Зеркало супрематиста

Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.

mainImg
Архитектор:
Иван Охапкин
Григорий Орехов
Мастерская:
Basis architectural bureau http://ab-basis.com/
Проект:
Парк Малевича
Россия, Барвиха

Авторский коллектив:
Главный Архитектор: Иван Охапкин
Ведущий архитектор проекта: Мария Репкина 
Архитекторы: Анна Анисимова, Анна Гераймович, Константин Пастухов, Татьяна Козлова, Ангелина Васнецова, Валерия Шевцова, Моника Галстян, Никита Чикин, Александра Терентьева
ГИП: Захар Смирнов
Скульптор: Григорий Орехов

2019 — 2020 / 2020

Стадия П: компания ТЕХНОАРХИТЭК
Парк Малевича расположен на Рублевском шоссе – фактически, это западная часть Ромашковского леса, который начинается от МКАД и тянется почти до Барвихи. Ромашковский лес благоустроен и полон пешеходных тропинок, одна из которых сопровождает шоссе на небольшом удалении от него. Благоустроен и к 2019 году превращен в детский парк Раздолье небольшой Шульгинский лес к западу от Рублевского проезда. Проектирование парка Малевича началось в 2019 году; основные объекты сданы в 2020, но работа еще продолжается – авторы парка, бюро Basis Ивана Охапкина, спроектировали в парке горку водопадов, которую, судя по плакатам на ограде территории, планируется реализовать будущим летом, в 2022 году. 
Водопад в парке Малевич
© Basis architectural bureau

Название и тематика парка происходят от соседства поселка Немчиновка, где Малевич жил в последние годы жизни, где писал свои поздние картины с крестьянами и где был похоронен под любимым дубом. На месте могилы, которую, впрочем, разорили во время войны, затем довольно долго искали и нашли в самый последний момент (место могилы нашел Александр Матвеев), в 2016 году построен 6-этажный ЖК «Ромашково»; в составе его благоустройства установлен памятный знак.

ЖК и место захоронения расположены к юго-востоку от нового парка, но примыкают к его границе, а вход, парковка, пропилеи основные павильоны расположены в западном углу, со стороны Рублевского проезда и vis-a-vis с воротами парка Раздолье. Парк никоим образом не ведет нас ни в Немчиновку, ни к бывшей могиле Малевича – интересующимся проще доехать, – название скорее подталкивает к изучению истории места, чем непосредственно к ней приводит. 
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

В парк мы входим через пропилеи – арт-объект художника Григория Орехова, который давно и плодотворно увлекается простой формой и полированным металлом. В данном случае форма была подсказана, чему сложно удивляться, «Черным квадратом», который превратился в куб (впрочем, автор просит «Черным кубом» объект не называть). Если смотреть анфас, квадрат поделен на две черные половинки, они расступаются на расстояние, равное ширине каждой из пропилей, образуя проход, облицованный сталью идеальной полировки – 8к, как сообщает автор. Получается почти идеальное зеркало, со стыками, но очень тонкими, почти не заметными, а внутри возникает эффект бесконечной перспективы «зеркало в зеркале». 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    3 / 5
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко

Проходя через пропилеи, мы попадаем на небольшую площадь, окруженную черными павильонами, в основном это кафе. Их крыши – четырехскатные, но вальмовыми их назвать сложно, скорее это усеченные пирамиды разной степени асимметричности. Крыши покрыты панелями зеркального металла, а стены вертикальными черными досками без карнизов. Интерьеры, в противовес черным фасадам, облицованы светлой фанерой. 
  • zooming
    1 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    2 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    3 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    5 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    6 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    7 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    8 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    9 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

Павильоны, как видим, продолжают и развивают идеи, заложенные в объекте-пропилеях как в «ядре» – только чистые черные поверхности сменяются досками, а стыки зеркального металла становятся более заметными, но такова, видимо, плата за переход от объекта к сравнительно большой, во всяком случае, «обитаемой», обладающей внутренним пространством, форме.
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

UPD об отношении павильонов и пропилей
Меня тут поправили: пропилеи были разработаны в рамках концепции и по ТЗ архитекторов Basis. Это важно, поскольку скульптура таким образом становится объектом, который, так или иначе, был заказан архитекторами и отчасти определен ими. Однако это совершенно не меняет положения пропилей в существующем ансамбле/комплексе как некоего ключа, через который мы, во-первых, входим в парк и который определяет его особенности и отличия уже при взгляде издалека. А во-вторых, он в любом случае более метафизичен по форме и все остальные объекты становятся его усложнениями в пространстве.

Между тем именно размеры пропилеев поразили при посещении парка: на фотографиях из-за простоты формы масштаб теряется и они кажутся огромным памятником Малевичу, этаким мегалитом. В реальности же это не так, объект скорее небольшой, даже камерный. Притом что в реконструкции Юрия Аввакумова архитектон, который Малевич предлагал поставить на своей могиле, мог достигать 60 метров (это примерно 18-этажный дом). 

Но вернемся к павильонам.

Зеркальные крыши отлично, как объемный конструктор, смотрятся сверху, с позиции дронов и птиц. Будем надеяться, что последним зеркала не повредят. К слову сказать, для безопасности птицы стыки, образующие видимую сеть на зеркальной поверхности, наверное, даже полезны.
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

Архитекторы АБ Basis Ивана Охапкина спроектировали в парке несколько групп павильонов, в том числе для волейбольных площадок, вокруг которых в парке существовало сообщество волейболистов еще до начала благоустройства. Все объекты Basis «вдохновлены супрематическими композициями» и рассчитаны на «сдержанный аскетизм», все черные, во многих присутствуют усеченные пирамиды зеркальных крыш, местами – выгородки черных решеток и пергол, с редкими вкраплениями малых форм, стульев и тумбочек
  • zooming
    1 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    2 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    3 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    5 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    6 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    7 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    8 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    9 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau

Парк Малевича был открыт в декабре 2020 года. Мы прошли по нему в январе 2022 года и посмотрели, что изменилось. Во-первых, пропилеи и кафе на месте и отлично работают. По контрасту с желтым раскидистым порталом парка Раздолье два черно-зеркальных объема выглядят свежо, а бесконечную перспективу вечером поддерживают полосы подсветки. Напротив будущей горки c водопадами возник полностью зеркальный павильон. 
Зеркальный павильон. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Во-вторых, в парке стало больше цвета и прямых указаний на Малевича: цветными стали рамки окон кафе, плюс появились «супрематические» скульптуры, раскрашенные в духе «Крестьян», только в виде конькобежцев – как будто абстрактного указания на Малевича мало, и нужно еще нарративное, праздничное, чтобы никто не ошибся. Некоторые композиции светятся. 
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

У футбольных полей образовался довольно-таки большой каток. 
Каток. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Павильоны между футбольными полями и трибуны реализовало другое бюро – Holz House Сергея Краснокутского, в 2021 году они вошли в шорт-лист премии АрхиWOOD. Соответственно, здесь уже нет призматических кровель, чередуются разнонаправленные скаты, и, опять же, намного больше цвета, особенно во внутренних поверхностях ячеек. Снаружи – черное, но уже не доски, а металл. 
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Трибуны у футбольных полей. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Создается ощущение, что парк развивается, в какой-то степени, как сам Малевич, в Немчиновке вернувшийся к фигуративности: в 2019 ему был дан очень метафизичный, абстрактный старт, а теперь он растворяется в ярмарочной праздничности, которую из творчества Казимира Севериновича тоже несложно извлечь. Вот так и все супрематисты, тонут в разнообразии жизни. Хотя нельзя сказать, чтобы парк совсем уж растворился – заряд монументальной сдержанности формы был дан достаточно сильный и по-прежнему ощущается.

Но лучше всего на данный момент – в самом лесу, где дорожки подсвечены, но не слишком часты и ярки, в отличие от соседнего Раздолья, и балансируют на грани между прохладным сосновым лесом с невыстриженным подлеском, которым можно любоваться с вполне цивилизованных троп. 
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Архитектор:
Иван Охапкин
Григорий Орехов
Мастерская:
Basis architectural bureau http://ab-basis.com/
Проект:
Парк Малевича
Россия, Барвиха

Авторский коллектив:
Главный Архитектор: Иван Охапкин
Ведущий архитектор проекта: Мария Репкина 
Архитекторы: Анна Анисимова, Анна Гераймович, Константин Пастухов, Татьяна Козлова, Ангелина Васнецова, Валерия Шевцова, Моника Галстян, Никита Чикин, Александра Терентьева
ГИП: Захар Смирнов
Скульптор: Григорий Орехов

2019 — 2020 / 2020

Стадия П: компания ТЕХНОАРХИТЭК

11 Января 2022

Похожие статьи
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.