Зеркало супрематиста

Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.

mainImg
Архитектор:
Иван Охапкин
Григорий Орехов
Мастерская:
Basis architectural bureau http://ab-basis.com/
Проект:
Парк Малевича
Россия, Барвиха

Авторский коллектив:
Главный Архитектор: Иван Охапкин
Ведущий архитектор проекта: Мария Репкина 
Архитекторы: Анна Анисимова, Анна Гераймович, Константин Пастухов, Татьяна Козлова, Ангелина Васнецова, Валерия Шевцова, Моника Галстян, Никита Чикин, Александра Терентьева
ГИП: Захар Смирнов
Скульптор: Григорий Орехов

2019 — 2020 / 2020 — 2023

Стадия П: компания ТЕХНОАРХИТЭК
Парк Малевича расположен на Рублевском шоссе – фактически, это западная часть Ромашковского леса, который начинается от МКАД и тянется почти до Барвихи. Ромашковский лес благоустроен и полон пешеходных тропинок, одна из которых сопровождает шоссе на небольшом удалении от него. Благоустроен и к 2019 году превращен в детский парк Раздолье небольшой Шульгинский лес к западу от Рублевского проезда. Проектирование парка Малевича началось в 2019 году; основные объекты сданы в 2020, но работа еще продолжается – авторы парка, бюро Basis Ивана Охапкина, спроектировали в парке горку водопадов, которую, судя по плакатам на ограде территории, планируется реализовать будущим летом, в 2022 году. 
Водопад в парке Малевич
© Basis architectural bureau

Название и тематика парка происходят от соседства поселка Немчиновка, где Малевич жил в последние годы жизни, где писал свои поздние картины с крестьянами и где был похоронен под любимым дубом. На месте могилы, которую, впрочем, разорили во время войны, затем довольно долго искали и нашли в самый последний момент (место могилы нашел Александр Матвеев), в 2016 году построен 6-этажный ЖК «Ромашково»; в составе его благоустройства установлен памятный знак.

ЖК и место захоронения расположены к юго-востоку от нового парка, но примыкают к его границе, а вход, парковка, пропилеи основные павильоны расположены в западном углу, со стороны Рублевского проезда и vis-a-vis с воротами парка Раздолье. Парк никоим образом не ведет нас ни в Немчиновку, ни к бывшей могиле Малевича – интересующимся проще доехать, – название скорее подталкивает к изучению истории места, чем непосредственно к ней приводит. 
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

В парк мы входим через пропилеи – арт-объект художника Григория Орехова, который давно и плодотворно увлекается простой формой и полированным металлом. В данном случае форма была подсказана, чему сложно удивляться, «Черным квадратом», который превратился в куб (впрочем, автор просит «Черным кубом» объект не называть). Если смотреть анфас, квадрат поделен на две черные половинки, они расступаются на расстояние, равное ширине каждой из пропилей, образуя проход, облицованный сталью идеальной полировки – 8к, как сообщает автор. Получается почти идеальное зеркало, со стыками, но очень тонкими, почти не заметными, а внутри возникает эффект бесконечной перспективы «зеркало в зеркале». 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    3 / 5
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Малевич». Пропилеи парка «Малевич»
    Фотография © Иван Мураенко

Проходя через пропилеи, мы попадаем на небольшую площадь, окруженную черными павильонами, в основном это кафе. Их крыши – четырехскатные, но вальмовыми их назвать сложно, скорее это усеченные пирамиды разной степени асимметричности. Крыши покрыты панелями зеркального металла, а стены вертикальными черными досками без карнизов. Интерьеры, в противовес черным фасадам, облицованы светлой фанерой. 
  • zooming
    1 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    2 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    3 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    5 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    6 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    7 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    8 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    9 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

Павильоны, как видим, продолжают и развивают идеи, заложенные в объекте-пропилеях как в «ядре» – только чистые черные поверхности сменяются досками, а стыки зеркального металла становятся более заметными, но такова, видимо, плата за переход от объекта к сравнительно большой, во всяком случае, «обитаемой», обладающей внутренним пространством, форме.
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

UPD об отношении павильонов и пропилей
Меня тут поправили: пропилеи были разработаны в рамках концепции и по ТЗ архитекторов Basis. Это важно, поскольку скульптура таким образом становится объектом, который, так или иначе, был заказан архитекторами и отчасти определен ими. Однако это совершенно не меняет положения пропилей в существующем ансамбле/комплексе как некоего ключа, через который мы, во-первых, входим в парк и который определяет его особенности и отличия уже при взгляде издалека. А во-вторых, он в любом случае более метафизичен по форме и все остальные объекты становятся его усложнениями в пространстве.

Между тем именно размеры пропилеев поразили при посещении парка: на фотографиях из-за простоты формы масштаб теряется и они кажутся огромным памятником Малевичу, этаким мегалитом. В реальности же это не так, объект скорее небольшой, даже камерный. Притом что в реконструкции Юрия Аввакумова архитектон, который Малевич предлагал поставить на своей могиле, мог достигать 60 метров (это примерно 18-этажный дом). 

Но вернемся к павильонам.

Зеркальные крыши отлично, как объемный конструктор, смотрятся сверху, с позиции дронов и птиц. Будем надеяться, что последним зеркала не повредят. К слову сказать, для безопасности птицы стыки, образующие видимую сеть на зеркальной поверхности, наверное, даже полезны.
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
Парк Малевича
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau

Архитекторы АБ Basis Ивана Охапкина спроектировали в парке несколько групп павильонов, в том числе для волейбольных площадок, вокруг которых в парке существовало сообщество волейболистов еще до начала благоустройства. Все объекты Basis «вдохновлены супрематическими композициями» и рассчитаны на «сдержанный аскетизм», все черные, во многих присутствуют усеченные пирамиды зеркальных крыш, местами – выгородки черных решеток и пергол, с редкими вкраплениями малых форм, стульев и тумбочек
  • zooming
    1 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    2 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    3 / 9
    Парк Малевича
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Basis architectural bureau
  • zooming
    4 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    5 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    6 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    7 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    8 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau
  • zooming
    9 / 9
    Парк Малевича
    © Basis architectural bureau

Парк Малевича был открыт в декабре 2020 года. Мы прошли по нему в январе 2022 года и посмотрели, что изменилось. Во-первых, пропилеи и кафе на месте и отлично работают. По контрасту с желтым раскидистым порталом парка Раздолье два черно-зеркальных объема выглядят свежо, а бесконечную перспективу вечером поддерживают полосы подсветки. Напротив будущей горки c водопадами возник полностью зеркальный павильон. 
Зеркальный павильон. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Во-вторых, в парке стало больше цвета и прямых указаний на Малевича: цветными стали рамки окон кафе, плюс появились «супрематические» скульптуры, раскрашенные в духе «Крестьян», только в виде конькобежцев – как будто абстрактного указания на Малевича мало, и нужно еще нарративное, праздничное, чтобы никто не ошибся. Некоторые композиции светятся. 
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

У футбольных полей образовался довольно-таки большой каток. 
Каток. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Павильоны между футбольными полями и трибуны реализовало другое бюро – Holz House Сергея Краснокутского, в 2021 году они вошли в шорт-лист премии АрхиWOOD. Соответственно, здесь уже нет призматических кровель, чередуются разнонаправленные скаты, и, опять же, намного больше цвета, особенно во внутренних поверхностях ячеек. Снаружи – черное, но уже не доски, а металл. 
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Трибуны у футбольных полей. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру

Создается ощущение, что парк развивается, в какой-то степени, как сам Малевич, в Немчиновке вернувшийся к фигуративности: в 2019 ему был дан очень метафизичный, абстрактный старт, а теперь он растворяется в ярмарочной праздничности, которую из творчества Казимира Севериновича тоже несложно извлечь. Вот так и все супрематисты, тонут в разнообразии жизни. Хотя нельзя сказать, чтобы парк совсем уж растворился – заряд монументальной сдержанности формы был дан достаточно сильный и по-прежнему ощущается.

Но лучше всего на данный момент – в самом лесу, где дорожки подсвечены, но не слишком часты и ярки, в отличие от соседнего Раздолья, и балансируют на грани между прохладным сосновым лесом с невыстриженным подлеском, которым можно любоваться с вполне цивилизованных троп. 
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Архитектор:
Иван Охапкин
Григорий Орехов
Мастерская:
Basis architectural bureau http://ab-basis.com/
Проект:
Парк Малевича
Россия, Барвиха

Авторский коллектив:
Главный Архитектор: Иван Охапкин
Ведущий архитектор проекта: Мария Репкина 
Архитекторы: Анна Анисимова, Анна Гераймович, Константин Пастухов, Татьяна Козлова, Ангелина Васнецова, Валерия Шевцова, Моника Галстян, Никита Чикин, Александра Терентьева
ГИП: Захар Смирнов
Скульптор: Григорий Орехов

2019 — 2020 / 2020 — 2023

Стадия П: компания ТЕХНОАРХИТЭК

11 Января 2022

Похожие статьи
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.