Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
В малоэтажном строительстве в последние 2-3 года наблюдается небывалый рост. По данным ДОМ.рф в 2021 году площадь введенной малоэтажки впервые превысила площадь введенных многоквартирных домов. В Подмосковье, например, спрос на загородную недвижимость в 2021-22 гг. (по сравнению с 2020 г.) вырос на 40 %. Многие связывают это с последствиями пандемии, когда люди приняли для себя решение поменять квартиру на частный дом, где трудности изоляции переносятся проще.
Что не так с обликом малоэтажки

В нашей стране, где средняя высотность дома составляет 18 этажей, но при этом более 70 % жителей хотели бы жить в частном доме, малоэтажка – такой образ светлого будущего. Казалось бы, на фоне роста объемов стройки запрос на проектные услуги тоже должен вырасти, а конкуренция на проектном рынке – обостриться. Но в данном сегменте все сложно. Во-первых, статистика говорит, что 38 % малоэтажки в России строится хозспособом, то есть вообще без привлечения проектировщика. Во-вторых, 55 % строится подрядчиками, но уровень технического заказчика настолько разный и очень часто низкий, что проблема облика малоэтажки – как была, так и остается очень острой.
cic =

Елена Чугуевская, управляющий директор ОАО «Гипрогор»

«Малоэтажное жилищное строительство в России только начинает систематизироваться, до настоящего момента оно было практически нерегулируемым. На сегодня в массовом сегменте у нас существуют два подхода к строительству – это участки ИЖС или СНТ, где вообще нет никакого регулирования, и вторая крайность, когда застройщики пытаются построить комплексный посёлок и клонируют один-два типа дома. Получается рядами поставленная гомогенная и высокоплотная застройка. Есть и хорошие примеры, но их, к сожалению, не так много».

  • zooming
    1 / 5
    Дом в Ленинградской области. Кирпич Брюне, коллекция ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Дом в Самарской области. Кирпич Намсус и Лекнес коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Дом в Саратовской области. Кирпич Мальмё коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Дом в Костромской области. Кирпич Эгерсунн и Стокгольм коллекции ModFormat
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Кто-то скажет, что дело в том, что на хорошее просто нет денег. И да, и нет. Если говорить о формировании какого-то аутентичного российского облика малоэтажки – то его нет и в дорогом сегменте. Люксовое частное домостроение не представляет собой какой-то собственной «школы», а является по большей части копированием зарубежных домов, считает архитектор Саша Лукич.
cic =

Саша Лукич, Portner Architects

«Мы с 2005 года работаем в нише суперэлитных частных домов стоимостью от 1 млрд рублей и больше. На сегодняшний день это тоже вторичная архитектура, нет какой-то местной стилистики, которая была бы абсолютно уникальной, как конструктивизм начала XX века. Как тренд последних 8-10 лет можно отметить строительство домов в современной стилистике, заданной известным южноафриканским бюро Saota, это дома с четко выраженными горизонтальными акцентами и огромной площадью раздвижного остекления. Все самые востребованные российские бюро работают в этом ключе».
 
Дом в поселке Новое Николино
Изображение предоставлено Portner Architects

Отсутствие «своего» облика малоэтажки в России многие считают следствием десятилетий отказа от частной собственности. Формат частного дома в деревне в виде избы сохранялся в СССР еще с дореволюционных времен, формат частного особняка в городе вообще исчез, как исключение вспоминается Дом Мельникова, но он такой один. В итоге культура и образ частного дома были утеряны, и когда в 1990-е собственность вернули, начались «поиски стиля». Они не закончились до сих пор.
  • zooming
    1 / 4
    Усадьба в Архангельском
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    2 / 4
    Усадьба в Архангельском
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    3 / 4
    Дом в поселке Зимний сад
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    4 / 4
    Дом в Глухово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Архитектор Дмитрий Пшеничников вспоминает: «До перестройки в облике малоэтажной застройки российской деревни было единообразие, какой-то свой архитектурный образ. Может быть, это было в подкорке русского человека, который создавал себе дома, вытесывал резные детали, рубил избы, все это ушло. Конечно, людям, которые жили в хрущевках, где потолок 2.5 метра, а кухня 5 м2, захотелось чего-то большего, и когда эти ограничения сняли, уже не было ни традиции, ни правил обращения к тем, кто умел строить. В Европе, например, законодательно запрещено строить без проектировщика, и в любом европейском регионе присутствует четкий архитектурный облик малоэтажки. Дома часто однотипные, как, например, в Норвегии, но нигде не строят без участия архитектора. Иначе получается та беда, которая у нас в стране случилась после дачной амнистии, когда люди начали лепить себе все что угодно, и в итоге мы имеем антиэстетику практически в любом регионе».
Постковидная дезурбанизация

В последние несколько лет Саша Лукич отмечает значительный рост заказов на проектирование домов, особенно на фоне того, что до пандемии этот рынок практически умирал. Земля после пандемии подорожала в 3-4 раза и вернулась на уровень цен в долларах 2007-2008 гг., когда наблюдался первый строительный бум. Скорей всего, люди поняли, что пережидать локдаун в квартире «под домашним арестом» не так удобно, как в частном доме.
Дом в Истре
Фото предоставлено Portner Architects

Однако это уже не те клиенты, которые разбогатели в 1990-х и строили в начале 2000-х, говорит архитектор. Люди стали активно работать из дома, а требования к жилью сместились в сторону функциональности: теперь это не симметричные неоклассические дворцы от 5 тысяч квадратов, а особняки в 2 тысячи, но с расширенными функциями кабинета (иногда двух, для мужа и жены), который проектируется для приема посторонних людей в зоне главного входа, рядом с раздевалкой и гостевым санузлом, СПА-зоной для рекреации на случай очередной пандемии, и центральной свободной зоной объединенной гостиной-кухни-каминного зала под 100-200 м2, где высокие (под 4-4.5 метра) пространства с обильным раздвижным остеклением перетекают друг в друга. 

В бюджетном сегменте тоже оживление: люди за очень небольшие деньги пытаются сделать себе небольшие домики, рассказывает Дмитрий Пшеничников. Причем, вне зависимости от бюджета, строительство дома – очень личная история, со своими вкусовыми предпочтениями, от русской усадьбы XIX века до английского коттеджа, об архитектурных стилях которых заказчики, как правило, имеют очень абстрактное представление.
cic =

Архитектор Дмитрий Пшеничников

«К сожалению, многие убирают из проекта материалы довольно неуместно, пытаются сэкономить, но это потом выходит на большие затраты. Если делать каркасные дома или из какого-нибудь пенобетона – материал дешевле, но в силу своих физических свойств недолговечен и с точки зрения конструктивных составляющих слабый, неэффективный. Практика говорит, что ничего нет лучше, когда все это сделано по классической схеме: несущая стена, утепление, продух и фасад, который выполнен из долговечного отделочного материала. Чем хорош кирпич – он может столетиями стоять, с ним ничего не будет, можно отпескоструить, почистить и это максимум, в отличие от других материалов».

Дом в Глухово
Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Саша Лукич в своих домах тоже предпочитает использовать кирпич как основной материал. Объектами с мономатериальной архитектурой особняки выступают редко – все-таки при площади 1 000-3 000 квадратов нечасто удаётся получить выразительность объемов и светотень, как это можно сделать на больших зданиях. Поэтому кирпич комбинируется с дополнительными материалами, которые создают контраст. Но он присутствует всегда.

И здесь мы подходим к интересной вещи: два полюса – элитного и массового частного домостроения – между которыми существует непреодолимая экономическая пропасть, объединяет материал. И это кирпич, его выбирают и для богатых домов, и для бюджетных. Почему?
Кирпич Халден коллекции ModFormat
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
Жизнь за кирпичной стеной

«Почему я предпочитаю кирпич? Потому что он очень красиво стареет, его не нужно обслуживать, не нужно штукатурить, и очень маленький шанс что кого-то пригласят через тридцать лет, чтобы переделать твой дом, что архитекторам никогда не нравится, – говорит Саша Лукич. – Причем, последние лет десять я предпочитаю клинкер, потому что не хочу выделять цоколь. Керамический кирпич нельзя спускать в зону влаги, снега, и тогда должен быть цоколь из какого-то влагоустойчивого материала. Современная архитектура не любит это разделение. Раньше у нас было много заказов в стилистике Ф. Л. Райта – тогда мы использовали и кирпич ручной формовки, и керамический, потому что там как раз нужно было образовать некий цоколь: органическая архитектура Райта – это обязательно привязка дома к земле неким подиумом в виде террас и цветочниц. Но сейчас тренд поменялся».
  • zooming
    1 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Фото предоставлено Portner Architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Изображение предоставлено Portner Architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом в поселке Вымпел
    Фото предоставлено Portner Architects

Исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин подтверждает, что именно клинкер является сегодня наиболее востребованным продуктом на российском рынке. «Как и раньше основным критерием керамического кирпича является его долговечность, поэтому при выборе клиенты обращают внимание на его технические характеристики, такие как морозостойкость, водопоглощение и прочность. Согласно ГОСТ 530-2012 при сочетании высокой морозостойкости F100, низкого водопоглощения менее 6% и высокой прочности М300 кирпич обладает клинкерными характеристиками. Это один из самых технически сложных продуктов, но и наиболее спрашиваемый при частном домостроении».

В апреле прошлого года Евросоюз ввёл очередной пакет санкций, куда попал керамический кирпич и черепица, клинкерная брусчатка и плитка, а также керамические дымоходы, архитектурные украшения и прочая керамика.
 
cic =

Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»

«Поставки европейской продукции остались только по каналу параллельного импорта с серьезным увеличением стоимости из-за высоких логистических затрат. В среднем стоимость импортного кирпича увеличилась практически в два раза. Российские производители, которые ранее активно конкурировали с иностранными заводами, постарались максимально занять освободившуюся нишу».

Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Активно формируется запрос и на кирпич нестандартного удлиненного размера 290х85х50, обозначаемый в Европе как Mod.F. В сочетании со сложными цветовыми нюансами он добавляет домам современный шик. В России такой кирпич производит завод «КС Керамик» в Кирово-Чепецке под торговой маркой ModFormat. В его коллекции более тридцати цветовых решений и фактур. По словам Дмитрия Самылина, при использовании ригельного кирпича в типовых проектах удлиненная форма меняет само восприятие стандартного фасадного решения, подчеркивая его индивидуальность.
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Дмитрий Пшеничников тоже, по его словам, перешел на отечественный кирпич с голландского, немецкого и бельгийского. Самый огромный спектр и разнообразная палитра были у голландского за счет большого количества фабрик, вспоминает архитектор, но из-за ухода части производителей и сложностей с логистикой появились местные заводы, которые начали пытаться это повторить: «Если, например, взять начало 1990-х, мы знали только красный голицынский кирпич, и в принципе больше ничего не было. Потом появились прибалтийские марки. Но за последние годы много наших фабрик стали делать довольно интересные кирпичи и по виду, и по номенклатуре, и по параметрам. Я применяю их и на бюджетных, и на эксклюзивных проектах, например, сейчас строится усадьба, где мы используем ригельный отечественный кирпич». 
  • zooming
    1 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    2 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым
  • zooming
    3 / 3
    Усадьба в Завидово
    Фото предоставлено Д. Пшеничниковым

Очень важно уметь работать с материалом, который ты выбрал, говорит Саша Лукич: «Когда вы берете клинкер, то всегда нужен вентилируемый слой для проветривания, именно для высушивания, потому что он паронепроницаемый, естественно нужны щели для проветривания, и не каждый заказчик готов на них, хотя они архитектуру не портят. С керамическим кирпичом этого нет, с ним можно сделать плотную стену, где весь сэндвич без проветривания. А если мы делаем щель для проветривания, то клинкер не участвует в теплотехническом расчете, тут много особенностей. Архитектору надо знать и строительную физику, чтобы сразу закладывать правильное решение, правильную толщину, пирог стен. От этого потом зависит выразительность дома, глубина установки окон и так далее». 
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Königstein
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Konigstein
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Между тем, на некоторые, самые дорогие свои объекты Саша Лукич возит зарубежный кирпич, хотя довольно большой сегмент заказывает в России. Дело в том, что иногда российский ригельный кирпич не отвечает идеальной геометрии, которая требуется на объектах элитного класса, иногда заводы настолько перегружены при нынешнем спросе, что приходится ждать очень долго, особенно те кирпичи, которые хорошо себя показали. Некоторые заводы уже заняты на полтора года вперед. 

И тут подстерегает еще одна трудность, как говорит Дмитрий Самылин, хотя некоторым российским заводам удалось занять нишу, освободившуюся после ухода иностранцев, нужно понимать, что отсутствие конкуренции со временем приводит к снижению активности и желания создавать что-то новое, мечтать, удивлять. «Те компании, которые смогут найти в себе силы для дальнейшего профессионального роста, смогут выиграть. И после возврата европейских компаний на российский рынок будут самостоятельно формировать и задавать тренды в кирпичной архитектуре без оглядки на опыт других стран».
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Проблема облика малоэтажной застройки требует комплексного решения. Как отмечает Елена Чугуевская, это и хорошее техническое задание, и качественная документация по планировке территорий, предусматривающая различные решения с учётом ландшафтных особенностей, композиционных решений, типологии малоэтажных домов, и в том числе применяемые строительные и отделочные материалы.

Развитие рынка российского кирпича, кажется, приближает нас к тому, чтобы облик малоэтажки менялся в лучшую сторону. Не только голландские кирпичи, сотни лет сохранявшиеся в каналах, определяют облик старых городов Европы. Традиции кирпичного строительства и в России были развиты на высоком уровне, и кирпич палат XVII века, пролежавший в земле три сотни лет, как говорит Дмитрий Пшеничников, живой, нормальный, потому что было умение, как его делать. Сейчас существует даже рынок исторического кирпича, его бережно сохраняют при разборке старых зданий, и вновь используют. Современным производителям есть куда стремиться. 
Кирпич Брюне, коллекция ModFormat
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Поставщики, технологии

25 Декабря 2023

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.