Зеркало супрематиста

Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.

mainImg
Архитектор:
Иван Охапкин
Григорий Орехов
Мастерская:
Basis architectural bureau http://ab-basis.com/
Проект:
Парк Малевича
Россия, Барвиха

Авторский коллектив:
Главный Архитектор: Иван Охапкин
Ведущий архитектор проекта: Мария Репкина 
Архитекторы: Анна Анисимова, Анна Гераймович, Константин Пастухов, Татьяна Козлова, Ангелина Васнецова, Валерия Шевцова, Моника Галстян, Никита Чикин, Александра Терентьева
ГИП: Захар Смирнов
Скульптор: Григорий Орехов

2019 — 2020 / 2020 — 2023

Стадия П: компания ТЕХНОАРХИТЭК
Парк Малевича расположен на Рублевском шоссе – фактически, это западная часть Ромашковского леса, который начинается от МКАД и тянется почти до Барвихи. Ромашковский лес благоустроен и полон пешеходных тропинок, одна из которых сопровождает шоссе на небольшом удалении от него. Благоустроен и к 2019 году превращен в детский парк Раздолье небольшой Шульгинский лес к западу от Рублевского проезда. Проектирование парка Малевича началось в 2019 году; основные объекты сданы в 2020, но работа еще продолжается – авторы парка, бюро Basis Ивана Охапкина, спроектировали в парке горку водопадов, которую, судя по плакатам на ограде территории, планируется реализовать будущим летом, в 2022 году. 
Водопад в парке Малевич
© Basis architectural bureau

Название и тематика парка происходят от соседства поселка Немчиновка, где Малевич жил в последние годы жизни, где писал свои поздние картины с крестьянами и где был похоронен под любимым дубом. На месте могилы, которую, впрочем, разорили во время войны, затем довольно долго искали и нашли в самый последний момент (место могилы нашел Александр Матвеев), в 2016 году построен 6-этажный ЖК «Ромашково»; в составе его благоустройства установлен памятный знак.

ЖК и место захоронения расположены к юго-востоку от нового парка, но примыкают к его границе, а вход, парковка, пропилеи основные павильоны расположены в западном углу, со стороны Рублевского проезда и vis-a-vis с воротами парка Раздолье. Парк никоим образом не ведет нас ни в Немчиновку, ни к бывшей могиле Малевича – интересующимся проще доехать, – название скорее подталкивает к изучению истории места, чем непосредственно к ней приводит. 
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

В парк мы входим через пропилеи – арт-объект художника Григория Орехова, который давно и плодотворно увлекается простой формой и полированным металлом. В данном случае форма была подсказана, чему сложно удивляться, «Черным квадратом», который превратился в куб (впрочем, автор просит «Черным кубом» объект не называть). Если смотреть анфас, квадрат поделен на две черные половинки, они расступаются на расстояние, равное ширине каждой из пропилей, образуя проход, облицованный сталью идеальной полировки – 8к, как сообщает автор. Получается почти идеальное зеркало, со стыками, но очень тонкими, почти не заметными, а внутри возникает эффект бесконечной перспективы «зеркало в зеркале». 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    3 / 5
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко

Проходя через пропилеи, мы попадаем на небольшую площадь, окруженную черными павильонами, в основном это кафе. Их крыши – четырехскатные, но вальмовыми их назвать сложно, скорее это усеченные пирамиды разной степени асимметричности. Крыши покрыты панелями зеркального металла, а стены вертикальными черными досками без карнизов. Интерьеры, в противовес черным фасадам, облицованы светлой фанерой. 
  • zooming
    1 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    2 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    3 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    5 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    6 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    7 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    8 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    9 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

Павильоны, как видим, продолжают и развивают идеи, заложенные в объекте-пропилеях как в «ядре» – только чистые черные поверхности сменяются досками, а стыки зеркального металла становятся более заметными, но такова, видимо, плата за переход от объекта к сравнительно большой, во всяком случае, «обитаемой», обладающей внутренним пространством, форме.
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

UPD об отношении павильонов и пропилей
Меня тут поправили: пропилеи были разработаны в рамках концепции и по ТЗ архитекторов Basis. Это важно, поскольку скульптура таким образом становится объектом, который, так или иначе, был заказан архитекторами и отчасти определен ими. Однако это совершенно не меняет положения пропилей в существующем ансамбле/комплексе как некоего ключа, через который мы, во-первых, входим в парк и который определяет его особенности и отличия уже при взгляде издалека. А во-вторых, он в любом случае более метафизичен по форме и все остальные объекты становятся его усложнениями в пространстве.

Между тем именно размеры пропилеев поразили при посещении парка: на фотографиях из-за простоты формы масштаб теряется и они кажутся огромным памятником Малевичу, этаким мегалитом. В реальности же это не так, объект скорее небольшой, даже камерный. Притом что в реконструкции Юрия Аввакумова архитектон, который Малевич предлагал поставить на своей могиле, мог достигать 60 метров (это примерно 18-этажный дом). 

Но вернемся к павильонам.

Зеркальные крыши отлично, как объемный конструктор, смотрятся сверху, с позиции дронов и птиц. Будем надеяться, что последним зеркала не повредят. К слову сказать, для безопасности птицы стыки, образующие видимую сеть на зеркальной поверхности, наверное, даже полезны.
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

Архитекторы АБ Basis Ивана Охапкина спроектировали в парке несколько групп павильонов, в том числе для волейбольных площадок, вокруг которых в парке существовало сообщество волейболистов еще до начала благоустройства. Все объекты Basis «вдохновлены супрематическими композициями» и рассчитаны на «сдержанный аскетизм», все черные, во многих присутствуют усеченные пирамиды зеркальных крыш, местами – выгородки черных решеток и пергол, с редкими вкраплениями малых форм, стульев и тумбочек
  • zooming
    1 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    2 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    3 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    5 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    6 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    7 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    8 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    9 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau

Парк Малевича был открыт в декабре 2020 года. Мы прошли по нему в январе 2022 года и посмотрели, что изменилось. Во-первых, пропилеи и кафе на месте и отлично работают. По контрасту с желтым раскидистым порталом парка Раздолье два черно-зеркальных объема выглядят свежо, а бесконечную перспективу вечером поддерживают полосы подсветки. Напротив будущей горки c водопадами возник полностью зеркальный павильон. 
Зеркальный павильон. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Во-вторых, в парке стало больше цвета и прямых указаний на Малевича: цветными стали рамки окон кафе, плюс появились «супрематические» скульптуры, раскрашенные в духе «Крестьян», только в виде конькобежцев – как будто абстрактного указания на Малевича мало, и нужно еще нарративное, праздничное, чтобы никто не ошибся. Некоторые композиции светятся. 
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

У футбольных полей образовался довольно-таки большой каток. 
Каток. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Павильоны между футбольными полями и трибуны реализовало другое бюро – Holz House Сергея Краснокутского, в 2021 году они вошли в шорт-лист премии АрхиWOOD. Соответственно, здесь уже нет призматических кровель, чередуются разнонаправленные скаты, и, опять же, намного больше цвета, особенно во внутренних поверхностях ячеек. Снаружи – черное, но уже не доски, а металл. 
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Трибуны у футбольных полей. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Создается ощущение, что парк развивается, в какой-то степени, как сам Малевич, в Немчиновке вернувшийся к фигуративности: в 2019 ему был дан очень метафизичный, абстрактный старт, а теперь он растворяется в ярмарочной праздничности, которую из творчества Казимира Севериновича тоже несложно извлечь. Вот так и все супрематисты, тонут в разнообразии жизни. Хотя нельзя сказать, чтобы парк совсем уж растворился – заряд монументальной сдержанности формы был дан достаточно сильный и по-прежнему ощущается.

Но лучше всего на данный момент – в самом лесу, где дорожки подсвечены, но не слишком часты и ярки, в отличие от соседнего Раздолья, и балансируют на грани между прохладным сосновым лесом с невыстриженным подлеском, которым можно любоваться с вполне цивилизованных троп. 
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Архитектор:
Иван Охапкин
Григорий Орехов
Мастерская:
Basis architectural bureau http://ab-basis.com/
Проект:
Парк Малевича
Россия, Барвиха

Авторский коллектив:
Главный Архитектор: Иван Охапкин
Ведущий архитектор проекта: Мария Репкина 
Архитекторы: Анна Анисимова, Анна Гераймович, Константин Пастухов, Татьяна Козлова, Ангелина Васнецова, Валерия Шевцова, Моника Галстян, Никита Чикин, Александра Терентьева
ГИП: Захар Смирнов
Скульптор: Григорий Орехов

2019 — 2020 / 2020 — 2023

Стадия П: компания ТЕХНОАРХИТЭК

11 Января 2022

Похожие статьи
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.