Нейрокапром или как сделать плохо специально

Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.

mainImg
Студенты кафедры средового дизайна ION РАНХиГС в рамках студии Андрея Киселева и Сергея Шестопалова занимаются исследованиями в области дополненной и смешанной реальности, тренировкой нейросетей, передовых инструментов проектирования и созданием интерактивных проектов для выставок и общественных пространств.

Студия стремится сформировать новый тип «гибридных» специалистов, которые могли бы работать на границе архитектуры, средового дизайна и иммерсивных технологий. В рамках экспериментов здесь тестируют новые подходы, которые заложат основу будущих индустриальных стандартов.

Студенческая команда проекта: Лера Митина, Полина Тимофеева, Алекс Порцева, Соня Старшова, Маргарита Монако, Аня Матвиенко, Софья Медведева, Валерия Рысева.
 
Слепки обыденности
Одно из последних исследований включает серию экспериментов с тремя разными направлениями: вернакулярной архитектурой пригородов, советским модернизмом и капиталистическим романтизмом.

В рамках исследования три нейросети натренировали воспроизводить архитектурные сюжеты, которые обычно в воспроизводстве не нуждаются – во-первых, потому, что и в реальности представлены в достаточном количестве, во-вторых, потому, что их архитектурная и эстетическая ценность либо еще не выявлена, либо ставится под сомнение. Это попытка использовать возможности нейросетей для исследования повседневности, и, в частности – рядовых, обыденных составляющих окружающей нас архитектурно-пространственной среды. В большинстве существующих экспериментов нейросети используются для улучшения изображений, основной целью является поиск красивого результата. Мы подошли к задаче с противоположной стороны.

В основе идеи лежит довольно любопытный парадокс: многие наверняка замечали, что очень просто сделать что-то плохое случайно, когда стараешься сделать хорошо. Но с самого начала сделать плохо – по-настоящему сложная задача. Ведь, чтобы сделать плохо целенаправленно, надо хорошо понимать критерии красоты, чтобы от них отстраиваться.

Участникам было интересно, справятся ли нейросети с этой несколько необычной для них задачей. Каждый из получившихся наборов изображений был создан при участии экспертов из конкретной области.
Вернакулярная архитектура
Первый эксперимент проводили с Сергеем Колчиным, руководителем бюро LeAtelier. Нейросеть c открытым кодом Stable Diffusion вместе со студентами обучили с помощью фотографий частных домов подмосковных СНТ и поселков. В основе набора исходных данных (датасета) лежит паблик Сергея Колчина в @FOLKRUSSIANHOUSES с примерами вернакулярной среды дома из дачных СНТ поселков.

Студенты подготовили и разметили датасеты, а затем обучили систему генерировать достоверные и в то же время нереальные «слепки» нашей реальности. Пользователи и подписчики соцсети Сергея Колчина не заметили подмены.

Эксперимент показал, что нейросети пока не слишком преуспевают в создании выдающегося, но они уже очень убедительно воспроизводят обыденное. Настолько, что грань между реальностью и симуляцией выглядит более размытой, чем где бы то ни было.

Это явление важно как часть более обширных исследований в рамках экспериментальной проектной студии. Ее участники стараются нащупать то направление, в котором возможна успешная стыковка традиционных методик архитектурного и средового проектирования с активно развивающимися в последние годы технологиями, которые уже сейчас значительно меняют профессиональный «ландшафт».
cic =

Сергей Колчин

Когда я стал замечать на дорогах случайные шедевры, многие из которых из-за неожиданности своих решений после легкой доработки могли бы запросто оказаться на порталах archdaily или dezeen, я понял, что эта фактура должна быть сохранена и исследована. В конце концов, при внимательном взгляде понимаешь, что чисто количественно загородный вернакуляр и есть российская архитектура XX века. Ценность вернакуляра для меня в возможности интерпретации и поиске вдохновения для своих профессиональных проектов.

Упование на нейросети последнего времени носит двоякий характер. Красота создаваемого часто представляется неоспоримой и пугающей, вызывающей опасение за сохранение рабочих мест в ближайшем будущем. Вместе с этим в соревновании на поле «исконно русского домостроения» со всей его трогательной фантазийностью, смелостью применяемых форм и вынужденным разнообразием, кажется, пока ничья. Появление бесценных шедевров происходит примерно с той же частотой, что и с обычным сознанием, примерно один на 1000. Но этот один стоит того, чтобы генерировать дальше. Вернакулярная нейросеть вдохновляет и делает это на уровне обычного человека (это комплимент), теперь у меня точно хватит контента.

  • zooming
    1 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    2 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    3 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    4 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    5 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    6 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    7 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    8 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    9 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    10 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    11 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    12 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    13 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    14 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    15 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    16 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    17 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    18 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
Советский модернизм
Второй эксперимент был посвящен генерации советского модернизма. Нейросеть обучали генерировать образы несуществующих советских зданий и сооружений вместе с одним из авторов телеграм-канала «Архитектурные излишества», историком архитектуры, экспертом в области советского модернизма Константином Антипиным.

Взяв за основу материалы Константина студенты собрали чекпойнт (библиотеку на основе которой работает нейросеть Stable Diffusion) и получили тысячи генераций – часть из них с трудом можно отличить от настоящих советских зданий. Здесь преследовали иную цель: для жизни нужно все больше дата-центров, архитектура в этих постройках и сооружениях просто-напросто отсутствует. Если на заре компьютерной эпохи дата-центры и здания для первых ЭВМ являлись произведениями архитектуры, то сейчас их облик полностью потерял эстетическую составляющую, уступив место утилитарным формам ангаров и складов.
cic =

Константин Антипин

В своем стремлении атрибутировать и исследовать архитектурные памятники советского модернизма и постмодернизма мы в первую очередь вынуждены опираться на современную этой архитектуре профессиональную периодику, сборники статей и книги. Именно они формируют наше первичное представление о том, что такое советская архитектура, когда мы решаем погрузиться в ее изучение. В то же время на российских улицах нас повсюду окружает предмет нашего исследования, и в силу множества причин он отличается от набора памятников, представленного в печати.

Подчиненный иерархии внутри крепко институционализированной архитектурной отрасли, взгляд советских обозревателей был искажен ограниченными возможностями путешествовать по огромной стране и смотреть на создаваемую среду своими глазами. Из регионов в центр по очевидным причинам отправляли фотографии своих лучших работ, в то время как «средняя» средовая архитектура оставалась вне поля зрения.

Телеграм-канал «Соварх» показывает не рядовую советскую архитектуру такой, какая она есть. Благодаря уличным панорамам на картах, мы можем «путешествовать» по разным регионам, не ограниченные прежними препятствиями. За короткий срок в четыре года в канале собрана гигантская база памятников, способная не только сформировать насмотренность у человека, но и, как оказалось, обучить нейросеть.

  • zooming
    1 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    2 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    3 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    4 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    5 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    6 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    7 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    8 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    9 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    10 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    11 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    12 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    13 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    14 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    15 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    16 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    17 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин

В Нижнем Новгороде 29-31 мая студия проведет воркшоп, где участники вместе с нейросетью пофантазируют о новом облике современных дата-центров. Регистрацию еще можно успеть пройти. 
Капиталистический романтизм
Третьим направлением для эксперимента стала стилистика капиталистического романтизма – эпохи первых двух постсоветских десятилетий. Это яркие примеры постперестроечного пост-модернизма, которые редко вызывают симпатию в профессиональных кругах и не являются на сегодняшний день объектами культурного наследия.

В данной части эксперимента помогал Даниил Веретенников, автор термина капиталистический романтизм (капром) и сооснователь проекта «Клизма романтизма», посвященного исследованию и популяризации постсоветского архитектурного наследия. Несмотря на то, что этот архитектурный феномен еще не обрел статус, присущий модернизму, и не является таким же массовым, как вернакулярная застройка пригородных поселков, это часть большого исследования, которое проводят основатели проекта.

Парадоксально, но именно эта стилистика оказалась наиболее сложной для воспроизведения нейросетью. Здания эпохи капрома зачастую настолько странны, что даже сеть выдает не столь вызывающие результаты, как настоящие постсоветские архитекторы. Мы пришли к выводу, что это та стилистика, в которой наиболее сложно подготовить качественный deep fake. Хотя нам и удалось добиться некоторого количества вполне правдоподобных результатов, можно с уверенностью утверждать, что архитекторы России лихих девяностых и тучных нулевых пока превосходят нейросеть по странности и неожиданности своих решений.
cic =

Даниил Веретенников

Среди архитекторов, исследователей архитектуры и просто увлекающихся горожан до недавнего времени была популярна точка зрения, что капром – это неудачная страница нашего наследия, которую нужно в лучшем случае перелистнуть и забыть, а в худшем – исправить методом масштабных сносов и реконструкций. Отчасти такое мнение сохраняется и сегодня, хотя капром с каждым годом получает все больше понимания, внимания и даже любви от вчерашних противников. Нейросетевой эксперимент SINTEZ привел к совершенно неожиданным для меня результатам, которые, как мне кажется, послужат добрую службу в деле принятия и валоризации постсоветской архитектуры. Эксперимент дал понять, что архитектуру, которую многие считают простодушной, бездарной и халтурной, сымитировать оказалось труднее, чем памятники других эпох и направлений. Я хочу верить, что это объясняется нетривиальностью творческих подходов, которыми пользовались зодчие-капромантье, и это только подтверждает колоссальную недооцененность постсоветского наследия, которое нам ещё только предстоит открывать и осмыслять.
  • zooming
    1 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    2 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    3 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    4 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    5 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    6 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    7 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    8 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    9 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    10 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    11 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    12 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    13 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    14 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    15 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    16 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    17 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    18 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    19 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
 

30 Мая 2023

Похожие статьи
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.