Архитектура в объективе: 14 фотографов

Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Фотографы – исследователи и критики архитекторов. Они вглядываются в пропорции, контекст и ауру зданий. Их профессиональная ниша достаточно узка, но в ее рамках создаются произведения искусства, исследования, равно как и привлекательные картинки для продвижения и презентации современных архитектурных бюро.

Мы попытались собрать нескольких российских архитектурных фотографов в одном материале, базируясь на инстаграм-аккаунтах, но не только. Фотографов, конечно же, много: недавно на вопрос «посоветуйте архитектурного фотографа» в соцсетях рекомендаций оказалось больше ста. Мы выбрали четырнадцать. В материале присутствуют как опытные фотографы, у которых за плечами выставки, призы и публикации в известных журналах, так и начинающие, одни пришли в профессию случайно, другие продолжили семейную традицию, третьи «выстрелили» благодаря новейшим технологиям – съемкам с дрона, например.

Подборку можно использовать как введение в архитектурную фотографию – герои материала делятся опытом и дают советы, по ней также можно составить представление о российской архитектуре – не только современной, но и советской, деревянной, уходящей.


Юрий Пальмин
Юрий Пальмин не нуждается в представлении – его имя первым возникает перед мысленным взором при упоминании архитектурной фотографии, которой он занимается с 1989 года. Отец Юрия, Игорь Пальмин, – крупнейший российский фотограф, известный в числе прочего сериями снимков архитектуры модерна. Юрий сотрудничает с журналами уровня Domus и World Architecture, преподает в МАРШ, участвует в художественных проектах, его фотографии украшают книги об истории архитектуры. У Юрия нет аккаунта в Instagram, но многие работы можно посмотреть на странице Flickr, а здесь можно почитать краткий экскурс в архитектурную фотографию.

Юрий Пальмин

Я действительно не веду Instagram, несколько лет назад прекратил всякую публичную активность на Фейсбуке и лишь изредка и лениво обновляю свой Фликр. Тому есть несколько причин.

Во-первых, я все больше и больше возвращаюсь к традиционному отношению к фотографии, как к физическому объекту, воспроизведенному или большим тиражом полиграфически, или каким-либо методом штучной печати. Во всех этих случаях у фотографии есть материальный носитель и физический размер. К тому же жизненный цикл таких изображений естественно связан с жизнью как таковой, включая старение и ветшание материалов, потерю или же возвращение интереса к конкретной теме или вовсе случайные и непредсказуемые события.

Во-вторых, занимаясь архитектурной фотографией вот уже более 30 лет, я сформулировал для себя главное условие, при котором фотография считается мной именно «архитектурной». Таким условием является включённость конкретного изображения в процесс профессиональной коммуникации, что сильно сужает поле публичности, на которое претендует такая фотография.

В-третьих мне совершенно не близка парадигма информационного потока, в которой события – тексты, изображения, постройки – существуют лишь постольку, поскольку предполагают обязательную полную смену в регулярном цикле обновления, включая самую радикальную форму прекращения существования, забвение. Тут фотография, сам смысл существования которой – это техническое протезирование памяти, противоречит сама себе.

Из проектов последнего времени, которые я считаю наиболее значимыми, выделю три. Во-первых, это преподавание в архитектурной школе МАРШ, где я участвую в нескольких программах, начиная от короткого курса архитектурной фотографии на Подготовительном отделении и до работы в составе студии «Новгород» третьего курса бакалавриата. Вместе со своими друзьями и замечательными архитекторами Кирилом Ассом и Антоном Горленко я веду дипломный архитектурный проект. Мы, разумеется, используем фотографию и как технику исследования и как средство визуализации проекта и даже как инструмент проектирования.

Во-вторых, работа над книжной серией московского Института Модернизма и музея «Гараж». Это справочники-путеводители по архитектуре послевоенного модернизма городов СССР. Сейчас выпущены книги о Москве и Алма-Ате, готовится Ленинград. И тут для меня чрезвычайно важно сотрудничество с близкими друзьями, Анной Броновицкой и Николаем Малининым. Я к тому же очень рад, что книгу о Ташкенте снимает моя давняя выпускница Ольга Алексеенко, замечательная фотограф архитектуры.

В-третьих, это сотрудничество с журналом «Искусство», где я работаю вместе с замечательной Алиной Стрельцовой. Моя последняя работа в журнале для меня особенно важна, поскольку там нет ни одной фотографии. Тем не менее, я считаю ее полностью фотографической. Это мое интервью об австрийском архитекторе Германе Чехе, в котором я пытаюсь показать важность принципиальной «нефотогеничности» его работ.

В последнее время я очень мало работаю с современными постройками, ограничиваясь съемками для близких друзей: Александра Бродского, Кирила Асса и Нади Корбут, Антона Горленко, Мануэля Херца, Ольги Трейвас, Артема Слизунова и нескольких других архитекторов и дизайнеров.

Изоляция во время карантина потребовала большой работы по перестройке учебного процесса в МАРШ и, так как она пришлась на период наибольшей активности по подготовке дипломных проектов, время пролетело незаметно.

 



Михаил Розанов
Михаила Розанова сравнивают с Александром Родченко, о нем пишут статьи искусствоведы, берут большие интервью журналисты, его работы есть в собраниях ГМИИ имени А. С. Пушкина и Русского музея. Михаил закончил исторический факультет МГУ, а как художник сформировался в Новой Академии Тимура Новикова на петербургской Пушкинской, 10. Начиная с 2010 года Михаил шесть лет посвятил преподаванию на факультете фотографии Британской высшей школы дизайна в Москве. Когда-то Юрий Аввакумов назвал фотографа «минималистом по всем статьям», этому направлению Михаил верен уже много лет: отличительные черты его работ – монохром, лаконизм и концептуальность.

Сайт фотографа

Михаил Розанов

В марте я закончил съемки европейской модернистской архитектуры, которые длились год. Десять стран: Италия, Германия, Англия, Сербия, Испания, Венгрия и т д. Консультантом выступала Анна Броновицкая. Она же будет куратором выставки, которую мы готовим совместно с фондом поддержки и развития современного искусства Ruarts.

В мае я должен был начать серию об архитектуре тоталитарной Италии, но все остановилось из-за закрытия границ. Пока ведется подготовительная работа: отбор локаций и просмотр архивов.


Алексей Народицкий
Алексей – выпускник Строгановского училища, член Союза художников, фотографирует для фестиваля «Архстояние», «Музея Москвы», КБ «Стрелка», печатается в Domus и Interni, много путешествует, а также занимается некоммерческими проектами. В 2018 году, например, вышла созданная при его участии карта архитектуры московского метро.

Сайт фотографа

Алексей Народицкий

Заводя аккаунт в Instagram, я решил не превращать его в портфолио, для этого есть сайт. Фотографии в @alexeynarodizkiy – это прекрасные моменты жизни, воспоминания о любимых архитектурных объектах, которые посчастливилось увидеть. За время пандемии все проекты, над которыми я работал, приостановились. Какие-то, как выставка в сквере Политехнического музея, возобновились и уже близятся к открытию, другие, как выставка об архитектуре Московского метро в музее Москвы, отложились на более позднее время.

У меня есть и другие аккаунты: теме метро посвящен @ moscow_metro_architecture геометрии пересечения электрических проводов – @babilonline, а @___mosquito__ – это одна большая постоянно трансформирующаяся фотография-полотно. Упражнение в графической трансформации ленты Instagram.
 
 
Денис Есаков
Работы Дениса Есакова публиковались во многих журналах, включая Archdaily и Inhabitat, выставлялись в Музее архитектуры им. А. В. Щусева и ММОМА. Работы Дениса – по большей части исследования: например, того, как триумфальная архитектура модернизма превращается в нашем сознании в серые коробки, или как грузность бруталистского здания из-за соседства с новыми ЖК становится вдруг декоративной. Случаются и менее серьезные, игровые проекты: съемка скрытого от глаз горожан «пятого фасада» Москвы, выполненная с помощью дрона, или карты дрейфа по Пскову и Берлину.

Сайт фотографа

Денис Есаков. Фото Олега Яковлева.

Я родился в советско-киргизском городе Пржевальске, переименованном в 90-х в Каракол, что в буквальном переводе означает «Черная рука». Фотографией увлекся в Москве лет десять назад. Сначала снимал геометрические абстракции, редуцируя город до понятного эстетического удовольствия, а чуть позже, по совету знакомого фотографа, стал смотреть на мир шире и снимать сначала архитектуру, потом город. После двух лет изучения философии и искусства параллельно с фотографией я стал работать с пространством в качестве художника. Сейчас снимаю архитектуру и город для издателей и архитекторов.

Пустой город без людей – яркая картинка времени пандемии. На первый взгляд – это мечта фотографа архитектуры. Для меня это было сильное впечатление. Предыдущие несколько лет я принципиально включал людей в фотографии или даже делал дрейфы со множеством людей. Наполнял урбанистическую ткань людьми.

Пустой город – тревожное место. Пока не было возможности полноценно гулять, я открыл свои архивы и начал добавлять в фотографии цифровой сбой, усиливающий эффект отчужденности пустого города. Этот проект называется «Сломанный язык», надеюсь опубликовать его ближе к осени»
 

Илья Иванов
Илья Иванов профессионально фотографирует архитектуру уже больше 20 лет. После учебы в МАРХИ участвовал в проекте Юрия Аввакумова «24», а первой серьезной работой считает съемку домов Тотана Кузембаева. Если какое-то современное здание попало в объектив Ильи, можно считать, оно получило знак качества: фотограф избирателен и работает далеко не с каждой постройкой. Среди последних отснятых объектов: музей ЗОЯ, дом со стеклянными колоннами на Кутузовском проспекте, станции метро «Филатов луг» и «Нижегородская».

Сайт фотографа
 


Андрей Белимов-Гущин
Биография Андрея без преувеличения захватывающа: детство в деревне на берегу Байкала, девять классов школы из-за СДВГ, самостоятельная жизнь с 17 лет и криминальное прошлое. Из-за синдрома Андрей не мог нигде работать подолгу и к 40 годам сменил 26 профессий. Переехав в Петербург, начал по наитию снимать архитектуру, работая таксистом – в поездках подмечал интересные дома и «чистые», без рекламы и проводов, фасады. Однажды на пассажирском кресле оказался рекламный фотограф Тимур Тургунов, который разглядел в работах Андрея почерк и подсказал, что на этом можно зарабатывать. Год ушел на анализ рынка. Съемки, уже целенаправленные, продолжались, первыми клиентами становились пассажиры. Проект, с которым Андрей заявил о себе и получил крупных заказчиков: серия фотографий интерьеров петербургских дворцов и особняков.

Сайт фотографа

Андрей Белимов-Гущин

В данной нише есть свои незыблемые правила, которые нужно соблюдать, чтоб на тебя обращали внимание серьезные клиенты. Начинающим фотографам я могу посоветовать только беспрерывный самоотверженный труд. Даже если есть паузы между коммерческими заказами, стараться снимать то, что нравится и видится как способ демонстрации своего присутствия на рынке.

Instagram, на мой взгляд, является универсальной платформой и предлагает самый короткий пути до конечного потребителя и потенциального клиента. Важно постоянно пополнять портфолио и не просто всем подряд, а именно знаковыми, яркими и уникальными для рынка профессиональных интересантов объектами. К сожалению, у многих в головах засело, что чем больше подписчиков и лайков, тем ты круче. Но это чаще всего не работает в узкой нише. Можно иметь 1000 подписчиков, но все они будут из профессиональной среды архитекторов, управляющих компаний, консалтинга и владельцев крупных сетей отелей и бизнес центров. Они будут приносить стабильные крупные заказы, а не просто бездумные лайки.


Ольга Алексеенко
Ольга снимает для таких изданий как Афиша, Art Newspaper Russia, Dazed Digital, SCROOPE (UK), Wallpaper* (UK), принимает участие в издательских проектах, сотрудничает с европейскими архитектурными бюро, преподает в МАРШ и Британской высшей школе дизайна. Еще десять лет назад Ольга управляла банковскими контактными центрами, увлеченно изучала технологии дистанционного обслуживания и не планировала уходить из этой сферы, но оказалась на курсе фотографии у Юрия Пальмина, и теперь преподает вместе с ним в МАРШ на подготовительном отделении.

Сайт фотографа

Ольга Алексеенко

Когда узнала о дополнительном высшем в области фотографии в Британке, решила поступить. Сначала бралась за любые съемки, а в конце первого курса началась архитектурная фотография, и сразу стало понятно, что это для меня. На втором курсе я училась в мастерской Юрия Пальмина.

Архитектура оказалась для меня бесконечно интересной, причем со всех точек зрения – исторической, политической, культурной, социологической и философской. Почти каждая съемка приносит новые знания и впечатления. Не знаю, при каких еще обстоятельствах я могла бы оказаться на сцене Большого театра или в кабине пилота самолета, или посмотреть в одиночестве выставку Пивоварова.

Преподавание дает мне возможность держать себя в интеллектуальном тонусе в рамках профессии, развиваться вместе со студентами, хотя съемки – это по-прежнему основное и самое любимое дело.


Полина Полудкина
Полина училась в МАРХИ и любила скорее теорию архитектуры, чем практику, заниматься которой закончила в то же день, как защитила диплом. Поиски своего пути привели в мастерскую Юрия Пальмина, который помог объединить два увлечения – фотографию и архитектуру. Среди проектов Полины – исследование советской мозаики, а также он-лайн галерея «Объединение».

Работы фотографа

Полина Полудкина

Когда я обращаю внимание на архитектуру, мне в первую очередь интересен ее вайб, связь со временем, настроениями в обществе, закономерности, странности. Я люблю находить определенные повторения, структурирую их, сама придумываю вопросы и ищу на них ответы. Так появилось мое увлечение советской мозаикой, которое я наконец в этом году решила возродить и продолжить. В мозаиках меня привлекает сочетание парадоксов – техники, сюжетов, пропаганды, схожести с иконами и архитектуры, на которой они появляются. При этом важно, что фотография для меня лишь инструмент фиксирования и помощи в моих наблюдениях. Мне не так важно «правильно» снять здание, как увидеть его с наиболее динамичного ракурса во всех смыслах. Долгое время я даже забывала фотографировать, просто наблюдала. Сейчас решила снова вернуться, пока в легком режиме постов в Инстаграме. Посмотрим, во что это выльется.
 
 

Дмитрий Чебаненко
Дмитрий закончил МАРХИ и достаточно долго работал архитектором, но в какой-то момент решил отойти от офисной работы и посвятить себя фотографии. За последние семь лет Дмитрий сотрудничал с большинством крупных бюро нашей страны, с иностранными компаниями, объездил половину страны и поработал в Англии, Австрии и Франции. Сейчас Дмитрий может позволить себе фотографировать ту архитектуру, которая нравится, снимая по два-три объекта в неделю.

Сайт фотографа

Дмитрий Чебаненко

Переход от архитектурного проектирования в область архитектурной фотографии получился достаточно бесшовным, так как я уже находился в нужной среде, оставалось только объявить коллегам, что я теперь снимаю и беру за это деньги. Первые крупные заказы пришли спустя полтора года, до этого я работал в основном с интерьерами и снимал общедоступные объекты, которые мне самому нравились. В результате сформировалось первое портфолио.

С тех пор прошло много времени, но мне запомнилось несколько съемок: например, Музея Сельского Труда, спроектированного Сергеем Чобаном и Агнией Стерлиговой в Никола-Ленивце в 2015 году, или Крымской набережной, кадры которой публиковались во многих профильных медиа. Отдельно хочется отметить проект An environment of coexistence, который мы с Анной Мартовицкой делали в рамках 5 Московской биеннале архитектуры. Эта работа состояла из фото-эссе и текста о вернакулярной архитектуре Еревана. Из недавнего мне запомнилась съемка бизнес-центра «Академик» бюро UNK, съемки техно-парка Сколково для Valode & Pistre и, конечно, музей «ЗОЯ» бюро A2M.

Сейчас я стараюсь немного отступать от академизма, хотя без него в архитектурной фотографии сложно, снимать больше собственных некоммерческих серий и не забывать откладывать в сторону камеру и отдыхать, чтобы работа мечты не превратилась однажды в рутину.

 


Евгений Евграфов
Евгений сочетает архитектурную фотографию с другими видами деятельности. Instagram-аккаунт небольшой, но его отличает выбор интересных объектов и разнообразие контента. Последний пост, например, – это мини-фильм о площади Азатлык в Набережных Челнах для голландского бюро DROM. Для Пик Медиа Евгений подготовил подробный материал «Как стать архитектурным фотографом».

Сайт фотографа

Евгений Евграфов

Архитектурная фотография – не основная моя специальность, на жизнь я зарабатываю арт-директором в различных медиа проектах. А пришел к ней, когда делали с Димой Барбанелем довольно бодрую русскую версию Interni. Мне всегда нравилось снимать природу и оказалось, что эти знания о технике и режимах съемки как раз отлично накладываются на мое композиционное чутье. Самой интересной была работа для одного секретного заказчика, когда течение месяца нужно было отснять важные знаковые объекты вроде Зарядья и Лужников. Сейчас я живу в Сочи и после карантина почти не снимаю, не все готовы оплачивать перелет, а локальные объекты уже все давно отсняты. Основное кредо: надо делать работу так, чтобы перед собой и коллегами не было стыдно. Рынок этот маленький, и все рано или поздно увидят твои ужасы.


Федор Савинцев
Снимок Федора Савинцева с заснеженным поселком под Архангельском стал лучшим на конкурсе Siena International Photo Awards (SIPA) в категории Архитектура в 2018 году. Жюри назвало фотографию «примером отличного визуального рассказа». Федор действительно много рассказывает: о дачах, деревянных домах, родовых гнездах, глубинке и ее обитателях. Историям посвящена большая страница на Яндекс.Дзене. Когда-то Федор работал шеф-фотографом в ИТАР-ТАСС, а также основал бюро Иматека, которое поддерживает российскую фотографию: приобретает снимки, спонсирует выставки и издание книг.

Сайт фотографа

Федор Савинцев

Сейчас я собираю истории о домах в поселке Кратово, в основном это советская дачная архитектура, которой полноценно не занимались. Ее сложно классифицировать, но меня привлекает в этой истории момент индивидуализации типовых строений. Большинство домов строились по типовым проектам, но хозяева, будучи людьми творческими, смогли привнести в архитектуру много индивидуальных черт, именно поэтому я и снимаю по принципу: не значимость фамилий, а оригинальность.

Совет начинающим весьма прост, нужно с жадностью исследовать уходящую историю, слишком хрупка она, чтобы пренебрежительно относиться. И мое четкое убеждение в том, что именно архитектура могла бы стать тем культурным кодом, пресловутыми скрепами, которые все ищут. Семья и дом – вот то, что нужно возвести на пьедестал изучения, ведь именно уважение к истории семьи сможет возродить культуру.

 


Сергей Ковяк
Работа Сергея оказалась в числе 15 лучших архитектурных снимков на премии Creative Photo Awards 2020 года. Сергей родился и живет в Новомосковске, учился на инженера-механика и до сих пор работает по специальности, но фотографию называет своей жизнью. Сергей называет себя репортажным фотографом, соответственно, в объектив архитектура и город попадают очень часто, причем в самом «живом» виде.

Сайт фотографа

Сергей Ковяк

Не часто, но архитектурные объекты попадают все же на мои фотографии. Нет, конечно же на моих уличных фото всегда присутствуют всякие здания и сооружения, но при этом они играют второстепенную роль, выступают некоторым фоном. Но иногда мое воображение «взрывается» при виде того или иного архитектурного объекта! Тогда, конечно, этому объекту отдается главенствующая роль! Но и в данном случае архитектуру я стараюсь показать не с документальной стороны, а с художественной. Как этого добиться? Много различных факторов берутся во внимание. В первую очередь – Свет, основа фотографии. Далее – выбор: цвет или монохром? Зависит от настроения, объема и атмосферы. Что выгоднее отобразит фактуру. Фотография сама по себе – волшебство! А как же иначе? Ведь она дает возможность (конечно, в умелых руках) отобразить объемный мир в двухмерной интерпретации. Для съемки архитектурных объектов это очень важный момент! Еще один немаловажный момент – подобрать правильный ракурс. Из тысячи снимков одного и того же объекта может быть один, который поразит ваше воображение! И это благодаря правильному ракурсу. Заставить ощутить пространство, увидеть новым взглядом среду своего обитания – вот что значит интересная архитектурная фотография. И все-таки, для ухода от статичности в кадре архитектуры, лично я всегда стараюсь поймать (разместить) в созданной композиции человека или животное. Это придает фотографии некое движение, динамику. Почему люблю снимать окна? Здесь простой ответ. Хорошая фотография – это всегда тайна. А что может быть таинственней окон? За ними всегда хранится некая история...


Иван Мураенко 
За последние четыре года получил немалое количество публикаций и призов в международных фото-конкурсах, научился монетизировать свою новую деятельность. Сейчас занят «визуальными исследованиями в области архитектурной эстетики».

Иван Мураенко

Я начал фотографировать на пленку, когда мне было 16. Потом у меня появилась первая цифровая камера – casio qv-2900ux. Вращающийся блок 8-кратного объектива, встроенные цветовые фильтры, такой прото-Instagram. Без нее я в принципе не выходил на улицу и за пару лет сделал более 30 тысяч снимков. Позже стали получаться по-настоящему удачные кадры.

Были какие-то локальные успехи – персональная и групповые выставки, участие в Серебряной Камере 2007. Фотографию как профессию тогда никто не воспринимал всерьез, у меня было финансовое образование и я начал строить карьеру. По всеобщим стандартам я все делал правильно, а фотография постепенно уходила на второй, третий и даже четвертый план. Пять лет назад я обнаружил, что мне 32, у меня есть небольшая квартира, машина, дорогие шмотки, признание коллег, но мне не хочется вставать с кровати по утрам. Единственное, чем я, как и в 16, хотел заниматься – это фотография.

Я призвал все слабоумие и отвагу, какие у меня были, уволился и пошел в Photoplay – к Ване Князеву, Владе Красильниковой, Антону Горбачеву. Ребята дали мне невероятный толчок, веру в свои силы и долгожданное ощущение кислорода. После ряда экспериментов я окончательно решил, что хочу заниматься именно архитектурной фотографией. Меня привлекает лаконичность и чистота форм, сложность материалов, то, насколько неожиданно можно показать, казалось бы утилитарные предметы. Как-только я нашел свою нишу, все заработало.


Даниил Анненков
Съемка архитектуры началась как хобби, а сейчас снимки Даниила можно встретить во всех важных архитектурных изданиях. Фотографируя современную архитектуру мегаполисов Даниил стремится достоверно рассказать о здании и в то же время вызвать у зрителя восхищение и желание увидеть объект самому.

Даниил Анненков

Я не учился архитектурной фотографии, это было моим хобби. Мне интересна современная архитектура, и фотография была способом ее познания. Увидев тот или иной объект или пространство, я хотел сохранить его для себя. С самого начала это стало вызывать интерес у моей аудитории в Instagram, стали появляться заказчики, хобби переросло в основной вид деятельности. Для меня важно, чтобы полученный результат отвечал двум критериями: информация и красота. Я не сделаю кадр, который информативен, но при этом некрасив, и наоборот.


Дмитрий Цыренщиков
Дмитрий сбежал от изучения фотографии в петербургском Институте культуры в редакцию интернет-издания The Village, где некоторое время работал штатным фотографом. Спустя год появилась подработка для Airbnb, частные заказы на архитектурную и интерьерную съемки, начались путешествия ради архитектуры. Сейчас Дмитрий снимает для самых разных бюро, из запомнившихся работ называет проекты минской мастерской Studio 11, а начинающим советует следить за перспективой.

Сайт фотографа
 
 


Дмитрий Яговкин 
Дмитрий учился на дизайнера интерьера в одном из московских вузов и параллельно работал в профессиональной лаборатории «Фотолаб» на должности оператора сканирования, где через него проходило огромное количество слайдов и негативов как начинающих фотографов, так и фотографов с мировым именем. Увиденный мир увлек и захватил: Дмитрий купил в рассрочку у проявщика пленочный Pentax и начал первые шаги в новой сфере. Возможность проявлять, сканировать, печатать и получить конструктивную критику от коллег не отходя от рабочего места способствовала быстрому прогрессу. Со временем Дмитрий понял, что ближе всего по духу ему архитектурная фотография и начал вести Instagram, где стал выкладывать свои фото-эксперименты .

Сайт фотографа

Дмитрий Яговкин

Я не люблю суету и считаю, что она мешает в работе. Фотосъемка архитектуры подразумевает вдумчивый подход. Это и стало решающим фактором в выборе сферы. Что касается любимых проектов, то я их все люблю – каждый дорог и любим по-своему. И все же хотелось бы отметить мою поездку в Шанхай и Шэньчжэнь, где я снимал три крупных объекта для американского архитектурного бюро. Эти заказчики нашли меня как раз через Instagram, так что первый совет начинающим фотографам: не стоит недооценивать возможности этой платформы в плане профессионального продвижения. Также хочу посоветовать побольше путешествовать с фотоаппаратом, ходить на выставки, участвовать в конкурсах и не бояться совершать ошибки.

24 Июля 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Постсоветская традиционная архитектура. Генезис
Начинаю публиковать книгу «Неоклассическая архитектура России конца ХХ – начала XXI века». Более тридцати постсоветских лет в России существует новая классическая архитектура, стилистически и мировоззренчески оформленная, хотя и не являющаяся движением. Хотя традиционная архитектура исчезла после Второй мировой войны из образования, в последние десятилетия она актуализирована вызовами XXI века, к которым относятся: кризис города и экологии; отношения человека и техники как сверхсилы, не обладающей сверхразумом; растворение профессии архитектора в смежных специальностях. Введение посвящено генезису современной ситуации в ХХ веке.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Технологии и материалы
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.