Фонтанная площадь в Пущино

Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде

mainImg
Город Пущино часто называют заповедником модернизма. Действительно, город, возникший как идея в середине 1950-х, был большей частью реализован в материале в советский период. Основная его застройка осуществлялась по единому генплану (который, естественно, несколько корректировался со временем) в 1960-1980-е годы. Поэтому он представляет собой реализованную утопическую модель советского города науки модернистского толка в лучшем его качестве, причем как на уровне градостроительных решений, так и в отдельных объектах – зданиях и пространствах.
zooming
Институт Белка АН СССР, арх. В.М. Коган
Фотография из архива Пущинского ВООПИИК

Пущино вырос на высоком берегу Оки буквально в чистом поле – на его месте были широкие колхозные поля. Задуманный президентом академии наук СССР Александром Николаевичем Несмеяновым город проектировался как центр биологических исследований – первый в своем роде Академгородок в СССР.

И хотя слава первого Академгородка закрепилась за новосибирским научным центром, все-таки первым был Пущино. Во всяком случае – на бумаге и в чертежах.  В апреле 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР о его создании, и уже в декабре того же года был представлен генплан, разработанный архитектором Александром Ивановичем Поповым-Шаманом в недрах проектного института Академии наук. Кстати, этот проектный институт – ныне ликвидированный – был создан в 1938 году специально для разработки архитектурных решений научно-исследовательских институтов, что называется «от гвоздя», то есть от собственно оборудования лабораторий, до масштабных генпланов. Отцом-основателем «Академпроекта», как он назывался в самом начале,  стал Алексей Щусев. Расцвет института, спроектировавшего немало зданий в Москве, пришелся как раз на 1950–1970-е, когда развернулось широкое строительство научных центров – и Троицк, и Черноголовка вышли из стен института, как и множество комплексов НИИ, бывших в ведении Академии Наук СССР.

Согласно генплану будущий академический центр на берегу Оки имел ленточную структуру: институты, которые являлись градообразующими предприятиями, были сосредоточены в южной части города вдоль одной улицы и отделены от жилых массивов лесополосой, которая в дальнейшем получила название Зеленая зона.
zooming
Генплан Пущинского Научного центра,1956, арх. А. Попов-Шаман
Из фонда Пущинского отделения МО ВООПИИК

Растянувшийся с запада на восток на 1.5 км на высоком берегу вдоль Оки город был разделен на микрорайоны и представлял бы довольно унылое зрелище с высоты птичьего полета, если бы архитекторы не предложили акцентировать его центр выделением парадной оси, которая соединила Институты и собственно город с жителями.

Так, уже в генплане, возникла идея нескольких последовательно сменяющих друг друга пространств, соединивших город по оси север-юг – широкие партеры располагались на террасах, последовательно спускающихся к смотровой площадке на высоком берегу реки Оки. Большинство институтов еще не были построены, а некоторые даже не были спроектированы, когда началось строительство этой парадной оси.

И началось оно с фонтана.  Хотя идея фонтана как парадного пространства была заложена еще в генеральном плане города, к моменту его проектирования в середине 1960-х представление о парадных пространствах несколько поменялось. В генплане 1956 года мы видим классические партеры с цветниками и симметричной разбивкой газонов, сменяющие друг друга, согласно террасному расположению города, которые исполнены в парадигме скорее сталинской архитектуры. В новом генплане акценты сместились, жесткая симметрия смягчилась, и хотя ось, идущая к реке, осталась, на смену дворцовому характеру парка с зарегулированной посадкой деревьев и разбивкой цветников пришло новое понимание пространства – модернистское. 
Пущино. Вид на «Зеленую зону» и фонтан со сторны Институтской улицы, 1970-е годы
Фонд Центральной библиотеки города Пущино

В конце 1960-х в городе началось строительство корпуса Института Белка, перед блоком общего назначения – он же административный корпус – была разбита площадь,  которая открывала череду парадных пространств и служила отправной точкой луча, «стреляющего» с юга на север. По проекту ниже, в ярусе Зеленой зоны должен был располагаться фонтан с прилегающим к нему с востока открытым пространством.
  • zooming
    1 / 4
    г. Пущино. На городском фонтане
    Фонд Центральной библиотеки г. Пущино
  • zooming
    2 / 4
    г. Пущино Вид на площадь перед институтом Белка и фонтан, нач. 1970-ых
    Фонд Центральной библиотеки г. Пущино
  • zooming
    3 / 4
    г. Пущино. Вид от института Белка в сторону фонтана
    Фотография из архива Пущинского ВООПИИК
  • zooming
    4 / 4
    г. Пущино. Вид на Зеленую зону с розарием, конец 1970-ых
    Фотография из архива Пущинского ВООПИИК

Контролировать строительство фонтана было поручено одному из руководителей Пущинского научного центра биологических исследований Александру Николаевичу Черкашину. Проект разрабатывался в мастерской №9 ГИПРОНИИ АН, которая занималась исключительно проектированием Пущино. Из авторского коллектива известно пока только одно имя – Л.Г. Крупская. 

Согласно замыслу зеркало прямоугольного фонтана занимало достаточно большую площадь – 30х80 м: вместе с окружающей его площадью он растянулся практически на всю ширину Зеленой зоны. Один из вариантов проекта предполагал создание по центральной оси фонтана дорожки из приподнятых выше воды камней – она позволила бы «переходить» водную гладь в поперечном направлении и служила бы продолжением центрального бульвара Зеленой зоны.

Но от этой идеи, как и от собственно создания пешеходного променада, отказались: было важно сохранить зеркальную гладь воды, отражающую небо и деревья, целостной. 
Пущино. Вид на «Зеленую зону» и фонтан, 1970-е гг.
Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино

Учитывая биологическую направленность города большое внимание уделили зеленому окружению. К этому моменту в городе при участии самого Николая Цицина уже был открыт филиал Ботанического сада Академии наук, и лучшие советские ученые привлекались к решению вопросов озеленения академического городка, так как до появления города здесь по полям гулял ветер и никаких деревьев не было. Посадки осуществлялись сотрудниками научного центра на специально организованных субботниках, что в немалой степени способствовало тому, что жители молодого города уже на стадии строительства относились к фонтану как к большой ценности. Для украшения зоны вокруг фонтана были закуплены голубые ели, и по личной инициативе Николая Черкашина был посажен круг из 14 берез. Этот круг берез стал своеобразным памятником –  живым и очень «биологическим» – Научному центру биологических исследований, как академическому городку, и как городу, где родилась идея Экополиса. 

Рядом с фонтаном с восточной стороны планировалось построить Музей науки, под который было зарезервировано место, а ниже, через дорогу – Дворец Науки.

В 1970-х – 1980-х, когда фонтан уже вовсю радовал жителей, происходили корректировки генплана. Ни одно из запланированных зданий так и не было реализовано, но, как известно, «свято место пусто не бывает», поэтому с восточной стороны фонтана возник розарий: уютное пространство с клумбами и разными цветущими кустарниками – вейгелой, розами и другими растениями.

Фонтан всегда притягивал жителей города – и даже когда  его струи не били вверх, а их было всего три, фонтан жил своей жизнью: здесь устраивали гонки кораблей, созданных в модельном городском кружке, проводили джазовые фестивали, собирали городские праздники. После появления розария место стало еще более притягательным для прогулок.  
Вид на фонтан из розария
Фонд Центральной библиотеки города Пущино

В 1990-е годы территория постепенно деградировала: начались проблемы с работой фонтана, без должного ухода он заиливался, была нарушена гидроизоляция, облицовка облетала, а розарий зарастал сорными травами. В 2000-е один из глав города предпринял усилия по восстановлению струй, проведя новую систему, однако это помогло ненадолго. Уже тогда стало ясно, что требуются более капитальные вложения для того, чтобы восстановить территорию.
  • zooming
    1 / 5
    Фонтан и розарий, 1970-е годы
    Фонд Центральной библиотеки Пущино
  • zooming
    2 / 5
    Фонтан, 1990-е годы
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
  • zooming
    3 / 5
    Фонтан, 2000-е годы
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
  • zooming
    4 / 5
    Фонтан в конце 2010-х
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
  • zooming
    5 / 5
    Фонтан, 2010-е годы
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
В надежде на возрождение
Окончательно фонтан перестал работать в начале 2010-х. Все начало меняться в 2018 году, когда инициативная группа пущинцев решила сделать то, что им было по силам – своими руками восстановить розарий. Они очистили всю территорию от поросли, восстановили посадки вейгелы и парковых роз, покосили, посадили многолетники, установили лавочки и урны. Инициатива по восстановлению розария не осталась незамеченной на уровне правительства области и получила премию губернатора.

В городе идея восстановления розария была горячо поддержана и все захотели большего – вернуть городу фонтан, для чего было записано видеообращение к губернатору Московской области. Практически сразу, в 2019 году, фонтан внесли в список перспективного городского благоустройства и губернаторскую программу «Формирование комфортной городской среды»; началась разработка проекта.
Субботники на розарии благоустраивают территорию собственными силами
Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
Новые стандарты для старого места
Тендер на проектирование выиграла достаточно молодая команда «Маякворкшоп», она же YOarchitects, возглавляемая архитектором Олегом Распоповым.

Однако по стандартам проектирования благоустройства городских территорий одним из его этапов является соучаствующее проектирование. 
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Первый проект, представленный на обсуждениях, достаточно сильно менял историческую концепцию как самого фонтана, так и его окружения. В процессе дискуссии жители дали понять, что они не против нового, но для них важно, чтобы обновленное пространство было максимально приближенно к историческому. К следующему обсуждению подготовились основательно: архитекторы изучили историю места и прониклись ею, изменив несколько моментов в концепции, а группа молодых архитекторов из Пущино представила собственное видение будущего места. В завершение бурных дебатов было решено «поженить» две концепции: предлагаемую «Маякворкшоп» и импровизированным пущинским бюро. Администрация города поддержала эту идею, и возник вариант проекта, максимально приближенный к историческому, но учитывающий новые реалии, в том числе и требования к благоустройству.
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

В начале июня этого года состоялось торжественное открытие Фонтанной площади Пущино, и сегодня можно своими глазами оценить работу и результаты непростого процесса соучаствующего проектирования, в котором сталкиваются интересы горожан и творческие амбиции архитекторов-проектировщиков, а также финансовые возможности бюджета, отпущенного на проект. 

В целом, поддерживая исторический стиль фонтана, архитекторы сохранили конфигурацию плана и предложили геометричные формы объемов, введя несколько новых элементов, обязательно требуемых сегодня при благоустройстве городских территорий.
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Зеркало фонтана осталось прежним – 30х80 м: это был очень важный момент, который влиял на финансовую сторону вопроса как в реализации, так и в дальнейшей эксплуатации, и за который потом бились архитекторы «Маякворкшоп» уже на стадии рабочего проектирования. Вдобавок к самому большому в Московской области зеркалу добавили игру воды – 85 струй с подсветкой и меняющимися режимами работы. Теперь именно они, а не гладь воды, которая была подчеркнута раньше невысокими плоскими бортами, стали главной «фишкой» места. Облицовка фонтана выполнена из архитектурного бетона, который в какой-то степени воспроизводит прежнее модернистское покрытие фонтана, хотя бортики его стали уже и выше. 

Территория вокруг была максимально сохранена – любимые горожанами голубые ели с западной и северной стороны по-прежнему радуют жителей; розарий, конфигурация которого несколько была изменена, уже засаживается цветами. К 14 историческим березам, посаженным основателями города, был добавлен новый круг берез – своеобразная омолаживающая посадка. 
  • zooming
    1 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    2 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    3 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    4 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

На небольшой площади между розарием и фонтаном возникли серебристые порталы – конструкции качелей; с восточной стороны возвели павильоны кафе с панорамным остеклением, откуда можно наблюдать цветение в розарии и биение фонтанных струй. Согласно одному из исторических проектов именно в этой части должен был располагаться объем музея.

Вместо скамеек без спинок появились модные шезлонги, где молодежь с удовольствием делает селфи, а для спокойных прогулок и медитации по периметру установлены лавки.
  • zooming
    1 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    2 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    3 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    4 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Надо сказать, что важным моментом стала достаточно качественная реализация проекта – хорошо сделанный архитектурный бетон стенок фонтана, плитка дорожного покрытия – все оценивалось жителями города пристрастно, так как все прекрасно понимают, что до следующей реконструкции может пройти еще 50 лет. Сегодня на фонтане всегда много людей, место ожило и очень востребовано не только пущинцами: сюда приезжают областные телевизионные группы снимать репортажи. Город получил еще одну достопримечательность, притягательную для приятного времяпрепровождения.
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Как будет жить фонтанная площадь и фонтан – покажет время, но пример Пущино показывает, что соучаствующее проектирование приносит свои результаты тогда, когда архитекторы готовы работать с горожанами, и когда горожане хорошо представляют, что они хотят получить в результате благоустройства. 
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

31 Августа 2023

YOarchitects: другие проекты
Парк летающей тарелки
Концепция радикального осовременивания центрального парка города Красногорска, победившая в тендере городской администрации остро заточена образно и тематически, смотрит в прошлое и в будущее.
Похожие статьи
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.