ЛДМ: быть или не быть?

В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.

Заляева Алина 
аспирант, Российский институт истории искусств


В ближайшие дни решится судьба Ленинградского дворца молодежи: группа «Эталон» более года назад объявила о планах снести ЛДМ для строительства элитного жилого комплекса, и на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, которое состоится 18 мая, будет, вероятно, принято решение о включении или отказе во включении ЛДМ в Перечень выявленных памятников [1].  

За это время группа «Эталон» провела благотворительную акцию «Зимний сад в каждый дом», в ходе которой уничтожила зимний сад Ленинградского дворца молодежи – неотъемлемую часть интерьеров потенциального памятника; анонсировала создание проекта «Митьки-Музей», чтобы сохранять «память места Ленинградского дворца молодежи (ЛДМ)» после предполагаемого сноса Ленинградского дворца молодежи. Удивительно, что угроза такому значимому историческому и культурному объекту не вызывает соответствующего протеста в профессиональной среде.

ЛДМ строили студенты из Ленинградского объединенного студенческого строительного отряда, это памятник энтузиазма, светлая и вдохновляющая страница истории Ленинграда. Ленинградский Дворец молодежи, в котором находятся действовавшие до недавнего времени театральная площадка и бассейн, в советское время был не только «точкой сборки» городского сообщества (здесь, в том числе, располагался штаб поисковых отрядов), но и культурной достопримечательностью, отмечавшейся на туристических картах наравне с Эрмитажем. 

В заметке О.Чекмаревой «Молодым ленинградцам» в «Вечернем Ленинграде» за 28 октября 1978 года подводился итог многолетнему строительству Ленинградского дворца молодежи:
Готовится к сдаче вторая очередь Дворца молодежи. Строительство его на набережной Большой Невки было объявлено ленинградской комсомолией ударным. Сегодня почти каждый наш молодой земляк может сказать, что он принимал участие в сооружении дворца. На субботники и воскресники сюда приходили помогать строителям  рабочие и студенты, учащиеся школ и ПТУ, инженеры, воины. И вот вторая очередь это­го комплекса в ближайшие дни примет своих первых гостей. Здесь большой  киноконцертный зал – главный компонент удачно гармонирующей с главным зданием  дворца пристройки. Есть просторные помещения для выставочного и танцевального залов, библиотеки, читального зала. Молодые любители музыки, техники, фото-и кинодела, люди разных увлечений будут иметь здесь клубы, кружки, секции. Здесь ежедневно смогут заниматься несколько тысяч юношей и девушек. Дворец на улице профессора Попова – хороший подарок ленинградской молодежи в честь 60-летия Ленинского комсомола.

Ленинградский дворец молодежи был ключевой выставочной площадкой неофициального и андеграундного искусства (Товарищество экспериментального изобразительного искусства ТЭИИ – одно из крупнейших объединений искусства андеграунда, «Новые художники», «Митьки» и другие). Дворец молодежи является также местом памяти ленинградского рока: здесь в 1987 году проходил в пятый раз ленинградский рок-фестиваль и регулярно проходили рок-концерты. 

Все вышеназванное чиновники КГИОП отнесли бы к обоснованию исторической и мемориальной ценности.

А что представляет собой Ленинградский Дворец молодежи с архитектурно-градостроительной точки зрения?
«Как надо работать»: от интернационального к ленинградскому    

В 1964 году на объявленном Ленинградским обкомом ВЛКСМ конкурсе на строительства «дома молодежи» победил проект молодых архитекторов П.С. Прохорова и В. Лукьянова. Первоначальный проект (вариант I) предусматривал пластину-гостиницу на V-образных опорах и параллелепипед зрительного зала, объединенные подиумом-променадом вокруг внутреннего двора с озеленением. 
Этапы проектирования ЛДМ.
Изображение из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Исследователи советской архитектуры сравнивают общее объемно-пространственное решение ЛДМ со зданием ООН в Нью-Йорке (И.Д. Саблин) или с Дворцом конгрессов в Бразилиа (1960) О.Нимейера (А. Броновицкая и Н. Малинин). Между тем, общее композиционное решение – контраст вертикальной плиты-башни с горизонталью корпуса-стилобата и вырастающим из него скульптурным объемом зрительного зала – не требовало обращения к заграничным аналогам: в 1931-1938 годах эту композиционную схему разработали архитекторы Е.А. Левинсон и В.А. Мунц в проекте Дома культуры промкооперации (Дом культуры ЛОСПК), но не смогли ее в полной мере реализовать.  
zooming
Дом культуры ЛОСПК. Южный фасад ЛДМ.
Источник: https://spbarchives.ru/documents/10157/3355185/2.2.jpg / предоставлено Алиной Заляевой

Строительство Ленинградского дворца молодежи происходило в 1969-1977 годах; к авторскому коллективу архитекторов П. С. Прохорова и В. Лукьянова присоединились архитекторы А. П. Изоитко и Тропин В. П.(?), а также главный конструктор М. Г. Христиансен и инженеры В.В. Панова и М.Катышев.
ЛДМ. Проект проспекта Калинина. 1962 год.
Журнал «Строительство и архитектура Москвы» / предоставлено Алиной Заляевой

На втором этапе проектирования (вариант II) число внутренних дворов-атриумов было увеличено до трех. От экзотических для Петербурга-Ленинграда V-образных опор отказались в пользу пилотисов, отсылающих к классическим колоннадам. Второй вариант с променадом на эксплуатируемой кровле и атриумами, несомненно, испытал влияние проектов для Нового Арбата и проспекта Калинина. Но такое объемно-пространственное решение, заимствованное опосредованно через Москву или напрямую из западного опыта, было глубоко чуждо петербургской/ленинградской традиции: атриум, характерный, прежде всего, для южной архитектуры, не отвечал ни облику, ни климату северной столицы.

Переход от второго этапа проектирования к третьему (вариант III) повторял не раз пройденный петербургской архитектурой урок адаптации «южных» архитектурных решений к климатическим условиям невских берегов. Подобно тому, как А.Ф. Щедрин, перестраивая трезиниевское здание Двенадцати коллегий под Университет, застеклил верхний уровень двухъярусной открытой галереи и превратил его в знаменитый университетский коридор, группа архитекторов ЛДМ превращает открытый озелененный двор в зимний сад за навесным стеклянным фасадом. Пандусы и лестницы «уходят» из экстерьера в интерьер с внутренними балконами, что намечает линию заимствований архитектурных решений вилл Ле Корбюзье (Вилла Савой, Вилла Ла Рош). Создание зимнего сада во Дворце молодежи также продолжает основную идею довоенных домов культуры (например, Дома культуры промкооперации), которые были нацелены на демократизацию дворянского (элитарного) образа жизни и адаптировали для нового массового потребителя архитектурный тип дворца. 
Интерьер зимнего сада ЛДМ. Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа. 1865. ГЭ.
Из архива семьи П.С. Прохорова. Эдуард Гау / https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hau._Interiors_of_the_Sma ll_Hermitage._The_Winter_Garden._1865.jpg / предоставлено Алиной Заляевой
ЛДМ. Фасад Зимнего дворца 1940-1950 гг.
Фотография автора / hermitagemuseum.org / предоставлено Алиной Заляевой

Зимний сад ЛДМ отсылает к зимним садам Малого Эрмитажа и Мариинского дворца. На этом аллюзии на ключевые памятники петербургской архитектуры не заканчиваются: реализованное цветовое решение гостиничного корпуса ЛДМ – подоконные вставки цвета морской волны (невской воды) – несомненно, должно было вызывать в памяти изумрудный оттенок стен Зимнего дворца, выбранный в послевоенный период как наиболее гармонирующий с водами Невы. Архитектурные параллели должны были рождать смысловые оппозиции: императорский дворец – дворец молодежи, Эрмитаж – площадка для выставок современного советского и андеграундного искусства.

При переходе от второго варианта ЛДМ к третьему также производится блестящая градостроительная рокировка: пластина гостиничного корпуса меняется местами со зрительным залом. Если в первых двух вариантах высотная доминанта располагалась ближе к восточному краю квартала, оставляя «визуальный провал» на набережной Малой Невки, то в третьем варианте поставленный торцом к оси Барочной улицы гостиничный корпус замыкает на себя сразу несколько транспортных и водных магистралей. Пластина гостиницы становится вертикалью, доминантой в створе Барочной улицы и реки Крестовки; обращенный на Большой Крестовский мост западный фасад «держит» излучину Малой Невки. Доминанты, которые акцентируют пересечение улиц и проспектов, – неотъемлемая черта петербургской градостроительной школы. 
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

«Комплекс призван служить местом общения ленинградской молодежи. И в этом его принципиальное отличие от, скажем, гостиничного комплекса … где функция общения является не основной, а побочной», – писал В.Щербин в статье «Есть дворец юности!» в журнале «Строительство и Архитектура Ленинграда» за 1980 год. Щербин высоко оценивает планировочное единство трех корпусов Дворца Молодежи: «Трудно … в ленинградской практике найти пример столь последовательного, полного и активного воплощения в жизнь принципов «текучего» … пространства … позволил создать динамичную среду, которая так уместна во дворце для молодежи». Водные и существовавшие прежде транспортные магистрали органично «сходятся» на вновь возводимом здании Дворца молодежи: ЛДМ перекодирует существующую застройку, приближаясь к основной идее концепции Нового Элемента Расселения, что селитьба должна формироваться вокруг культурных центров, а не предприятий.

В третьем варианте проекта ЛДМ впервые модернистское горизонтальное членение фасада гостиничного корпуса (за счет глухих ограждений лоджий, вариант III) сменяется вертикальным: в финальных четвертом и пятом вариантах (вариант IV и V) фасад гостиницы оформлен сдвоенными белыми вертикальными ребрами и подоконными вставками цвета морской волны (невской воды?), заключенными в бетонную рамку. Апеллирующее к классическому делению фасадов это архитектурное решение переосмысляет как сдвоенные барочные колонны Зимнего дворца, так и американские небоскребы Миса ван дер Роэ (Сигрэм-билдинг.
Сигрэм-бидинг. ЛДМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BC-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:NewYorkSeagram_04.30.2008.JPG https://pastvu.com/p/135477?hl=comment-422365 / предоставлено Алиной Заляевой

Пятый вариант (вариант V) объемно-пространственного и архитектурного решений ЛДМ находит баланс классической петербургской монументальности и модернистской легкости. Торцы гостиничного корпуса «рассечены» вертикально и «соединены» на всю высоту лоджиями с ажурными металлическими, геометрического рисунка, ограждениями, кроме лоджий последнего этажа с глухими бетонными ограждениями. Но гостиничный корпус имел и горизонтальное «рассечение»: за счет глубоких лоджий с глухими бетонными ограждениями, которые опоясывали торец в уровне второго этажа, южная часть гостиницы, поднятая на четырех пилотисах (квадратного сечения), казалась парящей, менее массивной и тяжелой. Лоджиям с юга вторит массивная плита входной группы гостиницы с сохранившим оригинальный шрифт названием «Дворец молодежи».
ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Реализованный пятый вариант насыщен архитектурными цитатами из построек довоенного ленинградского авангарда. Вынесенная на южный фасад диагональ лестничного марша, ведущего на балкон-террасу, отсылает не столько к пандусам Дворца конгрессов в Бразилиа О.Нимейера, сколько к «парящим» лестницам Первого жилого дома Ленсовета Е.А. Левинсона и И.И. Фомина 1931-1934 гг. Аналогично решение поднятый на пилотисах торец гостиничного корпуса развивает излюбленный прием Г.А. Симонова опирать угол здания на один или два столба, как в Академии железнодорожного транспорта имени Сталина, универмаге Кондратьевского жилмассива или Жилмассиве завода «Большевик». Глухой объем в центре витража зрительного зала, обращенного на Малую Невку, повторяет архитектурное решение Василеостровской фабрики-кухни (архитекторы А. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон и Я. О. Рубанчик, 1928-1931 гг.), а сам объем зрительного зала с огромным витражом – оммаж Большому концертному залу «Октябрьский», etc.
Первый жилой дом Ленсовета (Левинсон, И.И. Фомин); участники ТЭИИ перед южным фасадом ЛДМ; Дворец конгрессов О.Нимейера
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Торец гостиничного корпуса ЛДМ; Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина и Жилмассив завода «Большевик» (Г.А. Симонов)
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Зрительный зал ЛДМ; Большой концертный зал «Октябрьский»; Василеостровская фабрика-кухня
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

С искусством русского авангарда 1920-х – 1930-х годов ЛДМ связывают еще два 
интересных факта. Первый факт: наставником главного архитектора ЛДМ П. С. 
Прохорова был ученик К.С. Малевича и архитектор-супрематист Л.Хидекель. Дочь 
архитектора П.С. Прохорова рассказывает, что в период проектирования ее отец обсуждал архитектурный решения фасадов Дворца молодежи, выходящих на Малую Невку со своим учителем. Второй факт: на блоке машинного помещения для лифтов гостиничного корпуса в 1980-е годы был установлен сферический контейнер для метеоприборов с другого здания архитектора Прохорова – расположенного вблизи Дома Погоды Петербургского метеоцентра. Шар весьма удачно вписался в общее объемно-пространственное решение Дворца молодежи, придав модернистскому зданию некоторый антропоморфизм, напоминающий о фигуративных крестьянских картинах Малевича 1930-х годов. 
Макет ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Аллюзии на постройки Ле Корбюзье не ограничиваются виллами довоенного периода: Дом Армии Спасения (1926-1929 гг.) в Париже мог стать источником заимствования разноцветных подоконных вставок; бруталистский монастырь Де-Ла-Туретт (1953-1960 гг.) – образец игры с железобетоными элементами: ламелями, кронштейнами и наличниками. И, несомненно, заслуживает упоминание еще одно сходство: подобно павильону «Эспри Нуво» (1925 г.) при возведении Дворца молодежи было сохранено существовавшее озеленение – два столетних дуба перед южным фасадом общественного блока.
ЛДМ. Дом Армии Спасения
Фотография автора / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4593&sysLanguage=fr-fr&itemPos=4&itemCount=78&sysParentId=64&sysParentName / предоставлено Алиной Заляевой
zooming
Монастырь Де-Ла-Туретт. ЛДМ
http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4731&sysLanguage=fr-fr&itemPos=19&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / ГМИ СПб / предоставлено Алиной Заляевой
Макет ЛДМ. Павильон Эспри-Нуво
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=5061&sysLanguage=fr-fr&itemPos=47&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / предоставлено Алиной Заляевой

Приведенный краткий анализ архитектурных решений Ленинградского Дворца молодежи сквозь призму этапов его проектирования показывает многогранность и сложность архитектурно-художественного образа здания. Подобно тому, как алмазу придают огранку, проект ЛДМ развивался от первого победившего проекта к реализованному зданию: в его лаконичной и строгой архитектуре мерцают прообразы классических и барочных петербургских дворцов, построек ленинградского авангарда, шедевров зарубежной архитектуры Современного движения (Modern Movement). Дворец молодежи был отмечен государственной премией РСФСР в области архитектуры и оценивается авторитетными исследователями советской архитектуры (доктором искусствоведения В.Г. Лисовским, доктором архитектуры С.П. Заварихиным и др.) как выдающийся образец советского модернизма и ленинградского неоконструктивизма, обладающий высокой градостроительной и архитектурно-художественной ценностью. 

Объединяя в своем архитектурном языке классицизирующее и модернистское направления, Ленинградский Дворец молодежи выработал эталон (злая ирония!) языка архитектуры ленинградского модернизма. 

P.S.: Стоит помнить, что классика не должна быть самой причудливой или самой фантазийной версией стиля: и Ленинградский Дворец молодежи в той же мере является классикой ленинградского модернизма, в какой мы считаем одним из наиболее чистых образцов стиля классицизм здание Академии наук Джакомо Кваренги.

[1] 25 июня 2022 года подано Заявление о включении Ленинградского Дворца молодежи в единый госреестр объектов культурного наследия. По федеральному и региональному законодательству, с момента подачи такого Заявление здание не может быть снесено или повреждено, что как официальная правовая позиция было признано юристами КГИОП в одном из судов (орган по охране памятников). Дворец молодежи старше 40 лет, поэтому может быть признан памятником.

17 Мая 2023

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.