Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Парк Малевича расположен на Рублевском шоссе – фактически, это западная часть Ромашковского леса, который начинается от МКАД и тянется почти до Барвихи. Ромашковский лес благоустроен и полон пешеходных тропинок, одна из которых сопровождает шоссе на небольшом удалении от него. Благоустроен и к 2019 году превращен в детский парк Раздолье небольшой Шульгинский лес к западу от Рублевского проезда. Проектирование парка Малевича началось в 2019 году; основные объекты сданы в 2020, но работа еще продолжается – авторы парка, бюро Basis Ивана Охапкина, спроектировали в парке горку водопадов, которую, судя по плакатам на ограде территории, планируется реализовать будущим летом, в 2022 году.
Название и тематика парка происходят от соседства поселка Немчиновка, где Малевич жил в последние годы жизни, где писал свои поздние картины с крестьянами и где был похоронен под любимым дубом. На месте могилы, которую, впрочем, разорили во время войны, затем довольно долго искали и нашли в самый последний момент (место могилы нашел Александр Матвеев), в 2016 году построен 6-этажный ЖК «Ромашково»; в составе его благоустройства установлен памятный знак.
ЖК и место захоронения расположены к юго-востоку от нового парка, но примыкают к его границе, а вход, парковка, пропилеи основные павильоны расположены в западном углу, со стороны Рублевского проезда и vis-a-vis с воротами парка Раздолье. Парк никоим образом не ведет нас ни в Немчиновку, ни к бывшей могиле Малевича – интересующимся проще доехать, – название скорее подталкивает к изучению истории места, чем непосредственно к ней приводит.
В парк мы входим через пропилеи – арт-объект художника Григория Орехова, который давно и плодотворно увлекается простой формой и полированным металлом. В данном случае форма была подсказана, чему сложно удивляться, «Черным квадратом», который превратился в куб (впрочем, автор просит «Черным кубом» объект не называть). Если смотреть анфас, квадрат поделен на две черные половинки, они расступаются на расстояние, равное ширине каждой из пропилей, образуя проход, облицованный сталью идеальной полировки – 8к, как сообщает автор. Получается почти идеальное зеркало, со стыками, но очень тонкими, почти не заметными, а внутри возникает эффект бесконечной перспективы «зеркало в зеркале».
Проходя через пропилеи, мы попадаем на небольшую площадь, окруженную черными павильонами, в основном это кафе. Их крыши – четырехскатные, но вальмовыми их назвать сложно, скорее это усеченные пирамиды разной степени асимметричности. Крыши покрыты панелями зеркального металла, а стены вертикальными черными досками без карнизов. Интерьеры, в противовес черным фасадам, облицованы светлой фанерой.
Павильоны, как видим, продолжают и развивают идеи, заложенные в объекте-пропилеях как в «ядре» – только чистые черные поверхности сменяются досками, а стыки зеркального металла становятся более заметными, но такова, видимо, плата за переход от объекта к сравнительно большой, во всяком случае, «обитаемой», обладающей внутренним пространством, форме.
UPD об отношении павильонов и пропилей Меня тут поправили: пропилеи были разработаны в рамках концепции и по ТЗ архитекторов Basis. Это важно, поскольку скульптура таким образом становится объектом, который, так или иначе, был заказан архитекторами и отчасти определен ими. Однако это совершенно не меняет положения пропилей в существующем ансамбле/комплексе как некоего ключа, через который мы, во-первых, входим в парк и который определяет его особенности и отличия уже при взгляде издалека. А во-вторых, он в любом случае более метафизичен по форме и все остальные объекты становятся его усложнениями в пространстве.
Между тем именно размеры пропилеев поразили при посещении парка: на фотографиях из-за простоты формы масштаб теряется и они кажутся огромным памятником Малевичу, этаким мегалитом. В реальности же это не так, объект скорее небольшой, даже камерный. Притом что в реконструкции Юрия Аввакумова архитектон, который Малевич предлагал поставить на своей могиле, мог достигать 60 метров (это примерно 18-этажный дом).
Но вернемся к павильонам.
Зеркальные крыши отлично, как объемный конструктор, смотрятся сверху, с позиции дронов и птиц. Будем надеяться, что последним зеркала не повредят. К слову сказать, для безопасности птицы стыки, образующие видимую сеть на зеркальной поверхности, наверное, даже полезны.
Архитекторы АБ Basis Ивана Охапкина спроектировали в парке несколько групп павильонов, в том числе для волейбольных площадок, вокруг которых в парке существовало сообщество волейболистов еще до начала благоустройства. Все объекты Basis «вдохновлены супрематическими композициями» и рассчитаны на «сдержанный аскетизм», все черные, во многих присутствуют усеченные пирамиды зеркальных крыш, местами – выгородки черных решеток и пергол, с редкими вкраплениями малых форм, стульев и тумбочек
Парк Малевича был открыт в декабре 2020 года. Мы прошли по нему в январе 2022 года и посмотрели, что изменилось. Во-первых, пропилеи и кафе на месте и отлично работают. По контрасту с желтым раскидистым порталом парка Раздолье два черно-зеркальных объема выглядят свежо, а бесконечную перспективу вечером поддерживают полосы подсветки. Напротив будущей горки c водопадами возник полностью зеркальный павильон.
Зеркальный павильон. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Во-вторых, в парке стало больше цвета и прямых указаний на Малевича: цветными стали рамки окон кафе, плюс появились «супрематические» скульптуры, раскрашенные в духе «Крестьян», только в виде конькобежцев – как будто абстрактного указания на Малевича мало, и нужно еще нарративное, праздничное, чтобы никто не ошибся. Некоторые композиции светятся.
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
У футбольных полей образовался довольно-таки большой каток.
Каток. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Павильоны между футбольными полями и трибуны реализовало другое бюро – Holz House Сергея Краснокутского, в 2021 году они вошли в шорт-лист премии АрхиWOOD. Соответственно, здесь уже нет призматических кровель, чередуются разнонаправленные скаты, и, опять же, намного больше цвета, особенно во внутренних поверхностях ячеек. Снаружи – черное, но уже не доски, а металл.
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Павильоны между футбольными полями. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Трибуны у футбольных полей. Парк Малевича, 2022
Фотография: Архи.ру
Создается ощущение, что парк развивается, в какой-то степени, как сам Малевич, в Немчиновке вернувшийся к фигуративности: в 2019 ему был дан очень метафизичный, абстрактный старт, а теперь он растворяется в ярмарочной праздничности, которую из творчества Казимира Севериновича тоже несложно извлечь. Вот так и все супрематисты, тонут в разнообразии жизни. Хотя нельзя сказать, чтобы парк совсем уж растворился – заряд монументальной сдержанности формы был дан достаточно сильный и по-прежнему ощущается.
Но лучше всего на данный момент – в самом лесу, где дорожки подсвечены, но не слишком часты и ярки, в отличие от соседнего Раздолья, и балансируют на грани между прохладным сосновым лесом с невыстриженным подлеском, которым можно любоваться с вполне цивилизованных троп.