Эта история началась ровно 100 лет назад. В 1924 году, когда постановлением ЦИК СССР была разрешена жилищная кооперация, на окраине Нижнего Новгорода появился квартал, созданный кооперативом интеллигенции (теперь это граница исторического центра). К 1927–1928 годам здесь были построены 14 деревянных домов на 4 квартиры с отдельным входом и два кирпичных на 8 квартир, при каждом доме – огромные сады по 5 соток на каждую семью.
Здесь многое удивляет. Во-первых, в середине 1920-х не строилось практически ничего, и уж точно это было не время элитных домов. А тут – роскошь со всеми удобствами. Во-вторых, это жилищно-строительное кооперативное товарищество, которое состояло – не как тогда было принято, из рабочих – а из людей высокого положения: врачей, инженеров, банковских работников, преподавателей, ученых.
Главным инженером комитета содействия жилкооперации был Леонид Дмитриевич Агафонов – его сын Святослав Леонидович позже станет реставратором, который возродит Нижегородский кремль, а его дочь Ирина Святославовна, главный архитектор-реставратор НИП «Этнос» и аккредитованный эксперт по выявлению ОКН, окажется вынуждена защищать свой дом от сноса.
Кооператив прогрессивной интеллигенции 1920-х получил название «Красный просвещенец», а потом так стали называть его квартал. В его истории еще много интересных аспектов, и она подробно описана на сайте, созданном инициативной группой исследователей проекта «Городские экспедиции».
Современная история «Красного просвещенца» прошла несколько этапов борьбы за сохранение. В начале 2000-х годов участок уже был отдан девелоперу, но через суды и общественную огласку удалось сохранить дома за собственниками. Затем в 2010 году прошла странная процедура межевания, которая была ориентирована на зоны утвержденного генплана, но проходила красными линиями прямо по квартирам, делая муниципальными не только сады перед домом, но и часть комнат…
Летом 2021 года квартал был объявлен пилотной площадкой программы комплексного развития территорий, а через несколько месяцев была подана заявка на статус достопримечательного места. По правилам КРТ, территория исключается из программы, если собственники проголосуют против сноса и расселения – так произошло с половиной квартала, но не со всеми домами.
Вместо домов 19–25 по улице Невзоровых рисуются пунктиром контуры многоэтажек, а Управление по охране памятников выдало в январе 2024 года заключение экспертизы по статусу ОКН – отрицательное. Жители тут же подали в Управление другое заключение от экспертов более высокого уровня – положительное. Но управление отклоняет его, ссылаясь, кто бы мог подумать, на недостаточные меры по сохранению. И теперь – решающий момент: опубликована новая положительная экспертиза, признающая статус достопримечательного места с учетом всех поправок, и всего несколько дней, до 20 марта включительно, по ней принимаются комментарии на почту УГО ОКН в свободной форме. Можете ознакомиться с актами экспертизы: отрицательной с комментариями к ней, первой положительной с комментариями к ней и второй положительной – с вашими возможными комментариями!
Направить свои комментарии в поддержку статуса достопримечательного места можно в свободной форме письмом на почту [email protected].
Здесь – фотографии Николая Васильева, а ниже, для тех, кому интересны подробности – краткий пересказ содержания обеих экспертиз, отрицательной и положительной.
Может показаться, что если снос квартала уже отменен, статус объекта культурного наследия для него избыточен – но это не так. Во-первых, если сейчас квартал получит отказ в признании ОКН, то повторная экспертиза будет невозможна. Во-вторых, упустить момент получения защиты сейчас – это значит, отдать квартал под снос в будущем. Это центр города и большие площади садов вокруг двухэтажных деревянных домов.
Получение статуса ОКН означает четкое утверждение регламентов развития территории – то есть, делает возможным ее реновацию без риска утраты ценности.
Краткое изложение аргументов экспертиз – ниже:
Отрицательная экспертиза
– «В разных исследовательских документах говорится о первоначальной идее
территории как «города-сада», однако в документах по строительству жилых домов отсутствует упоминание об использовании при его планировании
градостроительной идеи «города сада». Кроме того, само понятие «город»
подразумевает обширность территории, наличие разнообразной функциональной и объемно-пространственной застройки, наличие открытых и закрытых пространств, общественных территорий. В данном случае в результате жизнедеятельности сохранился только один квартал с утратой общественного пространства по центру и линия застройки соседнего квартала, основное функциональное назначение застройки однообразное».
Однако, в этой же экспертизе неоднократно упоминается понятие города-сада, например в следующем контексте:
«Необходимо отметить, что эта зеленая зона («город-сад») поддерживается связью с парками и скверами в шаговой доступности от «Красного просвещенца», составляя с ними единую систему «зеленых легких» города.
Город-сад – это не проектный термин, а оценка, которой оперируют теоретики.
– «Большая часть зеленых насаждений деградировала, имеются сломанные и поваленные деревья. Со времени строительства кооператива на территории появились самостийные выгородки земельных участков различными ограждениями».
Кстати, в настоящее время ведутся переговоры о том, чтобы установить единое ограждение вокруг квартала силами ТомСойерФеста.
– «Здания кооператива имеют ровную силуэтную характеристику, без
композиционных (архитектурных и градостроительных) акцентов, не являются
доминантами и градостроительными ориентирами для окружающей застройки.»
Здесь эксперт рассматривает квартал по признакам ансамблиевой застройки, трактуя их так, что должны присутствовать все яркие характеристики. Однако, отсутствие доминанты в целостно сохранившейся застройке свидетельствует, скорее, о сохранении первоначального замысла, поскольку этот жилой квартал изначально был построен без доминант.
– «Здания построены по типовому проекту».
Во-первых, говорить о понятии типовой архитектуры применительно к 1920-м годам некорректно, во-вторых, на 16 домов имеется 5 типов, и в-третьих, для этого квартала использованы проекты всесоюзного конкурса на жильё будущего, проведенного в 1924 году. Это больше, чем «похожие дома».
Отрицательное заключение экспертизы выдано Малышевой Анной Вячеславовной по заказу УГО ОКН.
Положительная экспертиза
– «Сохранившийся до настоящего времени комплекс жилой застройки
«Красный просвещенец», созданный в 1924–1928 годах, является подлинным
источником информации о социально-экономических направлениях, динамике
и приемах градостроительного преобразования Нижнего Новгорода в первой
половине XX века. Градостроительная структура комплекса представляет собой
ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, эстетики,
социальной культуры. Комплекс свидетельствует о преемственном развитии
культуры и призван оказывать организующее воздействие на развитие
сопредельных кварталов в части масштабов и пропорций, а также
стилистических приемов формирования современной урбанистической среды
на локальной территории города Нижний Новгород».
– «квартал обладает мемориальной ценностью для истории, культуры и науки, т. к.
создание квартала в целом и почти каждый его конкретный дом были (а
зачастую и остаются) связанными с выдающимися личностями, благодаря
которым был создан и сохранен квартал «Красный просвещенец».
Полный список – на стр. 29 акта экспертизы, биографии выдающихся жителей – на сайте квартала.
– «сохранение целостного, единовременно застроенного участка в границах
улиц Белинского – Ашхабадская – Невзоровых – Тверской вместе с
противоположной стороной улицы Невзоровых».
– «Квартал «Красный просвещенец» представляет собой уникальный объект,
где нашли свое отражение новаторские в отечественной архитектуре и
градостроении идеи «города-сада» 1920-х годов, с вариативностью в подходе
к проектированию. Сохранившаяся до настоящего времени историко-культурная, архитектурно-градостроительная и ландшафтная среда подлежит
обязательному сохранению в статусе достопримечательного места».
В акте экспертизы было указано, что статус достопримечательного места позволяет ремонтировать и перестраивать дома, сохраняя их параметры. Это стало поводом для отклонения как недостаточно проработанный механизм охраны. Новая экспертиза практически дублирует предыдущую и предполагает более строгие регламенты.
Экспертизу с положительным заключением подготовили эксперты Михаил Исаевич Мильчик, Ирина Борисовна Голубева, Елена Михайловна Зубова, по заказу жительницы квартала Елены Николаевны Макаровой.
Вишня в квартале отцветает за семь рабочих дней. Для ваших комментариев времени еще меньше. Почта – [email protected], любое письмо – в свободной форме.
Автор текста – Ира Маслова,
куратор проекта «Городские экспедиции»
и исследовательского проекта о «Красном просвещенце»
куратор проекта «Городские экспедиции»
и исследовательского проекта о «Красном просвещенце»