В этом году одной из ведущих тем семинара «Городские кварталы», который компания «КИРИЛЛ» ежегодно проводит для практикующих архитекторов, стали истоки традиции кирпичного строительства. В своем выступлении перед участниками архитектор Роман Леонидов рассказал о кирпиче в контексте истории мировой культуры, продемонстрировав его краеугольное значение с точки зрения прогресса строительной технологии.
Изобретение кирпича – настолько же мощный импульс для развития мировой культуры, как изобретение колеса
Ростки сложной строительной технологии появились задолго до первых городов, уже в 8-10 тысячелетии до н.э., во времена позднего палеолита, когда еще не было ни бронзы, ни железа, только начиналась керамика, но уже появились поселения с сооружениями из хитро сложенных камней, как например, храмовый комплекс Гёбекли-Тепе на территории современной Турции, датируемый 9.5 тыс. лет до н.э. А около 8 тыс. лет назад в Месопотамии, кроме камня, появляется и новый строительный материал – похожий на нарезной батон кирпич ручной работы.
Что подвигло человека использовать для строительства глину – неясно, но с тех пор именно кирпич превратился в такой мельчайший атом архитектуры, из которого на планете построено абсолютное большинство сооружений.
Как подчеркивает Роман Леонидов, древний кирпич – это еще и первый композитный материал, поскольку для прочности в него добавлялась солома, овечья или конская шерсть. Архитектор сравнил его с современными фиброцементными плитами с добавлением полимерного волокна.
Кирпич в эпоху древнего Вавилона использовался, как бы мы сегодня сказали, в массовом строительстве: вполне естественно, что в таких объемах он был необожжённым, то количество энергии, которое требовалось на обжиг, неоткуда было взять. Но в 1 тысячелетии до н.э., в той же древней Месопотамии вдруг появляется глазурованный кирпич, то есть керамика. На таких сооружениях, как например, знаменитые ворота Иштар, он используется уже как декоративный элемент, ради чего его начинают по-особому формовать.
Роман Леонидов считает, что этот технологический цикл – от применения кирпича в качестве базового строительного материала до трансформации его роли как элемента в большей степени декоративного, встречается во многих культурах.
Древний кирпич – это тот атом, на котором мы стояли и будем стоять еще долго
В древнем Риме кирпич использовался очень широко, но своеобразно – как опалубка, которую потом забутовывали бетоном. Эта техника позволяла строить циклопические сооружения, вроде терм Каракаллы. Но в какой-то момент кирпич опять приобретает новое свойство и проявляет самодостаточные декоративные характеристики – до нас дошли фрагменты зданий, где кирпичная кладка очевидно не была оштукатурена изначально. Микс кирпича и камня в строительстве обретает особую популярность в византийскую эпоху, которая известна изобретением кирпича особого длинного формата – так называемой плинфы.
Тем временем, в Исламском мире применение кирпича также эволюционирует от утилитарной основы с постепенным переходом к мегадекоративности. Уровень, который древние мастера достигали в строительстве культовых сооружений, где из глазурованного кирпича выкладывались многометровые цитаты из священных текстов и многоярусные михрабы, потрясает воображение и свидетельствует в пользу того факта, что в работе с кирпичом у строителя в принципе нет никаких ограничений. За исключением, может быть, времени, поскольку зачастую непонятно, в какие сроки возводились эти потрясающие здания.
Без кирпича, разумеется, невозможно себе представить ни традиционную европейскую, ни русскую архитектуру. Принцип работы с материалом схожий, меняются лишь детали: например, мастера каменщики на севере Голландии увлекались кирпичом нестандартного маленького формата, за счет чего плотная городская застройка их городов сбивает привычный масштаб и обладает ощущением кукольности. Русские мастера, многому научившиеся у европейцев, доводят в XVII веке работу с кирпичом до виртуозных декоративных ковров или так называемого узорочья.
Что их всех объединяло, так это характер: у старой кирпичной кладки он всегда индивидуальный, видно, где какой мастер работал.
Если ты относишься к постройке сарая как к вызову – ты построишь шедевр, если ты строишь сарай – то он и получится
Казалось бы, XX век навсегда покончил с этой индивидуальностью и кирпичная кладка, хранящая тепло рук конкретного мастера, навсегда канула в лету. На волне научно-технического прогресса кирпич входит в палитру современных архитекторов совсем в новом качестве. Так, например, в роли материала ограждающих фасадных конструкций кирпич активно начал применяться, начиная с небоскребов Манхеттена.
Впрочем, кирпичная архитектура и в век индустриализации может быть сколь угодно выразительной и сложной, декоративной и авторской, уверен Роман Леонидов. Все дело в уровне мастерства. И чем больше у тебя в руках инструментов, тем свободнее ты владеешь этим ремеслом.