Фонтанная площадь в Пущино

Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде

mainImg
Город Пущино часто называют заповедником модернизма. Действительно, город, возникший как идея в середине 1950-х, был большей частью реализован в материале в советский период. Основная его застройка осуществлялась по единому генплану (который, естественно, несколько корректировался со временем) в 1960-1980-е годы. Поэтому он представляет собой реализованную утопическую модель советского города науки модернистского толка в лучшем его качестве, причем как на уровне градостроительных решений, так и в отдельных объектах – зданиях и пространствах.
zooming
Институт Белка АН СССР, арх. В.М. Коган
Фотография из архива Пущинского ВООПИИК

Пущино вырос на высоком берегу Оки буквально в чистом поле – на его месте были широкие колхозные поля. Задуманный президентом академии наук СССР Александром Николаевичем Несмеяновым город проектировался как центр биологических исследований – первый в своем роде Академгородок в СССР.

И хотя слава первого Академгородка закрепилась за новосибирским научным центром, все-таки первым был Пущино. Во всяком случае – на бумаге и в чертежах.  В апреле 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР о его создании, и уже в декабре того же года был представлен генплан, разработанный архитектором Александром Ивановичем Поповым-Шаманом в недрах проектного института Академии наук. Кстати, этот проектный институт – ныне ликвидированный – был создан в 1938 году специально для разработки архитектурных решений научно-исследовательских институтов, что называется «от гвоздя», то есть от собственно оборудования лабораторий, до масштабных генпланов. Отцом-основателем «Академпроекта», как он назывался в самом начале,  стал Алексей Щусев. Расцвет института, спроектировавшего немало зданий в Москве, пришелся как раз на 1950–1970-е, когда развернулось широкое строительство научных центров – и Троицк, и Черноголовка вышли из стен института, как и множество комплексов НИИ, бывших в ведении Академии Наук СССР.

Согласно генплану будущий академический центр на берегу Оки имел ленточную структуру: институты, которые являлись градообразующими предприятиями, были сосредоточены в южной части города вдоль одной улицы и отделены от жилых массивов лесополосой, которая в дальнейшем получила название Зеленая зона.
zooming
Генплан Пущинского Научного центра,1956, арх. А. Попов-Шаман
Из фонда Пущинского отделения МО ВООПИИК

Растянувшийся с запада на восток на 1.5 км на высоком берегу вдоль Оки город был разделен на микрорайоны и представлял бы довольно унылое зрелище с высоты птичьего полета, если бы архитекторы не предложили акцентировать его центр выделением парадной оси, которая соединила Институты и собственно город с жителями.

Так, уже в генплане, возникла идея нескольких последовательно сменяющих друг друга пространств, соединивших город по оси север-юг – широкие партеры располагались на террасах, последовательно спускающихся к смотровой площадке на высоком берегу реки Оки. Большинство институтов еще не были построены, а некоторые даже не были спроектированы, когда началось строительство этой парадной оси.

И началось оно с фонтана.  Хотя идея фонтана как парадного пространства была заложена еще в генеральном плане города, к моменту его проектирования в середине 1960-х представление о парадных пространствах несколько поменялось. В генплане 1956 года мы видим классические партеры с цветниками и симметричной разбивкой газонов, сменяющие друг друга, согласно террасному расположению города, которые исполнены в парадигме скорее сталинской архитектуры. В новом генплане акценты сместились, жесткая симметрия смягчилась, и хотя ось, идущая к реке, осталась, на смену дворцовому характеру парка с зарегулированной посадкой деревьев и разбивкой цветников пришло новое понимание пространства – модернистское. 
Пущино. Вид на «Зеленую зону» и фонтан со сторны Институтской улицы, 1970-е годы
Фонд Центральной библиотеки города Пущино

В конце 1960-х в городе началось строительство корпуса Института Белка, перед блоком общего назначения – он же административный корпус – была разбита площадь,  которая открывала череду парадных пространств и служила отправной точкой луча, «стреляющего» с юга на север. По проекту ниже, в ярусе Зеленой зоны должен был располагаться фонтан с прилегающим к нему с востока открытым пространством.
  • zooming
    1 / 4
    г. Пущино. На городском фонтане
    Фонд Центральной библиотеки г. Пущино
  • zooming
    2 / 4
    г. Пущино Вид на площадь перед институтом Белка и фонтан, нач. 1970-ых
    Фонд Центральной библиотеки г. Пущино
  • zooming
    3 / 4
    г. Пущино. Вид от института Белка в сторону фонтана
    Фотография из архива Пущинского ВООПИИК
  • zooming
    4 / 4
    г. Пущино. Вид на Зеленую зону с розарием, конец 1970-ых
    Фотография из архива Пущинского ВООПИИК

Контролировать строительство фонтана было поручено одному из руководителей Пущинского научного центра биологических исследований Александру Николаевичу Черкашину. Проект разрабатывался в мастерской №9 ГИПРОНИИ АН, которая занималась исключительно проектированием Пущино. Из авторского коллектива известно пока только одно имя – Л.Г. Крупская. 

Согласно замыслу зеркало прямоугольного фонтана занимало достаточно большую площадь – 30х80 м: вместе с окружающей его площадью он растянулся практически на всю ширину Зеленой зоны. Один из вариантов проекта предполагал создание по центральной оси фонтана дорожки из приподнятых выше воды камней – она позволила бы «переходить» водную гладь в поперечном направлении и служила бы продолжением центрального бульвара Зеленой зоны.

Но от этой идеи, как и от собственно создания пешеходного променада, отказались: было важно сохранить зеркальную гладь воды, отражающую небо и деревья, целостной. 
Пущино. Вид на «Зеленую зону» и фонтан, 1970-е гг.
Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино

Учитывая биологическую направленность города большое внимание уделили зеленому окружению. К этому моменту в городе при участии самого Николая Цицина уже был открыт филиал Ботанического сада Академии наук, и лучшие советские ученые привлекались к решению вопросов озеленения академического городка, так как до появления города здесь по полям гулял ветер и никаких деревьев не было. Посадки осуществлялись сотрудниками научного центра на специально организованных субботниках, что в немалой степени способствовало тому, что жители молодого города уже на стадии строительства относились к фонтану как к большой ценности. Для украшения зоны вокруг фонтана были закуплены голубые ели, и по личной инициативе Николая Черкашина был посажен круг из 14 берез. Этот круг берез стал своеобразным памятником –  живым и очень «биологическим» – Научному центру биологических исследований, как академическому городку, и как городу, где родилась идея Экополиса. 

Рядом с фонтаном с восточной стороны планировалось построить Музей науки, под который было зарезервировано место, а ниже, через дорогу – Дворец Науки.

В 1970-х – 1980-х, когда фонтан уже вовсю радовал жителей, происходили корректировки генплана. Ни одно из запланированных зданий так и не было реализовано, но, как известно, «свято место пусто не бывает», поэтому с восточной стороны фонтана возник розарий: уютное пространство с клумбами и разными цветущими кустарниками – вейгелой, розами и другими растениями.

Фонтан всегда притягивал жителей города – и даже когда  его струи не били вверх, а их было всего три, фонтан жил своей жизнью: здесь устраивали гонки кораблей, созданных в модельном городском кружке, проводили джазовые фестивали, собирали городские праздники. После появления розария место стало еще более притягательным для прогулок.  
Вид на фонтан из розария
Фонд Центральной библиотеки города Пущино

В 1990-е годы территория постепенно деградировала: начались проблемы с работой фонтана, без должного ухода он заиливался, была нарушена гидроизоляция, облицовка облетала, а розарий зарастал сорными травами. В 2000-е один из глав города предпринял усилия по восстановлению струй, проведя новую систему, однако это помогло ненадолго. Уже тогда стало ясно, что требуются более капитальные вложения для того, чтобы восстановить территорию.
  • zooming
    1 / 5
    Фонтан и розарий, 1970-е годы
    Фонд Центральной библиотеки Пущино
  • zooming
    2 / 5
    Фонтан, 1990-е годы
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
  • zooming
    3 / 5
    Фонтан, 2000-е годы
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
  • zooming
    4 / 5
    Фонтан в конце 2010-х
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
  • zooming
    5 / 5
    Фонтан, 2010-е годы
    Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
В надежде на возрождение
Окончательно фонтан перестал работать в начале 2010-х. Все начало меняться в 2018 году, когда инициативная группа пущинцев решила сделать то, что им было по силам – своими руками восстановить розарий. Они очистили всю территорию от поросли, восстановили посадки вейгелы и парковых роз, покосили, посадили многолетники, установили лавочки и урны. Инициатива по восстановлению розария не осталась незамеченной на уровне правительства области и получила премию губернатора.

В городе идея восстановления розария была горячо поддержана и все захотели большего – вернуть городу фонтан, для чего было записано видеообращение к губернатору Московской области. Практически сразу, в 2019 году, фонтан внесли в список перспективного городского благоустройства и губернаторскую программу «Формирование комфортной городской среды»; началась разработка проекта.
Субботники на розарии благоустраивают территорию собственными силами
Фотография предоставлена инициативной группой по восстановлению розария в Пущино
Новые стандарты для старого места
Тендер на проектирование выиграла достаточно молодая команда «Маякворкшоп», она же YOarchitects, возглавляемая архитектором Олегом Распоповым.

Однако по стандартам проектирования благоустройства городских территорий одним из его этапов является соучаствующее проектирование. 
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Первый проект, представленный на обсуждениях, достаточно сильно менял историческую концепцию как самого фонтана, так и его окружения. В процессе дискуссии жители дали понять, что они не против нового, но для них важно, чтобы обновленное пространство было максимально приближенно к историческому. К следующему обсуждению подготовились основательно: архитекторы изучили историю места и прониклись ею, изменив несколько моментов в концепции, а группа молодых архитекторов из Пущино представила собственное видение будущего места. В завершение бурных дебатов было решено «поженить» две концепции: предлагаемую «Маякворкшоп» и импровизированным пущинским бюро. Администрация города поддержала эту идею, и возник вариант проекта, максимально приближенный к историческому, но учитывающий новые реалии, в том числе и требования к благоустройству.
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

В начале июня этого года состоялось торжественное открытие Фонтанной площади Пущино, и сегодня можно своими глазами оценить работу и результаты непростого процесса соучаствующего проектирования, в котором сталкиваются интересы горожан и творческие амбиции архитекторов-проектировщиков, а также финансовые возможности бюджета, отпущенного на проект. 

В целом, поддерживая исторический стиль фонтана, архитекторы сохранили конфигурацию плана и предложили геометричные формы объемов, введя несколько новых элементов, обязательно требуемых сегодня при благоустройстве городских территорий.
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Зеркало фонтана осталось прежним – 30х80 м: это был очень важный момент, который влиял на финансовую сторону вопроса как в реализации, так и в дальнейшей эксплуатации, и за который потом бились архитекторы «Маякворкшоп» уже на стадии рабочего проектирования. Вдобавок к самому большому в Московской области зеркалу добавили игру воды – 85 струй с подсветкой и меняющимися режимами работы. Теперь именно они, а не гладь воды, которая была подчеркнута раньше невысокими плоскими бортами, стали главной «фишкой» места. Облицовка фонтана выполнена из архитектурного бетона, который в какой-то степени воспроизводит прежнее модернистское покрытие фонтана, хотя бортики его стали уже и выше. 

Территория вокруг была максимально сохранена – любимые горожанами голубые ели с западной и северной стороны по-прежнему радуют жителей; розарий, конфигурация которого несколько была изменена, уже засаживается цветами. К 14 историческим березам, посаженным основателями города, был добавлен новый круг берез – своеобразная омолаживающая посадка. 
  • zooming
    1 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    2 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    3 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    4 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

На небольшой площади между розарием и фонтаном возникли серебристые порталы – конструкции качелей; с восточной стороны возвели павильоны кафе с панорамным остеклением, откуда можно наблюдать цветение в розарии и биение фонтанных струй. Согласно одному из исторических проектов именно в этой части должен был располагаться объем музея.

Вместо скамеек без спинок появились модные шезлонги, где молодежь с удовольствием делает селфи, а для спокойных прогулок и медитации по периметру установлены лавки.
  • zooming
    1 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    2 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    3 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
  • zooming
    4 / 4
    Фонтанная площадь в Пущино
    Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Надо сказать, что важным моментом стала достаточно качественная реализация проекта – хорошо сделанный архитектурный бетон стенок фонтана, плитка дорожного покрытия – все оценивалось жителями города пристрастно, так как все прекрасно понимают, что до следующей реконструкции может пройти еще 50 лет. Сегодня на фонтане всегда много людей, место ожило и очень востребовано не только пущинцами: сюда приезжают областные телевизионные группы снимать репортажи. Город получил еще одну достопримечательность, притягательную для приятного времяпрепровождения.
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

Как будет жить фонтанная площадь и фонтан – покажет время, но пример Пущино показывает, что соучаствующее проектирование приносит свои результаты тогда, когда архитекторы готовы работать с горожанами, и когда горожане хорошо представляют, что они хотят получить в результате благоустройства. 
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО
Фонтанная площадь в Пущино
Фотография © Сергей Полетаев / предоставлено Минблагоустройства МО

31 Августа 2023

YOarchitects: другие проекты
Парк летающей тарелки
Концепция радикального осовременивания центрального парка города Красногорска, победившая в тендере городской администрации остро заточена образно и тематически, смотрит в прошлое и в будущее.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.