ЛДМ: быть или не быть?

В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.

Заляева Алина 
аспирант, Российский институт истории искусств


В ближайшие дни решится судьба Ленинградского дворца молодежи: группа «Эталон» более года назад объявила о планах снести ЛДМ для строительства элитного жилого комплекса, и на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, которое состоится 18 мая, будет, вероятно, принято решение о включении или отказе во включении ЛДМ в Перечень выявленных памятников [1].  

За это время группа «Эталон» провела благотворительную акцию «Зимний сад в каждый дом», в ходе которой уничтожила зимний сад Ленинградского дворца молодежи – неотъемлемую часть интерьеров потенциального памятника; анонсировала создание проекта «Митьки-Музей», чтобы сохранять «память места Ленинградского дворца молодежи (ЛДМ)» после предполагаемого сноса Ленинградского дворца молодежи. Удивительно, что угроза такому значимому историческому и культурному объекту не вызывает соответствующего протеста в профессиональной среде.

ЛДМ строили студенты из Ленинградского объединенного студенческого строительного отряда, это памятник энтузиазма, светлая и вдохновляющая страница истории Ленинграда. Ленинградский Дворец молодежи, в котором находятся действовавшие до недавнего времени театральная площадка и бассейн, в советское время был не только «точкой сборки» городского сообщества (здесь, в том числе, располагался штаб поисковых отрядов), но и культурной достопримечательностью, отмечавшейся на туристических картах наравне с Эрмитажем. 

В заметке О.Чекмаревой «Молодым ленинградцам» в «Вечернем Ленинграде» за 28 октября 1978 года подводился итог многолетнему строительству Ленинградского дворца молодежи:
Готовится к сдаче вторая очередь Дворца молодежи. Строительство его на набережной Большой Невки было объявлено ленинградской комсомолией ударным. Сегодня почти каждый наш молодой земляк может сказать, что он принимал участие в сооружении дворца. На субботники и воскресники сюда приходили помогать строителям  рабочие и студенты, учащиеся школ и ПТУ, инженеры, воины. И вот вторая очередь это­го комплекса в ближайшие дни примет своих первых гостей. Здесь большой  киноконцертный зал – главный компонент удачно гармонирующей с главным зданием  дворца пристройки. Есть просторные помещения для выставочного и танцевального залов, библиотеки, читального зала. Молодые любители музыки, техники, фото-и кинодела, люди разных увлечений будут иметь здесь клубы, кружки, секции. Здесь ежедневно смогут заниматься несколько тысяч юношей и девушек. Дворец на улице профессора Попова – хороший подарок ленинградской молодежи в честь 60-летия Ленинского комсомола.

Ленинградский дворец молодежи был ключевой выставочной площадкой неофициального и андеграундного искусства (Товарищество экспериментального изобразительного искусства ТЭИИ – одно из крупнейших объединений искусства андеграунда, «Новые художники», «Митьки» и другие). Дворец молодежи является также местом памяти ленинградского рока: здесь в 1987 году проходил в пятый раз ленинградский рок-фестиваль и регулярно проходили рок-концерты. 

Все вышеназванное чиновники КГИОП отнесли бы к обоснованию исторической и мемориальной ценности.

А что представляет собой Ленинградский Дворец молодежи с архитектурно-градостроительной точки зрения?
«Как надо работать»: от интернационального к ленинградскому    

В 1964 году на объявленном Ленинградским обкомом ВЛКСМ конкурсе на строительства «дома молодежи» победил проект молодых архитекторов П.С. Прохорова и В. Лукьянова. Первоначальный проект (вариант I) предусматривал пластину-гостиницу на V-образных опорах и параллелепипед зрительного зала, объединенные подиумом-променадом вокруг внутреннего двора с озеленением. 
Этапы проектирования ЛДМ.
Изображение из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Исследователи советской архитектуры сравнивают общее объемно-пространственное решение ЛДМ со зданием ООН в Нью-Йорке (И.Д. Саблин) или с Дворцом конгрессов в Бразилиа (1960) О.Нимейера (А. Броновицкая и Н. Малинин). Между тем, общее композиционное решение – контраст вертикальной плиты-башни с горизонталью корпуса-стилобата и вырастающим из него скульптурным объемом зрительного зала – не требовало обращения к заграничным аналогам: в 1931-1938 годах эту композиционную схему разработали архитекторы Е.А. Левинсон и В.А. Мунц в проекте Дома культуры промкооперации (Дом культуры ЛОСПК), но не смогли ее в полной мере реализовать.  
zooming
Дом культуры ЛОСПК. Южный фасад ЛДМ.
Источник: https://spbarchives.ru/documents/10157/3355185/2.2.jpg / предоставлено Алиной Заляевой

Строительство Ленинградского дворца молодежи происходило в 1969-1977 годах; к авторскому коллективу архитекторов П. С. Прохорова и В. Лукьянова присоединились архитекторы А. П. Изоитко и Тропин В. П.(?), а также главный конструктор М. Г. Христиансен и инженеры В.В. Панова и М.Катышев.
ЛДМ. Проект проспекта Калинина. 1962 год.
Журнал «Строительство и архитектура Москвы» / предоставлено Алиной Заляевой

На втором этапе проектирования (вариант II) число внутренних дворов-атриумов было увеличено до трех. От экзотических для Петербурга-Ленинграда V-образных опор отказались в пользу пилотисов, отсылающих к классическим колоннадам. Второй вариант с променадом на эксплуатируемой кровле и атриумами, несомненно, испытал влияние проектов для Нового Арбата и проспекта Калинина. Но такое объемно-пространственное решение, заимствованное опосредованно через Москву или напрямую из западного опыта, было глубоко чуждо петербургской/ленинградской традиции: атриум, характерный, прежде всего, для южной архитектуры, не отвечал ни облику, ни климату северной столицы.

Переход от второго этапа проектирования к третьему (вариант III) повторял не раз пройденный петербургской архитектурой урок адаптации «южных» архитектурных решений к климатическим условиям невских берегов. Подобно тому, как А.Ф. Щедрин, перестраивая трезиниевское здание Двенадцати коллегий под Университет, застеклил верхний уровень двухъярусной открытой галереи и превратил его в знаменитый университетский коридор, группа архитекторов ЛДМ превращает открытый озелененный двор в зимний сад за навесным стеклянным фасадом. Пандусы и лестницы «уходят» из экстерьера в интерьер с внутренними балконами, что намечает линию заимствований архитектурных решений вилл Ле Корбюзье (Вилла Савой, Вилла Ла Рош). Создание зимнего сада во Дворце молодежи также продолжает основную идею довоенных домов культуры (например, Дома культуры промкооперации), которые были нацелены на демократизацию дворянского (элитарного) образа жизни и адаптировали для нового массового потребителя архитектурный тип дворца. 
Интерьер зимнего сада ЛДМ. Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа. 1865. ГЭ.
Из архива семьи П.С. Прохорова. Эдуард Гау / https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hau._Interiors_of_the_Sma ll_Hermitage._The_Winter_Garden._1865.jpg / предоставлено Алиной Заляевой
ЛДМ. Фасад Зимнего дворца 1940-1950 гг.
Фотография автора / hermitagemuseum.org / предоставлено Алиной Заляевой

Зимний сад ЛДМ отсылает к зимним садам Малого Эрмитажа и Мариинского дворца. На этом аллюзии на ключевые памятники петербургской архитектуры не заканчиваются: реализованное цветовое решение гостиничного корпуса ЛДМ – подоконные вставки цвета морской волны (невской воды) – несомненно, должно было вызывать в памяти изумрудный оттенок стен Зимнего дворца, выбранный в послевоенный период как наиболее гармонирующий с водами Невы. Архитектурные параллели должны были рождать смысловые оппозиции: императорский дворец – дворец молодежи, Эрмитаж – площадка для выставок современного советского и андеграундного искусства.

При переходе от второго варианта ЛДМ к третьему также производится блестящая градостроительная рокировка: пластина гостиничного корпуса меняется местами со зрительным залом. Если в первых двух вариантах высотная доминанта располагалась ближе к восточному краю квартала, оставляя «визуальный провал» на набережной Малой Невки, то в третьем варианте поставленный торцом к оси Барочной улицы гостиничный корпус замыкает на себя сразу несколько транспортных и водных магистралей. Пластина гостиницы становится вертикалью, доминантой в створе Барочной улицы и реки Крестовки; обращенный на Большой Крестовский мост западный фасад «держит» излучину Малой Невки. Доминанты, которые акцентируют пересечение улиц и проспектов, – неотъемлемая черта петербургской градостроительной школы. 
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

«Комплекс призван служить местом общения ленинградской молодежи. И в этом его принципиальное отличие от, скажем, гостиничного комплекса … где функция общения является не основной, а побочной», – писал В.Щербин в статье «Есть дворец юности!» в журнале «Строительство и Архитектура Ленинграда» за 1980 год. Щербин высоко оценивает планировочное единство трех корпусов Дворца Молодежи: «Трудно … в ленинградской практике найти пример столь последовательного, полного и активного воплощения в жизнь принципов «текучего» … пространства … позволил создать динамичную среду, которая так уместна во дворце для молодежи». Водные и существовавшие прежде транспортные магистрали органично «сходятся» на вновь возводимом здании Дворца молодежи: ЛДМ перекодирует существующую застройку, приближаясь к основной идее концепции Нового Элемента Расселения, что селитьба должна формироваться вокруг культурных центров, а не предприятий.

В третьем варианте проекта ЛДМ впервые модернистское горизонтальное членение фасада гостиничного корпуса (за счет глухих ограждений лоджий, вариант III) сменяется вертикальным: в финальных четвертом и пятом вариантах (вариант IV и V) фасад гостиницы оформлен сдвоенными белыми вертикальными ребрами и подоконными вставками цвета морской волны (невской воды?), заключенными в бетонную рамку. Апеллирующее к классическому делению фасадов это архитектурное решение переосмысляет как сдвоенные барочные колонны Зимнего дворца, так и американские небоскребы Миса ван дер Роэ (Сигрэм-билдинг.
Сигрэм-бидинг. ЛДМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BC-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:NewYorkSeagram_04.30.2008.JPG https://pastvu.com/p/135477?hl=comment-422365 / предоставлено Алиной Заляевой

Пятый вариант (вариант V) объемно-пространственного и архитектурного решений ЛДМ находит баланс классической петербургской монументальности и модернистской легкости. Торцы гостиничного корпуса «рассечены» вертикально и «соединены» на всю высоту лоджиями с ажурными металлическими, геометрического рисунка, ограждениями, кроме лоджий последнего этажа с глухими бетонными ограждениями. Но гостиничный корпус имел и горизонтальное «рассечение»: за счет глубоких лоджий с глухими бетонными ограждениями, которые опоясывали торец в уровне второго этажа, южная часть гостиницы, поднятая на четырех пилотисах (квадратного сечения), казалась парящей, менее массивной и тяжелой. Лоджиям с юга вторит массивная плита входной группы гостиницы с сохранившим оригинальный шрифт названием «Дворец молодежи».
ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Реализованный пятый вариант насыщен архитектурными цитатами из построек довоенного ленинградского авангарда. Вынесенная на южный фасад диагональ лестничного марша, ведущего на балкон-террасу, отсылает не столько к пандусам Дворца конгрессов в Бразилиа О.Нимейера, сколько к «парящим» лестницам Первого жилого дома Ленсовета Е.А. Левинсона и И.И. Фомина 1931-1934 гг. Аналогично решение поднятый на пилотисах торец гостиничного корпуса развивает излюбленный прием Г.А. Симонова опирать угол здания на один или два столба, как в Академии железнодорожного транспорта имени Сталина, универмаге Кондратьевского жилмассива или Жилмассиве завода «Большевик». Глухой объем в центре витража зрительного зала, обращенного на Малую Невку, повторяет архитектурное решение Василеостровской фабрики-кухни (архитекторы А. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон и Я. О. Рубанчик, 1928-1931 гг.), а сам объем зрительного зала с огромным витражом – оммаж Большому концертному залу «Октябрьский», etc.
Первый жилой дом Ленсовета (Левинсон, И.И. Фомин); участники ТЭИИ перед южным фасадом ЛДМ; Дворец конгрессов О.Нимейера
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Торец гостиничного корпуса ЛДМ; Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина и Жилмассив завода «Большевик» (Г.А. Симонов)
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Зрительный зал ЛДМ; Большой концертный зал «Октябрьский»; Василеостровская фабрика-кухня
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

С искусством русского авангарда 1920-х – 1930-х годов ЛДМ связывают еще два 
интересных факта. Первый факт: наставником главного архитектора ЛДМ П. С. 
Прохорова был ученик К.С. Малевича и архитектор-супрематист Л.Хидекель. Дочь 
архитектора П.С. Прохорова рассказывает, что в период проектирования ее отец обсуждал архитектурный решения фасадов Дворца молодежи, выходящих на Малую Невку со своим учителем. Второй факт: на блоке машинного помещения для лифтов гостиничного корпуса в 1980-е годы был установлен сферический контейнер для метеоприборов с другого здания архитектора Прохорова – расположенного вблизи Дома Погоды Петербургского метеоцентра. Шар весьма удачно вписался в общее объемно-пространственное решение Дворца молодежи, придав модернистскому зданию некоторый антропоморфизм, напоминающий о фигуративных крестьянских картинах Малевича 1930-х годов. 
Макет ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Аллюзии на постройки Ле Корбюзье не ограничиваются виллами довоенного периода: Дом Армии Спасения (1926-1929 гг.) в Париже мог стать источником заимствования разноцветных подоконных вставок; бруталистский монастырь Де-Ла-Туретт (1953-1960 гг.) – образец игры с железобетоными элементами: ламелями, кронштейнами и наличниками. И, несомненно, заслуживает упоминание еще одно сходство: подобно павильону «Эспри Нуво» (1925 г.) при возведении Дворца молодежи было сохранено существовавшее озеленение – два столетних дуба перед южным фасадом общественного блока.
ЛДМ. Дом Армии Спасения
Фотография автора / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4593&sysLanguage=fr-fr&itemPos=4&itemCount=78&sysParentId=64&sysParentName / предоставлено Алиной Заляевой
zooming
Монастырь Де-Ла-Туретт. ЛДМ
http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4731&sysLanguage=fr-fr&itemPos=19&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / ГМИ СПб / предоставлено Алиной Заляевой
Макет ЛДМ. Павильон Эспри-Нуво
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=5061&sysLanguage=fr-fr&itemPos=47&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / предоставлено Алиной Заляевой

Приведенный краткий анализ архитектурных решений Ленинградского Дворца молодежи сквозь призму этапов его проектирования показывает многогранность и сложность архитектурно-художественного образа здания. Подобно тому, как алмазу придают огранку, проект ЛДМ развивался от первого победившего проекта к реализованному зданию: в его лаконичной и строгой архитектуре мерцают прообразы классических и барочных петербургских дворцов, построек ленинградского авангарда, шедевров зарубежной архитектуры Современного движения (Modern Movement). Дворец молодежи был отмечен государственной премией РСФСР в области архитектуры и оценивается авторитетными исследователями советской архитектуры (доктором искусствоведения В.Г. Лисовским, доктором архитектуры С.П. Заварихиным и др.) как выдающийся образец советского модернизма и ленинградского неоконструктивизма, обладающий высокой градостроительной и архитектурно-художественной ценностью. 

Объединяя в своем архитектурном языке классицизирующее и модернистское направления, Ленинградский Дворец молодежи выработал эталон (злая ирония!) языка архитектуры ленинградского модернизма. 

P.S.: Стоит помнить, что классика не должна быть самой причудливой или самой фантазийной версией стиля: и Ленинградский Дворец молодежи в той же мере является классикой ленинградского модернизма, в какой мы считаем одним из наиболее чистых образцов стиля классицизм здание Академии наук Джакомо Кваренги.

[1] 25 июня 2022 года подано Заявление о включении Ленинградского Дворца молодежи в единый госреестр объектов культурного наследия. По федеральному и региональному законодательству, с момента подачи такого Заявление здание не может быть снесено или повреждено, что как официальная правовая позиция было признано юристами КГИОП в одном из судов (орган по охране памятников). Дворец молодежи старше 40 лет, поэтому может быть признан памятником.

17 Мая 2023

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.