Территория оперы: Архстояние-2019

Картина «Впечатление» дала название импрессионизму. Фестиваль Архстояние-2019 стал местом впечатлений от впечатлений, в основе которых лежат живопись Клода Моне, запахи Никола Ленивца, голос грибов, и даже монолог марсохода.

Мария Трошина

Автор текста:
Мария Трошина

06 Августа 2019
mainImg
0 Архстояние-2019 не про архитектуру. Вернее, про архитектуру, но не совсем про ту архитектуру, которую мы привыкли связывать с фестивалем – павильоны, инсталляции архитекторов и художников на этот раз стали элементами сценографии пяти опер, специально подготовленных к фестивалю Лабораторией молодых композиторов и драматургов «КОOPERAЦИЯ».

Главная тема Архстояния – переосмысление в первую очередь пространства оперы, которая стала основой программы фестиваля, и уже через оперные постановки произошло переосмысление существующих объектов, где происходило их действие. И все же одно из событий ложилось в рамки привычного представления об Архстоянии: на берегу Угры происходило зарождение пространства будущего – здесь было представлено начало строительства Угруана, 27-метровой башни, новой инсталляции художника Николая Полисского, которая должна стать высотной доминантой Никола-Ленивца.
Угруан. Визуализация
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Эта заявка на небоскреб в масштабах парка – первый цветной объект Николая Полисского для Никола-Ленивца: «Я вдохновлялся серией картин Клода Моне, посвященной Руанскому собору. Отсюда не только образ здания, на стальной каркас которого нанизываются цветные кольца из веточек лозы, которые и создадут «импрессионистскую» архитектуру, но и его название: Угра+Руан= Угруан».
Угруан. Эскиз
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Масштабный объект обещает стать не только самым высоким в Николо-Ленивце, но и самым дорогим. Капитальное строительство платформы для него на территории природного национального парка было специально согласовано Министерством природных ресурсов: двадцать восемь 12-метровых свай и бетонная плита толщиной полметра были установлены буквально за пару дней до фестиваля.
  • zooming
    1 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние

Всем гостям было предложено поучаствовать в его создании и раскрасить одну из 170 тысяч веток лозы, из которых и будут созданы цветные кольца. Как всегда, Николай Полисский использовал в объекте местные материалы: лозу собирают в окрестностях, затем скручивают проволокой и варят в печке. После обработки антисептиком ее чистят и красят: уже подготовленные кольца развешивают рядом с Угруаном.
Угруан. Сушка деталей конструкций из лозы после покраски. На заднем плане – первый ярус Угруана
©пресс-служба фестиваля Архстояние

На момент фестиваля был возведены нижние ярусы конструкций и начался монтаж колец, который сопровождала серия перформансов, каждый из которых был посвящен одному из цветов RGB – своего рода исследование и погружение в цвет как таковой. К зиме объект станет полноценной частью парка, будет что посмотреть на Масленницу.

Архстояние современной оперы
Как территория для 321 исполнителя, а именно так назывался фестиваль этого года, Николо-Ленивец оказался велик. Расстояния между местами действий оказались великоваты для того чтобы вовремя успеть на следующее представление. Главными оперными центрами стали: Зиккурат, Арка, Блиндаж, Роща в «Версале», Павильон Шишек и Маяк.

Сперва может показаться, что в содержании оперной части – ни слова про архитектуру. Но по словам куратора фестиваля Юлии Бычковой, режиссеры выбирали место для постановок и оно, несомненно, играло одну из ключевых ролей в спектаклях.

Каждая из опер, представленных на фестивале – своего рода стояние на перепутье, размышление о том что такое опера в современном мире, о чем она должна говорить и какие формы воздействия на зрителя должна использовать. Собственно, в этом и заключается работа Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КОOPERAЦИЯ». Территория Архстояния в этом смысле – экспериментальная площадка, где происходит поиск взаимодействия оперного театра с природой, ну и с архитектурой, некогда возникшей на территории Никола-Ленивца.

Любопытный зиккурат
К «Ленивому Зиккурату» Владимира Кузьмина и бюро «Поле-дизайн» в дни фестиваля выстраивалась очередь: здесь давали оперу Curiosity (композитор Николай Попов, драматург Таня Рахманова​ и режиссер Алексей Смирнов). На первом, земном, ярусе зиккурата расположился пункт управления, где три оператора ведут twitter-аккаунт марсохода NASA, именем которого и названа опера. Верхние уровни были закрыты, широкая плотная портьера завешивала единственный вход в Зиккурат, и таким образом образовалось герметичное помещение без окон и без дверей- своего руда бункер.
Опера Curiosity. Три оператора ведут twitter-аккаунт марсохода NASA
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Язык программирования, на котором общаются с Curiosity операторы марсохода, получают и передают информацию, стал основой партитуры: источником вдохновения для создателей оперы псолужил реальный twitter-аккаунт NASA, который уже семь лет ведется от имени марсохода, и который собственно переводит всю поступающую информацию в понятные людям слова.
Одинокий марсоход движется по марсианской поверхности, оставляя следы и рассказывает обо всем, что с ним происходит на далекой планете, запечатлевая марсианские пейзажи и даже делая селфи, а земная жизнь течет своим чередом: политические волнения, личная жизнь, стихийные бедствия – это тот фон, на котором происходит одинокий маршрут дорогого механизма, посланного в космос в поисках жизни. На экране вспыхивают сообщения из twitterа, то возникают сводки мировых новостей. Операторы марсохода – лишь посредники между машиной и подписчиками аккаунта, своего рода переводчики, и в то же время обыкновенные люди собственными проблемами, мечтами и устремлениями. Их голоса – разговор с машиной, перемежающийся личными переживаниями, не относящимися к жизни марсохода. Они также одиноки как и он, но они живые, и именно они имитируют одушевленность Curiosity, ведя его twitter-аккаунт.
zooming
Опера Curiosity
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Возможно, впервые Зиккурат был использован в значении, в котором его интерпретировали первые исследователи месопотамских построек – в качестве обсерватории. Но направленность взгляда зрителей и участников оперы вовнутрь, на экраны мониторов, установленных на сцене и транслирующих хроники марсохода; навес, закрывающий от непогоды зрителей и участников спектакля и делающий недоступными верхние ярусы постройки, стали метафорой разобщенности человека с космосом, мечты и реальности. «Зиккурат» с его замкнутым пространством представляет собой микромодель нашего общества и бескрайнего космоса вокруг», – объяснила руководитель лаборатории «КоОПEРАция» Екатерина Васильева.

Голос всемирного древа 
«WWW» World Wooden Web» – опера, действие которой происходило прямо в лесу – в Березках местного Версаля. Она состояла из двух частей: звуков, в которые с помощью специальных датчиков преобразовывались данные, полученные от кустов, деревьев и травы, и перформанса с использованием «музыки растений» и при участии артистов: «Мы переводим импульсы растений не только в звуки, но также в тексты и в видео», – подчеркнула режиссер проекта Капитолина Цветкова-Плотникова.
Опера «WWW" World Wooden Web». Режиссер Капитолина Цветкова-Плотникова на сцене в Березках
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Исполненная в жанре science art – области современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического – «WWW» World Wooden Web» использует не только новейшие технологические достижения, но и глубокие научные исследования. В частности, изучение леса Пандо, называемого также Дрожащим гигантом – самого большого живого организма на Земле, расположившимся в штате Юта в США. По расчетам ученых, Дрожащий Гигант родился как минимум 80 000 лет назад. Хотя самым старым деревьям в нем не более 130 лет, единая корневая система делает его еще и самым старым живым организмом на Земле. Само название леса «Пандо» в переводе с латинского означает «Я распространился».

Опера шла в режиме «нон-стоп»: установленные датчики непрерывно фиксировали голоса грибов и растений и трансформировали их в музыку.
Опера «WWW" World Wooden Web».Грибы также исполняли музыку благодаря установленным датчикам
Фотография © пресс-служба фестиваля Архстояние
zooming
Опера «WWW" World Wooden Web»
Фотография © пресс-служба фестиваля Архстояние

По словам режиссера связь этой оперы с парком Никола-Ленивца – в выборе исполнителей.«Мы думали, чтобы установить датчики на кустах и деревьях, но в парке оказалось много грибов, и мы решили, что с ними мы тоже попробуем выстроить коммуникацию. Это разговор о жизни и смерти. Но то, что мы воспринимаем уход из жизни как трагедию, в мире растений не является таковой. Это опера о связях всего живого в мире и том, как трудно услышать друг друга и понять». Перевод идеи на привычный визуальный язык осуществлялся через историю любви и смерти в исполнении актеров во время постановочной части представления.
  • zooming
    1 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    © пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    Фотография © пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    ©пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    4 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    Фотография © пресс служба фестиваля Архстояние

Несмотря на отсутствие каких бы то ни было архитектурных элементов в постановке, за исключением деревянного помоста, где разворачивалось действие, на ум приходили размышления в области архитектурной философии рубежа ХХ–XXI веков, связанной с понятием «ризома» Жиля Делёза и Пьера-Феликса Гваттари, в частности, работы Александра Раппопорта.

В поисках бога
Другое музыкальное произведение, «TEO/Teo/THEO», исполняли в «Арке» Бориса Бернаскони (объект 2012 года) на границе леса и поля. Действие оперы разворачивается снизу вверх. У подножья арки герои и общаются с искусственным интеллектом, который, как им кажется, должен разрешить их бытовые проблемы.
Опера «TEO/Teo/THEO». Первый акт оперы проходил у подножья Арки
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Опера «TEO/Teo/THEO»
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Платформа сверху арки – место разговора с «богом» – ботом Тео, гаджетом, который должен ответить на главные вопросы бытия героев. Голос мировой оперной дивы Натальи Пшеничниковой, преобразившейся в черную птицу, буквально воспарил над аркой, вопрошая «где ты, Тео?». Ответ на него в опере так и не был дан: «Это движение вверх, к небу, которое остается безмолвным, – пояснила Евгения Беркович, режиссер оперы, – важно провести зрителя по всему пути и оставить его, не читая финальной морали».
Опера «TEO/Teo/THEO». Второй акт. Меццо-сопрано Наталья Пшеничникова на крыше Арки
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Опера «TEO/Teo/THEO». Апофеоз
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Антураж располагал к вопросам: черная арка Бернаскони, стоящая на границе леса и поля, стала пограничным местом между небом и землей, откуда вопрошают, но ответы придется искать каждому самостоятельно. К фестивалю арку дополнили цветом: в нее встроили витражи – цветные «пиксели», что придало объекту совершенно новую выразительную цветовую форму.

Кстати, цвет появился и у Ротонды Бродского – разноцветные бревна придали динамизм статическому объекту. По словам куратора Юлии Бычковой – это временная инсталляция перед реставрацией одного из ранних объектов фестиваля: открытая всем ветрам Ротонда наиболее уязвимый объект Никола-Ленивца.

Полным ходом идет и реставрация Бобура: ветки, из которых он сложен, распушаются со временем и сейчас в объекте «открылись» окна.

 В «Блиндаже» Алексея Козыря, созданном в 2006 году, открылся «Подвал памяти», где генерировался запах Никола-Ленивца, который активировали во время исполнения оперы «Блуждающие огни» (музыка Адриан Мокану, текст Дана Жанэ, режиссер Ася Чащинская) самого зрелищного действа, развернувшегося в темное время суток на «Маяке» Николая Полисского.
Фотография ©пресс- служба фестиваля Архстояние

Таинственная мистерия, в основе которой история Орфея и Эвридики, ради которой стоило поехать в Николо-Ленивец, стала прекрасным финальным аккордом фестиваля, который, хочется верить, в следующем году снова приятно удивит.
  • zooming
    1 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    4 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    5 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    6 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    7 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    8 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    9 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    10 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние

 

06 Августа 2019

Мария Трошина

Автор текста:

Мария Трошина
Похожие статьи
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Технологии и материалы
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Сейчас на главной
Трапеза с видом
Для интерьера ресторана Da Vittorio в основании башни Allianz в Милане Андреа Маффеи выбрал стиль, который по его мнению больше всего подходит крупным современным мегаполисам и ориентирован на активную городскую молодежь.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Храм спорта
В Ла-Пас началось строительство стадиона для футбольного клуба «Боливар», сильнейшего в Боливии. Авторы проекта – испанцы L35 Arquitectos.
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.