Нейрокапром или как сделать плохо специально

Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.

mainImg
Студенты кафедры средового дизайна ION РАНХиГС в рамках студии Андрея Киселева и Сергея Шестопалова занимаются исследованиями в области дополненной и смешанной реальности, тренировкой нейросетей, передовых инструментов проектирования и созданием интерактивных проектов для выставок и общественных пространств.

Студия стремится сформировать новый тип «гибридных» специалистов, которые могли бы работать на границе архитектуры, средового дизайна и иммерсивных технологий. В рамках экспериментов здесь тестируют новые подходы, которые заложат основу будущих индустриальных стандартов.

Студенческая команда проекта: Лера Митина, Полина Тимофеева, Алекс Порцева, Соня Старшова, Маргарита Монако, Аня Матвиенко, Софья Медведева, Валерия Рысева.
 
Слепки обыденности
Одно из последних исследований включает серию экспериментов с тремя разными направлениями: вернакулярной архитектурой пригородов, советским модернизмом и капиталистическим романтизмом.

В рамках исследования три нейросети натренировали воспроизводить архитектурные сюжеты, которые обычно в воспроизводстве не нуждаются – во-первых, потому, что и в реальности представлены в достаточном количестве, во-вторых, потому, что их архитектурная и эстетическая ценность либо еще не выявлена, либо ставится под сомнение. Это попытка использовать возможности нейросетей для исследования повседневности, и, в частности – рядовых, обыденных составляющих окружающей нас архитектурно-пространственной среды. В большинстве существующих экспериментов нейросети используются для улучшения изображений, основной целью является поиск красивого результата. Мы подошли к задаче с противоположной стороны.

В основе идеи лежит довольно любопытный парадокс: многие наверняка замечали, что очень просто сделать что-то плохое случайно, когда стараешься сделать хорошо. Но с самого начала сделать плохо – по-настоящему сложная задача. Ведь, чтобы сделать плохо целенаправленно, надо хорошо понимать критерии красоты, чтобы от них отстраиваться.

Участникам было интересно, справятся ли нейросети с этой несколько необычной для них задачей. Каждый из получившихся наборов изображений был создан при участии экспертов из конкретной области.
Вернакулярная архитектура
Первый эксперимент проводили с Сергеем Колчиным, руководителем бюро LeAtelier. Нейросеть c открытым кодом Stable Diffusion вместе со студентами обучили с помощью фотографий частных домов подмосковных СНТ и поселков. В основе набора исходных данных (датасета) лежит паблик Сергея Колчина в @FOLKRUSSIANHOUSES с примерами вернакулярной среды дома из дачных СНТ поселков.

Студенты подготовили и разметили датасеты, а затем обучили систему генерировать достоверные и в то же время нереальные «слепки» нашей реальности. Пользователи и подписчики соцсети Сергея Колчина не заметили подмены.

Эксперимент показал, что нейросети пока не слишком преуспевают в создании выдающегося, но они уже очень убедительно воспроизводят обыденное. Настолько, что грань между реальностью и симуляцией выглядит более размытой, чем где бы то ни было.

Это явление важно как часть более обширных исследований в рамках экспериментальной проектной студии. Ее участники стараются нащупать то направление, в котором возможна успешная стыковка традиционных методик архитектурного и средового проектирования с активно развивающимися в последние годы технологиями, которые уже сейчас значительно меняют профессиональный «ландшафт».
cic =

Сергей Колчин

Когда я стал замечать на дорогах случайные шедевры, многие из которых из-за неожиданности своих решений после легкой доработки могли бы запросто оказаться на порталах archdaily или dezeen, я понял, что эта фактура должна быть сохранена и исследована. В конце концов, при внимательном взгляде понимаешь, что чисто количественно загородный вернакуляр и есть российская архитектура XX века. Ценность вернакуляра для меня в возможности интерпретации и поиске вдохновения для своих профессиональных проектов.

Упование на нейросети последнего времени носит двоякий характер. Красота создаваемого часто представляется неоспоримой и пугающей, вызывающей опасение за сохранение рабочих мест в ближайшем будущем. Вместе с этим в соревновании на поле «исконно русского домостроения» со всей его трогательной фантазийностью, смелостью применяемых форм и вынужденным разнообразием, кажется, пока ничья. Появление бесценных шедевров происходит примерно с той же частотой, что и с обычным сознанием, примерно один на 1000. Но этот один стоит того, чтобы генерировать дальше. Вернакулярная нейросеть вдохновляет и делает это на уровне обычного человека (это комплимент), теперь у меня точно хватит контента.

  • zooming
    1 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    2 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    3 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    4 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    5 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    6 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    7 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    8 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    9 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    10 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    11 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    12 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    13 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    14 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    15 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    16 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    17 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    18 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
Советский модернизм
Второй эксперимент был посвящен генерации советского модернизма. Нейросеть обучали генерировать образы несуществующих советских зданий и сооружений вместе с одним из авторов телеграм-канала «Архитектурные излишества», историком архитектуры, экспертом в области советского модернизма Константином Антипиным.

Взяв за основу материалы Константина студенты собрали чекпойнт (библиотеку на основе которой работает нейросеть Stable Diffusion) и получили тысячи генераций – часть из них с трудом можно отличить от настоящих советских зданий. Здесь преследовали иную цель: для жизни нужно все больше дата-центров, архитектура в этих постройках и сооружениях просто-напросто отсутствует. Если на заре компьютерной эпохи дата-центры и здания для первых ЭВМ являлись произведениями архитектуры, то сейчас их облик полностью потерял эстетическую составляющую, уступив место утилитарным формам ангаров и складов.
cic =

Константин Антипин

В своем стремлении атрибутировать и исследовать архитектурные памятники советского модернизма и постмодернизма мы в первую очередь вынуждены опираться на современную этой архитектуре профессиональную периодику, сборники статей и книги. Именно они формируют наше первичное представление о том, что такое советская архитектура, когда мы решаем погрузиться в ее изучение. В то же время на российских улицах нас повсюду окружает предмет нашего исследования, и в силу множества причин он отличается от набора памятников, представленного в печати.

Подчиненный иерархии внутри крепко институционализированной архитектурной отрасли, взгляд советских обозревателей был искажен ограниченными возможностями путешествовать по огромной стране и смотреть на создаваемую среду своими глазами. Из регионов в центр по очевидным причинам отправляли фотографии своих лучших работ, в то время как «средняя» средовая архитектура оставалась вне поля зрения.

Телеграм-канал «Соварх» показывает не рядовую советскую архитектуру такой, какая она есть. Благодаря уличным панорамам на картах, мы можем «путешествовать» по разным регионам, не ограниченные прежними препятствиями. За короткий срок в четыре года в канале собрана гигантская база памятников, способная не только сформировать насмотренность у человека, но и, как оказалось, обучить нейросеть.

  • zooming
    1 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    2 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    3 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    4 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    5 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    6 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    7 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    8 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    9 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    10 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    11 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    12 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    13 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    14 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    15 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    16 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    17 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин

В Нижнем Новгороде 29-31 мая студия проведет воркшоп, где участники вместе с нейросетью пофантазируют о новом облике современных дата-центров. Регистрацию еще можно успеть пройти. 
Капиталистический романтизм
Третьим направлением для эксперимента стала стилистика капиталистического романтизма – эпохи первых двух постсоветских десятилетий. Это яркие примеры постперестроечного пост-модернизма, которые редко вызывают симпатию в профессиональных кругах и не являются на сегодняшний день объектами культурного наследия.

В данной части эксперимента помогал Даниил Веретенников, автор термина капиталистический романтизм (капром) и сооснователь проекта «Клизма романтизма», посвященного исследованию и популяризации постсоветского архитектурного наследия. Несмотря на то, что этот архитектурный феномен еще не обрел статус, присущий модернизму, и не является таким же массовым, как вернакулярная застройка пригородных поселков, это часть большого исследования, которое проводят основатели проекта.

Парадоксально, но именно эта стилистика оказалась наиболее сложной для воспроизведения нейросетью. Здания эпохи капрома зачастую настолько странны, что даже сеть выдает не столь вызывающие результаты, как настоящие постсоветские архитекторы. Мы пришли к выводу, что это та стилистика, в которой наиболее сложно подготовить качественный deep fake. Хотя нам и удалось добиться некоторого количества вполне правдоподобных результатов, можно с уверенностью утверждать, что архитекторы России лихих девяностых и тучных нулевых пока превосходят нейросеть по странности и неожиданности своих решений.
cic =

Даниил Веретенников

Среди архитекторов, исследователей архитектуры и просто увлекающихся горожан до недавнего времени была популярна точка зрения, что капром – это неудачная страница нашего наследия, которую нужно в лучшем случае перелистнуть и забыть, а в худшем – исправить методом масштабных сносов и реконструкций. Отчасти такое мнение сохраняется и сегодня, хотя капром с каждым годом получает все больше понимания, внимания и даже любви от вчерашних противников. Нейросетевой эксперимент SINTEZ привел к совершенно неожиданным для меня результатам, которые, как мне кажется, послужат добрую службу в деле принятия и валоризации постсоветской архитектуры. Эксперимент дал понять, что архитектуру, которую многие считают простодушной, бездарной и халтурной, сымитировать оказалось труднее, чем памятники других эпох и направлений. Я хочу верить, что это объясняется нетривиальностью творческих подходов, которыми пользовались зодчие-капромантье, и это только подтверждает колоссальную недооцененность постсоветского наследия, которое нам ещё только предстоит открывать и осмыслять.
  • zooming
    1 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    2 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    3 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    4 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    5 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    6 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    7 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    8 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    9 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    10 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    11 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    12 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    13 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    14 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    15 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    16 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    17 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    18 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    19 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
 

30 Мая 2023

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.