Территория оперы: Архстояние-2019

Картина «Впечатление» дала название импрессионизму. Фестиваль Архстояние-2019 стал местом впечатлений от впечатлений, в основе которых лежат живопись Клода Моне, запахи Никола Ленивца, голос грибов, и даже монолог марсохода.

mainImg
Архстояние-2019 не про архитектуру. Вернее, про архитектуру, но не совсем про ту архитектуру, которую мы привыкли связывать с фестивалем – павильоны, инсталляции архитекторов и художников на этот раз стали элементами сценографии пяти опер, специально подготовленных к фестивалю Лабораторией молодых композиторов и драматургов «КОOPERAЦИЯ».

Главная тема Архстояния – переосмысление в первую очередь пространства оперы, которая стала основой программы фестиваля, и уже через оперные постановки произошло переосмысление существующих объектов, где происходило их действие. И все же одно из событий ложилось в рамки привычного представления об Архстоянии: на берегу Угры происходило зарождение пространства будущего – здесь было представлено начало строительства Угруана, 27-метровой башни, новой инсталляции художника Николая Полисского, которая должна стать высотной доминантой Никола-Ленивца.
Угруан. Визуализация
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Эта заявка на небоскреб в масштабах парка – первый цветной объект Николая Полисского для Никола-Ленивца: «Я вдохновлялся серией картин Клода Моне, посвященной Руанскому собору. Отсюда не только образ здания, на стальной каркас которого нанизываются цветные кольца из веточек лозы, которые и создадут «импрессионистскую» архитектуру, но и его название: Угра+Руан= Угруан».
Угруан. Эскиз
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Масштабный объект обещает стать не только самым высоким в Николо-Ленивце, но и самым дорогим. Капитальное строительство платформы для него на территории природного национального парка было специально согласовано Министерством природных ресурсов: двадцать восемь 12-метровых свай и бетонная плита толщиной полметра были установлены буквально за пару дней до фестиваля.
  • zooming
    1 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 3
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние

Всем гостям было предложено поучаствовать в его создании и раскрасить одну из 170 тысяч веток лозы, из которых и будут созданы цветные кольца. Как всегда, Николай Полисский использовал в объекте местные материалы: лозу собирают в окрестностях, затем скручивают проволокой и варят в печке. После обработки антисептиком ее чистят и красят: уже подготовленные кольца развешивают рядом с Угруаном.
Угруан. Сушка деталей конструкций из лозы после покраски. На заднем плане – первый ярус Угруана
©пресс-служба фестиваля Архстояние

На момент фестиваля был возведены нижние ярусы конструкций и начался монтаж колец, который сопровождала серия перформансов, каждый из которых был посвящен одному из цветов RGB – своего рода исследование и погружение в цвет как таковой. К зиме объект станет полноценной частью парка, будет что посмотреть на Масленницу.

Архстояние современной оперы
Как территория для 321 исполнителя, а именно так назывался фестиваль этого года, Николо-Ленивец оказался велик. Расстояния между местами действий оказались великоваты для того чтобы вовремя успеть на следующее представление. Главными оперными центрами стали: Зиккурат, Арка, Блиндаж, Роща в «Версале», Павильон Шишек и Маяк.

Сперва может показаться, что в содержании оперной части – ни слова про архитектуру. Но по словам куратора фестиваля Юлии Бычковой, режиссеры выбирали место для постановок и оно, несомненно, играло одну из ключевых ролей в спектаклях.

Каждая из опер, представленных на фестивале – своего рода стояние на перепутье, размышление о том что такое опера в современном мире, о чем она должна говорить и какие формы воздействия на зрителя должна использовать. Собственно, в этом и заключается работа Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КОOPERAЦИЯ». Территория Архстояния в этом смысле – экспериментальная площадка, где происходит поиск взаимодействия оперного театра с природой, ну и с архитектурой, некогда возникшей на территории Никола-Ленивца.

Любопытный зиккурат
К «Ленивому Зиккурату» Владимира Кузьмина и бюро «Поле-дизайн» в дни фестиваля выстраивалась очередь: здесь давали оперу Curiosity (композитор Николай Попов, драматург Таня Рахманова​ и режиссер Алексей Смирнов). На первом, земном, ярусе зиккурата расположился пункт управления, где три оператора ведут twitter-аккаунт марсохода NASA, именем которого и названа опера. Верхние уровни были закрыты, широкая плотная портьера завешивала единственный вход в Зиккурат, и таким образом образовалось герметичное помещение без окон и без дверей- своего руда бункер.
Опера Curiosity. Три оператора ведут twitter-аккаунт марсохода NASA
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Язык программирования, на котором общаются с Curiosity операторы марсохода, получают и передают информацию, стал основой партитуры: источником вдохновения для создателей оперы псолужил реальный twitter-аккаунт NASA, который уже семь лет ведется от имени марсохода, и который собственно переводит всю поступающую информацию в понятные людям слова.
Одинокий марсоход движется по марсианской поверхности, оставляя следы и рассказывает обо всем, что с ним происходит на далекой планете, запечатлевая марсианские пейзажи и даже делая селфи, а земная жизнь течет своим чередом: политические волнения, личная жизнь, стихийные бедствия – это тот фон, на котором происходит одинокий маршрут дорогого механизма, посланного в космос в поисках жизни. На экране вспыхивают сообщения из twitterа, то возникают сводки мировых новостей. Операторы марсохода – лишь посредники между машиной и подписчиками аккаунта, своего рода переводчики, и в то же время обыкновенные люди собственными проблемами, мечтами и устремлениями. Их голоса – разговор с машиной, перемежающийся личными переживаниями, не относящимися к жизни марсохода. Они также одиноки как и он, но они живые, и именно они имитируют одушевленность Curiosity, ведя его twitter-аккаунт.
zooming
Опера Curiosity
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Возможно, впервые Зиккурат был использован в значении, в котором его интерпретировали первые исследователи месопотамских построек – в качестве обсерватории. Но направленность взгляда зрителей и участников оперы вовнутрь, на экраны мониторов, установленных на сцене и транслирующих хроники марсохода; навес, закрывающий от непогоды зрителей и участников спектакля и делающий недоступными верхние ярусы постройки, стали метафорой разобщенности человека с космосом, мечты и реальности. «Зиккурат» с его замкнутым пространством представляет собой микромодель нашего общества и бескрайнего космоса вокруг», – объяснила руководитель лаборатории «КоОПEРАция» Екатерина Васильева.

Голос всемирного древа 
«WWW» World Wooden Web» – опера, действие которой происходило прямо в лесу – в Березках местного Версаля. Она состояла из двух частей: звуков, в которые с помощью специальных датчиков преобразовывались данные, полученные от кустов, деревьев и травы, и перформанса с использованием «музыки растений» и при участии артистов: «Мы переводим импульсы растений не только в звуки, но также в тексты и в видео», – подчеркнула режиссер проекта Капитолина Цветкова-Плотникова.
Опера «WWW" World Wooden Web». Режиссер Капитолина Цветкова-Плотникова на сцене в Березках
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Исполненная в жанре science art – области современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического – «WWW» World Wooden Web» использует не только новейшие технологические достижения, но и глубокие научные исследования. В частности, изучение леса Пандо, называемого также Дрожащим гигантом – самого большого живого организма на Земле, расположившимся в штате Юта в США. По расчетам ученых, Дрожащий Гигант родился как минимум 80 000 лет назад. Хотя самым старым деревьям в нем не более 130 лет, единая корневая система делает его еще и самым старым живым организмом на Земле. Само название леса «Пандо» в переводе с латинского означает «Я распространился».

Опера шла в режиме «нон-стоп»: установленные датчики непрерывно фиксировали голоса грибов и растений и трансформировали их в музыку.
Опера «WWW" World Wooden Web».Грибы также исполняли музыку благодаря установленным датчикам
Фотография © пресс-служба фестиваля Архстояние
zooming
Опера «WWW" World Wooden Web»
Фотография © пресс-служба фестиваля Архстояние

По словам режиссера связь этой оперы с парком Никола-Ленивца – в выборе исполнителей.«Мы думали, чтобы установить датчики на кустах и деревьях, но в парке оказалось много грибов, и мы решили, что с ними мы тоже попробуем выстроить коммуникацию. Это разговор о жизни и смерти. Но то, что мы воспринимаем уход из жизни как трагедию, в мире растений не является таковой. Это опера о связях всего живого в мире и том, как трудно услышать друг друга и понять». Перевод идеи на привычный визуальный язык осуществлялся через историю любви и смерти в исполнении актеров во время постановочной части представления.
  • zooming
    1 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    © пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    Фотография © пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    ©пресс служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    4 / 4
    Опера «WWW» World Wooden Web»
    Фотография © пресс служба фестиваля Архстояние

Несмотря на отсутствие каких бы то ни было архитектурных элементов в постановке, за исключением деревянного помоста, где разворачивалось действие, на ум приходили размышления в области архитектурной философии рубежа ХХ–XXI веков, связанной с понятием «ризома» Жиля Делёза и Пьера-Феликса Гваттари, в частности, работы Александра Раппопорта.

В поисках бога
Другое музыкальное произведение, «TEO/Teo/THEO», исполняли в «Арке» Бориса Бернаскони (объект 2012 года) на границе леса и поля. Действие оперы разворачивается снизу вверх. У подножья арки герои и общаются с искусственным интеллектом, который, как им кажется, должен разрешить их бытовые проблемы.
Опера «TEO/Teo/THEO». Первый акт оперы проходил у подножья Арки
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Опера «TEO/Teo/THEO»
© пресс-служба фестиваля Архстояние

Платформа сверху арки – место разговора с «богом» – ботом Тео, гаджетом, который должен ответить на главные вопросы бытия героев. Голос мировой оперной дивы Натальи Пшеничниковой, преобразившейся в черную птицу, буквально воспарил над аркой, вопрошая «где ты, Тео?». Ответ на него в опере так и не был дан: «Это движение вверх, к небу, которое остается безмолвным, – пояснила Евгения Беркович, режиссер оперы, – важно провести зрителя по всему пути и оставить его, не читая финальной морали».
Опера «TEO/Teo/THEO». Второй акт. Меццо-сопрано Наталья Пшеничникова на крыше Арки
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Опера «TEO/Teo/THEO». Апофеоз
©пресс-служба фестиваля Архстояние

Антураж располагал к вопросам: черная арка Бернаскони, стоящая на границе леса и поля, стала пограничным местом между небом и землей, откуда вопрошают, но ответы придется искать каждому самостоятельно. К фестивалю арку дополнили цветом: в нее встроили витражи – цветные «пиксели», что придало объекту совершенно новую выразительную цветовую форму.

Кстати, цвет появился и у Ротонды Бродского – разноцветные бревна придали динамизм статическому объекту. По словам куратора Юлии Бычковой – это временная инсталляция перед реставрацией одного из ранних объектов фестиваля: открытая всем ветрам Ротонда наиболее уязвимый объект Никола-Ленивца.

Полным ходом идет и реставрация Бобура: ветки, из которых он сложен, распушаются со временем и сейчас в объекте «открылись» окна.

 В «Блиндаже» Алексея Козыря, созданном в 2006 году, открылся «Подвал памяти», где генерировался запах Никола-Ленивца, который активировали во время исполнения оперы «Блуждающие огни» (музыка Адриан Мокану, текст Дана Жанэ, режиссер Ася Чащинская) самого зрелищного действа, развернувшегося в темное время суток на «Маяке» Николая Полисского.
Фотография ©пресс- служба фестиваля Архстояние

Таинственная мистерия, в основе которой история Орфея и Эвридики, ради которой стоило поехать в Николо-Ленивец, стала прекрасным финальным аккордом фестиваля, который, хочется верить, в следующем году снова приятно удивит.
  • zooming
    1 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    2 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    3 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    4 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    5 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    6 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    7 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    8 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    9 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние
  • zooming
    10 / 10
    Опера «Блуждающие огни»
    Фотография ©пресс-служба фестиваля Архстояние

 

06 Августа 2019

Похожие статьи
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.