English version

Грот многоликий

Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Проект:
Грот XIX века в саду Баумана
Россия, Москва, Старая Басманная улица, 15с10

Авторский коллектив:
Ника Баринова-Малая, Дмитрий Селивохин

2018 / 7.2022

Реставратор-констультант: Владимир Лупандин
Подрядчик реставрационных работ: ООО «Архиндустрия»
Заказчик: Сад им. Н.Э. Баумана
0 В 2018 году АБ «Народный архитектор» выиграло конкурс на проект реставрации Грота в московском Саду Баумана и одновременно – на строительство деревянного павильона-беседки для общественных мероприятий соседству. Сейчас они, поскольку находятся рядом, воспринимаются как единый комплекс, расположенный чуть поодаль от центральной аллеи.
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Деревянным павильоном, овальной формы с круглыми отверстиями и фонарями в потолке, занимался Антон Ладыгин, и он был реализован достаточно быстро, за полтора года, а Гротом – Ника Баринова-Малая. Реставрация Грота затянулась на четыре года (2 года проектирования + 2 года стройки): не только потому, что Грот 20 лет был в аварийном состоянии и едва ли не разрушался на глазах, но еще и потому, что в процессе работы было сделано несколько открытий, а несколько решений обоснованно изменили.

По словам архитектора, совещания с заказчиком и ДКН проводили почти каждую неделю, а сил и времени в реставрацию Грота сейчас было в вложено в несколько раз больше, чем при его сооружении сто с чем-то лет назад. В 2022 году реализованный проект получил премию «Московская реставрация».

Удивительное, небольшое – и, на первый взгляд, простое, даже несколько неряшливое сооружение – как оно могло вызвать столько трудов?
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Впрочем удивителен Грот не только поэтому. Само его существование в небольшом общественном парке в центре Москвы несколько нетипично. Парковые гроты имеют внушительную историю, они восходят к ренессансным раскопкам римских дворцов на Палатинском холме, они указывали и на мнимую древность места, в котором устроены, и на склонность владельца к гуманистической образованности, и даже на вольность взглядов, все же в гротах живут языческие божества. Не все гроты руины, но к XIX веку типология грота-руины возобладала, и «наш» случай именно тот, он располагает еще и к романтическому созерцанию. Такие гроты распространены в частных парках, усадебных, чаще дворцовых.

В общественных парках они встречаются реже и играют роль памятников, примеру Грот в Александровском саду – памятник победе над Наполеоном и поэтому выложен из фрагментов домов, разрушенных во время московского пожара. Его, в отличие от большинства усадебных гротов, украшает импозантный дорический портик. У него смотровая площадка наверху, она включает грот в активную жизнь сада. Вообще, общественные сады – особенно в том виде, в каком они формировались в XIX веке и развивались в XX – от усадебных парков отличаются тем, что практически каждая затея в них должна нести пользу и быть приспособлена, в основном, для развлечения людей, больших потоков людей. Усадебный парк позволяет уединенное созерцание, общественный, городской – не очень, народ не поймет. Только в последнее время в хипстерском постиндустриальном обществе появились идеи мест для созерцания, и, в частности, гротов в общественных парках, без всякой дополнительной функции памятников (см., например, проект «Студии 44» и WEST 8 для Тучкова буяна). 

Это длинная и заслуживающая отдельного внимания история, но нашей она касается, поскольку история Грота в Саду Баумана довольно парадоксальная. Она хорошо изложена здесь, но и мы скажем два слова вкратце. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

В самом конце XIX века архитектор Михаил Бугровский построил для золотопромышленника Николая Стахеева дворец в стиле неогрек на Новой Басманной улице. С уличной стороны там был небольшой регулярной сад, а с внутренней стороны пейзажный. В нем, вероятно, как предполагает Ника Баринова-Малая, из колотого камня, оставшегося от строительства, построили небольшой грот: утилизовали остатки производства и приобщились к типологии дворянского парка. С другой стороны, поскольку Стахеев торговал не только золотом, но и стройматериалами, грот при дворце мог быть и еще одним примером их применения?
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

После революции особняк национализировали, а тыльную часть парка присоединили к общественному саду, который существовал тут с конца XVIII века на месте парка Голицыных. В 1920 году все вместе открылось как Сад имени 1 мая, в 1922 его переименовали в Сад Баумана. Так в составе общественного сада оказался не вполне характерный для него романтический усадебный грот. Его предсказуемо начали перестраивать и приспосабливать под потребности гуляющего населения.

В советское время к смотровой площадке на вершине холма, в который вкопан грот, со стороны общественного сада провели две пологие лестницы – они связали площадку с парком и дополнили исторические лестницы по сторонам от входа в Грот.

Но главное – внутри оборудовали буфет, который затем стал шашлычной, и еще чуть позже пивной: последнюю старожилы помнят особенно хорошо и сожалеют о ней. Для предприятия общественного питания изнутри, со стороны холма, пристроили миниатюрное помещение кухни с кирпичными стенами и балками из металлических швеллеров.  
Разрез 1-1. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
© АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Иными словами, примерно половина комплекса появилась в советское время для нужд гуляющих и была следствием приспособления к новой функции. 

Затем, где-то в 1990-е, пивную закрыли, грот начал разрушаться, стоял за забором. В какой-то момент перестал работать каскадный фонтан на северном склоне, исчезла скульптура девушки с кувшином, от которой начинался каскад, сам он считался частично утраченным. Обвалилась опора перед северо-восточной лестницей, отчасти – потолок советской кухни. Ника Баринова-Малая вспоминает, что на первых осмотрах она единственная осмеливалась входить внутрь, настолько неустойчивой казалась конструкция. 
  • zooming
    Грот в Саду Баумана, состояние до реставрации
    Фотография предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    Грот в Саду Баумана, состояние до реставрации
    Фотография предоставлена АБ «Народный архитектор»

Самым масштабным открытием оказался каскад, который сохранился под наслоениями почти полностью, с бетонным ложем, обеспечивавшим гидроизоляцию. Сохранилась и видна пара трубок, проводивших воду от ступеньки к ступеньке. 

Следствием стали две вещи: во-первых, пришлось провести дополнительные археологические раскопки, это заняло время, но удалось изучить фонтан и его подземное ложе. Во-вторых, от планов восстановить функцию каскада, то есть пустить по нему воду, пришлось отказаться – так как для этого пришлось бы уничтожить остатки старого фонтана, а он под охраной (весь грот – ОКН федерального значения). Старый водовзводный механизм не сохранился, нельзя использовать и новый, поскольку вода разрушит остатки бетонного ложа, уже изученного археологами и поставленного на охрану. Каскад восстановили как декоративный элемент: надстроили защитные стенки из камня (так поступают реставраторы, когда сохраняют исторический фундамент – кладут камень сверху). И получились на склоне этакие живописные «сухие озерца». 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Над ними – скульптура, и с ней отдельная история. 

Согласно описанию ДКН, в составе Грота была скульптура девушки с кувшином. Она безвозвратно утрачена, фотографий и описания нет, но девушку требовалось восстановить, поскольку она фигурировала в составе ОКН. «Мы изучили современный рынок девушек с кувшином, и он оказался совершенно удручающим», – признается Ника Баринова-Малая. Архитекторы поискали замену, предложили заказчикам и контролирующей организации на выбор несколько вариантов других скульптурных девушек, и признаются: рады, что все остановились на той идее, которая самим авторам нравилась больше всего – копии статуэтки Огюста Родена «Танцевальное упражнение». 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Родена выбрали как представителя того же поколения рубежа XIX–XX веков, а статуэтку – как малоизвестную работу. К тому же прообраз небольшой, порядка 15 см, скульптуру увеличили и повторили приблизительно. Теперь она стоит как этакий гвоздик, основа для композиции бывшего фонтана, утратившего функциональный смысл. Надо думать, что без скульптуры «сухой» каскад был бы для зрителя, не знающего всей истории целиком, совершенно неясен. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Итак, Грот – ОКН, и в качестве предмета охраны в нем выступают, в частности, габариты, зафиксированные на момент реставрации. Поэтому архитекторы сохранили советские дорожки на холм и помещение кухни внутри. Но дорожки и лестницы выстелили вместо бетонных плит каменными, а стены и потолок бывшей кухни выстроили заново. Первоначально здесь был использован дешевый советский кирпич, однако сейчас авторы, точнее подрядчики, строители компании Архиндустрия, отправились в Петербург, подобрали и купили там исторический кирпич вторичного использования – для того, чтобы стены внутреннего помещения смотрелись более благородно.
Стена бывшей кухни. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Никто, кроме тех, кто прочел статьи о гроте, или тех, кто помнит пивную, не догадается, что здесь была кухня – в ее внутреннем кирпичном «аппендиксе» теперь размещен экран с видеоинсталляцией, смонтированной специально для Грота. Арка входа получила откосы из матовой полированной стали, перед монитором антивандальный кожух из поликарбоната. Таким образом, микропомещение не пришлось закрывать дверью. Издали оно поблескивает очень заманчиво, зовет войти внутрь.
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Сама пещера грота отреставрирована, новшества в ее купольном помещении два: каменный пол и два каменных сиденья в виде гальки терраццо, очень органично вписавшихся: и присесть можно, и пространство не загромождают, и в теме грота, но современность их происхождения тоже чувствуется.
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Дополнения, предложенные архитекторами, относятся, в основном, к благоустройству: черные плашки фонарей с молочным светом на торцах вдоль лестниц, лаконичные бетонные клумбы, урны и деревянные скамейки. Все в небольшом количестве и очень простое. А также призматический блок информационной таблички слева от входа, бетонный, но облицованный травертином – он напоминает другое решение «Народного архитектора», бетонные домики с инфографикой на игровой площадке в Парке Горького. 
  • zooming
    1 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Элементы благоустройства архитекторы не относят к главным достижениям этого проекта: они простые и необходимые, это всё.

Основные усилия были приложены к собственно реставрации, которая, во-первых, требовала частого присмотра, а, во-вторых, новых решений по ходу работы. По сторонам от входа в грот на вершину холма ведут две лестницы, входы на них обрамлены арками, этакими «ногами» из грубого камня. Левая, восточная арка была полностью утрачена, ее реконструировали, правую пересобрали, полуразрушенный архивольт входа восстановили, внедряя новые камни в кладку. Металлическую балку над входной аркой сохранили. Новых металлических креплений не внедряли, остались в рамках вычинки камня. 
Слева, рядом с информационной табличкой – восстановленная левая арка. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Объем вычинок «диким» камнем в конечном счете оказался достаточно большим: авторам пришлось балансировать на грани между заметностью вставок и цельностью образа кладки – чего собственно и требует Венецианская хартия (см. п.12). 
  • zooming
    Фрагмент вычинки каменной кладки. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Фрагмент исторической кладки, покрытой обмазкой. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

cic =

Ника Баринова-Малая, АБ «Народный архитектор»

В нашей стране, конечно, теперь уже не принято строить «псевдо» здания, однако многие по-прежнему предпочитают решения поаккуратнее и почище. В работе с Гротом мы, напротив, всячески стремились сохранить ощущение подлинности и старины. Не замазывать фактуры, не добавлять лишнего, а остаться в рамках реставрации, чего требовал и статус объекта, и его исходный характер искусственной парковой руины. Думаю, нам удалось сохранить «лицо» и характер объекта, дав ему, в то же время, новую жизнь.
 
У меня сложилось очень личное отношение к Гроту. Я его ощущаю как живой организм: когда я впервые сюда пришла, он как будто бы умирал, было страшно, что не успеем, не доживет, рухнет. Процесс реставрации похож на лечение: как будто спасаешь жизнь странному, но интересному существу, которое, несмотря ни на что, хочет жить. За четыре года такого спасения я, конечно, очень сроднилась с Гротом и была рада увидеть летом множество людей на открытии и слышать отзывы, в основном, позитивные.

Грот, действительно, стал живой частью парка: люди постоянно поднимаются на холм, заходят внутрь, привлеченные мерцанием экрана. Я лично видела перед Гротом экскурсию, вероятно, она была не единственной.

Еще одна любопытная тема – передатировка. В документах ДКН Грот значился как памятник конца XVIII века. Изучая материалы по проекту, архитекторы установили, что появление грота 200 с лишним лет назад очень маловероятно, доказали экспертам, что здание относится к рубежу XIX – XX веков и к усадьбе Стахеева (см. выше). Сейчас в охранных документах указана двойная дата; может быть, она ждет своего исследователя. 

Частью технического задания заказчика, дирекции Сада Баумана, было требование обеспечить безопасность. Так в проекте появились белые решетки ограждения смотровой площадки на верху холма. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Чуть позже, из тех же самых соображений безопасности, появились ограждения внизу холма, тоже белые, но ниже ростом и в сопровождении табличек, что на холм подниматься нельзя. Задача – избежать всяческих рисков. Дело в том, что холм Грота давно был облюбован местными детьми для катания с горки. Парк небольшой, катаясь, дети могут с кем-то столкнуться, чтобы избежать травм, руководство стремится ограничить неконтролируемую активность. Что, определенно, печально, всё-то мы балансируем на грани между активностью и безопасностью. Хочется, чтобы не было заборов.

Но поскольку и выбора у авторов особенно не было, то архитекторы постарались сделать ограждения легкими, светлыми, и индивидуальными – со сбитым ритмом. 
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Все же хочется верить, что от заборчиков когда-нибудь удастся избавиться. Как и от нововведений, которыми Грот оброс за полгода и которых не было ни в проекте, ни в момент открытия: часов à la XIX век на холме и от фонаря, случайно воткнувшегося в склон в северной части...

Впрочем, сейчас Грот укреплен, теперь ему точно не грозит разрушение, он очищен и открыт для посещения и обозрения, все это несомненный плюс кропотливой четырехлетней работы с памятником наследия. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Есть и еще один плюс, с моей точки зрения. Совершив кульбит от романтической усадебной типологии к социалистической реальности в виде пивной, которую с ностальгией вспоминают старожилы, – сейчас Грот адаптировался к реальности другой, постиндустриальной, чтобы не сказать хипстерской. Ему вернулась некоторая толика незаинтересованного созерцания, занятия не сосредоточенного столько на материальной стороне существования, как поедание колбасок в пивной.

Неизвестно, что с этим небольшим и не очень древним объектом будет происходить дальше, но есть в новой трансформации определенная историческая справедливость. 
  • zooming
    1 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Существующие положение, обмеры
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. План
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. План интерьера
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Западный фасад
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Разрез 2-2
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Южный фасад
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Северный фасад
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    8 / 9
    Западный фасад. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    © АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    9 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Разрез 1-1. Интерьер
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Проект:
Грот XIX века в саду Баумана
Россия, Москва, Старая Басманная улица, 15с10

Авторский коллектив:
Ника Баринова-Малая, Дмитрий Селивохин

2018 / 7.2022

Реставратор-констультант: Владимир Лупандин
Подрядчик реставрационных работ: ООО «Архиндустрия»
Заказчик: Сад им. Н.Э. Баумана

25 Апреля 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Примирение
Реставрация Соляного склада для Звенигородского музея-заповедника, с одной стороны, достаточно точно реализована по проекту бюро «Народный архитектор» – а, с другой стороны, она не обошлась без дополнительных исследований и корректировок, которые в данном случае, скорее, во благо. Обнаружен исходный цвет покраски, детали фасадов, лучше изучена история перестроек. Итог – проявлен импозантный характер ампирного здания, самого старого в городе, проявлены отличия поздних пристроек. Но, главное, город получил новое культурное и общественное пространство, которые уже «работает» вовсю.
Где лебеди живут
В парке Горького по проекту бюро «Народный архитектор» благоустроили Малый Голицынский пруд. Здесь появились набережные-палубы и локальная доминанта – плавучий павильон для лебедей.
Подмосковный манеж
Команда бюро «Народный архитектор» подготовила проект реставрации манежа в Звенигороде. Зданию вернут исторические формы, здесь расположится звенигородский историко-архитектурный музей, обогащенный функциями культурного центра и общественного пространства.
Похожие статьи
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.