English version

Грот многоликий

Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Проект:
Грот XIX века в саду Баумана
Россия, Москва, Старая Басманная улица, 15с10

Авторский коллектив:
Ника Баринова-Малая, Дмитрий Селивохин

2018 / 7.2022

Реставратор-констультант: Владимир Лупандин
Подрядчик реставрационных работ: ООО «Архиндустрия»
Заказчик: Сад им. Н.Э. Баумана
0 В 2018 году АБ «Народный архитектор» выиграло конкурс на проект реставрации Грота в московском Саду Баумана и одновременно – на строительство деревянного павильона-беседки для общественных мероприятий соседству. Сейчас они, поскольку находятся рядом, воспринимаются как единый комплекс, расположенный чуть поодаль от центральной аллеи.
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Деревянным павильоном, овальной формы с круглыми отверстиями и фонарями в потолке, занимался Антон Ладыгин, и он был реализован достаточно быстро, за полтора года, а Гротом – Ника Баринова-Малая. Реставрация Грота затянулась на четыре года (2 года проектирования + 2 года стройки): не только потому, что Грот 20 лет был в аварийном состоянии и едва ли не разрушался на глазах, но еще и потому, что в процессе работы было сделано несколько открытий, а несколько решений обоснованно изменили.

По словам архитектора, совещания с заказчиком и ДКН проводили почти каждую неделю, а сил и времени в реставрацию Грота сейчас было в вложено в несколько раз больше, чем при его сооружении сто с чем-то лет назад. В 2022 году реализованный проект получил премию «Московская реставрация».

Удивительное, небольшое – и, на первый взгляд, простое, даже несколько неряшливое сооружение – как оно могло вызвать столько трудов?
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Впрочем удивителен Грот не только поэтому. Само его существование в небольшом общественном парке в центре Москвы несколько нетипично. Парковые гроты имеют внушительную историю, они восходят к ренессансным раскопкам римских дворцов на Палатинском холме, они указывали и на мнимую древность места, в котором устроены, и на склонность владельца к гуманистической образованности, и даже на вольность взглядов, все же в гротах живут языческие божества. Не все гроты руины, но к XIX веку типология грота-руины возобладала, и «наш» случай именно тот, он располагает еще и к романтическому созерцанию. Такие гроты распространены в частных парках, усадебных, чаще дворцовых.

В общественных парках они встречаются реже и играют роль памятников, примеру Грот в Александровском саду – памятник победе над Наполеоном и поэтому выложен из фрагментов домов, разрушенных во время московского пожара. Его, в отличие от большинства усадебных гротов, украшает импозантный дорический портик. У него смотровая площадка наверху, она включает грот в активную жизнь сада. Вообще, общественные сады – особенно в том виде, в каком они формировались в XIX веке и развивались в XX – от усадебных парков отличаются тем, что практически каждая затея в них должна нести пользу и быть приспособлена, в основном, для развлечения людей, больших потоков людей. Усадебный парк позволяет уединенное созерцание, общественный, городской – не очень, народ не поймет. Только в последнее время в хипстерском постиндустриальном обществе появились идеи мест для созерцания, и, в частности, гротов в общественных парках, без всякой дополнительной функции памятников (см., например, проект «Студии 44» и WEST 8 для Тучкова буяна). 

Это длинная и заслуживающая отдельного внимания история, но нашей она касается, поскольку история Грота в Саду Баумана довольно парадоксальная. Она хорошо изложена здесь, но и мы скажем два слова вкратце. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

В самом конце XIX века архитектор Михаил Бугровский построил для золотопромышленника Николая Стахеева дворец в стиле неогрек на Новой Басманной улице. С уличной стороны там был небольшой регулярной сад, а с внутренней стороны пейзажный. В нем, вероятно, как предполагает Ника Баринова-Малая, из колотого камня, оставшегося от строительства, построили небольшой грот: утилизовали остатки производства и приобщились к типологии дворянского парка. С другой стороны, поскольку Стахеев торговал не только золотом, но и стройматериалами, грот при дворце мог быть и еще одним примером их применения?
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

После революции особняк национализировали, а тыльную часть парка присоединили к общественному саду, который существовал тут с конца XVIII века на месте парка Голицыных. В 1920 году все вместе открылось как Сад имени 1 мая, в 1922 его переименовали в Сад Баумана. Так в составе общественного сада оказался не вполне характерный для него романтический усадебный грот. Его предсказуемо начали перестраивать и приспосабливать под потребности гуляющего населения.

В советское время к смотровой площадке на вершине холма, в который вкопан грот, со стороны общественного сада провели две пологие лестницы – они связали площадку с парком и дополнили исторические лестницы по сторонам от входа в Грот.

Но главное – внутри оборудовали буфет, который затем стал шашлычной, и еще чуть позже пивной: последнюю старожилы помнят особенно хорошо и сожалеют о ней. Для предприятия общественного питания изнутри, со стороны холма, пристроили миниатюрное помещение кухни с кирпичными стенами и балками из металлических швеллеров.  
Разрез 1-1. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
© АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Иными словами, примерно половина комплекса появилась в советское время для нужд гуляющих и была следствием приспособления к новой функции. 

Затем, где-то в 1990-е, пивную закрыли, грот начал разрушаться, стоял за забором. В какой-то момент перестал работать каскадный фонтан на северном склоне, исчезла скульптура девушки с кувшином, от которой начинался каскад, сам он считался частично утраченным. Обвалилась опора перед северо-восточной лестницей, отчасти – потолок советской кухни. Ника Баринова-Малая вспоминает, что на первых осмотрах она единственная осмеливалась входить внутрь, настолько неустойчивой казалась конструкция. 
  • zooming
    Грот в Саду Баумана, состояние до реставрации
    Фотография предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    Грот в Саду Баумана, состояние до реставрации
    Фотография предоставлена АБ «Народный архитектор»

Самым масштабным открытием оказался каскад, который сохранился под наслоениями почти полностью, с бетонным ложем, обеспечивавшим гидроизоляцию. Сохранилась и видна пара трубок, проводивших воду от ступеньки к ступеньке. 

Следствием стали две вещи: во-первых, пришлось провести дополнительные археологические раскопки, это заняло время, но удалось изучить фонтан и его подземное ложе. Во-вторых, от планов восстановить функцию каскада, то есть пустить по нему воду, пришлось отказаться – так как для этого пришлось бы уничтожить остатки старого фонтана, а он под охраной (весь грот – ОКН федерального значения). Старый водовзводный механизм не сохранился, нельзя использовать и новый, поскольку вода разрушит остатки бетонного ложа, уже изученного археологами и поставленного на охрану. Каскад восстановили как декоративный элемент: надстроили защитные стенки из камня (так поступают реставраторы, когда сохраняют исторический фундамент – кладут камень сверху). И получились на склоне этакие живописные «сухие озерца». 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Над ними – скульптура, и с ней отдельная история. 

Согласно описанию ДКН, в составе Грота была скульптура девушки с кувшином. Она безвозвратно утрачена, фотографий и описания нет, но девушку требовалось восстановить, поскольку она фигурировала в составе ОКН. «Мы изучили современный рынок девушек с кувшином, и он оказался совершенно удручающим», – признается Ника Баринова-Малая. Архитекторы поискали замену, предложили заказчикам и контролирующей организации на выбор несколько вариантов других скульптурных девушек, и признаются: рады, что все остановились на той идее, которая самим авторам нравилась больше всего – копии статуэтки Огюста Родена «Танцевальное упражнение». 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Родена выбрали как представителя того же поколения рубежа XIX–XX веков, а статуэтку – как малоизвестную работу. К тому же прообраз небольшой, порядка 15 см, скульптуру увеличили и повторили приблизительно. Теперь она стоит как этакий гвоздик, основа для композиции бывшего фонтана, утратившего функциональный смысл. Надо думать, что без скульптуры «сухой» каскад был бы для зрителя, не знающего всей истории целиком, совершенно неясен. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Итак, Грот – ОКН, и в качестве предмета охраны в нем выступают, в частности, габариты, зафиксированные на момент реставрации. Поэтому архитекторы сохранили советские дорожки на холм и помещение кухни внутри. Но дорожки и лестницы выстелили вместо бетонных плит каменными, а стены и потолок бывшей кухни выстроили заново. Первоначально здесь был использован дешевый советский кирпич, однако сейчас авторы, точнее подрядчики, строители компании Архиндустрия, отправились в Петербург, подобрали и купили там исторический кирпич вторичного использования – для того, чтобы стены внутреннего помещения смотрелись более благородно.
Стена бывшей кухни. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Никто, кроме тех, кто прочел статьи о гроте, или тех, кто помнит пивную, не догадается, что здесь была кухня – в ее внутреннем кирпичном «аппендиксе» теперь размещен экран с видеоинсталляцией, смонтированной специально для Грота. Арка входа получила откосы из матовой полированной стали, перед монитором антивандальный кожух из поликарбоната. Таким образом, микропомещение не пришлось закрывать дверью. Издали оно поблескивает очень заманчиво, зовет войти внутрь.
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Сама пещера грота отреставрирована, новшества в ее купольном помещении два: каменный пол и два каменных сиденья в виде гальки терраццо, очень органично вписавшихся: и присесть можно, и пространство не загромождают, и в теме грота, но современность их происхождения тоже чувствуется.
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Дополнения, предложенные архитекторами, относятся, в основном, к благоустройству: черные плашки фонарей с молочным светом на торцах вдоль лестниц, лаконичные бетонные клумбы, урны и деревянные скамейки. Все в небольшом количестве и очень простое. А также призматический блок информационной таблички слева от входа, бетонный, но облицованный травертином – он напоминает другое решение «Народного архитектора», бетонные домики с инфографикой на игровой площадке в Парке Горького. 
  • zooming
    1 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Элементы благоустройства архитекторы не относят к главным достижениям этого проекта: они простые и необходимые, это всё.

Основные усилия были приложены к собственно реставрации, которая, во-первых, требовала частого присмотра, а, во-вторых, новых решений по ходу работы. По сторонам от входа в грот на вершину холма ведут две лестницы, входы на них обрамлены арками, этакими «ногами» из грубого камня. Левая, восточная арка была полностью утрачена, ее реконструировали, правую пересобрали, полуразрушенный архивольт входа восстановили, внедряя новые камни в кладку. Металлическую балку над входной аркой сохранили. Новых металлических креплений не внедряли, остались в рамках вычинки камня. 
Слева, рядом с информационной табличкой – восстановленная левая арка. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Объем вычинок «диким» камнем в конечном счете оказался достаточно большим: авторам пришлось балансировать на грани между заметностью вставок и цельностью образа кладки – чего собственно и требует Венецианская хартия (см. п.12). 
  • zooming
    Фрагмент вычинки каменной кладки. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Фрагмент исторической кладки, покрытой обмазкой. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ника Баринова-Малая, АБ «Народный архитектор»

В нашей стране, конечно, теперь уже не принято строить «псевдо» здания, однако многие по-прежнему предпочитают решения поаккуратнее и почище. В работе с Гротом мы, напротив, всячески стремились сохранить ощущение подлинности и старины. Не замазывать фактуры, не добавлять лишнего, а остаться в рамках реставрации, чего требовал и статус объекта, и его исходный характер искусственной парковой руины. Думаю, нам удалось сохранить «лицо» и характер объекта, дав ему, в то же время, новую жизнь.
 
У меня сложилось очень личное отношение к Гроту. Я его ощущаю как живой организм: когда я впервые сюда пришла, он как будто бы умирал, было страшно, что не успеем, не доживет, рухнет. Процесс реставрации похож на лечение: как будто спасаешь жизнь странному, но интересному существу, которое, несмотря ни на что, хочет жить. За четыре года такого спасения я, конечно, очень сроднилась с Гротом и была рада увидеть летом множество людей на открытии и слышать отзывы, в основном, позитивные.

Грот, действительно, стал живой частью парка: люди постоянно поднимаются на холм, заходят внутрь, привлеченные мерцанием экрана. Я лично видела перед Гротом экскурсию, вероятно, она была не единственной.

Еще одна любопытная тема – передатировка. В документах ДКН Грот значился как памятник конца XVIII века. Изучая материалы по проекту, архитекторы установили, что появление грота 200 с лишним лет назад очень маловероятно, доказали экспертам, что здание относится к рубежу XIX – XX веков и к усадьбе Стахеева (см. выше). Сейчас в охранных документах указана двойная дата; может быть, она ждет своего исследователя. 

Частью технического задания заказчика, дирекции Сада Баумана, было требование обеспечить безопасность. Так в проекте появились белые решетки ограждения смотровой площадки на верху холма. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Чуть позже, из тех же самых соображений безопасности, появились ограждения внизу холма, тоже белые, но ниже ростом и в сопровождении табличек, что на холм подниматься нельзя. Задача – избежать всяческих рисков. Дело в том, что холм Грота давно был облюбован местными детьми для катания с горки. Парк небольшой, катаясь, дети могут с кем-то столкнуться, чтобы избежать травм, руководство стремится ограничить неконтролируемую активность. Что, определенно, печально, всё-то мы балансируем на грани между активностью и безопасностью. Хочется, чтобы не было заборов.

Но поскольку и выбора у авторов особенно не было, то архитекторы постарались сделать ограждения легкими, светлыми, и индивидуальными – со сбитым ритмом. 
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Все же хочется верить, что от заборчиков когда-нибудь удастся избавиться. Как и от нововведений, которыми Грот оброс за полгода и которых не было ни в проекте, ни в момент открытия: часов à la XIX век на холме и от фонаря, случайно воткнувшегося в склон в северной части...

Впрочем, сейчас Грот укреплен, теперь ему точно не грозит разрушение, он очищен и открыт для посещения и обозрения, все это несомненный плюс кропотливой четырехлетней работы с памятником наследия. 
Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена АБ «Народный архитектор»

Есть и еще один плюс, с моей точки зрения. Совершив кульбит от романтической усадебной типологии к социалистической реальности в виде пивной, которую с ностальгией вспоминают старожилы, – сейчас Грот адаптировался к реальности другой, постиндустриальной, чтобы не сказать хипстерской. Ему вернулась некоторая толика незаинтересованного созерцания, занятия не сосредоточенного столько на материальной стороне существования, как поедание колбасок в пивной.

Неизвестно, что с этим небольшим и не очень древним объектом будет происходить дальше, но есть в новой трансформации определенная историческая справедливость. 
  • zooming
    1 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Существующие положение, обмеры
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. План
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. План интерьера
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Западный фасад
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Разрез 2-2
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Южный фасад
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Северный фасад
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    8 / 9
    Западный фасад. Грот XIX века в саду Баумана. Реставрация 2018–2022
    © АБ «Народный архитектор»
  • zooming
    9 / 9
    Грот XIX века в саду Баумана. Разрез 1-1. Интерьер
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Проект:
Грот XIX века в саду Баумана
Россия, Москва, Старая Басманная улица, 15с10

Авторский коллектив:
Ника Баринова-Малая, Дмитрий Селивохин

2018 / 7.2022

Реставратор-констультант: Владимир Лупандин
Подрядчик реставрационных работ: ООО «Архиндустрия»
Заказчик: Сад им. Н.Э. Баумана

25 Апреля 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Где лебеди живут
В парке Горького по проекту бюро «Народный архитектор» благоустроили Малый Голицынский пруд. Здесь появились набережные-палубы и локальная доминанта – плавучий павильон для лебедей.
Подмосковный манеж
Команда бюро «Народный архитектор» подготовила проект реставрации манежа в Звенигороде. Зданию вернут исторические формы, здесь расположится звенигородский историко-архитектурный музей, обогащенный функциями культурного центра и общественного пространства.
Похожие статьи
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Каменные кубики
Многоквартирный дом Ziel для Монтевидео, спроектированный MVRDV, задуман как серия облицованных камнем разных пород блоков-вилл.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
«Устойчивая» жизнь
В Нанкине строится многофункциональный комплекс по проекту UNStudio, где собраны вместе офисы, жилье, филиал знаменитого арт-центра и общественные пространства у воды.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Библиотека-базилика
Бюро Wutopia Lab превратило недостроенное здание по проекту Дэвида Чипперфильда в самую популярную библиотеку в Шанхае.
Занавес на парижском «болоте»
Жак Муссафир реконструировал небольшое здание 1970-х в историческом квартале Марэ в Париже: банальный уличный фасад получил подвижный многосоставный занавес с древовидным рисунком от нидерландской студии Inside Outside.
Первый среди равных
Здание детского сада в Белоярском – не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно, расположен он на Крайнем Севере, и еще он государственный, подчиняется нормативам, и на стройке пришлось экономить (ну да это как всегда). Но форма получилась актуальной, планировки современными, по ощущениям – он очень свеж. Проект планируют тиражировать.
Дворец под фонтаном
Завершилась реконструкция дворца-музея Лоо в нидерландском Апелдорне: бюро KAAN разместило под центральным двором торжественные залы, не уступающие историческим, а во дворе – фонтан.
Подводный велобульвар
У Центрального вокзала в Амстердаме, на реке Эй открылась подводная парковка на 4000 велосипедов: ее кровля одновременно служит общественным пространством. Авторы проекта – бюро VenhoevenCS.
Республика детей
Проектируя школу в Картмазово, бюро GAFA исходило из детского восприятия городской среды: башни жилого комплекса, к которому относится учебное заведение, превращаются в «донжоны» и «колокольни», а само здание школы – в средневековый отчасти «вернакулярный» квартал у подножия крепостных стен.  
Кольца для зоозащиты
Павильоны по проекту Atelier Ping Jiang | EID Arch в Чэнду созданы как комфортная среда обитания для больших панд и одновременно удобны исследователям и любителям животных.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.