История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар «Городские кварталы»

Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
 
Разговор о кирпиче в этот раз получился глубоким и разносторонним, объединив технический практикум с рассказом о значении кирпичной технологии в истории мировой архитектуры.

Семинар организовала компания «КИРИЛЛ» совместно с Кирово-Чепецким кирпичным заводом, который известен своей уникальной продукцией. У завода немецкая линия Keller HCW, на которой за пятнадцать лет работы российские специалисты научились разрабатывать новые марки кирпича уже без помощи европейских коллег. В числе новинок – презентованный на семинаре узкий кирпич под торговой маркой ModFormat – 290х85х50 мм. Мода на него зародилась в Европе в начале 2000-х, но в России современную «плинфу» до сих пор никто не выпускал. Кирово-Чепецкий завод наладил производство керамического кирпича такого формата и готовится выпустить такой же с клинкерными характеристиками.
  • zooming
    1 / 5
    Архитекторы Чистякова С.Н., Кричевцов М.Е., Гусаров В.Ю., Павлов Н.Н., концерн «КРОСТ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Слева архитекторы бюро Романа Леонидова Ольга Белозёрова, Илья Метальников, Лариса Позняк; в центре Данил Вараксин, Кирово-Чепецкий кирпичный завод; справа Дмитрий Самылин, компания «КИРИЛЛ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Лекция Марка Акопяна
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Лекция Романа Леонидова
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Выступление Данила Вараксина
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

При том, что сегодня завод технически может делать кирпич с идеально ровным тоном и формой, архитекторы, наоборот, хотят материал, приближенный к старому ручному кирпичу с небольшими дефектами. Аутентичный кирпич, в отличие от современного, производился в условиях неравномерного обжига и разнотонным был в зависимости от происхождения сырья: разное содержание  в нем, например, железа при обжиге влияло на красный цвет. За рубежом разнотонность всегда считалась обычным делом, тогда как отечественные заводы научились выпускать максимально одинаковые кирпичи. Но мода важнее: чтобы походить на иностранную продукцию, в России придумали так называемую «баварскую кладку», смешивая кирпич разных цветов или производя флэш обжиг. Эффекта ручной формовки и состаривания на Кирово-Чепецком заводе добиваются, используя текстурирование бруса до момента резки.

«Любовь к старому кирпичу – это базовая потребность в культуре, в артефактах, имеющих длительную жизнь», считает участник семинара, искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры Марк Акопян. В современной моде на исторический кирпич, по его мнению, есть и некоторая усталость, и реакция на эпоху 1990-х. Именно тогда у архитекторов после долгого дефицита впервые появился выбор строительных материалов, и этот вызов был принят как попытка максимально разнообразить фасады. Впрочем, не всегда удачная.
cic =

Марк Акопян

«Керамогранит, композитные панели, зеркальное стекло, стандартный кирпич – все это отошло на второй план. Сейчас кирпич входит в мейнстрим уже как осознанный выбор архитекторов, а не попытка вернуться к старине. В современной архитектуре он выполняет роль гармонизации, прежде всего, для крупных зданий, которые появляются в центральной части города, и он примиряет новый объем с нашим пониманием исторического центра. Все-таки, старый материал априори ближе старому городу».
  • zooming
    1 / 5
    Дмитрий Сулименко, АБ «СПИЧ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Юлия Гапоненко и Иван Леднёв, Forma/ПИК
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Лекция Кирилла Постернака
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Игорь Михайлович Винокуров и Сергей Иванович Потапкин, «Метроспецстрой-Девелопер», Дмитрий Александрович Самылин, компания «КИРИЛЛ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Дмитрий Фимушкин и Яна Фимушкина, Vesco Group
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
По мнению другого участника семинара, научного сотрудника Музея архитектуры Кирилла Постернака, выбирать кирпич для человека, выросшего в русской культуре, в целом более естественно, чем голый бетон. Современные архитекторы предпочитают кирпич не из желания копировать исторические образцы, а потому что это, прежде всего, естественный и приятный материал: «Сегодня мы имеем совершенно иное архитектурное мышление, и архитекторы иначе работают с кирпичом. Например, сейчас никому не придет в голову выкладывать фигурную колонку из кирпича, потому что в контексте современной архитектуры это нелепо и архаично, и не имеет особого смысла, разве что в традиции церковного строительства. Просто кирпич – это очень человечный материал, он близок к повседневной среде, ближе к человеку разве что дерево, которое обладает свойством тактильности».

У выступившего на семинаре с лекцией архитектора Романа Леонидова на тему нынешней кирпичной моды свой оригинальный взгляд: выбор в пользу мелкоштучного материала он связывает с социокультурной повесткой, доминирующей в обществе в ту или иную эпоху.
cic =

Роман Леонидов

«Внимание к кирпичу, этому строительному атому, сейчас входит в моду, потому что общество входит в стадию атомизации. Такие периоды бывали и раньше – например, эклектика, модерн, когда автор выступал самостоятельной, неделимой единицей, стоящей во главе всего. Но после революции мы вступили в эпоху обобществления, когда вот эта единица была замазана штукатуркой. А сейчас мы вдруг решили, что кирпичная кладка флигеля «Руина», которая спокойна жила под штукатуркой всю свою историю – сама по себе ценна, декоративна, и ее нужно показывать…».
  • zooming
    Кирилл Постернак и Марк Акопян, МУАР
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Роман Леонидов, основатель архитектурного бюро Романа Леонидова
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

XVII век

В истории русского зодчества XVII век известен как эпоха виртуозного владения кирпичом. Никогда ни до, ни после мастера каменщики не достигали таких высот. Внимательный взгляд современного архитектора также найдет для себя немало интересного в этой эпохе, тем более что и сегодня работа с кирпичом – это по-прежнему определённый навык, ремесло и искусство.

Так называемое русское узорочье стало далеким отголоском маньеризма, сменившегося на западе эпохой барокко, но, как и все, попадающее на русскую почву, в итоге вышло очень самобытным. При достаточно архаичных конструктивных схемах, узорочье всю свою выразительную мощь сконцентрировало на декоративных элементах, активно сочетая кирпич с поливными изразцами. Виртуозность, с которой мастера выкладывали целые ковры из орнаментов, действительно, поражает. В XIX веке, когда русские архитекторы были захвачены мыслью создать национальный стиль, они в первую очередь обратились к традиции русского узорочья, поскольку именно она оказалась наиболее узнаваемой и созвучной чисто русскому духу, отметил в своем выступлении Кирилл Постернак.
  • zooming
    Церковь Троицы в Никитниках, Москва
    Фото К. Постернака
  • zooming
    Церковь Троицы в Никитниках, Москва
    Фото К. Постернака

cic =

Кирилл Постернак

«Русская культура никогда не пребывала в полной изоляции. Даже самый «русский» из всех стилей – узорочье – это все равно сплав национальной и западной традиции, которую к нам привносили мастера из Швеции, Польши, Шотландии, вместе с определенными технологическими секретами. По сути, это было общим направлением европейского искусства, которое с некоторым запозданием пришло в Россию и оказалось очень созвучным времени восстановления русского государства после бед Смуты».

XX век

XX век доказал, что кирпич позволяет строить совершенно разную, не только русскую национальную архитектуру. После революции казалось, что этот материал прошлого безвозвратно канет в лету подобно чугуну, из которого почти 200 лет строили дома и мосты. Но получилось так, что как раз кирпич дал новые возможности архитекторам в создании современных зданий, рассказал участникам семинара Марк Акопян. Самый прогрессивный авангардист Константин Мельников, например, строит из кирпича Бахметьевский и Новорязанский гаражи, а также свой знаменитый дом – программное высказывание новой эпохи. Мельников штукатурит оба цилиндра, но оставляет голую кирпичную перемычку между ними как важный акцент всей композиции.

Декоративные свойства кирпича вновь привлекают к себе внимание советских архитекторов на волне интернационального модернизма. Усталость от стерильных форм стекла и бетона возвращает к кирпичу как доступной и, на самом деле, единственной альтернативе панелям. Так, кирпичная архитектура стала прибежищем тех, кто устал от индустриальных проектов, позволяя несколько варьировать формы, добавлять интересные элементы в композицию жилых домов и клубов, а иногда – как в случае с Палеонтологическим музеем в Москве – и строить настоящие шедевры.
Здание МИЭТ в Зеленограде
Фото М. Акопяна

Настоящее

«История развивается по спирали, и то что применялось много лет назад, снова становится популярным», – говорит коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин. Сегодня завод выпускает длинные «византийские» кирпичи, которые широко используются в постройках в духе барнхаус, хай-тек, стиль Райта. Архитекторы с интересом относятся также к таким маркам, как керамический кирпич KÖNIGSTEIN и клинкер EDELHAUS, говорят производители. Особенностью продукции Кирово-Чепецкого кирпичного завода является то, что он выпускает не только пустотелый лицевой кирпич, но и полнотелый во всей заявленной цветовой гамме – его как правило используют для создания дополнительного объема и пластики на фасаде. Градиентные и сложные цвета получаются при сочетании нескольких технологий: окрашивания в массе, ангобирования и безкислородного обжига.
cic =

Данил Вараксин

«Керамика сама по себе – устойчивый материал, который показал себя на старинных зданиях, прежде всего, тем, что он красиво стареет. Это и отличает его от многих других фасадных материалов. Клинкерный кирпич –  это, пожалуй, самый долговечный материал, завод даже дает сто лет гарантии на отсутствие разрушений на фасаде здания под воздействием внешней среды. Нанося ангоб – мы делаем это до обжига – окрашивающая поверхность спекается с телом самого кирпича и делает его еще более стойким».
ЖК «Второй квартал», на фасаде кирпич Кирово-Чепецкого кирпичного завода
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
ЖК «Садовые кварталы»
Фотограф Даниил Анненков
Впрочем, как и столетия назад, работа с кирпичом по-прежнему требует мастерства, которое зачастую и является залогом успеха всего проекта. Как отмечает руководитель специализирующейся на кирпичных фасадах компании «Метроспецстрой-Девелопер» Сергей Иванович Потапкин, иногда даже из обычного кирпича при умелой кладке можно получить уникальный проект. В качестве примера он привел жилой комплекс Maison Rouge, где применялась облицовка из половинки стандартного кирпича и необычные раскладки, сделавшие этот довольно скромный по масштабу дом особенным.

Такие архитектурные удачи всегда становятся результатом сотрудничества архитекторов и строителей, подчеркнул в своем выступлении Сергей Иванович Потапкин. Так, многие пластические находки в проекте «Садовых кварталов», который можно считать одним из эталонных современных примеров работы с кирпичом, стали возможны благодаря запатентованной «Метроспецстрой-Девелопер» подсистемы на основе стеклофибробетона, позволяющей выполнять сложные элементы и активно использовать подвесной кирпич в выступающих частях зданий.
Участники семинара
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Как заметил в своем выступлении архитектор Роман Леонидов, изобретение кирпича в мировой истории – то же, что и изобретение колеса, одна из основ современной культуры. Кирпич встречается во всех культурах от древней Месопотамии до наших дней. Это мельчающий и неделимый элемент архитектуры, доказавший свою жизнестойкость и универсальность, будь то римские термы или нью-йоркские небоскребы. «Знания всегда могут помочь. Это как в джазе – чем больше стандартных элементов знает музыкант, тем выше его уровень в импровизации. В архитектуре тоже самое – чем больше ты знаешь приемов, техник, стилей, тем больше у тебя в руках инструментов, и тем свободнее ты владеешь ремеслом», – подытожил проведенный семинар Роман Леонидов.

Поставщики, технологии

15 Августа 2022

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.