частного дома были утеряны, и когда в 1990-е собственность вернули, начались «поиски стиля». Они не закончились до сих пор.
  • zooming
    1 / 4
    Усадьба в Архангельском
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    2 / 4
    Усадьба в Архангельском
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    3 / 4
    Дом в поселке Зимний сад
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    4 / 4
    Дом в Глухово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Архитектор Дмитрий Пшеничников вспоминает: «До перестройки в облике малоэтажной застройки российской деревни было единообразие, какой-то свой архитектурный образ. Может быть, это было в подкорке русского человека, который создавал себе дома, вытесывал резные детали, рубил избы, все это ушло. Конечно, людям, которые жили в хрущевках, где потолок 2.5 метра, а кухня 5 м2, захотелось чего-то большего, и когда эти ограничения сняли, уже не было ни традиции, ни правил обращения к тем, кто умел строить. В Европе, например, законодательно запрещено строить без проектировщика, и в любом европейском регионе присутствует четкий архитектурный облик малоэтажки. Дома часто однотипные, как, например, в Норвегии, но нигде не строят без участия архитектора. Иначе получается та беда, которая у нас в стране случилась после дачной амнистии, когда люди начали лепить себе все что угодно, и в итоге мы имеем антиэстетику практически в любом регионе».
Постковидная дезурбанизация

В последние несколько лет Саша Лукич отмечает значительный рост заказов на проектирование домов, особенно на фоне того, что до пандемии этот рынок практически умирал. Земля после пандемии подорожала в 3-4 раза и вернулась на уровень цен в долларах 2007-2008 гг., когда наблюдался первый строительный бум. Скорей всего, люди поняли, что пережидать локдаун в квартире «под домашним арестом» не так удобно, как в частном доме.
Дом в Истре
Фото предоставлено Portner Architects

Однако это уже не те клиенты, которые разбогатели в 1990-х и строили в начале 2000-х, говорит архитектор. Люди стали активно работать из дома, а требования к жилью сместились в сторону функциональности: теперь это не симметричные неоклассические дворцы от 5 тысяч квадратов, а особняки в 2 тысячи, но с расширенными функциями кабинета (иногда двух, для мужа и жены), который проектируется для приема посторонних людей в зоне главного входа, рядом с раздевалкой и гостевым санузлом, СПА-зоной для рекреации на случай очередной пандемии, и центральной свободной зоной объединенной гостиной-кухни-каминного зала под 100-200 м2, где высокие (под 4-4.5 метра) пространства с обильным раздвижным остеклением перетекают друг в друга. 

В бюджетном сегменте тоже оживление: люди за очень небольшие деньги пытаются сделать себе небольшие домики, рассказывает Дмитрий Пшеничников. Причем, вне зависимости от бюджета, строительство дома – очень личная история, со своими вкусовыми предпочтениями, от русской усадьбы XIX века до английского коттеджа, об архитектурных стилях которых заказчики, как правило, имеют очень абстрактное представление.
cic =

Архитектор Дмитрий Пшеничников

«К сожалению, многие убирают из проекта материалы довольно неуместно, пытаются сэкономить, но это потом выходит на большие затраты. Если делать каркасные дома или из какого-нибудь пенобетона – материал дешевле, но в силу своих физических свойств недолговечен и с точки зрения конструктивных составляющих слабый, неэффективный. Практика говорит, что ничего нет лучше, когда все это сделано по классической схеме: несущая стена, утепление, продух и фасад, который выполнен из долговечного отделочного материала. Чем хорош кирпич – он может столетиями стоять, с ним ничего не будет, можно отпескоструить, почистить и это максимум, в отличие от других материалов».

Дом в Глухово
Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Саша Лукич в своих домах тоже предпочитает использовать кирпич как основной материал. Объектами с мономатериальной архитектурой особняки выступают редко – все-таки при площади 1 000-3 000 квадратов нечасто удаётся получить выразительность объемов и светотень, как это можно сделать на больших зданиях. Поэтому кирпич комбинируется с дополнительными материалами, которые создают контраст. Но он присутствует всегда.

И здесь мы подходим к интересной вещи: два полюса – элитного и массового частного домостроения – между которыми существует непреодолимая экономическая пропасть, объединяет материал. И это кирпич, его выбирают и для богатых домов, и для бюджетных. Почему?
Кирпич Халден коллекции ModFormat
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
Жизнь за кирпичной стеной

«Почему я предпочитаю кирпич? Потому что он очень красиво стареет, его не нужно обслуживать, не нужно штукатурить, и очень маленький шанс что кого-то пригласят через тридцать лет, чтобы переделать твой дом, что архитекторам никогда не нравится, – говорит Саша Лукич. – Причем, последние лет десять я предпочитаю клинкер, потому что не хочу выделять цоколь. Керамический кирпич нельзя спускать в зону влаги, снега, и тогда должен быть цоколь из какого-то влагоустойчивого материала. Современная архитектура не любит это разделение. Раньше у нас было много заказов в стилистике Ф. Л. Райта – тогда мы использовали и кирпич ручной формовки, и керамический, потому что там как раз нужно было образовать некий цоколь: органическая архитектура Райта – это обязательно привязка дома к земле неким подиумом в виде террас и цветочниц. Но сейчас тренд поменялся».
  • zooming
    1 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Фото предоставлено Portner Architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Изображение предоставлено Portner Architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Фото предоставлено Portner Architects

Исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин подтверждает, что именно клинкер является сегодня наиболее востребованным продуктом на российском рынке. «Как и раньше основным критерием керамического кирпича является его долговечность, поэтому при выборе клиенты обращают внимание на его технические характеристики, такие как морозостойкость, водопоглощение и прочность. Согласно ГОСТ 530-2012 при сочетании высокой морозостойкости F100, низкого водопоглощения менее 6% и высокой прочности М300 кирпич обладает клинкерными характеристиками. Это один из самых технически сложных продуктов, но и наиболее спрашиваемый при частном домостроении».

В апреле прошлого года Евросоюз ввёл очередной пакет санкций, куда попал керамический кирпич и черепица, клинкерная брусчатка и плитка, а также керамические дымоходы, архитектурные украшения и прочая керамика.
 
cic =

Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»

«Поставки европейской продукции остались только по каналу параллельного импорта с серьезным увеличением стоимости из-за высоких логистических затрат. В среднем стоимость импортного кирпича увеличилась практически в два раза. Российские производители, которые ранее активно конкурировали с иностранными заводами, постарались максимально занять освободившуюся нишу».

Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Активно формируется запрос и на кирпич нестандартного удлиненного размера 290х85х50, обозначаемый в Европе как Mod.F. В сочетании со сложными цветовыми нюансами он добавляет домам современный шик. В России такой кирпич производит завод «КС Керамик» в Кирово-Чепецке под торговой маркой ModFormat. В его коллекции более тридцати цветовых решений и фактур. По словам Дмитрия Самылина, при использовании ригельного кирпича в типовых проектах удлиненная форма меняет само восприятие стандартного фасадного решения, подчеркивая его индивидуальность.
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Дмитрий Пшеничников тоже, по его словам, перешел на отечественный кирпич с голландского, немецкого и бельгийского. Самый огромный спектр и разнообразная палитра были у голландского за счет большого количества фабрик, вспоминает архитектор, но из-за ухода части производителей и сложностей с логистикой появились местные заводы, которые начали пытаться это повторить: «Если, например, взять начало 1990-х, мы знали только красный голицынский кирпич, и в принципе больше ничего не было. Потом появились прибалтийские марки. Но за последние годы много наших фабрик стали делать довольно интересные кирпичи и по виду, и по номенклатуре, и по параметрам. Я применяю их и на бюджетных, и на эксклюзивных проектах, например, сейчас строится усадьба, где мы используем ригельный отечественный кирпич». 
  • zooming
    1 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    2 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    3 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Очень важно уметь работать с материалом, который ты выбрал, говорит Саша Лукич: «Когда вы берете клинкер, то всегда нужен вентилируемый слой для проветривания, именно для высушивания, потому что он паронепроницаемый, естественно нужны щели для проветривания, и не каждый заказчик готов на них, хотя они архитектуру не портят. С керамическим кирпичом этого нет, с ним можно сделать плотную стену, где весь сэндвич без проветривания. А если мы делаем щель для проветривания, то клинкер не участвует в теплотехническом расчете, тут много особенностей. Архитектору надо знать и строительную физику, чтобы сразу закладывать правильное решение, правильную толщину, пирог стен. От этого потом зависит выразительность дома, глубина установки окон и так далее». 
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Königstein
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Konigstein
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Между тем, на некоторые, самые дорогие свои объекты Саша Лукич возит зарубежный кирпич, хотя довольно большой сегмент заказывает в России. Дело в том, что иногда российский ригельный кирпич не отвечает идеальной геометрии, которая требуется на объектах элитного класса, иногда заводы настолько перегружены при нынешнем спросе, что приходится ждать очень долго, особенно те кирпичи, которые хорошо себя показали. Некоторые заводы уже заняты на полтора года вперед. 

И тут подстерегает еще одна трудность, как говорит Дмитрий Самылин, хотя некоторым российским заводам удалось занять нишу, освободившуюся после ухода иностранцев, нужно понимать, что отсутствие конкуренции со временем приводит к снижению активности и желания создавать что-то новое, мечтать, удивлять. «Те компании, которые смогут найти в себе силы для дальнейшего профессионального роста, смогут выиграть. И после возврата европейских компаний на российский рынок будут самостоятельно формировать и задавать тренды в кирпичной архитектуре без оглядки на опыт других стран».
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Проблема облика малоэтажной застройки требует комплексного решения. Как отмечает Елена Чугуевская, это и хорошее техническое задание, и качественная документация по планировке территорий, предусматривающая различные решения с учётом ландшафтных особенностей, композиционных решений, типологии малоэтажных домов, и в том числе применяемые строительные и отделочные материалы.

Развитие рынка российского кирпича, кажется, приближает нас к тому, чтобы облик малоэтажки менялся в лучшую сторону. Не только голландские кирпичи, сотни лет сохранявшиеся в каналах, определяют облик старых городов Европы. Традиции кирпичного строительства и в России были развиты на высоком уровне, и кирпич палат XVII века, пролежавший в земле три сотни лет, как говорит Дмитрий Пшеничников, живой, нормальный, потому что было умение, как его делать. Сейчас существует даже рынок исторического кирпича, его бережно сохраняют при разборке старых зданий, и вновь используют. Современным производителям есть куда стремиться. 
Кирпич Брюне, коллекция ModFormat
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Поставщики, технологии

25 Декабря 2023

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.