Архитектура в объективе: 14 фотографов

Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 Фотографы – исследователи и критики архитекторов. Они вглядываются в пропорции, контекст и ауру зданий. Их профессиональная ниша достаточно узка, но в ее рамках создаются произведения искусства, исследования, равно как и привлекательные картинки для продвижения и презентации современных архитектурных бюро.

Мы попытались собрать нескольких российских архитектурных фотографов в одном материале, базируясь на инстаграм-аккаунтах, но не только. Фотографов, конечно же, много: недавно на вопрос «посоветуйте архитектурного фотографа» в соцсетях рекомендаций оказалось больше ста. Мы выбрали четырнадцать. В материале присутствуют как опытные фотографы, у которых за плечами выставки, призы и публикации в известных журналах, так и начинающие, одни пришли в профессию случайно, другие продолжили семейную традицию, третьи «выстрелили» благодаря новейшим технологиям – съемкам с дрона, например.

Подборку можно использовать как введение в архитектурную фотографию – герои материала делятся опытом и дают советы, по ней также можно составить представление о российской архитектуре – не только современной, но и советской, деревянной, уходящей.


Юрий Пальмин
Юрий Пальмин не нуждается в представлении – его имя первым возникает перед мысленным взором при упоминании архитектурной фотографии, которой он занимается с 1989 года. Отец Юрия, Игорь Пальмин, – крупнейший российский фотограф, известный в числе прочего сериями снимков архитектуры модерна. Юрий сотрудничает с журналами уровня Domus и World Architecture, преподает в МАРШ, участвует в художественных проектах, его фотографии украшают книги об истории архитектуры. У Юрия нет аккаунта в Instagram, но многие работы можно посмотреть на странице Flickr, а здесь можно почитать краткий экскурс в архитектурную фотографию.

Юрий Пальмин

Я действительно не веду Instagram, несколько лет назад прекратил всякую публичную активность на Фейсбуке и лишь изредка и лениво обновляю свой Фликр. Тому есть несколько причин.

Во-первых, я все больше и больше возвращаюсь к традиционному отношению к фотографии, как к физическому объекту, воспроизведенному или большим тиражом полиграфически, или каким-либо методом штучной печати. Во всех этих случаях у фотографии есть материальный носитель и физический размер. К тому же жизненный цикл таких изображений естественно связан с жизнью как таковой, включая старение и ветшание материалов, потерю или же возвращение интереса к конкретной теме или вовсе случайные и непредсказуемые события.

Во-вторых, занимаясь архитектурной фотографией вот уже более 30 лет, я сформулировал для себя главное условие, при котором фотография считается мной именно «архитектурной». Таким условием является включённость конкретного изображения в процесс профессиональной коммуникации, что сильно сужает поле публичности, на которое претендует такая фотография.

В-третьих мне совершенно не близка парадигма информационного потока, в которой события – тексты, изображения, постройки – существуют лишь постольку, поскольку предполагают обязательную полную смену в регулярном цикле обновления, включая самую радикальную форму прекращения существования, забвение. Тут фотография, сам смысл существования которой – это техническое протезирование памяти, противоречит сама себе.

Из проектов последнего времени, которые я считаю наиболее значимыми, выделю три. Во-первых, это преподавание в архитектурной школе МАРШ, где я участвую в нескольких программах, начиная от короткого курса архитектурной фотографии на Подготовительном отделении и до работы в составе студии «Новгород» третьего курса бакалавриата. Вместе со своими друзьями и замечательными архитекторами Кирилом Ассом и Антоном Горленко я веду дипломный архитектурный проект. Мы, разумеется, используем фотографию и как технику исследования и как средство визуализации проекта и даже как инструмент проектирования.

Во-вторых, работа над книжной серией московского Института Модернизма и музея «Гараж». Это справочники-путеводители по архитектуре послевоенного модернизма городов СССР. Сейчас выпущены книги о Москве и Алма-Ате, готовится Ленинград. И тут для меня чрезвычайно важно сотрудничество с близкими друзьями, Анной Броновицкой и Николаем Малининым. Я к тому же очень рад, что книгу о Ташкенте снимает моя давняя выпускница Ольга Алексеенко, замечательная фотограф архитектуры.

В-третьих, это сотрудничество с журналом «Искусство», где я работаю вместе с замечательной Алиной Стрельцовой. Моя последняя работа в журнале для меня особенно важна, поскольку там нет ни одной фотографии. Тем не менее, я считаю ее полностью фотографической. Это мое интервью об австрийском архитекторе Германе Чехе, в котором я пытаюсь показать важность принципиальной «нефотогеничности» его работ.

В последнее время я очень мало работаю с современными постройками, ограничиваясь съемками для близких друзей: Александра Бродского, Кирила Асса и Нади Корбут, Антона Горленко, Мануэля Херца, Ольги Трейвас, Артема Слизунова и нескольких других архитекторов и дизайнеров.

Изоляция во время карантина потребовала большой работы по перестройке учебного процесса в МАРШ и, так как она пришлась на период наибольшей активности по подготовке дипломных проектов, время пролетело незаметно.

 



Михаил Розанов
Михаила Розанова сравнивают с Александром Родченко, о нем пишут статьи искусствоведы, берут большие интервью журналисты, его работы есть в собраниях ГМИИ имени А. С. Пушкина и Русского музея. Михаил закончил исторический факультет МГУ, а как художник сформировался в Новой Академии Тимура Новикова на петербургской Пушкинской, 10. Начиная с 2010 года Михаил шесть лет посвятил преподаванию на факультете фотографии Британской высшей школы дизайна в Москве. Когда-то Юрий Аввакумов назвал фотографа «минималистом по всем статьям», этому направлению Михаил верен уже много лет: отличительные черты его работ – монохром, лаконизм и концептуальность.

Сайт фотографа

Михаил Розанов

В марте я закончил съемки европейской модернистской архитектуры, которые длились год. Десять стран: Италия, Германия, Англия, Сербия, Испания, Венгрия и т д. Консультантом выступала Анна Броновицкая. Она же будет куратором выставки, которую мы готовим совместно с фондом поддержки и развития современного искусства Ruarts.

В мае я должен был начать серию об архитектуре тоталитарной Италии, но все остановилось из-за закрытия границ. Пока ведется подготовительная работа: отбор локаций и просмотр архивов.


Алексей Народицкий
Алексей – выпускник Строгановского училища, член Союза художников, фотографирует для фестиваля «Архстояние», «Музея Москвы», КБ «Стрелка», печатается в Domus и Interni, много путешествует, а также занимается некоммерческими проектами. В 2018 году, например, вышла созданная при его участии карта архитектуры московского метро.

Сайт фотографа

Алексей Народицкий

Заводя аккаунт в Instagram, я решил не превращать его в портфолио, для этого есть сайт. Фотографии в @alexeynarodizkiy – это прекрасные моменты жизни, воспоминания о любимых архитектурных объектах, которые посчастливилось увидеть. За время пандемии все проекты, над которыми я работал, приостановились. Какие-то, как выставка в сквере Политехнического музея, возобновились и уже близятся к открытию, другие, как выставка об архитектуре Московского метро в музее Москвы, отложились на более позднее время.

У меня есть и другие аккаунты: теме метро посвящен @ moscow_metro_architecture геометрии пересечения электрических проводов – @babilonline, а @___mosquito__ – это одна большая постоянно трансформирующаяся фотография-полотно. Упражнение в графической трансформации ленты Instagram.
 
 
Денис Есаков
Работы Дениса Есакова публиковались во многих журналах, включая Archdaily и Inhabitat, выставлялись в Музее архитектуры им. А. В. Щусева и ММОМА. Работы Дениса – по большей части исследования: например, того, как триумфальная архитектура модернизма превращается в нашем сознании в серые коробки, или как грузность бруталистского здания из-за соседства с новыми ЖК становится вдруг декоративной. Случаются и менее серьезные, игровые проекты: съемка скрытого от глаз горожан «пятого фасада» Москвы, выполненная с помощью дрона, или карты дрейфа по Пскову и Берлину.

Сайт фотографа

Денис Есаков. Фото Олега Яковлева.

Я родился в советско-киргизском городе Пржевальске, переименованном в 90-х в Каракол, что в буквальном переводе означает «Черная рука». Фотографией увлекся в Москве лет десять назад. Сначала снимал геометрические абстракции, редуцируя город до понятного эстетического удовольствия, а чуть позже, по совету знакомого фотографа, стал смотреть на мир шире и снимать сначала архитектуру, потом город. После двух лет изучения философии и искусства параллельно с фотографией я стал работать с пространством в качестве художника. Сейчас снимаю архитектуру и город для издателей и архитекторов.

Пустой город без людей – яркая картинка времени пандемии. На первый взгляд – это мечта фотографа архитектуры. Для меня это было сильное впечатление. Предыдущие несколько лет я принципиально включал людей в фотографии или даже делал дрейфы со множеством людей. Наполнял урбанистическую ткань людьми.

Пустой город – тревожное место. Пока не было возможности полноценно гулять, я открыл свои архивы и начал добавлять в фотографии цифровой сбой, усиливающий эффект отчужденности пустого города. Этот проект называется «Сломанный язык», надеюсь опубликовать его ближе к осени»
 

Илья Иванов
Илья Иванов профессионально фотографирует архитектуру уже больше 20 лет. После учебы в МАРХИ участвовал в проекте Юрия Аввакумова «24», а первой серьезной работой считает съемку домов Тотана Кузембаева. Если какое-то современное здание попало в объектив Ильи, можно считать, оно получило знак качества: фотограф избирателен и работает далеко не с каждой постройкой. Среди последних отснятых объектов: музей ЗОЯ, дом со стеклянными колоннами на Кутузовском проспекте, станции метро «Филатов луг» и «Нижегородская».

Сайт фотографа
 


Андрей Белимов-Гущин
Биография Андрея без преувеличения захватывающа: детство в деревне на берегу Байкала, девять классов школы из-за СДВГ, самостоятельная жизнь с 17 лет и криминальное прошлое. Из-за синдрома Андрей не мог нигде работать подолгу и к 40 годам сменил 26 профессий. Переехав в Петербург, начал по наитию снимать архитектуру, работая таксистом – в поездках подмечал интересные дома и «чистые», без рекламы и проводов, фасады. Однажды на пассажирском кресле оказался рекламный фотограф Тимур Тургунов, который разглядел в работах Андрея почерк и подсказал, что на этом можно зарабатывать. Год ушел на анализ рынка. Съемки, уже целенаправленные, продолжались, первыми клиентами становились пассажиры. Проект, с которым Андрей заявил о себе и получил крупных заказчиков: серия фотографий интерьеров петербургских дворцов и особняков.

Сайт фотографа

Андрей Белимов-Гущин

В данной нише есть свои незыблемые правила, которые нужно соблюдать, чтоб на тебя обращали внимание серьезные клиенты. Начинающим фотографам я могу посоветовать только беспрерывный самоотверженный труд. Даже если есть паузы между коммерческими заказами, стараться снимать то, что нравится и видится как способ демонстрации своего присутствия на рынке.

Instagram, на мой взгляд, является универсальной платформой и предлагает самый короткий пути до конечного потребителя и потенциального клиента. Важно постоянно пополнять портфолио и не просто всем подряд, а именно знаковыми, яркими и уникальными для рынка профессиональных интересантов объектами. К сожалению, у многих в головах засело, что чем больше подписчиков и лайков, тем ты круче. Но это чаще всего не работает в узкой нише. Можно иметь 1000 подписчиков, но все они будут из профессиональной среды архитекторов, управляющих компаний, консалтинга и владельцев крупных сетей отелей и бизнес центров. Они будут приносить стабильные крупные заказы, а не просто бездумные лайки.


Ольга Алексеенко
Ольга снимает для таких изданий как Афиша, Art Newspaper Russia, Dazed Digital, SCROOPE (UK), Wallpaper* (UK), принимает участие в издательских проектах, сотрудничает с европейскими архитектурными бюро, преподает в МАРШ и Британской высшей школе дизайна. Еще десять лет назад Ольга управляла банковскими контактными центрами, увлеченно изучала технологии дистанционного обслуживания и не планировала уходить из этой сферы, но оказалась на курсе фотографии у Юрия Пальмина, и теперь преподает вместе с ним в МАРШ на подготовительном отделении.

Сайт фотографа

Ольга Алексеенко

Когда узнала о дополнительном высшем в области фотографии в Британке, решила поступить. Сначала бралась за любые съемки, а в конце первого курса началась архитектурная фотография, и сразу стало понятно, что это для меня. На втором курсе я училась в мастерской Юрия Пальмина.

Архитектура оказалась для меня бесконечно интересной, причем со всех точек зрения – исторической, политической, культурной, социологической и философской. Почти каждая съемка приносит новые знания и впечатления. Не знаю, при каких еще обстоятельствах я могла бы оказаться на сцене Большого театра или в кабине пилота самолета, или посмотреть в одиночестве выставку Пивоварова.

Преподавание дает мне возможность держать себя в интеллектуальном тонусе в рамках профессии, развиваться вместе со студентами, хотя съемки – это по-прежнему основное и самое любимое дело.


Полина Полудкина
Полина училась в МАРХИ и любила скорее теорию архитектуры, чем практику, заниматься которой закончила в то же день, как защитила диплом. Поиски своего пути привели в мастерскую Юрия Пальмина, который помог объединить два увлечения – фотографию и архитектуру. Среди проектов Полины – исследование советской мозаики, а также он-лайн галерея «Объединение».

Работы фотографа

Полина Полудкина

Когда я обращаю внимание на архитектуру, мне в первую очередь интересен ее вайб, связь со временем, настроениями в обществе, закономерности, странности. Я люблю находить определенные повторения, структурирую их, сама придумываю вопросы и ищу на них ответы. Так появилось мое увлечение советской мозаикой, которое я наконец в этом году решила возродить и продолжить. В мозаиках меня привлекает сочетание парадоксов – техники, сюжетов, пропаганды, схожести с иконами и архитектуры, на которой они появляются. При этом важно, что фотография для меня лишь инструмент фиксирования и помощи в моих наблюдениях. Мне не так важно «правильно» снять здание, как увидеть его с наиболее динамичного ракурса во всех смыслах. Долгое время я даже забывала фотографировать, просто наблюдала. Сейчас решила снова вернуться, пока в легком режиме постов в Инстаграме. Посмотрим, во что это выльется.
 
 

Дмитрий Чебаненко
Дмитрий закончил МАРХИ и достаточно долго работал архитектором, но в какой-то момент решил отойти от офисной работы и посвятить себя фотографии. За последние семь лет Дмитрий сотрудничал с большинством крупных бюро нашей страны, с иностранными компаниями, объездил половину страны и поработал в Англии, Австрии и Франции. Сейчас Дмитрий может позволить себе фотографировать ту архитектуру, которая нравится, снимая по два-три объекта в неделю.

Сайт фотографа

Дмитрий Чебаненко

Переход от архитектурного проектирования в область архитектурной фотографии получился достаточно бесшовным, так как я уже находился в нужной среде, оставалось только объявить коллегам, что я теперь снимаю и беру за это деньги. Первые крупные заказы пришли спустя полтора года, до этого я работал в основном с интерьерами и снимал общедоступные объекты, которые мне самому нравились. В результате сформировалось первое портфолио.

С тех пор прошло много времени, но мне запомнилось несколько съемок: например, Музея Сельского Труда, спроектированного Сергеем Чобаном и Агнией Стерлиговой в Никола-Ленивце в 2015 году, или Крымской набережной, кадры которой публиковались во многих профильных медиа. Отдельно хочется отметить проект An environment of coexistence, который мы с Анной Мартовицкой делали в рамках 5 Московской биеннале архитектуры. Эта работа состояла из фото-эссе и текста о вернакулярной архитектуре Еревана. Из недавнего мне запомнилась съемка бизнес-центра «Академик» бюро UNK, съемки техно-парка Сколково для Valode & Pistre и, конечно, музей «ЗОЯ» бюро A2M.

Сейчас я стараюсь немного отступать от академизма, хотя без него в архитектурной фотографии сложно, снимать больше собственных некоммерческих серий и не забывать откладывать в сторону камеру и отдыхать, чтобы работа мечты не превратилась однажды в рутину.

 


Евгений Евграфов
Евгений сочетает архитектурную фотографию с другими видами деятельности. Instagram-аккаунт небольшой, но его отличает выбор интересных объектов и разнообразие контента. Последний пост, например, – это мини-фильм о площади Азатлык в Набережных Челнах для голландского бюро DROM. Для Пик Медиа Евгений подготовил подробный материал «Как стать архитектурным фотографом».

Сайт фотографа

Евгений Евграфов

Архитектурная фотография – не основная моя специальность, на жизнь я зарабатываю арт-директором в различных медиа проектах. А пришел к ней, когда делали с Димой Барбанелем довольно бодрую русскую версию Interni. Мне всегда нравилось снимать природу и оказалось, что эти знания о технике и режимах съемки как раз отлично накладываются на мое композиционное чутье. Самой интересной была работа для одного секретного заказчика, когда течение месяца нужно было отснять важные знаковые объекты вроде Зарядья и Лужников. Сейчас я живу в Сочи и после карантина почти не снимаю, не все готовы оплачивать перелет, а локальные объекты уже все давно отсняты. Основное кредо: надо делать работу так, чтобы перед собой и коллегами не было стыдно. Рынок этот маленький, и все рано или поздно увидят твои ужасы.


Федор Савинцев
Снимок Федора Савинцева с заснеженным поселком под Архангельском стал лучшим на конкурсе Siena International Photo Awards (SIPA) в категории Архитектура в 2018 году. Жюри назвало фотографию «примером отличного визуального рассказа». Федор действительно много рассказывает: о дачах, деревянных домах, родовых гнездах, глубинке и ее обитателях. Историям посвящена большая страница на Яндекс.Дзене. Когда-то Федор работал шеф-фотографом в ИТАР-ТАСС, а также основал бюро Иматека, которое поддерживает российскую фотографию: приобретает снимки, спонсирует выставки и издание книг.

Сайт фотографа

Федор Савинцев

Сейчас я собираю истории о домах в поселке Кратово, в основном это советская дачная архитектура, которой полноценно не занимались. Ее сложно классифицировать, но меня привлекает в этой истории момент индивидуализации типовых строений. Большинство домов строились по типовым проектам, но хозяева, будучи людьми творческими, смогли привнести в архитектуру много индивидуальных черт, именно поэтому я и снимаю по принципу: не значимость фамилий, а оригинальность.

Совет начинающим весьма прост, нужно с жадностью исследовать уходящую историю, слишком хрупка она, чтобы пренебрежительно относиться. И мое четкое убеждение в том, что именно архитектура могла бы стать тем культурным кодом, пресловутыми скрепами, которые все ищут. Семья и дом – вот то, что нужно возвести на пьедестал изучения, ведь именно уважение к истории семьи сможет возродить культуру.

 


Сергей Ковяк
Работа Сергея оказалась в числе 15 лучших архитектурных снимков на премии Creative Photo Awards 2020 года. Сергей родился и живет в Новомосковске, учился на инженера-механика и до сих пор работает по специальности, но фотографию называет своей жизнью. Сергей называет себя репортажным фотографом, соответственно, в объектив архитектура и город попадают очень часто, причем в самом «живом» виде.

Сайт фотографа

Сергей Ковяк

Не часто, но архитектурные объекты попадают все же на мои фотографии. Нет, конечно же на моих уличных фото всегда присутствуют всякие здания и сооружения, но при этом они играют второстепенную роль, выступают некоторым фоном. Но иногда мое воображение «взрывается» при виде того или иного архитектурного объекта! Тогда, конечно, этому объекту отдается главенствующая роль! Но и в данном случае архитектуру я стараюсь показать не с документальной стороны, а с художественной. Как этого добиться? Много различных факторов берутся во внимание. В первую очередь – Свет, основа фотографии. Далее – выбор: цвет или монохром? Зависит от настроения, объема и атмосферы. Что выгоднее отобразит фактуру. Фотография сама по себе – волшебство! А как же иначе? Ведь она дает возможность (конечно, в умелых руках) отобразить объемный мир в двухмерной интерпретации. Для съемки архитектурных объектов это очень важный момент! Еще один немаловажный момент – подобрать правильный ракурс. Из тысячи снимков одного и того же объекта может быть один, который поразит ваше воображение! И это благодаря правильному ракурсу. Заставить ощутить пространство, увидеть новым взглядом среду своего обитания – вот что значит интересная архитектурная фотография. И все-таки, для ухода от статичности в кадре архитектуры, лично я всегда стараюсь поймать (разместить) в созданной композиции человека или животное. Это придает фотографии некое движение, динамику. Почему люблю снимать окна? Здесь простой ответ. Хорошая фотография – это всегда тайна. А что может быть таинственней окон? За ними всегда хранится некая история...


Иван Мураенко 
За последние четыре года получил немалое количество публикаций и призов в международных фото-конкурсах, научился монетизировать свою новую деятельность. Сейчас занят «визуальными исследованиями в области архитектурной эстетики».

Иван Мураенко

Я начал фотографировать на пленку, когда мне было 16. Потом у меня появилась первая цифровая камера – casio qv-2900ux. Вращающийся блок 8-кратного объектива, встроенные цветовые фильтры, такой прото-Instagram. Без нее я в принципе не выходил на улицу и за пару лет сделал более 30 тысяч снимков. Позже стали получаться по-настоящему удачные кадры.

Были какие-то локальные успехи – персональная и групповые выставки, участие в Серебряной Камере 2007. Фотографию как профессию тогда никто не воспринимал всерьез, у меня было финансовое образование и я начал строить карьеру. По всеобщим стандартам я все делал правильно, а фотография постепенно уходила на второй, третий и даже четвертый план. Пять лет назад я обнаружил, что мне 32, у меня есть небольшая квартира, машина, дорогие шмотки, признание коллег, но мне не хочется вставать с кровати по утрам. Единственное, чем я, как и в 16, хотел заниматься – это фотография.

Я призвал все слабоумие и отвагу, какие у меня были, уволился и пошел в Photoplay – к Ване Князеву, Владе Красильниковой, Антону Горбачеву. Ребята дали мне невероятный толчок, веру в свои силы и долгожданное ощущение кислорода. После ряда экспериментов я окончательно решил, что хочу заниматься именно архитектурной фотографией. Меня привлекает лаконичность и чистота форм, сложность материалов, то, насколько неожиданно можно показать, казалось бы утилитарные предметы. Как-только я нашел свою нишу, все заработало.


Даниил Анненков
Съемка архитектуры началась как хобби, а сейчас снимки Даниила можно встретить во всех важных архитектурных изданиях. Фотографируя современную архитектуру мегаполисов Даниил стремится достоверно рассказать о здании и в то же время вызвать у зрителя восхищение и желание увидеть объект самому.

Даниил Анненков

Я не учился архитектурной фотографии, это было моим хобби. Мне интересна современная архитектура, и фотография была способом ее познания. Увидев тот или иной объект или пространство, я хотел сохранить его для себя. С самого начала это стало вызывать интерес у моей аудитории в Instagram, стали появляться заказчики, хобби переросло в основной вид деятельности. Для меня важно, чтобы полученный результат отвечал двум критериями: информация и красота. Я не сделаю кадр, который информативен, но при этом некрасив, и наоборот.


Дмитрий Цыренщиков
Дмитрий сбежал от изучения фотографии в петербургском Институте культуры в редакцию интернет-издания The Village, где некоторое время работал штатным фотографом. Спустя год появилась подработка для Airbnb, частные заказы на архитектурную и интерьерную съемки, начались путешествия ради архитектуры. Сейчас Дмитрий снимает для самых разных бюро, из запомнившихся работ называет проекты минской мастерской Studio 11, а начинающим советует следить за перспективой.

Сайт фотографа
 
 


Дмитрий Яговкин 
Дмитрий учился на дизайнера интерьера в одном из московских вузов и параллельно работал в профессиональной лаборатории «Фотолаб» на должности оператора сканирования, где через него проходило огромное количество слайдов и негативов как начинающих фотографов, так и фотографов с мировым именем. Увиденный мир увлек и захватил: Дмитрий купил в рассрочку у проявщика пленочный Pentax и начал первые шаги в новой сфере. Возможность проявлять, сканировать, печатать и получить конструктивную критику от коллег не отходя от рабочего места способствовала быстрому прогрессу. Со временем Дмитрий понял, что ближе всего по духу ему архитектурная фотография и начал вести Instagram, где стал выкладывать свои фото-эксперименты .

Сайт фотографа

Дмитрий Яговкин

Я не люблю суету и считаю, что она мешает в работе. Фотосъемка архитектуры подразумевает вдумчивый подход. Это и стало решающим фактором в выборе сферы. Что касается любимых проектов, то я их все люблю – каждый дорог и любим по-своему. И все же хотелось бы отметить мою поездку в Шанхай и Шэньчжэнь, где я снимал три крупных объекта для американского архитектурного бюро. Эти заказчики нашли меня как раз через Instagram, так что первый совет начинающим фотографам: не стоит недооценивать возможности этой платформы в плане профессионального продвижения. Также хочу посоветовать побольше путешествовать с фотоаппаратом, ходить на выставки, участвовать в конкурсах и не бояться совершать ошибки.

24 Июля 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Келья для кофе
Намеренно аскетичная и умиротворяющая кофейня в Новороссийске с наливными полами, мебелью из бетона и разнообразными вариантами освещения: от имитации восхода до бликов воды.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Палата искусств
Культурный центр, отсылающий к салонам XIX века, расположился под белокаменными сводами Палат Хамовного двора. Авторы проекта использовали мебель с историей и работали с локальными мастерами.
Эффективный паблик-арт
Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.