Нейрокапром или как сделать плохо специально

Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.

mainImg
0
Студенты кафедры средового дизайна ION РАНХиГС в рамках студии Андрея Киселева и Сергея Шестопалова занимаются исследованиями в области дополненной и смешанной реальности, тренировкой нейросетей, передовых инструментов проектирования и созданием интерактивных проектов для выставок и общественных пространств.

Студия стремится сформировать новый тип «гибридных» специалистов, которые могли бы работать на границе архитектуры, средового дизайна и иммерсивных технологий. В рамках экспериментов здесь тестируют новые подходы, которые заложат основу будущих индустриальных стандартов.

Студенческая команда проекта: Лера Митина, Полина Тимофеева, Алекс Порцева, Соня Старшова, Маргарита Монако, Аня Матвиенко, Софья Медведева, Валерия Рысева.
 
Слепки обыденности
Одно из последних исследований включает серию экспериментов с тремя разными направлениями: вернакулярной архитектурой пригородов, советским модернизмом и капиталистическим романтизмом.

В рамках исследования три нейросети натренировали воспроизводить архитектурные сюжеты, которые обычно в воспроизводстве не нуждаются – во-первых, потому, что и в реальности представлены в достаточном количестве, во-вторых, потому, что их архитектурная и эстетическая ценность либо еще не выявлена, либо ставится под сомнение. Это попытка использовать возможности нейросетей для исследования повседневности, и, в частности – рядовых, обыденных составляющих окружающей нас архитектурно-пространственной среды. В большинстве существующих экспериментов нейросети используются для улучшения изображений, основной целью является поиск красивого результата. Мы подошли к задаче с противоположной стороны.

В основе идеи лежит довольно любопытный парадокс: многие наверняка замечали, что очень просто сделать что-то плохое случайно, когда стараешься сделать хорошо. Но с самого начала сделать плохо – по-настоящему сложная задача. Ведь, чтобы сделать плохо целенаправленно, надо хорошо понимать критерии красоты, чтобы от них отстраиваться.

Участникам было интересно, справятся ли нейросети с этой несколько необычной для них задачей. Каждый из получившихся наборов изображений был создан при участии экспертов из конкретной области.
Вернакулярная архитектура
Первый эксперимент проводили с Сергеем Колчиным, руководителем бюро LeAtelier. Нейросеть c открытым кодом Stable Diffusion вместе со студентами обучили с помощью фотографий частных домов подмосковных СНТ и поселков. В основе набора исходных данных (датасета) лежит паблик Сергея Колчина в @FOLKRUSSIANHOUSES с примерами вернакулярной среды дома из дачных СНТ поселков.

Студенты подготовили и разметили датасеты, а затем обучили систему генерировать достоверные и в то же время нереальные «слепки» нашей реальности. Пользователи и подписчики соцсети Сергея Колчина не заметили подмены.

Эксперимент показал, что нейросети пока не слишком преуспевают в создании выдающегося, но они уже очень убедительно воспроизводят обыденное. Настолько, что грань между реальностью и симуляцией выглядит более размытой, чем где бы то ни было.

Это явление важно как часть более обширных исследований в рамках экспериментальной проектной студии. Ее участники стараются нащупать то направление, в котором возможна успешная стыковка традиционных методик архитектурного и средового проектирования с активно развивающимися в последние годы технологиями, которые уже сейчас значительно меняют профессиональный «ландшафт».
cic =

Сергей Колчин

Когда я стал замечать на дорогах случайные шедевры, многие из которых из-за неожиданности своих решений после легкой доработки могли бы запросто оказаться на порталах archdaily или dezeen, я понял, что эта фактура должна быть сохранена и исследована. В конце концов, при внимательном взгляде понимаешь, что чисто количественно загородный вернакуляр и есть российская архитектура XX века. Ценность вернакуляра для меня в возможности интерпретации и поиске вдохновения для своих профессиональных проектов.

Упование на нейросети последнего времени носит двоякий характер. Красота создаваемого часто представляется неоспоримой и пугающей, вызывающей опасение за сохранение рабочих мест в ближайшем будущем. Вместе с этим в соревновании на поле «исконно русского домостроения» со всей его трогательной фантазийностью, смелостью применяемых форм и вынужденным разнообразием, кажется, пока ничья. Появление бесценных шедевров происходит примерно с той же частотой, что и с обычным сознанием, примерно один на 1000. Но этот один стоит того, чтобы генерировать дальше. Вернакулярная нейросеть вдохновляет и делает это на уровне обычного человека (это комплимент), теперь у меня точно хватит контента.

  • zooming
    1 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    2 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    3 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    4 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    5 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    6 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    7 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    8 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    9 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    10 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    11 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    12 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    13 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    14 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    15 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    16 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    17 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
  • zooming
    18 / 18
    Вернакулярная архитектура в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Сергей Колчин
Советский модернизм
Второй эксперимент был посвящен генерации советского модернизма. Нейросеть обучали генерировать образы несуществующих советских зданий и сооружений вместе с одним из авторов телеграм-канала «Архитектурные излишества», историком архитектуры, экспертом в области советского модернизма Константином Антипиным.

Взяв за основу материалы Константина студенты собрали чекпойнт (библиотеку на основе которой работает нейросеть Stable Diffusion) и получили тысячи генераций – часть из них с трудом можно отличить от настоящих советских зданий. Здесь преследовали иную цель: для жизни нужно все больше дата-центров, архитектура в этих постройках и сооружениях просто-напросто отсутствует. Если на заре компьютерной эпохи дата-центры и здания для первых ЭВМ являлись произведениями архитектуры, то сейчас их облик полностью потерял эстетическую составляющую, уступив место утилитарным формам ангаров и складов.
cic =

Константин Антипин

В своем стремлении атрибутировать и исследовать архитектурные памятники советского модернизма и постмодернизма мы в первую очередь вынуждены опираться на современную этой архитектуре профессиональную периодику, сборники статей и книги. Именно они формируют наше первичное представление о том, что такое советская архитектура, когда мы решаем погрузиться в ее изучение. В то же время на российских улицах нас повсюду окружает предмет нашего исследования, и в силу множества причин он отличается от набора памятников, представленного в печати.

Подчиненный иерархии внутри крепко институционализированной архитектурной отрасли, взгляд советских обозревателей был искажен ограниченными возможностями путешествовать по огромной стране и смотреть на создаваемую среду своими глазами. Из регионов в центр по очевидным причинам отправляли фотографии своих лучших работ, в то время как «средняя» средовая архитектура оставалась вне поля зрения.

Телеграм-канал «Соварх» показывает не рядовую советскую архитектуру такой, какая она есть. Благодаря уличным панорамам на картах, мы можем «путешествовать» по разным регионам, не ограниченные прежними препятствиями. За короткий срок в четыре года в канале собрана гигантская база памятников, способная не только сформировать насмотренность у человека, но и, как оказалось, обучить нейросеть.

  • zooming
    1 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    2 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    3 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    4 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    5 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    6 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    7 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    8 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    9 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    10 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    11 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    12 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    13 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    14 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    15 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    16 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин
  • zooming
    17 / 17
    Советский постмодернизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Константин Антипин

В Нижнем Новгороде 29-31 мая студия проведет воркшоп, где участники вместе с нейросетью пофантазируют о новом облике современных дата-центров. Регистрацию еще можно успеть пройти. 
Капиталистический романтизм
Третьим направлением для эксперимента стала стилистика капиталистического романтизма – эпохи первых двух постсоветских десятилетий. Это яркие примеры постперестроечного пост-модернизма, которые редко вызывают симпатию в профессиональных кругах и не являются на сегодняшний день объектами культурного наследия.

В данной части эксперимента помогал Даниил Веретенников, автор термина капиталистический романтизм (капром) и сооснователь проекта «Клизма романтизма», посвященного исследованию и популяризации постсоветского архитектурного наследия. Несмотря на то, что этот архитектурный феномен еще не обрел статус, присущий модернизму, и не является таким же массовым, как вернакулярная застройка пригородных поселков, это часть большого исследования, которое проводят основатели проекта.

Парадоксально, но именно эта стилистика оказалась наиболее сложной для воспроизведения нейросетью. Здания эпохи капрома зачастую настолько странны, что даже сеть выдает не столь вызывающие результаты, как настоящие постсоветские архитекторы. Мы пришли к выводу, что это та стилистика, в которой наиболее сложно подготовить качественный deep fake. Хотя нам и удалось добиться некоторого количества вполне правдоподобных результатов, можно с уверенностью утверждать, что архитекторы России лихих девяностых и тучных нулевых пока превосходят нейросеть по странности и неожиданности своих решений.
cic =

Даниил Веретенников

Среди архитекторов, исследователей архитектуры и просто увлекающихся горожан до недавнего времени была популярна точка зрения, что капром – это неудачная страница нашего наследия, которую нужно в лучшем случае перелистнуть и забыть, а в худшем – исправить методом масштабных сносов и реконструкций. Отчасти такое мнение сохраняется и сегодня, хотя капром с каждым годом получает все больше понимания, внимания и даже любви от вчерашних противников. Нейросетевой эксперимент SINTEZ привел к совершенно неожиданным для меня результатам, которые, как мне кажется, послужат добрую службу в деле принятия и валоризации постсоветской архитектуры. Эксперимент дал понять, что архитектуру, которую многие считают простодушной, бездарной и халтурной, сымитировать оказалось труднее, чем памятники других эпох и направлений. Я хочу верить, что это объясняется нетривиальностью творческих подходов, которыми пользовались зодчие-капромантье, и это только подтверждает колоссальную недооцененность постсоветского наследия, которое нам ещё только предстоит открывать и осмыслять.
  • zooming
    1 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    2 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    3 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    4 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    5 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    6 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    7 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    8 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    9 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    10 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    11 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    12 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    13 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    14 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    15 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    16 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    17 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    18 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
  • zooming
    19 / 19
    Капиталистический романтизм в исполнении нейросети Stable Diffusion
    © Кафедра средового дизайна ION РАНХиГС и Даниил Веретенников
 

30 Мая 2023

Похожие статьи
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.