Территория оперы: Архстояние-2019

Картина «Впечатление» дала название импрессионизму. Фестиваль Архстояние-2019 стал местом впечатлений от впечатлений, в основе которых лежат живопись Клода Моне, запахи Никола Ленивца, голос грибов, и даже монолог марсохода.

mainImg
Архстояние-2019 не про архитектуру. Вернее, про архитектуру, но не совсем про ту архитектуру, которую мы привыкли связывать с фестивалем – павильоны, инсталляции архитекторов и художников на этот раз стали элементами сценографии пяти опер, специально подготовленных к фестивалю Лабораторией молодых композиторов и драматургов «КОOPERAЦИЯ».

Главная тема Архстояния – переосмысление в первую очередь пространства оперы, которая стала основой программы фестиваля, и уже через оперные постановки произошло переосмысление существующих объектов, где происходило их действие. И все же одно из событий ложилось в рамки привычного представления об Архстоянии: на берегу Угры происходило зарождение пространства будущего – здесь было представлено начало строительства Угруана, 27-метровой башни, новой инсталляции художника Николая Полисского, которая должна стать высотной доминантой Никола-Ленивца.
Угруан. Визуализация
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Эта заявка на небоскреб в масштабах парка – первый цветной объект Николая Полисского для Никола-Ленивца: «Я вдохновлялся серией картин Клода Моне, посвященной Руанскому собору. Отсюда не только образ здания, на стальной каркас которого нанизываются цветные кольца из веточек лозы, которые и создадут «импрессионистскую» архитектуру, но и его название: Угра+Руан= Угруан».
Угруан. Эскиз
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Масштабный объект обещает стать не только самым высоким в Николо-Ленивце, но и самым дорогим. Капитальное строительство платформы для него на территории природного национального парка было специально согласовано Министерством природных ресурсов: двадцать восемь 12-метровых свай и бетонная плита толщиной полметра были установлены буквально за пару дней до фестиваля.
  • zooming
    1 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние

Всем гостям было предложено поучаствовать в его создании и раскрасить одну из 170 тысяч веток лозы, из которых и будут созданы цветные кольца. Как всегда, Николай Полисский использовал в объекте местные материалы: лозу собирают в окрестностях, затем скручивают проволокой и варят в печке. После обработки антисептиком ее чистят и красят: уже подготовленные кольца развешивают рядом с Угруаном.
Угруан. Сушка деталей конструкций из лозы после покраски. На заднем плане – первый ярус Угруана
©пресс-служба фестиваля Архстояние

На момент фестиваля был возведены нижние ярусы конструкций и начался монтаж колец, который сопровождала серия перформансов, каждый из которых был посвящен одному из цветов RGB – своего рода исследование и погружение в цвет как таковой. К зиме объект станет полноценной частью парка, будет что посмотреть на Масленницу.

Архстояние современной оперы
Как территория для 321 исполнителя, а именно так назывался фестиваль этого года, Николо-Ленивец оказался велик. Расстояния между местами действий оказались великоваты для того чтобы вовремя успеть на следующее представление. Главными оперными центрами стали: Зиккурат, Арка, Блиндаж, Роща в «Версале», Павильон Шишек и Маяк.

Сперва может показаться, что в содержании оперной части – ни слова про архитектуру. Но по словам куратора фестиваля Юлии Бычковой, режиссеры выбирали место для постановок и оно, несомненно, играло одну из ключевых ролей в спектаклях.

Каждая из опер, представленных на фестивале – своего рода стояние на перепутье, размышление о том что такое опера в современном мире, о чем она должна говорить и какие формы воздействия на зрителя должна использовать. Собственно, в этом и заключается работа Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КОOPERAЦИЯ». Территория Архстояния в этом смысле – экспериментальная площадка, где происходит поиск взаимодействия оперного театра с природой, ну и с архитектурой, некогда возникшей на территории Никола-Ленивца.

Любопытный зиккурат
К «Ленивому Зиккурату» Владимира Кузьмина и бюро «Поле-дизайн» в дни фестиваля выстраивалась очередь: здесь давали оперу Curiosity (композитор Николай Попов, драматург Таня Рахманова​ и режиссер Алексей Смирнов). На первом, земном, ярусе зиккурата расположился пункт управления, где три оператора ведут twitter-аккаунт марсохода NASA, именем которого и названа опера. Верхние уровни были закрыты, широкая плотная портьера завешивала единственный вход в Зиккурат, и таким образом образовалось герметичное помещение без окон и без дверей- своего руда бункер.
Опера Curiosity. Три оператора ведут twitter-аккаунт марсохода NASA
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Язык программирования, на котором общаются с Curiosity операторы марсохода, получают и передают информацию, стал основой партитуры: источником вдохновения для создателей оперы псолужил реальный twitter-аккаунт NASA, который уже семь лет ведется от имени марсохода, и который собственно переводит всю поступающую информацию в понятные людям слова.
Одинокий марсоход движется по марсианской поверхности, оставляя следы и рассказывает обо всем, что с ним происходит на далекой планете, запечатлевая марсианские пейзажи и даже делая селфи, а земная жизнь течет своим чередом: политические волнения, личная жизнь, стихийные бедствия – это тот фон, на котором происходит одинокий маршрут дорогого механизма, посланного в космос в поисках жизни. На экране вспыхивают сообщения из twitterа, то возникают сводки мировых новостей. Операторы марсохода – лишь посредники между машиной и подписчиками аккаунта, своего рода переводчики, и в то же время обыкновенные люди собственными проблемами, мечтами и устремлениями. Их голоса – разговор с машиной, перемежающийся личными переживаниями, не относящимися к жизни марсохода. Они также одиноки как и он, но они живые, и именно они имитируют одушевленность Curiosity, ведя его twitter-аккаунт.
zooming
Опера Curiosity
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Возможно, впервые Зиккурат был использован в значении, в котором его интерпретировали первые исследователи месопотамских построек – в качестве обсерватории. Но направленность взгляда зрителей и участников оперы вовнутрь, на экраны мониторов, установленных на сцене и транслирующих хроники марсохода; навес, закрывающий от непогоды зрителей и участников спектакля и делающий недоступными верхние ярусы постройки, стали метафорой разобщенности человека с космосом, мечты и реальности. «Зиккурат» с его замкнутым пространством представляет собой микромодель нашего общества и бескрайнего космоса вокруг», – объяснила руководитель лаборатории «КоОПEРАция» Екатерина Васильева.

Голос всемирного древа 
«WWW» World Wooden Web» – опера, действие которой происходило прямо в лесу – в Березках местного Версаля. Она состояла из двух частей: звуков, в которые с помощью специальных датчиков преобразовывались данные, полученные от кустов, деревьев и травы, и перформанса с использованием «музыки растений» и при участии артистов: «Мы переводим импульсы растений не только в звуки, но также в тексты и в видео», – подчеркнула режиссер проекта Капитолина Цветкова-Плотникова.
Опера «WWW" World Wooden Web». Режиссер Капитолина Цветкова-Плотникова на сцене в Березках
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Исполненная в жанре science art – области современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического – «WWW» World Wooden Web» использует не только новейшие технологические достижения, но и глубокие научные исследования. В частности, изучение леса Пандо, называемого также Дрожащим гигантом – самого большого живого организма на Земле, расположившимся в штате Юта в США. По расчетам ученых, Дрожащий Гигант родился как минимум 80 000 лет назад. Хотя самым старым деревьям в нем не более 130 лет, единая корневая система делает его еще и самым старым живым организмом на Земле. Само название леса «Пандо» в переводе с латинского означает «Я распространился».

Опера шла в режиме «нон-стоп»: установленные датчики непрерывно фиксировали голоса грибов и растений и трансформировали их в музыку.
Опера «WWW" World Wooden Web».Грибы также исполняли музыку благодаря установленным датчикам
Фотография © пресс-служба фестиваля Архстояние
zooming
Опера «WWW" World Wooden Web»
Фотография © пресс-служба фестиваля Архстояние

По словам режиссера связь этой оперы с парком Никола-Ленивца – в выборе исполнителей.«Мы думали, чтобы установить датчики на кустах и деревьях, но в парке оказалось много грибов, и мы решили, что с ними мы тоже попробуем выстроить коммуникацию. Это разговор о жизни и смерти. Но то, что мы воспринимаем уход из жизни как трагедию, в мире растений не является таковой. Это опера о связях всего живого в мире и том, как трудно услышать друг друга и понять». Перевод идеи на привычный визуальный язык осуществлялся через историю любви и смерти в исполнении актеров во время постановочной части представления.
  • zooming
    1 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    © пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    Фотография © пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    ©пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    4 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    Фотография © пресс служба фестиваля Архстояние

Несмотря на отсутствие каких бы то ни было архитектурных элементов в постановке, за исключением деревянного помоста, где разворачивалось действие, на ум приходили размышления в области архитектурной философии рубежа ХХ–XXI веков, связанной с понятием «ризома» Жиля Делёза и Пьера-Феликса Гваттари, в частности, работы Александра Раппопорта.

В поисках бога
Другое музыкальное произведение, «TEO/Teo/THEO», исполняли в «Арке» Бориса Бернаскони (объект 2012 года) на границе леса и поля. Действие оперы разворачивается снизу вверх. У подножья арки герои и общаются с искусственным интеллектом, который, как им кажется, должен разрешить их бытовые проблемы.
Опера «TEO/Teo/THEO». Первый акт оперы проходил у подножья Арки
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Опера «TEO/Teo/THEO»
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Платформа сверху арки – место разговора с «богом» – ботом Тео, гаджетом, который должен ответить на главные вопросы бытия героев. Голос мировой оперной дивы Натальи Пшеничниковой, преобразившейся в черную птицу, буквально воспарил над аркой, вопрошая «где ты, Тео?». Ответ на него в опере так и не был дан: «Это движение вверх, к небу, которое остается безмолвным, – пояснила Евгения Беркович, режиссер оперы, – важно провести зрителя по всему пути и оставить его, не читая финальной морали».
Опера «TEO/Teo/THEO». Второй акт. Меццо-сопрано Наталья Пшеничникова на крыше Арки
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Опера «TEO/Teo/THEO». Апофеоз
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Антураж располагал к вопросам: черная арка Бернаскони, стоящая на границе леса и поля, стала пограничным местом между небом и землей, откуда вопрошают, но ответы придется искать каждому самостоятельно. К фестивалю арку дополнили цветом: в нее встроили витражи – цветные «пиксели», что придало объекту совершенно новую выразительную цветовую форму.

Кстати, цвет появился и у Ротонды Бродского – разноцветные бревна придали динамизм статическому объекту. По словам куратора Юлии Бычковой – это временная инсталляция перед реставрацией одного из ранних объектов фестиваля: открытая всем ветрам Ротонда наиболее уязвимый объект Никола-Ленивца.

Полным ходом идет и реставрация Бобура: ветки, из которых он сложен, распушаются со временем и сейчас в объекте «открылись» окна.

 В «Блиндаже» Алексея Козыря, созданном в 2006 году, открылся «Подвал памяти», где генерировался запах Никола-Ленивца, который активировали во время исполнения оперы «Блуждающие огни» (музыка Адриан Мокану, текст Дана Жанэ, режиссер Ася Чащинская) самого зрелищного действа, развернувшегося в темное время суток на «Маяке» Николая Полисского.
Фотография ©пресс- служба фестиваля Архстояние

Таинственная мистерия, в основе которой история Орфея и Эвридики, ради которой стоило поехать в Николо-Ленивец, стала прекрасным финальным аккордом фестиваля, который, хочется верить, в следующем году снова приятно удивит.
  • zooming
    1 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    4 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    5 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    6 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    7 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    8 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    9 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    10 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние

 

06 Августа 2019

Похожие статьи
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.